ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А35-2264/20 от 18.10.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

________________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу

22 октября 2021 года

Дело №А35-2264/2020

г.Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2021 года

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

судей

В.И. Смирнова

М.М. Нарусова

У.В. Серокуровой

при участии в заседании

от истца:

акционерного общества «Спецавтобаза по уборке города Курска»

от ответчика:

Администрации города Курска

от третьих лиц:

Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска

Комитета по управлению имуществом Курской области

Комитета городского хозяйства города Курска

не явились, извещено надлежащим образом;

не явились, извещена надлежащим образом;

не явились, извещён надлежащим образом;

не явились, извещён надлежащим образом;

не явились, извещён надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 05.04.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу №А35-2264/2020,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Спецавтобаза по уборке города Курска» (далее - АО «САБ по уборке г.Курска», истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Курск» в лице Администрации города Курска (далее - ответчик) о взыскании за счет средств казны муниципального образования денежных средств в сумме 22 804 рублей 85 копеек за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов (с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением Арбитражного суда Курской области от 24.03.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.

Определением от 18.05.2020 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением суда от 20.10.2020 производство по делу в части требований АО «САБ по уборке г.Курска» к Комитету городского хозяйства города Курска о взыскании денежных средств в сумме 22 804 рублей 85 копеек прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с принятием судом отказа истца от иска к указанному лицу.

Решением Арбитражного суда Курской области от 05.04.2021 взысканы с муниципального образования «Город Курск» в лице Администрации города Курска за счет средств казны муниципального образования «Город Курск» в пользу АО «САБ по уборке г.Курска» расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 22 804 рублей 85 копеек.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 решение Арбитражного суда Курской области от 05.04.2021 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением Администрация г.Курска обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт. Администрация указала на нарушения норм материального и процессуального права.

АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Стороны в судебное заседание представителей не направляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, отзыве на неё, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции отменяет обжалуемые судебные акты.

Как следует из материалов дела, установлено судами АО «САБ по уборке города Курска» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.10.2017.

В городе Курске на земельном участке кадастровый номер 46:29:101067:157, за заправочной станцией «Мотогаз», на съезде к СНТ «Богатырь» и СНТ «Ромашка» региональным оператором выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, подлежащее уборке в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Факт установления несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (свалки) зафиксирован в акте обследования земельного участка от 17.10.2019.

АО «САБ по уборке г.Курска» направило в адрес Комитета экологической безопасности и природопользования города Курска, Администрации города Курска, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска требование о ликвидации несанкционированной свалки №01-10/19-998 от 11.11.2019.

Поскольку работы по ликвидации свалки не были проведены силами муниципального образования, АО «САБ по уборке г.Курска» самостоятельно ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: г.Курск, за заправочной станцией «Мотогаз», на съезде к СНТ «Богатырь» и СНТ «Ромашка», объемом 56 м³.

Понесенные региональным оператором затраты составили 22 804 рубля 85 копеек, что подтверждается актом выполненных работ от 07.02.2020, подписанным представителями комитета экологической безопасности и природопользования города Курска, Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска, Администрации Железнодорожного округа города Курска без возражений.

Ссылаясь на то обстоятельство, что расходы, понесенные региональным оператором в связи с работами по ликвидации несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов, не компенсированы, истец обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением.

Решением Арбитражного суда Курской области от 05.04.2021 с муниципального образования «Город Курск» в лице Администрации города Курска за счет средств казны муниципального образования «Город Курск» в пользу АО «САБ по уборке г.Курска» взысканы расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 22 804 рублей 85 копеек.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 решение Арбитражного суда Курской области от 05.04.2021 оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением Администрации города Курска обратилась с кассационной жалобой.

Суды, удовлетворяя исковые требования и руководствуясь положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункта 18 пункта 1 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15, пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), пунктов 1, 2 статьи 7, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 12, 25 статьи 13 Устава города Курска, статьи 42 ЗК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 №258-О, постановлением Губернатора Курской области от 15.08.2016 №226-пг «Об органах исполнительной власти Курской области, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа «Город Курск», пунктами 16, 18 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила №1156), пришли к выводу о том, что в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организации мероприятий по ее охране в границах городского округа, правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории в границах муниципального округа «город Курск» от твердых коммунальных отходов, статья 42 ЗК РФ возлагает соответствующие обязанности не только на собственников земельных участков, но и на лиц, не являющихся собственниками земельных участков, а, следовательно, доводы ответчика об отсутствии обязанности проведения мероприятий по очистке спорного земельного участка от несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов неправомерны.

Однако судебная коллегия кассационной инстанции не может признать выводы судов соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 16 Правила №1156 при обнаружении места несанкционированного размещения ТКО региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить об этом собственника земельного участка, а также орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор.

В силу названного пункта региональный оператор должен уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО и направить ему проект договора на оказание услуг по такой ликвидации.

Если собственник земельного участка в установленный срок не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации региональный оператор ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и в этом случае вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил №1156).

Таким образом, обязанности по несению расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО возложены на собственника земельного участка.

Судами установлено и сторонами не оспаривается, что место несанкционированного размещения ТКО было расположено в границах территории муниципального образования «город Курск», но на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 2 Закона Курской области от 05.03.2015 №8-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа «Город Курск» и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено», администрация Курской области и (или) уполномоченные Губернатором Курской области исполнительные органы государственной власти Курской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа «Город Курск» по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территории городского округа «Город Курск», за исключением: земельных участков для сельскохозяйственного использования; земельных участков для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов; земельных участков для эксплуатации многоквартирных домов; земельных участков, площадь которых не превышает 200 м²; лесных участков; огородных и садовых земельных участков; земельных участков, предназначенных для индивидуального гаражного строительства.

Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, перераспределяются сроком на десять лет.

Согласно статье 3 вышеуказанного закона органами государственной власти Курской области полномочия, предусмотренные в статье 2 настоящего Закона, осуществляются за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что наличие либо отсутствие у соответствующих уполномоченных органов власти полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, имеет правовое значение для целей определения лица, которое обязано принимать меры к ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, судами не были исследованы обстоятельства, связанные с установлением органа власти, который вправе был распоряжаться неразграниченными землями, на территории которых располагалась несанкционированная свалка, в соответствии с Законом Курской области от 05.03.2015 №8-ЗКО.

Вопросы определения характера и объема полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в сфере обращения с отходами были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 13.10.2015 №26-П, от 26.04.2016 №13-П) применительно к оценке возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, использование в правоприменительной практике положений Закона №131-ФЗ в качестве нормативного основания для возложения на городские округа (муниципальные районы) безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, таким образом, нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации. При этом действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

В Определении от 28.03.2017 №720-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, учитывая существование различных форм возможного негативного воздействия на окружающую среду, а также принимая во внимание, что содержание рассматриваемой компетенции муниципальных образований не может автоматически трактоваться как возлагающее на них всю полноту ответственности, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлениях от 13.10.2015 №26-П и от 26.04.2016 №13-П и сохраняющие свою силу, не могут быть расценены как ограниченные только вопросами несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, - в силу своего универсального характера они имеют безусловное юридическое значение в отношении иных случаев неправомерного размещения отходов неустановленными лицами на объектах, расположенных на территории муниципального образования; в связи с этим при разрешении правоприменительными органами, в том числе судами, дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных образований в области обращения с отходами, помимо общих положений Закона №131-ФЗ, необходимо учитывать соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.

Пунктом 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

При этом пунктом 2 названной статьи установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Статьей 6 Закона об отходах производства и потребления, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В свою очередь подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации указанной деятельности на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно статье 8.1 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные этим Законом, могут быть перераспределены между ними в предусмотренном Законом №131-ФЗ порядке.

Пунктом 1 статьи 7 Закона №131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Обстоятельства наделения органов местного самоуправления города Курска полномочиями органов государственной власти Курской области по организации деятельности по накоплению сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО в установленном Законом №131-ФЗ и Законом об отходах производства и потребления порядке, судами не устанавливались.

Также судами не устанавливалось наличие или отсутствие соответствующих договорных отношений между АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» и Курской областью, а также обеспечивался ли орган местного самоуправления соответствующими финансовыми средствами для исполнения полномочий по распоряжению неразграниченными землями, расположенными на территории города.

С учетом изложенного, удовлетворяя заявленное требование, суды неправильно применили нормы материального права, что в совокупности свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, установление всех имеющих значение для данного дела обстоятельств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).

При новом рассмотрении суду, с учетом положений федерального законодательства, а также законодательства Курской области следует установить, кем осуществляется распоряжение неразграниченными землями, расположенными на территории города; орган власти субъекта или города получает доход от использования таких земель и на кого возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок в городе; орган власти субъекта или города, в силу пункта 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, должен компенсировать расходы, понесенные обществом как региональным оператором по ликвидации свалки.

Согласно части 3 статьи 289 АПК РФ, при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационную жалобу Администрации города Курска удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Курской области от 05.04.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу №А35-2264/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                   В.И. Смирнов

Судьи                                                                                                      М.М. Нарусов

                                                                                                             У.В. Серокурова