ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-6655/11 от 03.07.2012 АС Уральского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5688/12

Екатеринбург

 10 июля 2012 г.

Дело № А34-6655/11

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  10 июля 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В.А.,

судей Столярова А.А., Маликовой Э.М.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Курганской области в лице Финансового управления Курганской области (далее – Финансовое управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.01.2012 по делу № А34-6655/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте  рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим  образом путём направления в их адреса копий определения о  принятии кассационной жалобы к производству заказным  письмом с уведомлением, а также размещения данной  информации на официальном сайте Федерального арбитражного  суда Уральского округа.

В судебном заседании приняла участие представитель Финансового управления – Заверняева А.В. (доверенность от 02.04.2012 № 08-23/742).

Финансовое управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов Российской Федерации) о взыскании 1 478 511 руб. убытков, связанных с исполнением Курганской областью расходных обязательств Российской Федерации по обеспеченью жильем граждан на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей» (далее – Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Решением суда от 13.01.2012 (судья Алексеев Р.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                       от 29.03.2012 (судьи Бабкина С.А., Матвеева С.В., Хоронеко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.

         В кассационной жалобе Финансовое управлении просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что  в данном случае Курганской областью исполнено  расходное обязательство Российской Федерации, поскольку право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилья установлено актом федерального законодательства, органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения расходов на его предоставление, полномочия по финансированию гарантий не переданы на другой уровень власти.. Заявитель считает, что Законом Курганской области от 31.12.2004 № 6 установлены дополнительные меры социальной поддержки, которые Курганская область исполнила полностью. По мнению Финансового управления, обязательство по предоставлению жилья возникло из федерального законодательства, а не из решения суда. Заявитель не согласен с выводом судов об истечении срока исковой давности, считает, что моментом, с которого начинает течь данный срок, является дата перечисления денежных средств Пяткову Д.Л. (07.05.2009).

Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от 24.03.2005 удовлетворены исковые требования Пяткова Д.Л., заявленные на основании положений Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, к администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения. На администрацию г. Кургана возложена обязанность предоставить Пяткову Д.Л. отдельное благоустроенное жилое помещенияе в черте г. Кургана, на Правительство Курганской области возложена обязанность по финансированию приобретения указанного жилья.

Определением Курганского городского суда от 07.04.2009 удовлетворено заявление Правительства Курганской области об изменении способа исполнения решения суда от 24.03.2005, с Правительства Курганской области за счет казны Курганской области в пользу Пяткова Д.Л. взыскан денежный эквивалент стоимости подлежащего предоставлению по решению суда                   от 24.03.2005 жилья в размере 1 478 511 руб.

Во исполнение указанных судебных актов Финансовым управлением на счет Пяткова Д.Л. перечислено 1 478 511 руб.

Финансовое управление, полагая, что расходы, понесенные бюджетом Курганской области, в связи с перечислением Пяткову Д.Л. денежного эквивалента стоимости подлежащего предоставлению жилья, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилья установлено актом федерального законодательства, органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения расходов на его предоставление, полномочия по финансированию гарантий не переданы на другой уровень власти, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из  подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999                   № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 названного Закона).

Кроме того, постановлением Курганской областной Думы от 29.12.2004 № 22 принят Закон Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье».

В ст. 6 указанного Закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилым помещением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом согласно ст. 8 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6, предусмотренные данным Законом дополнительные виды социальной поддержки, проживающих на территории Курганской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Курганской области, которые предусматриваются законом Курганской области об областном бюджете.

Таким образом, исходя из приведенных норм права, суды пришли к верному выводу о том, что  обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации – Курганской области.

Обязанность по финансирования предоставления жилья Пяткову Д.Л. – казна Курганской области установлена вступившим в законную силу решением Курганского городского суда от 24.03.2005, являющегося обязательным (ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом этого суды пришли к верному выводу о том, что исполнение указанного решения суда по финансированию предоставления квартиры лицом, которое определил суд, не может являться основанием возникновения убытков.

При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о недоказанности оснований для удовлетворения иска о возмещении убытков.

Кроме того, суды установили, что на дату подачи иска (09.11.2011) Финансовым управлением пропущен срок исковой давности по требованиям, заявленным в настоящем деле, о применении которого заявлено ответчиком.

В силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Принимая во внимание, что решение суда, которым определен источник финансирования приобретения жилья, принято 24.03.2005, ответчиком по рассмотренному Курганским городским судом, и истцом по настоящему делу, являлась Курганская область, нарушение своего права истец связывает с отсутствием должного финансирования из федерального бюджета, суды пришли к правильному выводу о том, что Финансовое управление узнало или должно было узнать о предполагаемом нарушении своих прав, в защиту которых оно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, не позднее окончания финансового года – 2006 года.

Поскольку исковое заявление по настоящему делу подано Финансовым управлением в Арбитражный суд Курганской области 09.11.2011, суды признали срок исковой давности пропущенным и сделали верный вывод о том, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются в силу вышеизложенного как основанные на неправильном толковании норм материального права с учетом обстоятельств настоящего дела, а также по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств настоящего дела, а также выводов Курганского городского суда по ранее рассмотренному делу, которым установлено отнесение обязательств по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, к расходным обязательствам Курганской области.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

         С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

         Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 10.01.2012 по делу                    № А34-6655/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Курганской области в лице Финансового управления Курганской области – без удовлетворения.

Председательствующий                                                       В.А. Купреенков 

Судьи                                                                                    А.А. Столярова

                                                                                                     Э.М. Маликовой