ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А35-10586/16 от 01.08.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 августа 2017 года                                                 Дело № А35-10586/2016

г. Воронеж                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2017 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Миронцевой Н.Д.

судей                                                                             Протасова А.И.

                                                                                           Донцова П.В.                                                                                      

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,

при участии:

от Прокуратуры Курской области в лице Прокуратуры Курского района Курской области: Жаркова В.Н., представитель по доверенности от 31.07.2017 №8-19/44-2017;

от Комитета лесного хозяйства Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Заместителя прокурора Курского района Курской области Анненкова Д.В.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от  Комитета финансов Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 01.06.2017 по делу № А35-10586/2016 (судья Григоржевич Е.М.) по заявлению Комитета лесного хозяйства Курской области о признании незаконным представления Заместителя прокурора Курского района Курской области Анненкова Д.В. от 15.08.2016, № 91-2016 об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, заинтересованные лица: Прокуратура Курской области в лице Прокуратуры Курского района Курской области, Заместитель прокурора Курского района Курской области Анненков Д.В.,

УСТАНОВИЛ:

Комитет лесного хозяйства Курской области (далее- заявитель, Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным представления Заместителя прокурора Курского района Курской области Анненкова Д.В. от 15.08.2016, № 91-2016 об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Решением Арбитражного суда Курской области от 01.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.   

Указывает, что комитет создан в целях реализации на территории Курской области государственной политики в области лесных отношений, полномочиями по уборке бытового мусора в лесах не наделен, соответствующее финансирование из федерального бюджета на указанные цели отсутствует.

Представитель Прокуратуры Курского района не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

К материалам дела приобщены поступившие через систему электронной подачи документов «Мой арбитр» и канцелярию суда отзывы на апелляционную жалобу от Федерального агентства лесного хозяйства, заместителя прокурора Курского района Курской области Анненкова Д.В., Комитета финансов Курской области и Прокуратуры Курской области в лице Прокуратуры Курского района Курской области.

В судебное заседание от Комитета лесного хозяйства Курской области, Заместителя прокурора Курского района Курской области Анненкова Д.В., Комитета финансов Курской области, Федерального агентства лесного хозяйства представители не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Комитет лесного хозяйства Курской области зарегистрирован в качестве юридического лица 26.12.2006, ОГРН 1064632053287, ИНН 4632074149.

28.06.2016 в Прокуратуру Курской области поступило обращение Рышковой А.В. о наличии несанкционированных свалок на лесном участке, расположенном вблизи д. Халино Курского района Курской области (т. 1, л.д. 69-72).

Поступившее обращение было направлено в Прокуратуру Курского района для проверки письмом от 01.07.2016 № 7-р-2016 и получено 05.07.2016 (т. 1, л.д. 68).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 и статьей 21 ФЗ «О Прокуратуре РФ» от 17.01.1992 №2202-1 прокуратурой Курского района по обращению Рышковой А.В. была проведена проверка по вопросу размещения несанкционированных свалок.

В рамках проведенной проверки Прокуратурой Курского района совместно со специалистом отдела Комитета лесного хозяйства Курской области по Курскому лесничеству проводился осмотр территории урочища Задний лог 32 квартала Бесединского участкового лесничества, расположенного вблизи д. Халино.

В ходе осмотра было установлено, что на территории указанного урочища имеются три несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенные на земельных участках площадью примерно 10 кв. м. каждая.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 02.08.2016 (т. 1, л.д. 73).

В связи с указанными обстоятельствами 15.08.2016 заместителем прокурора Курского района Курской области Анненковым Д.В. Председателю комитета лесного хозяйства Курской области Максименко С.А. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды № 91-2016 (т. 1, л.д. 8-10) со следующими требованиями:

- безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Прокуратуры Курского района, для чего о времени и месте рассмотрения заблаговременно сообщить в прокуратуру района для обеспечения участия прокурора в его рассмотрении;

- в течение месяца со дня получения представления принять конкретные меры по устранению вышеуказанных нарушений законодательства, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок отходов потребления с территории урочища Задний лог 32 квартала Бесединского участкового лесничества. Кроме того, принять меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушениям, недопущению их впредь;

- рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных в настоящем представлении нарушениях законов;

- о результатах рассмотрения представления, принятых мерах, лицах, привлеченных к ответственности, сообщить в прокуратуру района в месячный срок со дня получения представления в письменном виде.

Не согласившись с указанным представлением, комитет лесного хозяйства Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд области сделал вывод о  законности оспариваемого представления.  

Исследовав  материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

  В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (абзац 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель в Российской Федерации входят земли лесного фонда.

В силу части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Согласно части 3 названной статьи правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», действующий на момент спорных правоотношений, были утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

 В силу пункта 5 Приказа Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, установлены Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 указанных Правил в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (пункт 28 Правил).

При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт «е» пункта 39 Правил).

В силу абзаца 2 подпункта «б» пункта 3 Правил меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете лесного хозяйства Курской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 20.12.2006 № 609, комитет лесного хозяйства Курской области является исполнительным органом государственной власти Курской области, созданным для осуществления на территории Курской области полномочий органов исполнительной власти Курской области, отдельных полномочий Российской Федерации и реализующим государственную политику в области лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Основными задачами комитета являются: обеспечение проведения на территории Курской области государственной политики в области лесных отношений охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; обеспечение реализации полномочий Курской области по вопросам лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их ресурсного потенциала, охрана и защита лесов; реализация функций уполномоченного органа исполнительной власти Курской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, в том числе, переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 Положения о комитете лесного хозяйства Курской области)

В силу абзаца 5 пункта 3.1.6 Положения о комитете лесного хозяйства Курской области (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого представления), Комитет обеспечивает реализацию в установленном порядке переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации по вопросам организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно пункту 8 Правил санитарной безопасности в лесах работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.06.2015 № 182 «Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах» (действовавшим на момент вынесения оспариваемого представления) утвержден методический документ по обеспечению санитарной безопасности в лесах.

Пунктом 79 указанного документа предусмотрено, что к санитарно- оздоровительным мероприятиям относятся мероприятия по вырубке погибших и поврежденных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

В силу пункта 116 методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, в первую очередь очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия производится в особо защитных участках леса, рекреационных зонах, лесопарках, лесах, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных участках леса. На землях другого целевого назначения и иных категорий защитных лесов уборка от захламленности производится в случае, если создается угроза возникновения лесных пожаров или очагов вредных организмов.

Уполномоченные органы обеспечивают выполнение необходимых требований к санитарно-оздоровительным мероприятиям в соответствии с проектами освоения лесов, договорами аренды участков леса, Правилами санитарной безопасности (пункт 124 методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах).

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданном по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, проведение которых на территории Курской области отнесено к полномочиям комитета лесного хозяйства Курской области, обоснованно возложена на него прокурором.

Из материалов дела следует, что выявлены три несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенные на земельных участках площадью примерно 10 кв. м. каждая. Исходя из незначительного их размера, довод об отсутствии финансирования и невозможности организации уборки суд считает несостоятельным, а представление- исполнимым.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что требования прокурора об устранении нарушений действующего законодательства являются законными и обоснованными.

Представление от 15.08.2016 № 91-2016 вынесено заместителем прокурора Курского района Курской области,  то есть уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий.

 Органы прокуратуры руководствуются в своей деятельности Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и представление, как способ реагирования прокурора, в силу части 3 статьи 22 указанного Закона, могло быть вынесено по любым нарушениям, выявленным прокурором в ходе осуществления надзорных полномочий.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

Оснований для  переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Комитета, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 01.06.2017 по делу №А35-10586/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                                Н.Д. Миронцева

судьи                                                                             А.И. Протасов

                                                                                   П.В. Донцов