ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-11823/2017
г. Челябинск
19 октября 2017 года
Дело № А34-7129/2017
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Матвеевой С.В. рассмотрел апелляционную жалобу Курганской области в лице Финансового управления Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.08.2017 по делу № А34-7129/2017 (судья Тюрина И.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Публичное акционерное общество «Курганская генерирующая компания» (далее также – ПАО «Курганская генерирующая компания», истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Курганской области в лице Финансового управления Курганской области о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг (поставка тепловой энергии) по Шадринскому району за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 в сумме 96 227,57 руб.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, главное управление социальной защиты населения Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.08.2017 (резолютивная часть от 21.07.2017) в удовлетворении ходатайства о привлечении соответчика отказано, иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области (ответчик) просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик указывает на то, что скидка многодетным семьям в размере 30% установленной платы за коммунальные услуги Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431) не установлена. Данный акт содержит предписание соответствующим органам власти в рамках межбюджетных отношений решить вопрос об установлении скидки с учетом предложенного размера (не ниже 30%). Между тем, порядок и условия возмещения расходов по предоставлению льгот многодетным семьям, подлежащие в соответствии с пунктом 3 Указа разработке в месячный срок, не приняты. Курганская область осуществляет собственное правовое регулирование в рамках полномочий, определенных в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ), путем принятия собственных нормативных правовых актов. Однако, по вопросу предоставления льгот многодетным семьям при оплате коммунальных услуг нормативные правовые акты Курганской областью не принимались, соответствующая скидка многодетным семьям не устанавливалась. Таким образом, расходное обязательство Курганской области по предоставлению указанных льгот отсутствует, взыскание с субъекта Российской Федерации убытков является незаконным и необоснованным. Совокупность обстоятельств, предусмотренных статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации для возложения на ответчика ответственности в виде взыскания убытков не доказана, не подтверждено наличие вины и противоправность действия органов государственной власти Курганской области. Денежные средства на компенсацию спорных расходов по предоставлению льгот многодетным семьям из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации не поступали. При вынесении оспариваемого решения суд не установил нуждаемость многодетных семей в предоставлении льготы; в связи с отсутствием в материалах дела документов, позволяющих считать соответствующие многодетные семьи малоимущими в спорный период, правовых оснований для предоставления им льготы не имелось.
ПАО «Курганская генерирующая компания» в возражениях на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просило отказать в ее удовлетворении.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПАО «Курганская генерирующая компания», являясь гарантирующим поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения на территории Курганской области, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 осуществляло меры социальной поддержки в отношении потребителей - многодетных семей Шадринского района Курганской области путем предоставления им скидки по оплате тепловой энергии в размере 30%.
В подтверждение данных обстоятельств истец представил в материалы дела помесячный расчет по возмещению льгот по оплате за тепловую энергию за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, с приложением документов, подтверждающих право на льготу.
Правовым основанием предоставления льгот многодетным семьям по оплате потребленной тепловой энергии и заявления требования о возмещении убытков, вызванных предоставлением названных льгот, ПАО «Курганская генерирующая компания» назван Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431.
Всего, согласно расчету истца, размер потерь, понесенных в связи с предоставлением льгот многодетным семьям, составил 96 227,57 руб.
Ссылаясь на то, что указанные потери не были компенсированы за счет средств бюджета Курганской области, ПАО «Курганская генерирующая компания» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку доказательств возмещения ПАО «Курганская генерирующая компания» потерь в доходах в сумме 96 227,57 руб. в связи с предоставлением многодетным семьям льготы по оплате за тепловую энергию не было представлено, суд первой инстанции признал наличие на стороне истца убытков в указанной сумме доказанным. Взыскивая указанные убытки с Курганской области в лице Финансового управления Курганской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязательство по возмещению льгот многодетным семьям отнесено к совместному ведению бюджетов, следовательно, обязанность по реализации относится к субъекту Российской Федерации с последующей компенсацией из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов; выплата пособий на оплату коммунальных услуг лицам, относящимся к федеральному регистру льготников, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431).
Материалами дела подтверждается, что ПАО «Курганская генерирующая компания» в соответствии с вышеназванным указом предоставляло многодетным семьям Шадринского района Курганской области льготы по оплате стоимости потребленной тепловой энергии за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, при этом потери в доходах истца составили 96 227,57 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Согласно пункту 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Согласно пункту 1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, вопросы социальной защищенности многодетных семей отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, однако реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств самого субъекта Российской Федерации, в данном случае – Курганской области.
Учитывая названное обстоятельство, потери в доходах ПАО «Курганская генерирующая компания» понесенные в связи с предоставлением многодетным семьям льгот, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431, подлежат возмещению Курганской областью.
В апелляционной жалобе ответчик привел довод о том, что скидка многодетным семьям в размере 30% установленной платы за коммунальные услуги Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 не установлена, не установлена такая скидка и на уровне Курганской области.
Соответствующий довод подлежит отклонению.
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 предписано установление на уровне субъектов Российской Федерации для многодетных семей скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
То обстоятельство, что Курганская область до настоящего времени не обеспечила принятие правового акта, устанавливающего соответствующую скидку для многодетных семей, не свидетельствует об отсутствии оснований для ее предоставления, и соответственно реализации соответствующих мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что денежные средства на компенсацию спорных расходов по предоставлению льгот многодетным семьям из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации не поступали, несостоятелен.
Оказание мер социальной поддержки многодетных семей отнесено законом к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. При недостаточности собственных денежных средств у субъекта Российской Федерации для возмещения указанных льгот он не лишен возможности урегулировать соответствующий вопрос в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Довод о недоказанности совокупности обстоятельств, предусмотренных статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, для возложения на него ответственности в виде взыскания убытков, подлежит отклонению.
Судом установлено возникновение убытков истца, размер таких убытков, противоправное бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по их возмещению.
Довод Финансового управления Курганской области о том, что суд не установил нуждаемость многодетных семей в предоставлении льгот, в то время как документы, позволяющие считать соответствующие многодетные семьи малоимущими в спорный период, в деле отсутствуют, несостоятелен.
Вышеуказанное обстоятельство не подлежит установлению в рамках рассматриваемого дела. На территории Курганской области правом на получение скидки по оплате потребленной электроэнергии пользуются семьи, состоящие на учете как многодетные в органах социальной защиты населения в соответствии с Законом Курганской области от 06.06.2007 № 253 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области», независимо от их уровня жизни и доходов.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Спор разрешен судом в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.08.2017 по делу № А34-7129/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Курганской области в лице Финансового управления Курганской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья С.В. Матвеева