ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А34-901/2021 от 20.01.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-10089/21

Екатеринбург

20 января 2022 г.

Дело № А34-901/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.

при ведении протокола помощником судья Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель, ФИО5 КФХ ФИО1) на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.07.2021 по делу
№ А34-901/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Главы КФХ ФИО1 – ФИО2 (доверенность
от 10.01.2022);

ФИО1 - ФИО2 (доверенность от 24.10.2019);

Правительства Курганской области (далее – Правительство) –
ФИО3 (доверенность от 11.08.2021);

Департамента Агропромышленного комплекса Курганской области (далее - Департамент) – ФИО4 (доверенность от 10.01.2022).

Индивидуальный предприниматель ФИО5 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель, ИП ФИО5 КФХ ФИО1) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Правительству и Департаменту о: 1) признании незаконным решения конкурсной комиссии Департамента, выраженное в протоколе № 1 от 28.10.2020, в части отказа заявителю в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) граждан Российской Федерации - получателей грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) признании недействительным Распоряжения Департамента № 602 от 02.11.2020 об отказе в предоставлении гранта заявителю в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) возложении на Департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя в рамках объявленного конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в 2020 году со сроком приема заявок с 17.09.2020 по 07.10.2020 согласно объявления, размещенного на сайте http://dsh.kurga№obl.ru/, в том числе: 3.1) обязании Департамент рассмотреть заявление Главы КФХ ФИО1 и допустить Главу КФХ ФИО1 к участию во втором этапе конкурсного отбора; 3.2) возложении на Департамент обязанности направить заявителю уведомление о допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора с указанием даты, времени и места проведения очного собеседования.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции предпринимателем заявлялось ходатайство об увеличении требований, в соответствии с которым, заявитель просил: 1) признать незаконным решение конкурсной комиссии Департамента, выраженное в протоколе № 1 от 28.10.2020, в части отказа заявителю в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) граждан Российской Федерации - получателей грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) признать недействительным Распоряжение Департамента № 602 от 02.11.2020 об отказе в предоставлении гранта заявителю в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) признать незаконными полностью решения заседания конкурсной комиссии Департамента на втором этапе конкурса по определению и признанию победителями на предоставление грантов в 2020 году на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в протоколе № 2 от 18.11.2020 - 20.11.2020; 4) признать недействительными соглашения №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 о предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, заключенные Департаментом с победителями конкурсного отбора, указанными в подпункте 1 пункта 3 протокола № 2 от 18.11.2020-20.11.2020;

5) возложить на Департамент устранить допущенные нарушения прав заявителя в рамках объявленного конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в 2020 году со сроком приема заявок с 17.09.2020 по 07.10.2020 согласно объявления, размещенного на сайте http://dsh.kurga№obl.ru/, в том числе: 5.1) обязать Департамент рассмотреть заявление Главы КФХ ФИО1 и допустить Главу КФХ ФИО1 к участию во втором этапе конкурсного отбора; 5.2) возложить на Департамент обязанности направить заявителю уведомление о допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора с указанием даты, времени и места проведения очного собеседования; обязать Департамент провести второй этап конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) граждан РФ - получателей грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.

Определением суда первой инстанции от 30.06.2021 в удовлетворении ходатайства заявителя о принятии уточненного заявления отказано.

Решением суда первой инстанции от 02.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что место регистрации Главы КФХ является единственным доказательством осуществления КФХ деятельности на территории Курганской области (такая регистрация является лишь установленным законом способом учета, при этом не ограничено право осуществления деятельности КФХ в ином месте, не совпадающем с местом его регистрации); судом не приведена достаточная мотивировка при отклонении довода заявителя о том, что положения пункта 6 и подпункта 2 пункта 7 Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств» утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 10.09.2020 № 284 (далее - Порядок № 284) допускают их неоднозначное толкование и устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, что не соответствует требованиям определенности и ясности законодательного регулирования. При неясности условий получения грантов, такие условия подлежат толкованию в пользу заявителя. Нет оснований для принятии решения суда общей юрисдикции в качестве преюдиции.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве Главы КФХ 20.07.2020 за основным государственным регистрационным номером 320665800096418. Местом жительства (пребывания) заявителя является Свердловская область (т. 1 л.д. 29-31).

07.10.2020 заявитель обратился в конкурсную комиссию Департамента по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) граждан Российской Федерации - получателей грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств с заявкой на участие в конкурсном отборе для предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Запрашиваемый размер гранта составил 3 млн. руб.

По итогам заседания конкурсной комиссии составлен протокол
от 28.10.2020 № 1 (т. 1 л.д. 76-81), в котором зафиксировано в том числе решение комиссии об отказе заявителю в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора в связи с несоответствием заявителя условиям, установленным пунктом 7 Порядка № 284 (устанавливающим требование
о необходимости регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Курганской области).

Распоряжением Департамента от 02.11.2020 № 602 ИП ФИО5 КФХ ФИО1 отказано в предоставлении гранта (т. 1 л.д. 75).

Не согласившись с указанными актами Департамента, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными и об обязании Департамент устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Рассмотрев первоначально заявленные предпринимателем требования по существу, суды не нашли оснований для их удовлетворения.

В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 № 264-ФЗ
«О развитии сельского хозяйства постановлением Правительства Российской Федерации» от 14.07.2012 № 71 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в соответствии с которой, для повышения эффективности расходования средств областного бюджета, принята государственная программа Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 14.02.2017 № 45. Одним из мероприятий государственной программы Курганской области является развитие малых форм хозяйствования, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, путем предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Предоставление указанного гранта является дополнительной мерой государственной поддержки для вновь создающихся крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Курганской области и осуществляется за счет собственных средств областного бюджета. Ответственным исполнителем указанной государственной программы является Департамент.

Положением о Департаменте агропромышленного комплекса Курганской области, утвержденном постановлением Правительства Курганской области
от 21.12.2015 № 412 к полномочиям Департамента, в том числе отнесена реализация в пределах своей компетенции государственных программ Российской Федерации, предусматривающих развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивое развитие сельских территорий на территории Курганской области посредством осуществления государственных программ Курганской области, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, устойчивого развития сельских территорий, а также исполнение полномочий главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, администратора доходов областного бюджета, установленных бюджетным законодательством, в том числе обеспечение мер финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Порядок предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств утвержден постановлением Правительства Курганской области от 10.09.2020 № 284.

Порядок № 284 определяет цели, условия и порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, критерии конкурсного отбора проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов, а также порядок возврата грантов в областной бюджет в случае нарушения условий, установленных Порядком (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений). Пунктом 5 Порядка № 284 предусмотрено, что грант предоставляется крестьянскому (фермерскому) хозяйству в целях софинансирования его затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки.

В соответствии с Порядком № 284, главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению грантов является Департамент (пункт 4). Положение о конкурсной комиссии, в том числе включающее порядок формирования конкурсной комиссии и ее состав, утверждается распоряжением Департамента (пункт 14). Решение о проведении конкурсного отбора принимается Департаментом (пункт 15). Решение конкурсной комиссии по итогам первого этапа конкурсного отбора оформляется протоколом (пункт 25).

Состав конкурсной комиссии, а также положение о конкурсной комиссии, утверждены Распоряжением Департамента агропромышленного комплекса Курганской области от 16.09.2020 № 517 «О конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) граждан Российской Федерации - получателей грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств» (т. 2 л.д. 85-87).

В соответствии с пунктами 16, 22, 23, 26, 27, 28 Порядка № 284, заявители представляют заявки и документы для участия в конкурсном отборе на получение гранта в Департамент, поданные заявки рассматриваются конкурсной комиссией по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) граждан Российской Федерации - получателей грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств Департамента. На основании решения конкурсной комиссии по итогам первого этапа конкурсного отбора Департамент в течение семи рабочих дней со дня принятия указанного решения: 1) направляет заявителям, в отношении которых конкурсной комиссией принято решение о допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора, уведомление о допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора с указанием даты, времени и места проведения очного собеседования. 2) принимает в форме распоряжения Департамента решение об отказе в предоставлении гранта заявителям, в отношении которых конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора, с указанием причин отказа и направляет заявителям указанное распоряжение почтовым отправлением.

В соответствии с пунктом 24 Порядка № 284, основанием для принятия решения об отказе заявителю в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора является, в том числе несоответствие заявителя условиям, установленным пунктами 5 - 7 этого Порядка

Согласно пункту 6 Порядка № 284, категориями заявителей для предоставления гранта являются: 1) крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации, главой которого является гражданин Российской Федерации, обязующееся осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет со дня получения гранта; 2) гражданин Российской Федерации, обязующийся в течение не более 15 рабочих дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора для предоставления грантов конкурсной комиссией по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) граждан Российской Федерации - получателей грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств осуществить государственную регистрацию К(Ф)Х в органах Федеральной налоговой службы.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО5 КФХ ФИО1 07.10.2020 обратился в конкурсную комиссию Департамента с заявкой на участие в конкурсном отборе на получение гранта как глава уже зарегистрированного крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 2 л.д. 19-51). Соответственно, заявитель должен был отвечать условиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 6 Порядка.

В то же время, согласно представленной с заявкой выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 зарегистрировано на территории Свердловской области (т. 1 л.д. 41). При этом сам заявитель также зарегистрирован на территории Свердловской области, что подтверждается копией паспорта представленного с заявлением (т. 2 л.д. 20-21). Эти обстоятельства заявитель по существу не оспаривает.

Учитывая отсутствие регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области, конкурсной комиссией принято решение об отказе заявителю в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора, что отражено в протоколе от 28.10.2020 № 1 (т. 1 л.д. 76-83). В соответствии с пунктом 26 Порядка № 284, Департаментом издано Распоряжение от 02.11.2020 № 602 об отказе в предоставлении гранта в форме субсидии на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств ИП ФИО5 КФХ ФИО1 (т. 1 л.д. 75).

Заявитель полагает, что его регистрация является лишь установленным законом способом учета, при этом не ограничено право осуществления деятельности КФХ в ином месте, не совпадающем с местом его регистрации. Как указывает предприниматель, им было дано письменное обязательство о переезде на постоянное место жительства в Курганскую область после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора, в связи с чем отклонение его заявки является неправомерным.

Судами верно отмечено, что для заявителя, относящегося к категории «крестьянское (фермерское) хозяйство», Порядком № 284 императивно предусмотрено условие о необходимости регистрации по месту нахождения на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области. Формулировка Порядка № 284 в этой части однозначна и не содержит неясностей, позволяющих толковать указанное нормативное требование неоднозначно.

Так, в отличие от пункта 6 Порядка № 284, устанавливающего категории заявителей для предоставления гранта, в пункте 7 Порядка № 284 указаны критерии конкурсного отбора заявителей, в том числе критерий постоянного проживания главы крестьянского (фермерского) хозяйства на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области. В случае, если заявитель соответствует одной из категорий, перечисленных в пункте 6 Порядка № 284, он проходит конкурсный отбор среди установленных категорий заявителей на их соответствие в том числе условиям, установленным пунктом 7 Порядка № 284.

Оснований полагать, что пункты 6 и 7 Порядка предоставления субсидий допускают их неоднозначное толкование и правовую неопределенность, не имеется, на что указано во вступившем в законную силу решении Курганского областного суда от 29.01.2021 по делу № 3а-6/2021, возбужденному по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими абзаца первого пункта 6 в части слов «зарегистрированное на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области» и подпункта 1 пункта 7 Порядка № 284 (т. 1 л.д. 63-71).

Доводы заявителя по вопросу неоднозначности толкования положения Порядка № 284 в части требования к заявителям для предоставления гранта о необходимости регистрации по месту жительства по существу направлены на оспаривание положений Порядка № 284, которым уже дана правовая оценка судом общей юрисдикции.

В связи с отсутствием регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на территории муниципального района (муниципального округа) Курганской области конкурсной комиссией Департамента правомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию во втором этапе конкурсного отбора и издано оспоренное Распоряжение от 02.11.2020 № 602 об отказе в предоставлении заявителю гранта в форме субсидии на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.

Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 02.07.2021 по делу
№ А34-901/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Л. Гавриленко

Е.А. Кравцова