ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 ноября 2019г. Дело № А35-1486/2019
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.11.2019.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей: Семенюта Е.А.
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» на решение Арбитражного суда Курской области от 31.07.2019 по делу № А35-1486/2019 (судья Суходольская Н.Е.), принятое по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету по тарифам и ценам Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным постановления от 13.12.2018 № 239,
при участии:
от МУП «Водоканал города Курска»: ФИО1- представитель по доверенности от 01.04.2019 №11-7/2731;
от Комитета по тарифам и ценам Курской области: ФИО2- представитель по доверенности от 29.05.2019;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска» (далее- заявитель, МУП «Водоканал города Курска», МУП «Курскводоканал»,Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по тарифам и ценам Курской области(далее по тексту- ответчик, Комитет) о признании недействительным постановления от 13.12.2018 № 239 «Об утверждении производственной программы муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы».
Решением Арбитражного суда Курской области от 31.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, МУП«Водоканал города Курска» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает, что в нарушение Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв.приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013г.№ 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» Комитет по тарифам и ценам Курской области необоснованно не принял расходы на аренду земельных участков в размере 2333 тыс. руб, по водоснабжению и 2534 тыс. руб, по водоотведению, расходы на аренду имущества в размере 16874 тыс. руб. по водоотведению, общехозяйственные расходы по водоснабжению в размере 4057 тыс. руб. и по водоотведению в размере 11199,0 тыс. руб., административные расходы по водоснабжению в размере 49092 тыс. руб. и по водоотведению в размере 42387 тыс. руб., расходы на оплату процентов в размере 8421 тыс. руб., расходы по сомнительным долгам: 5760 тыс. руб. по водоснабжению, 4816 тыс.руб. по водоотведению, расходы по оплате налога за негативное воздействие в размере 432 тыс. руб.
Арбитражным судом Курской области полностью принята позиция заинтересованного лица, несмотря на документально подтвержденные экономически обоснованные расходы предприятия, имеющиеся в материалах дела.
Контрольно-счетная палата города Курска в Акте по результатам контрольного мероприятия «Проверка результатов финансово-хозяйствен ной деятельности муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» от 10.12.2018г. (с. 36) установила, что размер недополученных доходов МУП «Курскводоканал» по водоснабжению в 2017 г. составил 11097720 руб, по водоотведению - 99117150 руб. В связи с чем, КСП сделала вывод, что в результате применения утвержденных тарифов на водоснабжение и водоотведения Предприятием недополучены доходы в размере 110 214 870 руб.Согласно выводам экспертов ООО АФ «Стандарт-Аудит» в Экспертном заключении по обоснованию расходов при формировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в МУП «Курскводоканал» на 2019 г.: «...размер недополученных доходов по водоснабжению в 2019 году составит 32 368 350 рублей, по водоотведению - 73 622 450 руб., всего - 105 990 800 руб. Таким образом, в результате применения утвержденных тарифов на водоснабжение и водоотведение Предприятие недополучит в 2019 году доходов в размере 105 990 800 руб...»
По мнению заявителя, фактические расходы предприятия документально подтверждены и заключением Контрольно-счетной палаты города Курска в порядке осуществления контрольных мероприятий и аудиторским заключением ООО АФ «Стандарт-Аудит» исходя из аналогичного пакета документов бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.Однако, Комитет по тарифа и ценам Курской области, исходя из того же пакета документов посчитал, что расходы более 105 млн. руб. являются необоснованными. По мнению заявителя, размер неучтенных расходов напрямую ведет к банкротству социально значимого предприятия.
Комитет по тарифам и ценам Курской области в отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на судебную практику судов общей юрисдикции по оспариванию нормативных правовых актов по установлению тарифов, п.п.16, 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013г.№ 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»,п. 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" указал, что действующим законодательством предусмотрено представление организацией экономического обоснования исходных данных. При этом предоставление обоснований является обязательным для регулируемой организации изначально, то есть недостаточно заявить некую величину затрат – ее надо обосновать, расшифровать из чего она сложилась на основании исходных данных.
Запрос дополнительных сведений, по мнению Комитета, является правом, а не обязанностью органа регулирования тарифов. Кроме того, в ходе проведения экспертизы представленных материалов, у Комитета по тарифам и ценам Курской области не возникало необходимости уточнения предложений МУП «Курскводоканал», так как применяемые предприятием методы при определении отдельных статей затрат не соответствуют требованиям действующего законодательства. Комитет осуществил проведение экономического анализа представленных предложений МУП «Курскводоканал», с учетом приложенных предприятием обоснований, по итогам составил экспертное заключение в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013г. N 406 (п.25), а также Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э (п.15).
Полномочия Комитета по тарифам и ценам Курской области по государственному регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе по принятию оспариваемого акта определены Положением о комитете по тарифам и ценам Курской области, утв. Постановлением Администрации Курской области от 21.04.2016 N 230-па "Об утверждении
Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области" (п.9). Процедура принятия оспариваемого правового акта была соблюдена: оспариваемое в настоящем деле постановление Комитета принято в установленной форме, подписано уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с Порядком деятельности Правления комитета, соблюден установленный порядок опубликования и вступления в силу. Всем доводам и аргументам МУП «Курскводоканал» по вопросу заявленных требований о необоснованной корректировке Комитетом в сторону уменьшения заявленных предприятием расходов по установлению тарифов на 2019 год судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с приведением ссылок на нормы материального права.
Комитет просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим изменению либо отмене.
Согласно постановлению Администрации города Курска от 10.12.2013 №4366 «Об определении гарантирующих организаций» МУП «Курскводоканал» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Курска.
Как следует из материалов дела, 27.04.2018 МУП «Курскводоканал» были представлены в комитет по тарифам и ценам Курской области производственная программа в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с предварительным расчетом одноставочных тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) на 2019-2023 годы (т.2, л.д.25-26, 30-70).
Приказом Комитета от 07.05.2018 №67 было открыто дело об установлении тарифов, определении метода регулирования тарифов и назначении уполномоченного, копия указанного приказа была направлена заявителю (т.2, л.д.28-29). Извещением от 23.11.2018 заявитель был приглашен на заседание Правления комитета (т.2, л.д.71).
Согласно протоколу заседания Правления комитета по тарифам и ценам Курской области от 13.12.2018г. постановлено: утвердить производственную программу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы согласно таблицам 2-7, 9-14, 16-32 настоящего протокола, утвердить долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) для муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" на 2019 - 2023 годы с использованием метода индексации согласно таблицам 1,8,15 протокола и установить с 01.01.2019г. тарифы на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) для МУП "Водоканал города Курска"(т.2, л.д.93-145).
В адрес Предприятия представлено "Экспертное заключение об утверждении производственной программы в сферах холодного водоснабжения и водоотведения и установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) для муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" на 2019 - 2023 годы" (т.1, л.д.42-88).
В Экспертном заключении указано, что расчет одноставочных тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) для заявителя на 2019-2023 годы произведен методом индексации на основании прогнозируемых затрат и рекомендуемых индексов-дефляторов согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024, разработанному Минэкономразвития России (далее - Прогноз). Расчет произведен в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»; приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
По результатам заседания Правления приняты и опубликованы следующие акты:
- Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 13.12.2018 № 239 "Об утверждении производственной программы муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы"(т.1, л.д. 14-40, т.2, л.д.72-88);
- Постановление Комитета от 13.12.2018 № 240 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду, водоотведение и водоотведение (очистку сточных вод) для муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" на 2019 - 2023 годы" (т.2, л.д.89-92).
МУП «Курскводоканал» оспорило постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области "Об утверждении производственной программы муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы" в Курский областной суд, однако определением от 28.01.2019г. в принятии административного искового заявления отказано (т.1, л.д.191-194, т.5 л.д.23-31).
27.02.2019г. МУП «Курскводоканал» обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Курской области от 31.07.2019г. в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст.ст.4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в ряде сфер, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться различные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) установлены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым, в том числе, относятся:
-достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (п.4);
- установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (п.5);
- открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения (п.8).
Согласно статье 5 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Пунктом 21 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - производственная программа) - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу ст. 41 Федерального закона № 416-ФЗ производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При разработке производственной программы учитываются:
1)результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Производственная программа должна содержать:1) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; 2) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод); 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; 4) график реализации мероприятий производственной программы; 5) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 6) иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством Российской Федерации.
Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641"Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее -Правила № 641).
Пунктом 15 Правил № 641 установлено, что уполномоченный орган утверждает производственную программу в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы.
Решение об утверждении производственной программы подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.(п.16).
Корректировка производственной программы осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы(п.17).
При корректировке производственной программы, предполагающей увеличение финансовых потребностей, необходимых для ее реализации, указанные финансовые потребности учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.(п.18).
Пунктом 19 Правил № 641 предусмотрено, что в случае возникновения разногласий при утверждении производственной программы регулируемая организация вправе подать в уполномоченный орган заявление в целях урегулирования возникших разногласий.
Порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируется Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее-Правила).
Пунктами 12,14 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Согласно п.п.16, 17 Правил предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.
К заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности; б) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности; г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату; д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности; ж) расчет размера тарифов; з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям; и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (при наличии); к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);м) перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору. Органом регулирования тарифов могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию;н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии);о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
В силу п.18 Правил заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.
Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, является исчерпывающим.
По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 настоящих Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.
В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, отказ в открытии дела не допускается.
Согласно п.п.20, 21 Правил решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 настоящих Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов.
Представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, уполномоченные руководителем такой организации, вправе на основании письменного ходатайства знакомиться со всеми материалами дела об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода со дня его открытия до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.(п.24 Правил).
В силу п.25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
В протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов (далее - протокол) указываются также основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе:а) величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, принятая при расчете установленных тарифов, и основные статьи (группы) расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования;б) объем отпуска воды и принятых сточных вод, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы;в) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в очередном периоде регулирования; г) долгосрочные параметры регулирования - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации; д) нормативы технологических затрат электрической энергии и (или) химических реагентов; е) стоимость, сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования инвестиционной программы;ж) виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения; з) перечень и величина параметров, учтенных при корректировке необходимой валовой выручки регулируемых организаций - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации; и) мероприятия, принятые в расчет при определении размера платы за подключение (технологическое присоединение), в том числе установленной в индивидуальном порядке, с указанием стоимости этих мероприятий; к) фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, принятые в расчет при установлении тарифов (по годам на период действия тарифов)(п.29 Правил).
Таким образом, акты регулирующих органов об утверждении долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, а также об установлении тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими актами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круг лиц, а также регулируются отношения по расчетам за услуги применительно к неопределенному кругу лиц, данные акты обладают признаками нормативных правовых актов.
Таким образом, рассматриваемое постановление обладает признаками нормативного правового акта, опубликовано официально для всеобщего сведения, т.е. является нормативным правовым актом, оспаривание которого в арбитражном суде не предусмотрено АПК РФ. Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.12.2016 N Ф10-5329/2016 по делу N А35-8887/2015.
Однако, поскольку прекращение производства по делу ограничивает для заявителя доступ к правосудию, поскольку им исчерпана возможность защиты прав и законных интересов в суде общей юрисдикции, суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящий спор по существу.
Отказывая в удовлетворении требований , суд первой инстанции исходил из следующего:
МУП «Курскводоканал» не представлено экономическое обоснование размера арендной платы за землю, размера арендной платы иловых прудов у ООО «Курскхимволокно» и размера арендной платы за сооружения канализации ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова» в соответствии с требованиями, установленными пунктом 44 Основ ценообразования. Кроме того, срок действия представленного в материалах дела контракта от 19.02.2018 №0544300000918000002_300975 на аренду сооружений канализации ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова» истек 31.07.2018.
Общехозяйственные расходы исключены в связи с отсутствием расчета и пояснений по статьям затрат, включенных в состав общехозяйственных расходов, а также отсутствием бухгалтерских документов, подтверждающих фактические понесенные общехозяйственные расходы в 2017 году, и обоснование необходимости их планирования на 2019 год.
Предприятием не представлено обоснование расчета фонда оплаты труда административно-управленческого персонала на 2019 год, а именно, не представлен расчет среднего тарифного коэффициента с учетом тарификации работ и присвоение профессиональной квалификации работникам, расчет выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, а также дополнительного премирования. Кроме того, в материалах дела отсутствуют положение по оплате труда и коллективный договор, содержащие используемые предприятием параметры расчета фонда оплаты труда. При этом Комитетом был произведен расчет фонда оплаты труда административно-управленческого персонала на 2019 год исходя из заявленной Предприятием численности 175 единиц и среднемесячной заработной платы работников сферы водоснабжения и водоотведения за 2018 год согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области в размере 22004,90 руб.
Прочие расходы, входящие в состав административных расходов, были определены Комитетом исходя из подтвержденных фактических показателей 2017 года с индексами роста на 2018 год 103,6 % и на 2019 год 104,3% согласно Прогнозу.
Расходы на уплату процентов по займам и кредитам на 2019 год предложены МУП «Курскводоканал» в сумме 8 421,0 тыс. руб. на основании фактических значений 2017г., при этом не представлены копии кредитных договоров в подтверждение заявленных расходов.
Также судом первой инстанции сделан вывод, что в связи с отсутствием исходных данных, экономического обоснования исходных данных, отсутствием обоснования этих потребностей и расшифровки затрат, включенных в нее, по видам деятельности, расходы по сомнительным долгам правомерно исключены Комитетом из состава необходимой валовой выручки на 2019-2023 годы.
Также судом не принят подход Предприятия о расчете налогов с учетом индекса потребительских цен, поскольку действующим законодательством такое не предусмотрено.
В связи с тем, что МУП «Курскводоканал» произвело расчет расходов на уплату налоговисходя из фактического значения 2017 года и ожидаемого значения на 2018 год с ростом на 2019 год 104,0%, т.е. без учета положений налогового законодательства (без учета налоговой базы и ставок по каждому виду налогов), без предоставления налоговых деклараций, суд первой инстанции указал, что Комитетом данные расходы правомерно запланированы на основании фактических значений за 2017 год, подтвержденных налоговыми декларациями.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв.Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с абз. 12 п. 2 Основ ценообразования: необходимая валовая выручка -это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Представление экономического обоснования своих расходов для регулируемой организации определено пунктами 16 и 17 Правил.
Представление обосновывающих материалов, их объем и содержание является реализацией регулируемой организацией ее субъективного материального права на предоставление информации в подтверждение заявленных расходов.
Довод о том, что орган регулирования обязан запрашивать подтверждение заявленных организацией затрат не принят судом, поскольку противоречит общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, нарушает баланс экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
Кроме того, Предприятие имело возможность знакомиться с материалами дела и представлять на заседание Правления соответствующие возражения, пояснения, недостающие документы, подтверждающие величину заявленных затрат. Предприятие также имеет возможность обратиться с заявлением о корректировке программы в уполномоченный орган в целях урегулирования возникших разногласий.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв.Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Учитывая указанные обстоятельства, а также положения ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылку заявителя на Акт по результатам контрольного мероприятия «Проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» от 10.12.2018г., подготовленный Контрольно-счетной палатой города Курска, арбитражный апелляционный суд не принимает, поскольку указанный документ не был представлен в Комитет с пакетом документов, также он не был представлен на заседание 13.12.2018 при рассмотрении вопроса об утверждении производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019 год, в связи с чем не является допустимым и относимым доказательством по делу.
Кроме того, указанный акт не может заменить обязанность Предприятия по предоставлению первичных документов, обосновывающих расчеты.
При этом Контрольно-счетная палата не наделена специальной компетенцией по оценке экономической обоснованности фактических расходов, понесенных МУП «Курскводоканал», в соответствии с требованиями действующего законодательства в области ценообразования, такими полномочиями по государственному регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения наделен Комитет по тарифам и ценам Курской области. В ходе рассмотрения дела Комитет указывал, что данный акт не может являться основанием, в том числе, необходимости привлечения заемных средств для текущих расчетов, в акте от 10.12.2018г. не проанализированы причины снижения объемов реализации услуг и образования дебиторской задолженности (которая составляет от плановой необходимой валовой выручки за 2016 год – 50% и за 2017 год – 47%), влияющие на размер доходов ресурсоснабжающей организации. Заявителем не были своевременно приняты необходимые и достаточные меры для документального обоснования своей позиции, в целях принятия Комитетом производственной программы МУП «Водоканал города Курска» в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы в редакции, соответствующей требованиям Предприятия.
По аналогичным основаниям не принято судом Экспертное заключение подготовленное ООО АФ "Стандарт-Аудит" 18.02.2019г.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области по делу № А35-1486/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП«Водоканал города Курска» без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ, государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит отнесению на заявителя.
В связи с тем, что МУП«Водоканал города Курска» при обращении в апелляционный судошибочно уплачено 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Курской области от 31.07.2019 по делу № А35-1486/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Курска» из средств федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Т.И. Капишникова
Судьи Е.В. Малина
Е.А. Семенюта