ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-16450/2017
г. Челябинск
13 февраля 2018 года
Дело № А34-9119/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2017 по делу № А34-9119/2017 (судья Шестакова Л.П.).
В заседании приняли участие представители:
Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана – ФИО1 (доверенность №28 от 17.01.2017, паспорт);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области – ФИО2 (доверенность №12 от 16.01.2018, служебное удостоверение).
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Курганское УФАС России) по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/98-17 от 25.04.2017.
Судом первой инстанции, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Эверест», ФИО3.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2017 (резолютивная часть объявлена 09.11.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что указание года постройки многоквартирного дома в документации об аукционе (не ранее 2015 г.) является качественной, эксплуатационной характеристикой объекта закупки. При этом, так как требования о новизне товара, установлены положениями Закона о контрактной системе, Департамент при описании объекта закупки руководствовался, в том числе правилом о поставке нового товара.
Департамент полагает, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. В данном случае приобретение квартиры в новом многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилья должно было явиться результатом выполнения региональной и муниципальной адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Реализуя гарантии прав граждан переселяемых из ветхого и аварийного жилья, Департамент при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки исходил из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям. Обращает внимание на то, что предоставляемое гражданам новое жилье должно находиться у застройщика на гарантийном обслуживании в течение пяти лет.
Протокольным определением от 06.02.2018 судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на неё.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.04.2017 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение № 0143300006917000204 о проведении электронного аукциона на приобретение двухкомнатной квартиры в муниципальную собственность в многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилья. Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 468 805,60 рублей. Заказчиком являлся Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана, размещение закупки осуществлялось Департаментом экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (т. 1, л.д. 55-58).
19.04.2017 Курганским УФАС России зарегистрирована жалоба ФИО3 на положения документации об электронном аукционе (т. 1, л.д.51).
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение в соответствии с которым жалоба ФИО3 признана частично обоснованной. В действиях заказчика – Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана, установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), выразившееся в необъективном описании объекта закупки. Предложено передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства (т. 1, л.д.39-43).
Заявитель, не согласившись с решением Курганского УФАС России, в части установленного в его действиях нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что описание объекта закупки не соответствует потребностям заказчика и носит необъективный характер.
Апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 12 Закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион в электронной форме.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона № 44-ФЗ предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилья.
В техническом задании электронного аукциона указано, что квартира должна находиться в многоквартирном жилом доме, строительство которого завершено (год постройки – не ранее 2015г.) или в строящемся многоквартирном жилом доме с высокой степенью строительной готовности (т.1, л.д.68).
Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с положениями названного Закона постановлением Правительства Курганской области от 10.06.2013 №257 утверждена региональная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Курганской области на 2013 - 2017 годы.
В соответствии с этой Программой переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Курганской области, участвующих в реализации Программы, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - ОМС) в соответствии с жилищным законодательством и частью 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» за счет средств Фонда, областного и местных бюджетов путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или путем строительства таких домов.
Постановлением Администрации города Кургана от 08.04.2014 №2629 утверждена муниципальная адресная Программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Кургане на период 2013 – 2017 годов», которая разработана Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для предоставления финансовой поддержки городу Кургану Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Из Программы следует, что программный метод переселения из аварийного жилья является наиболее эффективным и реальным, поскольку предусматривает долевое финансирование из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета и городского бюджета. Средства финансирования Программы расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), на строительство таких домов.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки, предполагается поставка только нового товара.
Из аукционной документации не следует, что заказчиком закупался товар бывший в употреблении.
Год постройки дома, в котором приобретается квартира, не гарантирует поставку нового товара, так как квартира в доме 2015 года постройки уже может быть бывшей в употреблении, а квартира в доме 2014 года постройки (или ранее) может быть новой, в случае если не была реализована застройщиком и (или) не заселена.
Такое описание предмета закупки ограничивает потенциальных участников закупки в поставке новой квартиры, но в доме, срок постройки которого ранее 2015 года.
Таким образом, требования в аукционной документации к году постройки многоквартирного жилого дома не соответствует потребностям заказчика и носит необъективный характер.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.11.2017 по делу № А34-9119/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
Ю.А. Кузнецов