ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-6292/2021 от 07.06.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2830/22

Екатеринбург

10 июня 2022 г.

Дело № А34-6292/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Черкезова Е.О., Вдовина Ю.В.,

при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании с использования систем веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автобус» (далее – общество, ООО «Автобус», заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.12.2021 по делу № А34-6292/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции принял участие представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) – ФИО2 (доверенность от 06.04.2021 № 5, паспорт, диплом).

В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие представители общества – ФИО3, директор (паспорт), ФИО4 (доверенность от 12.05.2022, паспорт, диплом).

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Департаменту экономического развития Курганской области (далее – департамент), ООО «Автобус» о признании общества не подтвердившим наличие у него транспортного средства
ГАЗ NextГA3-A65R35, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537); признании незаконным свидетельства серия 45АВ 000288 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537), выданное обществу; об обязании департамента предоставить предпринимателю право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537) (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Решением Арбитражного суда Курганской области, заявленные требования удовлетворены, ООО «Автобус» признано не подтвердившим наличие у него транспортного средства ГАЗ NextГA3-A65R35, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537); свидетельство серия 45АВ 000288 об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537), выданное ООО «Автобус», признано недействительным; суд обязал департамент предоставить предпринимателю право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель в жалобе настаивает на том, что департаментом согласована замена транспортного средства, которое соответствовало техническим параметрам, содержащимся в конкурсной документации, что свидетельствует о том, что департамент полностью информирован о транспортном средстве, которое обществом запланировано использовать для обслуживания маршрута, в связи с этим считает неправомерным указание суда апелляционной инстанции на обязанность департамента удостовериться в соблюдении победителем торгов положений части 9 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015
№ 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ). Считает ошибочным вывод апелляционного суда о том, что ссылка суда первой инстанции на положения пункта 2 части 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ как на правовое обоснование обязанности подтвердить наличие транспортных средств, предусмотренных заявкой, не является выходом за пределы исковых требований. Настаивает, что подавая конкурсную заявку ООО «Автобус» соответственно приняты на себя обязательства, указанные в приводимой норме права, при этом, сам факт подачи заявки свидетельствует о его принятии обществом. Считает, что делая выводы о несоответствии марки транспортного средства, суды не учли, что основополагающее значение имеют критерии, характеризующие качественные показатели транспортного средства, стаж работы в области пассажирских перевозок и аварийности за установленный период времени. Отмечает, что в положениях действующего законодательства и Порядка проведения конкурса не содержится требования о соответствии марки-модели транспортного средства согласно конкурсной заявки и фактически используемом на маршруте. Считает ошибочным утверждение суда первой инстанции об обязательности представления сведений о марке транспортного средства, поскольку марка транспортного средства это информация о его характеристиках.

Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором поддержал изложенные в нем доводы общества.

В возражениях на кассационную жалобу предприниматель указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, на официальном сайте департамента http://economy.kurganobl.ru 14.12.2020 размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, а также конкурсная документация, предметом которого являлось право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в том числе по лоту № 5 маршрут «Закоулово-Курган» (регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537), с необходимостью предоставления на маршрут один автобус малый.

Согласно протоколу от 14.01.2021 № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе для участия в конкурсе по лоту № 5 заявки поданы индивидуальным предпринимателем ФИО5, ООО «Автобус», индивидуальным предпринимателем ФИО6, индивидуальным предпринимателем ФИО7, ИП ФИО1

В соответствии с протоколом от 01.02.2021 № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе, к участию в конкурсе по лоту № 5 допущены ИП ФИО1 и ООО «Автобус». Индивидуальному предпринимателю ФИО6 и индивидуальному предпринимателю ФИО5 отказано в допуске к участию в конкурсе по лоту № 5 в связи с признанием данных участников не соответствующими требованиям к участнику конкурса, индивидуальному предпринимателю ФИО7 отказано в допуске к участию в конкурсе по лоту № 5 в связи с признанием поданной им заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Как следует из протокола оценки и сопоставления заявок от 08.02.2021 № 3 по результатам конкурса по лоту № 5 первый номер присвоен заявке ООО «Автобус» с количеством баллов - 31,5; второй номер присвоен заявке ИП ФИО1 с количеством баллов - 24.

Из приложенных к заявке ООО «Автобус» документов следует, что по лоту № 5 ООО «Автобус» для осуществления регулярных перевозок предложило автобус ГАЗ NextГАЗ-А65R35, 2020 года выпуска, с характеристиками: экологический класс ТС - 5, кондиционер, оборудование для использования газомоторного топлива, пассажирские сидения, оборудованные механизмом регулировки угла наклона спинки сидений, багажное отделение; в качестве основания владения автобусом указало договор лизинга от 28.12.2020 № АЛ 177346/01-20КГН.

На основании договора купли-продажи автомобиля от 10.02.2021 ООО «Автобус» приобрел у ФИО5 автобус марки Мерседес-Бенц 223237, 2018 года выпуска, 12.02.2021 данный автобус поставлен ООО «Автобус» на регистрационный учет в ГИБДД.

Общество обратилось к департаменту с письмом, в котором указано на то, что в связи с расторжением договора лизинга от 28.12.2020 № АЛ 177346/01-20КГН для выполнения перевозок будет использоваться транспортное средство Мерседес Спринтер, полностью соответствующее характеристикам, заявленным в предложении участника конкурса, в ответ на которое от 11.02.2021 исх. № 12-00672/21 департаментом сообщено о праве ООО «Автобус» использовать на маршруте № 537 автобус малого класса, предназначенный для перевозки пассажиров, любой марки и имеющий характеристики, указанные в конкурсной заявке: наличие кондиционера, экологический класс - 5, максимальный срок эксплуатации конкурсного транспортного средства в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - до 5 лет включительно.

ООО «Автобус» как победителю конкурса департаментом экономического развития выдано свидетельство серия 45 АВ 000288 об осуществлении перевозок по маршруту «Закоулово-Курган» (регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537) со сроком действия с 20.02.2021 по 19.02.2026.

Полагая, что обществом не подтверждено наличие у него транспортного средства, указанного в заявке на участие в конкурсе, в связи соответственно, право на получение свидетельства об осуществлении перевозок должно быть предоставлено ИП ФИО1, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев спор по существу, суды обеих инстанций пришли к выводу об обоснованности требований общества.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.

Отношения в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регламентируются Законом № 220-ФЗ.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

В силу части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок выдается по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии со статьей 21 Закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

Порядок поведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Курганской области регулируется Законом Курганской области от 29.12.2015 № 135 «О регулировании отдельных положений в сфере транспортного обслуживания населения на территории Курганской области» (далее - Закон № 135).

Из части 1 статьи 15 Закона № 135 следует, что открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок проводится уполномоченным органом в сфере транспортного обслуживания населения, установившим соответствующий маршрут регулярных перевозок, в соответствии со статьями 21 - 24 Закона № 220-ФЗ и с учетом положений Закона № 135.

На основании абзаца 10 подпункта 80 пункта 10 Положения о Департаменте экономического развития Курганской области, утвержденном постановлением Правительства Курганской области от 21.12.2015 № 411, департамент осуществляет полномочия по проведению открытых конкурсов на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 135 организатором конкурса утверждается порядок проведения открытого конкурса, включающий в себя порядок размещения на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о проведении открытого конкурса, форму заявки на участие в открытом конкурсе требования и содержания данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) с учетом положений Закона № 220-ФЗ.

Требования к участникам открытого конкурса установлены статьей 23 Закона № 220-ФЗ и разделом 3 конкурсной документации.

Согласно подпункту 2 пункт 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие указанным в статье требованиям, в том числе: принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Из пункта 2 конкурсной документации следует, что к участию в конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, отвечающие требования, указанным в данном пункте, в том числе принявшие на себя обязательство в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в срок, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (подпункт 2 пункта 2).

Частью 2 статьи 24 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений данного Закона. Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется в соответствии с критериями, предусмотренными частью 3 статьи 24 Закона № 220-ФЗ (часть 3 статьи 15 Закона № 135).

Согласно части 4 статьи 15 Закона № 135 шкала для оценки критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок устанавливается постановлением Правительства Курганской области.

Сведения и документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, перечислены в пункте 10 конкурсной документации. В том числе, заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении лота, на участие в котором подана заявка на участие в открытом конкурсе, по форме согласно приложению 6 к конкурсной документации (подпункт 7 пункта 10).

В силу пункта 42 конкурсной документации конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками открытого конкурса.

Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется конкурсной комиссией по критериям, указанным в приложении 2 конкурсной документации. Оценка заявки на участие в открытом конкурсе определяется путем суммирования баллов, присвоенных конкурсной комиссией такой заявке по каждому критерию оценки и сопоставления заявок согласно шкале для оценки критериев оценки и сопоставления заявок, указанной в приложении 2 к конкурсной документации (пункт 43 конкурсной документации).

В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Из части 11 статьи 24 Закона № 220-ФЗ следует, что порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.

На основании пункта 50 конкурсной документации, по результатам открытого конкурса организатор конкурса выдает свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута регулярных перевозок на срок не менее, чем пять лет победителю этого конкурса в течение десяти дней со дня подтверждения им наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

С учетом изложенного судами верно заключено, что итоги открытого конкурса подведены комиссией и размещены на официальном сайте 08.02.2021, соответственно, ООО «Автобус» как победитель по лоту № 5 обязано подтвердить наличие транспортного средства, указанного в заявке, в срок до 18.02.2021, включительно.

Из материалов дела следует, что при подаче заявки на участие в открытом конкурсе по лоту № 5 для осуществления регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 обществом указан автобус ГАЗ Next, 2020 года выпуска, в качестве основания владения данным транспортным средством договор лизинга от 28.12.2020 № АЛ 177346/01-20КГН. К заявке ООО «Автобус» приложены названный договор лизинга, заключенный с акционерным обществом «ВТБ Лизинг», информационное письмо дилерского центра ГАЗ «Луидор» от 11.01.2021, спецификация на автомобиль ГАЗ NextГАЗ-А65R35, 2020 года выпуска, подписанная представителем ООО «Автобус». Указанные документы, наряду с другими, приложенными к заявке ООО «Автобус», являлись предметом рассмотрения и оценки конкурсной комиссией при сопоставлении заявок и подведении итогов открытого конкурса.

Из обстоятельств дела судами установлено, что АО «ВТБ Лизинг» и ООО «Автобус» не определен и согласован предмет лизинга, лизингополучатель не подтвердил намерение о заключении договора лизинга, АО «ВТБ Лизинг» договор лизинга от 28.12.2020 № АЛ 177346/01-20 КГН аннулирован.

Судами установлено также, что после проведения конкурса и определения его результатов, ООО «Автобус» представлен договор купли-продажи автомобиля от 10.02.2021, заключенный между ФИО5 и ООО «Автобус» о приобретении последним в собственность автобуса Мерседес-Бенц 223237, 2018 года выпуска, паспорт транспортного средства (факт предоставления указанных документов не оформлялся в письменной форме).

Таким образом, с учетом установленного суды верно заключили, что для подтверждения наличия транспортного средства, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе, ООО «Автобус» предоставлено иное транспортное средство, чем указано в заявке, что обоснованно оценено судами как неподтверждение победителем конкурса наличия у него транспортного средства, предусмотренного его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Между тем, в силу части 9 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, если победитель открытого конкурса отказался от права на получение хотя бы одного свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.

В части 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ установлено, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 28 Закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок оформляется в форме электронной карты или на бланке, являющемся документом строгой отчетности, защищенным от подделки, форма которого утверждена приказом Минтранса России от 10.11.2015 № 332. При этом, в карте маршрута регулярных перевозок указываются вид транспортного средства и класс транспортного средства (подпункт 7 пункта 4 статьи 28 Закона № 220-ФЗ).

Формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения утверждаются Минтрансом России в соответствии приказом от 10.11.2015 № 332 «Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения», в пункта 7 которого содержится, что в пункте 6 карты маршрута указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ к характеристикам транспортных средств, отнесены виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Под характеристиками транспортного средства, влияющими на качество перевозок, следует понимать наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики (пункт 28 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).

Как установлено судами, из критериев оценки заявок на участие в конкурсе также следует, что оценка проводится по характеристикам транспортного средства, в том числе влияющих на качество перевозок. При этом марка и модель транспортного средства для оценки заявки во внимание не принимаются.

Вместе с тем частью 2 статьи 24 Закона № 220-ФЗ определено, что требования к содержанию заявки определяет организатор открытого конкурса.

Таким образом, как верно определили суды, ввиду определения организатором необходимости предоставления сведений о марке и модели транспортного средства, такие данные имеют для него значение.

Судами установлено, что в приложении № 6 к конкурсной документации предложение участника открытого конкурса относительно предлагаемого транспортного средства включает в себя сведения: вид транспортного средства (далее также – ТС), класс ТС, марка и модель ТС; государственный регистрационный знак (при наличии); год выпуска ТС; экологический класс ТС; вид владения ТС (собственность, иное законное владение); характеристики, влияющие на качество осуществления перевозок пассажиров. Предоставление участником конкурса сведений по форме Приложения № 6 к конкурсной документации является обязательным. В связи с этим, предложение участника содержит информацию о предлагаемом транспортном средстве с указанием на его марку и модель.

Таким образом, суды обоснованно заключили, что сведения о наличии у участника конкурса на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, при проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок непосредственно связаны с предметом открытого конкурса, являются основанием для допуска к участию в открытом конкурсе и носят существенный характер.

Данный вывод, как правильно указали суды, согласуется с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 23 Закона № 220-ФЗ, части 9 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, пунктом 50 конкурсной документации, из буквального толкования которых следует, что победитель должен подтвердить наличие транспортного средства не с определенными техническими характеристиками, указанными в заявке, а именно транспортное средство, которое было предложено участником конкурса путем указания сведений о нем по форме заявки, установленной организатором торгов.

Суды верно заключили, что подавая заявку на участие в конкурсе, ООО «Автобус» приняло на себя условия организации и проведения конкурса, а также обязательства подтвердить наличие у него на праве собственности или на ином законном основании транспортного средства, предусмотренного заявкой на участие в конкурсе и гарантировать названной заявкой достоверность представленной информации. В связи с этим, поскольку ООО «Автобус» указало в своей заявке транспортное средство
ГАЗ NextГАЗ-А65R35, то именно оно и должно было быть предоставлено организатору для подтверждения наличия транспортных средств.

Как обоснованно указано судами, непредставление заявителем сведений о марке (модели) транспортного средств лишает организатора конкурса возможности полно и всесторонне оценить возможность исполнения участником открытого конкурса условий конкурсной документации, так как данные сведения информируют о характеристиках транспортного средства. Одновременно не указание участником конкурса данных сведений может выразиться впоследствии в неправомерном решении организатора торгов по отношению к остальным участникам открытого конкурса, подавшим заявки на те же лоты и нарушении их прав.

С учетом установленного, доводы заявителя о том, что предоставленное ООО «Автобус» транспортное средство – автобус Мерседес-Бенц 223237, 2018 года выпуска, соответствует критериям, указанным в приложении 2 конкурсной документации, правомерно отклонены судами, поскольку из протокола оценки и сопоставления заявок от 08.02.2021 № 3 по результатам конкурса по лоту № 5 следует, что конкурсной комиссией сопоставлялись и оценивались характеристики транспортных средств, непосредственно указанных ООО «Автобус» и предпринимателем в своих заявках.

Доводы ООО «Автобус» о согласовании департаментом предоставления для подтверждения наличия транспортного средства иного ТС, чем указано в заявке, путем направления письма от 11.02.2021 исх.№ 12-00672/21, также обоснованно не приняты судом апелляционной инстанции, поскольку такое согласование не могло быть дано организатором конкурса в силу приведенных выше положения Закона № 220-ФЗ и конкурсной документации.

С учетом установленного, оцененного в совокупности, суды верно заключили, что ООО «Автобус» не могло быть признано подтвердившим наличие у него транспортного средства, предусмотренного заявкой, что в силу положений части 9 статьи 24 Закона № 220-ФЗ лишает его права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537), в этом случае выданное свидетельство серия 45АВ 000288 является недействительным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

В силу статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (пункт 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015).

Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 № 7781/10, определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 13 А34-6292/2021 № 301-ЭС15-12618).

Торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом деле нарушения порядка проведения торгов не установлено, победитель (ООО «Автобус») определен в соответствии с положениями Закона № 220-ФЗ, конкурсной документации.

Между тем, в силу наличия специального регулирования ООО «Автобус» помимо факта победы в открытом конкурсе, необходимо подтвердить наличие транспортного средства, указанного в заявке, в свою очередь департаменту необходимо было удостовериться в соблюдении победителем торгов положений части 9 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, пункта 50 конкурсной документации.

Как установлено судами, названные требования ООО «Автобус» не выполнены, о чем прямо урегулировано частью 9 статьи 24 Закона
№ 220-ФЗ, согласно которой, если победитель не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.

Судами установлено, что предпринимателю по результатам конкурса присвоен второй номер, что в силу прямого указания закона обоснованно расценено судами как основание для предоставления ИП ФИО1 права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537).

Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество не подтвердило наличие у него транспортного средства, указанного в заявке на участие в конкурсе, что в силу положений части 9 статьи 24 Закона
№ 220-ФЗ лишает его права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по лоту № 5 («Закоулово-Курган», регистрационный номер маршрута № 85, порядковый номер маршрута № 537) и влечет признание выданного ему свидетельства серия 45АВ 000288 недействительным,обоснованно удовлетворив заявленные предпринимателем требования.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.

Все доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели юридическое значение и влияли бы на обоснованность, законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. Суд кассационной инстанции полагает, то все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 06.12.2021 по делу № А34-6292/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по тому же делу решение оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автобус» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Т.П. Ященок

Судьи Е.О. Черкезов

Ю.В. Вдовин