ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-8528/2022 от 04.09.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5245/23

Екатеринбург

06 сентября 2023 г.

Дело № А34-8528/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тороповой М.В.,

судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.

при ведении протокола помощником судьи Косыревой И.Д., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» (далее – общество «КГК») на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2023 по делу № А34-8528/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 24.05.2023 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание открыто с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области. Ввиду неявки в Арбитражный суд Курганской области представителей сторон сеанс видеоконференц-связи прекращен, рассмотрение кассационной жалобы продолжено в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество «КГК» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее – территориальное управление Росимущества) о взыскании с Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества 951 304 руб. 87 коп. неосновательного обогащения в результате уплаты арендных платежей по договору от 07.12.2004
№ 45-04-64 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, процентов за пользование чужим денежными средствами в размере 82 927 руб. 26 коп. за период с 08.05.2019 по 31.03.2022 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыРоссийская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Курганской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Решением суда от 02.03.2023 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 24.05.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «КГК» просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы утверждает, что поскольку земельный участок находится в федеральной собственности, на нем размещены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, на основании пункта 4 статьи 39.7, подпункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.07.2009 № 582 (далее – Правила № 582), приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» (далее - Приказ № 217), размер арендной платы по договору не может превышать 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, по мнению общества «КГК» у него образовалась переплата по договору аренды, а у территориального управления Росимущества неосновательное обогащение. Общество «КГК» полагает, что действующим законодательством предусмотрено, что земельный участок может быть не только предоставлен, но и занят для размещения объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в связи с чем факт передачи обществу «КГК» спорного земельного участка для обслуживания производственной базы не исключает факта размещения на нем объектов, используемых в сфере теплоснабжения. Общество «КГК» утверждает, что объекты, используемые в сфере теплоснабжения, - это любые объекты, которые используются для обеспечения потребителей тепловой энергией, теплоносителе, тогда как все расположенные на арендуемом земельном участке объекты недвижимости вовлечены в процесс теплоснабжения.

Законность обжалуемых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, с учетом положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (реорганизованным путем присоединения к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях) (арендодатель) и открытым акционерным обществом «Курганэнерго» (арендатор) был заключен договор от 07.12.2004
№ 45-04-64 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

Согласно условиям данного договора арендодатель предоставляет арендатору во владение и пользование земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 45:25:070102:0005, находящийся по адресу -местоположение: установлено относительно ориентировки - производственная база, расположенная в границах участка, адрес ориентира: г. Курган, ул. Куртамышская, 9 (далее - Участок), для использования в целях обслуживания производственной базы в границах, указанных в кадастровой карте Участка
№ 2-25/04-1353/2 от 03.06.2004, прилагаемом к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадь 7697 кв. м (пункт 1 договора).

Договор действует с 07.12.2004 по 05.12.2009 и вступает в силу с момента подписания договора (пункт 2.1 договора).

Размер арендной платы за Участок составляет 31 693 руб. 60 коп. в год на основании материалов об оценке земельного участка и 2 641 руб. 13 коп. в месяц (пункт 5.1 договора).

Размер арендной платы определен в приложении № 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора (пунт 5.2 договора).

Размер арендной платы пересматривается:

- при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы на земельный участок, но не реже одного раза в 5 лет (в случае определения арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка);

- в случаях, указанных в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размере арендной платы исчисляется, а размер и условие ее определяется в соответствии с указанными нормативными правовыми актами (пункт 5.3 договора).

Все изменения, вносимые в договор, оформляются дополнительными соглашениями сторон, за исключением случаев, предусмотренных пункт 5.3 договора.

Земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 45:25:070102:0005 передан арендатору по акту приема-передачи от 07.12.2004.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Между сторонами 01.01.2008 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору от 07.12.2004 № 45-04-64, согласно которому стороны договорились произвести замену стороны 1 (открытого акционерного общества «Курганэнерго») на сторону 2 (общество «КГК»).

Указанное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.

Дополнительным соглашением от 03.12.2009 № 2 внесены изменения:

- в преамбулу договора аренды от 07.12.2004 № 45-04-64 (пункт 1.1 соглашения);

- пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «Договор действует с 07.12.2004 по 06.12.2014 и вступает в силу с момента государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- раздел 5 договора аренды от 07.12.2004 № 45-04-64 изложен в новой редакции: «5.1. Размер арендной платы за Участок составляет 152 400 руб. в год, размер арендной платы в месяц составляете 12 700 руб. 05 коп.

5.2. Расчет арендной платы определен в Приложении № 2 к Договору, которое является его неотъемлемой частью.

5.3. Размер арендной платы изменяется Арендодателем:

5.3.1. В одностороннем порядке ежегодно путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год с предварительным уведомлением Арендатора.

5.3.2. При изменении рыночной стоимости земельного участка, при изменении кадастровой стоимости земельного участка (в случае расчета арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка), но не чаще одного раза в год, на основании дополнительных соглашений к Договору.

5.3.3. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размере арендной платы исчисляется, а размер и условие ее определяется в соответствии с указанными нормативными правовыми актами».

Также были внесены изменения в пункты 5.4, 5.5, раздел 6 «Права и обязанности сторон», разделы 7 «Изменение и прекращение договора», раздел 8 «Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств сторонами», раздел 9 «Ответственность сторон», а также разделы 10, 11 договора аренды от 07.12.2004 № 45-04-64.

Сторонами 20.11.2012 подписано дополнительное соглашение № 3 к договору аренды земельного участка от 07.12.2004 № 45-04-64, которым внесены изменения в пункт 2.1 договора, который изложен в следующей редакции: «Договор действует с 07.12.2004 по 06.12.2049 и вступает в силу с момента государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Между сторонами 28.02.2014 подписано дополнительное соглашение № 4 к договору аренды земельного участка от 07.12.2004 № 45-04-64, которым внесены изменения в раздел 5 договора «Размер и условия внесения арендной платы», который изложен в следующей редакции:

«5.1. Размер арендной платы за пользование Участком составляет
172 085 руб. 68 коп. в год, размер арендной платы в месяц - 14 340 руб. 47 коп.

5.2. Размер арендной платы определен в Приложении № 2 к договору, которое является его неотъемлемой частью.

5.3. Размер арендной платы изменяется Арендодателем:

5.3.1. В одностороннем порядке ежегодно путем корректировки на коэффициент-инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год с предварительным уведомлением арендатора;

5.3.2. При изменении рыночной стоимости земельного участка, при изменении кадастровой стоимости земельного участка (в случае расчета арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка), но не чаще одного раза в год, на основании дополнительных соглашений к Договору.

5.3.3. В случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования Участка в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.

5.3.4. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размере арендной платы исчисляется, а размер и условие ее определяется в соответствии с указанными нормативными правовыми актами».

Пунктом 1.2 дополнительного соглашения № 4 приложение № 2 изложено в новой редакции, согласно которому арендная плата рассчитывается в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также согласно отчету независимого оценщика от 16.09.2013 № 189.13.10, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Эксперт-О», и составляет 172 085 руб. 68 коп. в год.

Сторонами 11.01.2016 подписано дополнительное соглашение № 5 к договору аренды земельного участка от 07.12.2004 № 45-04-64, которым внесены изменения в пункт 5.1 раздела 5 договора «Размер и условия внесения арендной платы».

Пункт 5.1 договора изложен в новой редакции: «5.1. Размер арендной платы за пользование Участком составляет 277 004 руб. 97 коп. в год, размер арендной платы в месяц - 23 083 руб. 75 коп.».

Пунктом 1.2 дополнительного соглашения № 5 приложение № 2 изложено в новой редакции, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составила 2 518 227 руб., размер ставки - 11%. Арендная плата рассчитывается в соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также согласно отчету от 24.09.2015 № ОН-15088/45, выполненному индивидуальным предпринимателем Вольхиным А.В.

Ежегодно арендодатель (общество «КГК») устанавливал размер арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка - 2 518 277 руб. и коэффициента инфляции, в том числе на 2019 год размер арендной платы составил 312 491 руб. 75 коп.; на 2020 год - 321 866 руб. 50 коп.; на 2021 год - 333 775 руб. 56 коп., на 2022 год - 347 126 руб. 58 коп.

Обществом «КГК» за спорный период вносилась арендная плата по указанному договору с учетом подписанных дополнительных соглашений, в том числе за период с 07.05.2019 по 06.04.2022 в общем размере
979 678 руб. 73 коп.

Полагая, что размер арендной платы определен территориальным управлением Росимущества неверно, к спорному земельному участку необходимо применять ставку 0,7% от кадастровой стоимости как к земельному участку, находящемуся в собственности Российской Федерации и предоставленному для размещения объектов, используемых в сфере теплоснабжения, общество «КГК» обратилось к территориальному управлению Росимущества с претензией от 22.04.2022 № 905, в которой потребовало возврата излишне уплаченных арендных платежей в размере
861 111 руб. 65 коп.

Оставление территориальным управлением Росимущества указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения общества «КГК» в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Из содержания названной нормы права следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.

Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По требованию о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать факт приобретения либо сбережения ответчиком денежных средств, принадлежащих ему, отсутствие у ответчика для этого правовых оснований, период такого пользования, а также размер неосновательного обогащения.

С учетом указанных норм права, применительно к рассматриваемой ситуации плата за пользование земельным участком может являться неосновательным обогащением в том случае, если такая плата уплачена в отсутствие на то правовых оснований либо уплачена излишне.

При исследовании фактических обстоятельств дела судами установлено, что на основании договора от 07.12.2004 № 45-04-64, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору от 07.12.2004 № 45-04-64 между территориальным управлением Росимущества (арендодатель) и обществом «КГК» (арендатор) возникли обязательственные правоотношения по аренде земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 45:25:070102:0005 для использования в целях обслуживания производственной базы в границах, указанных в кадастровой карте участка от 03.06.2004
№ 2-25/04-1353/2, общей площадь 7 697 кв. м. Указанный земельный участок был предоставлен арендатору по его заявлению распоряжением территориального управления Росимущества от 07.12.2004 № 874 с видом разрешенного использования - в целях обслуживания производственной базы.

В подпункте 7 пункта 1 статьи 1, пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.

На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012
№ 15117/11, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009
№ 582 утверждены Правила определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил № 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Минэкономразвития Российской Федерации во исполнение данного пункта Правил № 582, издало Приказ № 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Как указывалось ранее, земельный участок с кадастровым номером 45:25:070102:0005, который передан по договору аренды от 07.12.2004
№ 45-04-64 обществу «КГК», имеет вид разрешенного использования - для использования в целях обслуживания производственной базы.

Доказательств, подтверждающих, что указанный земельный участок предоставлялся обществу «КГК» или его предшественнику для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в материалах дела не имеется.

Пунктом 5.1 договора было определено, что размер арендной платы за участок составляет 31 693 руб. 60 коп. в год на основании материалов об оценке земельного участка.

Пунктом 1.2 дополнительного соглашения № 5 к договору стороны определили, что арендная плата рассчитывается в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также согласно отчету от 24.09.2015
№ ОН-15088/45, выполненному индивидуальным предпринимателем Вольхиным А.В.

В ходе судебного разбирательства сторонами был произведен совместный осмотр земельного участка, по результатам которого оформлен акт
от 06.10.2022 с фотоматериалами.

В результате осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070102:5 расположены следующие объекты:

1) контрольно-пропускной пункт площадью 31,1 кв. м, количество этажей 1, кадастровый номер 45:25:070102:353;

2) 4 движимых контейнера/бокса (2 красных и 2 серых с бежевыми элементами), используемых обществом «КГК» для хранения ТМЦ;

3) Гараж, количество этажей 1, используется обществом «КГК» для хранения ТМЦ;

4) Гараж, количество этажей 1, используется обществом «КГК» для хранения ТМЦ;

5) Навес на 2 места специализированной техники, используется обществом «КГК»;

6) Здание холодного склада, общей площадью 124,4 кв. м, количество этажей 1, кадастровый номер 45:25:070102:353, собственность Российской Федерации, не используется;

7) Административно-производственное здание площадью 2 011 кв. м, количество этажей 3, кадастровый номер 45:25:070102:3409, используется обществом «КГК» для размещения персонала;

8) Служебно-бытовое здание площадью 986,8 кв. м, количество этажей 2, кадастровый номер 45:25:070102:352, используется обществом «КГК»для размещения транспортных средств, их ремонта и обслуживания;

9) Гараж на 3 бокса, используется обществом «КГК» для хранения ТМЦ;

10) Тепловая трасса с компенсаторами от ПСЗ-1а (ПС), СТ-3\1 (ПС),
Ст-3А (ОС) до ул. Коли Мяготина № 42, до ул. Юргамышской, вдоль железной дороги, ул. Джамбула, ул. Куртамышской, ул. Невежина, воздушной и подземной прокладки с кадастровым номером 45:25:00000:28222, используется обществом «КГК»;

11) Кабельная линия электропередач с кадастровым номером 45:25:070102:4095, используется обществом «КГК».

На объекте находятся многочисленные транспортные средства, трубы разной длины, листы железа.

Таким образом, целевой характер использования обществом «КГК» арендуемого земельного участка - размещение и обслуживание производственной базы, подтверждается содержанием указанного акта осмотра от 06.10.2022.

Довод общества «КГК» о том, что расположенный на арендуемом им земельном участке трубопровод тепловой сети, иные объекты, используемые в сфере теплоснабжения (здания, гаражи), свидетельствуют о том, что указанный земельный участок занят для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере теплоснабжения, рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку прохождение по части земельного участка тепловой трассы не подтверждает довода о том, что спорный земельный участок был предоставлен арендатору для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, указанной теплотрассы.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен; порядок определения размера арендной платы, порядок и сроки ее внесения устанавливаются соответствующим уполномоченным органом. Стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами.

Размер арендной платы определяется с учетом принципов, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в частности принципа экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования.

Арендатор получает право использования земельного участка в соответствии с тем назначением, которое указано в договоре. Приняв на себя обязанности по договору аренды земельного участка с разрешенным использованием «для обслуживания производственной базы», общество «КГК» выразило свое согласие на использование земельного участка именно по такому назначению.

Изменение вида разрешенного использования возможно только путем внесения изменений в договор аренды земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с тем целевым назначением, которое установлено в договоре, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Таким образом, использование арендатором земельного участка в соответствии с иным видом разрешенного использования (для иных целей), чем предусмотрено договором, является нарушением договорного обязательства и требований закона.

При заключении договора арендодатель рассчитывал на получение в течение определенного периода арендной платы исходя из тех условий, которые согласованы сторонами в договоре, соответственно, в этом случае арендная плата подлежит взысканию в размере, который предусмотрен договором, что также следует из установленного пунктом 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа недопустимости извлечения нарушителем обязательства преимущества из своего недобросовестного поведения.

Кроме того, как указано судами, доказательств того, что имеющееся на арендуемом земельном участке движимое и недвижимое имущество общества «КГК» не образует производственную базу, а имеет единственной целью - обслуживание указанной теплотрассы, в материалы дела не представлено.

Согласно подпункту 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010
№190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) к объектам теплоснабжения относятся источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.

Источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (пункты 3, 5, 8 статьи 2 Закона № 190-ФЗ,).

Таким образом, к объектам теплоснабжения относится весь комплекс устройств, при помощи которых производится теплоснабжение - это теплогенерирующие станции или установки, тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, котельные, тепловые сети, предназначенные для производства и транспортировки тепловой энергии, а также объекты и сооружения, основное и вспомогательное оборудование, используемые для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации тепловых сетей.

Между тем, как верно установлено судами, расположенные на арендуемом обществом «КГК» земельном участке контрольно-пропускной пункт, навес для размещения техники, служебно-бытовое здание, административно-производственное здание, гаражи, движимые контейнеры, навесы не могут быть задействованы для производства и транспортировки тепловой энергии, поскольку предназначены для иных целей.

Судами верно отмечено, что если бы земельные участки, расположенные (занятые) под всеми объектами, принадлежащими теплоснабжающим организациям, имели льготный режим арендной платы, необходимости перечисления таких объектов в нормативно-правовых актах, устанавливающих соответствующие льготы, не имелось бы, поскольку достаточным для применения льготы должен был выступать сам статус арендатора. Действующим законодательством предусмотрен иной подход - льготирование применительно к назначению объекта, под которым расположен земельный участок. По этой причине применение льготного режима арендной платы за землю ко всем участкам, используемым теплоснабжающими организациями, представляется неправомерным.

Из буквального толкования пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил № 582, приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 № 217 следует, что целью приведенного в них нормативного регулирования явилось льготирование эксплуатации трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, для целей размещения которых и должен был быть предоставлен земельный участок.

Принимая во внимание указанные выше нормы права, суды пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что указанная льгота может быть применена только к земельным участкам, которые были предоставлены и заняты объектами функционального оборудования, непосредственно обеспечивающими теплоснабжение.

Поскольку спорный участок не был предназначен и не был предоставлен арендатору для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, следовательно, суды пришли к верному выводу, что требования общества «КГК» лишены законного основания и удовлетворению не подлежат.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании приведенных норм права, выводов судов не опровергают, с учетом того, что, как установлено судами, земельный участок по договору аренды для целей размещения объектов теплоснабжения не предоставлялся, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с указанным в договоре целевым использованием и не вправе изменять его.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2023 по делу
№ А34-8528/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.В. Торопова

Судьи Н.Г. Беляева

С.В. Лазарев