АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2978/18
Екатеринбург
13 сентября 2018 г.
Дело № А34-4479/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Жаворонкова Д.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее – управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.11.2017 по делу № А34-4479/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018 № 2).
Общество с ограниченной ответственностью «Сигма» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к управлению о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2017 № 04-08/05-440 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в сумме 150 000 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.
Решением суда от 13.11.2017 (судья Обабкова Н.А.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 (судьи Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что в рассматриваемом случае законный представитель общества - директор уведомлялся надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении; надлежащие доказательства извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении постановления по делу об административном правонарушении имеются в материалах (уведомление о вручении почтовой корреспонденции); в материалах дела имеются уведомления о вручении, полученные ФИО3 и ФИО4; в соответствии с пунктами 32, 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи; вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, соответственно, вся корреспонденция, направленная и полученная по надлежащему адресу юридического лица, признается доставленной ему; директор общества обязан распределить обязанности между своими сотрудниками надлежащим образом, тем самым обеспечить получение корреспонденции юридическим лицом. Таким образом, обществом были получены все процессуальные документы, составленные (вынесенные) в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Управление отмечает, что согласно сообщению УФПС по Курганской области – Филиал ФГУП «Почта России» от 08.11.2017 корреспонденцию, адресованную обществу, почтальон с января 2017 года по май 2017 года доставлял в офис и вручал без представления доверенности, однако управление не должно нести ответственность за действия третьих лиц; общество, уходя от административной ответственности, намеренно получало корреспонденцию через третьих лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в управление 19.10.2016 поступила жалоба ФИО5, содержащая информацию о розничной продаже алкогольной продукции 13.10.2016 без сканирования штрих-кода и без выдачи чека с указанием QR-кода в магазине общества, расположенном по адресу: <...>, с приложенным кассовым чеком от 13.10.2016 № 104.
Управлением 21.12.2016 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
В рамках административного расследования управлением установлено, что общество на основании лицензии от 06.05.2016 серии 45 АА № 001892 (регистрационный номер 45РПА0001078), выданной Департаментом экономического развития Курганской области, сроком действия с 06.05.2016 до 06.05.2019, осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции по адресу: <...>; 22.12.2016 управлением получено объяснение от ФИО5, в котором он указал, что 13.10.2016 в магазине «Noto», расположенном по адресу: <...>, примерно в 14 часов, приобрел водку емкостью 0,5 литра «Доброе застолье» по цене 199 руб. и две бутылки Портвейна емкостью 1,5 литра в пластиковой таре по цене 189 руб. за бутылку; был выдан кассовый чек, который он приложил к жалобе; при продаже акцизная марка продавцом не сканировалась; купленную алкогольную продукцию предъявить не может, так как прошло много времени.
В соответствии с данными отчета «Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» в электронном виде информация о розничной продаже алкогольной продукции за 13.10.2016 обществом в единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) не зафиксирована.
Управлением в ходе проведения осмотра установлено, что общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции; в торговом зале на полках-витринах с ценниками у каждой единицы товара находится алкогольная продукция в ассортименте, как произведенная в Российской Федерации, так и импортированная; установлен контрольно-кассовый аппарат FPrint-55К 14 № 370472 03, находящийся на момент проведения осмотра, со слов представителя (менеджера) общества ФИО6, в нерабочем состоянии; также установлен кассовый аппарат АВ 14057 200 ЭКР-2012К Версия 01 05 492139, находящийся на момент проведения осмотра в рабочем состоянии; магазин оборудован соответствующими программными средствами для учета объемов оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, находящихся на момент проведения осмотра в нерабочем состоянии.
Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22.12.2016 № 04-08/О5-440 составлен в присутствии двух понятых и менеджера общества ФИО6
В целях проверки информации, указанной в жалобе, управлением определением об истребовании сведений от 21.12.2016 у общества были запрошены сведения по делу, ответа на данное определение от общества до 20.03.2017 не поступало.
Специалистами управления были выгружены все имеющиеся сведения из системы ЕГАИС по обществу, согласно которым в III-IV квартале 2016 года фиксация розничной продажи в системе ЕГАИС обществом не проводилась, но согласно декларациям, представленным обществом за III-IV квартал 2016 года, оборот розничной продажи алкогольной продукции в ассортименте обществом осуществлялся; в декларациях отражены сведения, как о поступлении алкогольной продукции, так и ее реализации; из деклараций контрагентов следует, что фактически поставка алкогольной продукции обществу в магазин, расположенный по адресу: <...> осуществлялась в III квартале 2016 года и в IV квартале 2016 года.
Извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении от 25.01.2017 управлением направлено по юридическому адресу общества; получено 01.02.2017 ФИО3.
По фактам указанных нарушений административным органом 20.03.2017 в отсутствии представителя общества составлен протокол № 304-08/О5-440 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Управлением 31.03.2017 вынесено определение о месте и времени рассмотрения дела об административном нарушении - 14.04.2017 в 10.00, направленное по юридическому адресу общества по почте и полученное 10.04.2017 ФИО4.
На основании протокола об административном правонарушении управлением в отсутствие представителя общества вынесено постановление от 14.04.2017 № 04-08/О5-440 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме 150 000 руб.
Полагая, что оспариваемое постановление управления нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что общество не было надлежаще извещено о времени и месте составления административного протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении; соответствующие извещения обществом не получены, так как вручены неуполномоченным лицам.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам.
Согласно статье 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
В соответствии с требованиями пунктов 1, 2 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 данного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей» утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила № 380).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 380 учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 названного закона.
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ при совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии со статьями 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Суды,исследовав вопрос об уведомлении законного представителя общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о рассмотрении материалов административного дела, пришли к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие надлежащее извещение общества о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, поскольку извещения вручены неуполномоченным лицам; лица, получившие корреспонденцию, в штате общества отсутствуют; почтовое отделение подтвердило факты вручения корреспонденции без проверки доверенностей (сообщение УФПС Курганской области – Филиал ФГУП «Почта России» от 08.11.2017).
Таким образом, несмотря на принятые управлением меры по извещению общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении административного дела, лицо, привлекаемое к ответственности не было извещено о совершении указанных процессуальных действий.
Ненадлежащее извещение является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности и достаточным основанием для признания вынесенного постановления незаконным.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что управлением по делу об административном правонарушении допущено существенное нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем оспариваемое постановление управления является незаконным и подлежит отмене.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется с учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу.
По адресу: <...>, по которому управлением отправлена почтовая корреспонденция и который является юридическим адресом общества, располагается многоквартирный жилой дом со встроенными на первом этаже помещениями различных юридических лиц и предпринимателей, имеющих отдельные входы, среди которых помещение магазина «NOTO», принадлежащее обществу, в связи с чем при установленных судами обстоятельствах оснований возлагать на общество ответственность за ненадлежащую организацию внутреннего документооборота и считать почтовую корреспонденцию, направленную управлением, доставленной обществу, не имеется.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку исследованных судами доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.11.2017 по делу № А34-4479/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Гусев
Судьи Д.В. Жаворонков
В.А. Лукьянов