АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-543/18
Екатеринбург
22 марта 2018 г.
Дело № А34-7972/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Соловцова С.Н.,
судей Рогожиной О.В., Шавейниковой О.Э.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление КСК» (далее – общество «Жилищно-эксплуатационное управление КСК»)
на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.09.2017 по делу
№ А34-7972/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «Жилищно-эксплуатационное управление КСК» –
ФИО1, (приказ от 15.09.2016 № 17), ФИО2 (доверенность от 15.12.2017);
инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее – инспекция, уполномоченный орган) – ФИО3 (доверенность
от 28.12.2016), ФИО4 (доверенность от 28.12.2016), ФИО5 (доверенность от 12.01.2017).
Общество «Жилищно-эксплуатационное управление КСК» обратилось
в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к инспекции о признании незаконным ее решения от 02.05.2017 о государственной регистрации Товарищества собственников недвижимости «Карельцева 90» (далее –
товарищество «Карельцева 90»), действий инспекции по государственной регистрации товарищества «Карельцева 90» – внесения сведений
в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ)
в отношении товарищества, возложении обязанности на уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав общества «Жилищно-эксплуатационное управление КСК».
Судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение заявленных требований – в части конкретизации мер по устранению нарушенных прав заявителя.
Протокольным определением суда от 14.08.2017 к участию в деле
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество «Карельцева 90».
Решением суда от 06.09.2017 (судья Пшеничникова И.А.)
в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 22.11.2017 (судьи Малышева И.А., Кузнецов Ю.А., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Жилищно-эксплуатационное управление КСК» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что для государственной регистрации в инспекцию не был представлен документ, подтверждающий создание товарищества «Карельцева 90», поскольку протокол приложенный к заявлению о государственной регистрации товарищества «Карельцева 90» не содержал принятого собственниками недвижимости решения о создании товарищества «Карельцева 90».
Заявитель жалобы указывает на то, что действия регистрирующего органа привели к нарушению прав заявителя, который является собственником двух помещений в доме № 90 по улице Карельцева в г. Кургане.
В отзыве на кассационную жалобу уполномоченный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для его отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.04.2017 председатель правления товарищества «Карельцева 90» ФИО6 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р11001
о государственной регистрации юридического лица при создании.
Согласно расписке регистрирующего органа от 28.04.2017 вх. № 2800А на регистрацию помимо заявления также представлены: протокол об учреждении юридического лица, устав, документ об уплате государственной пошлины, реестр, доверенности на голосование.
Товарищество создано собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и
в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (п. 2.1. Устава).
На основании представленных документов Инспекцией принято решение от 02.05.2017 № 2800А о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица товарищества «Карельцева 90».
Общество «Жилищно-эксплуатационное управление КСК», полагая решение регистрирующего органа о государственной регистрации товарищества «Карельцева 90», действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений
о создании юридического лица незаконными, обратилось в суд
с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, оснований для признания недействительным оспариваемого решения уполномоченного органа о государственной регистрации не усмотрел.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия (должностного лица), входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации
в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действующим законодательством, в частности Федеральным законом
от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), (ст. 9, 12), установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, осуществляемой регистрирующим органом на основании представленных учредителем (учредителями) документов; начатая учредителями процедура регистрации юридического лица при его создании не носит необратимый характер.
Перечень документов, необходимых для представления
в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен ст. 12 Закона № 129-ФЗ.
Согласно названной статье Закона в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001), решение
о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, определенных ст. 23 Закона № 129-ФЗ. Приведенный
в этой статье перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что председателем правления товарищества ФИО6, все необходимые для государственной регистрации юридического лица документы были представлены уполномоченным лицом товарищества «Карельцева 90» в регистрирующий орган.
В подтверждение создания товарищества представлен протокол общего собрания от 15.04.2017, а также решение, принятое по итогам общего собрания собственников от 18.04.2017. Из содержания указанных документов следует, что в перечень вопросов повестки общего собрания входили, в том числе, вопросы о расторжении ранее заключенного договора управления
с управляющей организацией обществом «Жилищно-эксплуатационное управление КСК», а также выборе способа управления – товарищества «Карельцева 90».
С учетом изложенного судами сделан вывод о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для не принятия решения общего собрания от 18.04.2017 и протокола общего собрания от 15.04.2017
в качестве документов, подтверждающих наличие решения о создании товарищества.
Судами обеих инстанций учтено, что товарищество не сможет и не вправе выполнять свои функции по управлению многоквартирным домом, возложенные на него собственниками, без статуса юридического лица. Решение собственников об изменении способа управления на управление товарищества обоснованно расценено регистрирующим органом в качестве решения
о создании товарищества собственников недвижимости как юридического лица.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие у уполномоченного органа оснований для отказа
в государственной регистрации юридического лица при создании, обоснованно признали оспариваемое решение уполномоченного органа законным и обоснованным.
Приведенные в кассационной жалобе довод общества «Жилищно-эксплуатационное управление КСК» о ничтожном характере представленного на государственную регистрацию протокола подлежит отклонению.
Каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, что позволяет применять к ним положения гл. 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе следующие: решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение); недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно (п. 1 ст. 181.3); ничтожным, если иное не предусмотрено законом, является решение собрания, которое противоречит основам правопорядка или нравственности либо принято: по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; при отсутствии необходимого кворума; по вопросу, не относящемуся
к компетенции собрания (ст. 181.5).
Судами установлено, что убедительных доказательств явной и очевидной для регистрирующего органа ничтожности переданных для осуществления государственной регистрации решения общего собрания от 18.04.2017 и протокола общего собрания от 15.04.2017 истцом не представлено.
В самостоятельном порядке требование к ответчику - товариществу «Карельцева, 90» о признании незаконным решения об его создании не заявлялось.
При этом необходимо учитывать, что удовлетворение заявленных обществом «Жилищно-эксплуатационное управление КСК» требований может повлечь за собой ограничение конкуренции при выборе жильцами дома способа управления жилым домом и оказывающей соответствующие услуги организации при том, что именно истец, наряду с товариществом «Карельцева, 90», является организацией претендующей на выбор его в качестве управляющей компании (абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ссылки на то, что заявитель является собственником двух помещений
в доме № 90 по улице Карельцева в г. Кургане судами исследованы и отклонены. Из юридического адреса заявителя, а также из адресов находящихся в его собственности помещений не следует, что он находится в помещении в доме № 90 по ул. Карельцева или является собственником помещений в нём, идентифицировать данные адреса по имеющимся в деле документам невозможно. Представленные в суд кассационной инстанции кадастровые паспорта и адресные книги возвращены заявителю кассационной жалобы отдельным определением, поскольку сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иные доводы заявителя по своей сути не затрагивают вопросов правильности применения судами норм права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами первой и апелляционной инстанций оценкой имеющейся доказательственной базы, приводимых участниками процесса
в обоснование своих правовых позиций доводов.
Между тем пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов
о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.09.2017 по делу
№ А34-7972/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление КСК» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Н. Соловцов
Судьи О.В. Рогожина
О.Э. Шавейникова