ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А35-3207/20 от 10.12.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 декабря 2020 года Дело № А35-3207/2020

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2020 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семенюта Е.А.,

судей Миронцевой Н.Д.,

Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро»: ФИО1, представитель по доверенности от 16.03.2020, паспорт гражданина РФ;

от Администрации Октябрьского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Октябрьского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2020 по делу № А35-3207/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» к Администрации Октябрьского района Курской области о признании незаконными действий, выраженных в письмах от 13.02.2020 № 01- 33/622, от 13.02.2020 № 01-33/624, от 13.02.2020 № 01-33/625, об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ :

Общество с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» (далее – заявитель, ООО «Курск-Агро», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Октябрьского района Курской области (далее – Администрация) о признании о признании незаконными действий выраженных:

- в письме от 13.02.2020 № 01-33/622, по отказу ООО «Курск-Агро» в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 300000 кв. м, кадастровый номер 46:17:111207:7, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

- в письме от 13.02.2020 № 01-33/624, по отказу ООО «Курск-Агро» в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 300000 кв. м, кадастровый номер 46:17:111207:8, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

- в письме от 13.02.2020 № 01-33/625, по отказу ООО «Курск-Агро» в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 300000 кв. м, кадастровый номер 46:17:111207:10, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

об обязании Администрацию Октябрьского района Курской области:

- принять решение о предоставлении в собственность ООО «Курск-Агро» земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:7, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет», без проведения торгов по цене, равной рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; - направить в адрес ООО «Курск-Агро» проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:7, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

- принять решение о предоставлении в собственность ООО «Курск-Агро» земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:8, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет», без проведения торгов по цене, равной рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; - направить в адрес ООО «Курск-Агро» проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:8, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

- принять решение о предоставлении в собственность ООО «Курск-Агро» земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:10, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет», без проведения торгов по цене, равной рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; - направить в адрес ООО «Курск-Агро» проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:10, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет».

Решением Арбитражного суда Курской области от 21.07.2020 по делу № А35-3207/2020 заявленные требования удовлетворены.

Действия Администрации Октябрьского района Курской области, выраженные:

- в письме от 13.02.2020 № 01-33/622, по отказу обществу с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 300000 кв. м, кадастровый номер 46:17:111207:7, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

- в письме от 13.02.2020 № 01-33/624, по отказу обществу с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 300000 кв. м, кадастровый номер 46:17:111207:8, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

- в письме от 13.02.2020 № 01-33/625, по отказу обществу с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадью 300000 кв. м, кадастровый номер 46:17:111207:10, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет» признаны незаконными.

Суд обязал Администрацию Октябрьского района Курской области:

- принять решение о предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:7, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет», без проведения торгов по цене, равной рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

- направить в адрес общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:7, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

- принять решение о предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:8, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет», без проведения торгов по цене, равной рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

- направить в адрес общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:8, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет»;

- принять решение о предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:10, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет», без проведения торгов по цене, равной рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

- направить в адрес общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро» проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 46:17:111207:10, площадью 300000 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, МО «Черницынский сельский совет».

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой.

В апелляционной жалобе Администрация указывает, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 01.01.2050 в соответствии с положениями Закона Курской области от 19.12.2011 №104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Курской области», в связи с чем, отказ в предоставлении земельных участков со ссылкой на данный нормативный акт, является правомерным.

В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Общество соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Общества просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Администрация явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица, надлежащим образом уведомленного, в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного апелляционного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение участника судебного процесса, явившегося в судебное заседание, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией Октябрьского района Курской области (Арендодатель) и ООО «Октябрьское агрообъединение» (Арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков от 03.09.2007 № 129 (далее – договор № 129), от 03.09.2007 № 130 (далее – договор № 130), от 03.09.2007 № 131 (далее – договор № 131).

Согласно условиям договора № 129 Арендодатель предоставляет в аренду земельный участок из фонда перераспределения из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:17:11 12 07:0007, по акту приема-передачи, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, площадью 300 000 кв. м (30 га), для производства сельскохозяйственной продукции, сроком с 03.09.2007 по 03.09.2022.

По акту приема-передачи от 03.09.2007 земельный участок был передан Арендодателем и принят Арендатором.

Вышеуказанный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области 11.03.2008 (регистрационный номер 46-46- 18/001/2008-340).

15.09.2015 между ООО «Октябрьское агрообъединение» (Сторона-1) и ООО «Курск-Агро» (Сторона-2) был заключен договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка, согласно которому ООО «Курск-Агро» принимает на себя права и обязанности арендатора по договору № 129.

По акту приема-передачи от 15.09.2015 земельный участок был передан Стороной-1 и принят Стороной-2.

Договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 15.09.2015 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области 23.05.2016 (регистрационный номер 46-46/018-46/018/001/2016-1682/2).

Согласно условиям договора № 130 Арендодатель предоставляет в аренду земельный участок из фонда перераспределения из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:17:11 12 07:0008, по акту приема-передачи, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, площадью 300 000 кв. м (30 га), для производства сельскохозяйственной продукции, сроком с 03.09.2007 по 03.09.2022.

По акту приема-передачи от 03.09.2007 земельный участок был передан Арендодателем и принят Арендатором.

Вышеуказанный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области 11.03.2008 (регистрационный номер 46-46- 18/001/2008-342).

15.09.2015 между ООО «Октябрьское агрообъединение» (Сторона-1) и ООО «Курск-Агро» (Сторона-2) был заключен договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка, согласно которому ООО «Курск-Агро» принимает на себя права и обязанности арендатора по договору № 130.

По акту приема-передачи от 15.09.2015 земельный участок был передан Стороной-1 и принят Стороной-2.

Договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 15.09.2015 года зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области 23.05.2016 (регистрационный номер 46-46/018-46/018/001/2016-1685/2).

Согласно условиям договора № 131 Арендодатель предоставляет в аренду земельный участок из фонда перераспределения из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:17:11 12 07:0010, по акту приема-передачи, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся по адресу: Курская область, Октябрьский район, Черницынский сельсовет, площадью 300 000 кв. м (30 га), для производства сельскохозяйственной продукции, сроком с 03.09.2007 по 03.09.2022 (пункт 2.1).

По акту приема-передачи от 03.09.2007 земельный участок был передан Арендодателем и принят Арендатором.

Вышеуказанный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Курской области 11.03.2008 (регистрационный номер 46-46- 18/001/2008-338). 15.09.2015 между ООО «Октябрьское агрообъединение» (Сторона-1) и ООО «Курск-Агро» (Сторона-2) был заключен договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка, согласно которому ООО «Курск-Агро» принимает на себя права и обязанности арендатора по договору № 131. По акту приема-передачи от 15.09.2015 земельный участок был передан Стороной-1 и принят Стороной-2.

Договор передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 15.09.2015 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области 23.05.2016 (регистрационный номер 46-46/018-46/018/001/2016-1683/2).

23.01.2020 ООО «Курск-Агро» обратилось в Администрацию Октябрьского района с заявлениями о приобретении вышеуказанных земельных участков в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 10 Федерального Закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Письмами от 13.02.2020 № 01-33/622, от 13.02.2020 № 01-33/624, от 13.02.2020 № 01-33/625 Администрация Октябрьского района Курской области отказала ООО «Курск-Агро» в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, сославшись на положения статьи 4 Закона Курской области от 19.12.2011 №104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области».

Не согласившись с вышеуказанными действиями Администрации Октябрьского района Курской области, изложенными в письмах от 13.02.2020 №№ 01-33/622, 01-33-624, 01-33/625, ООО «Курск-Агро» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок распоряжения земельной долей, земельным участком, находящимся в муниципальной собственности и выделенным в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности регулируется нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В силу статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Таким образом, у гражданина или юридического лица возникает право на приобретение в собственность без торгов арендуемого им участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии в совокупности двух условий: с момента заключения договора аренды прошло не менее трех лет, земельный участок использовался надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением.

Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, регулируется также Законом Курской области от 19.12.2011 №104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области» ( с учетом изменений на дату обращения заявителя в Администрацию), статьей 4 которого определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 1 января 2050 года.

В качестве единственного основания для отказа в предоставлении земельных участков Администрация сослалась на установленное статьей 4 Закона Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" ограничение приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, до 01.01.2050 года.

Между тем, принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (пункт 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ). Указанное означает недопустимость ограничения применения на территории Курской области законом Курской области норм пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, в редакциях, действующих на момент принятия оспариваемого отказа.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому статьи 12 Гражданского кодекса при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, установленное в статье 4 Закона Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" временное ограничение начала действия положения пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, императивно установивших специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим гражданам и юридическим лицам, противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, действия Администрации, выраженные в оспариваемых отказах со ссылкой на нарушение требований статьи 4 Закона Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" обоснованно признаны судом области незаконными.

Судом первой инстанции установлено и материалам дела подтверждается, что испрашиваемые земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, используются Обществом по целевому назначению по договорам аренды от 03.09.2007 № 129, от 03.09.2007 № 130, от 03.09.2007 № 131, зарегистрированным в установленном порядке, т.е. более трех лет. Данные обстоятельства Администрацией не оспорены.

При установленных по делу фактических обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии у Общества права на выкуп спорных земельных участков по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в связи с чем, признал незаконными отказы Администрации, изложенные в письмах от 13.02.2020 №№ 01-33/622, 01-33-624, 01-33/625.

Принятые судом меры по восстановлению нарушенных прав ООО «Курск-Агро» соответствуют требованиям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Содержащиеся в решении суда первой инстанции выводы о праве ООО «Курск-Агро» на выкуп испрашиваемых земельных участков и соблюдении им условий для соответствующего приобретения не противоречат установленным по делу обстоятельствам, вышеприведенным нормам права.

Довод апелляционной жалобы о том, что приватизация земельных участков на территории Курской области запрещена до 01.01.2050, основан на неправильном толковании закона.

Как было отмечено выше, принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (пункт 5 статьи 1 Закона №101-ФЗ). Указанное означает недопустимость ограничения применения на территории Курской области законом Курской области норм Закона об обороте земель, в редакциях, действующих на момент принятия оспариваемого отказа.

Указанный вывод соответствует позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 29.03.2018 N Ф10-188/2018 по делу N А35-4245/2017.

Иных доводов, опровергающих выводы суда области, апелляционная жалоба не содержит.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

С учетом указанного, а также изложенных выше обстоятельств, решение не подлежит отмене.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, допущено не было.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2020 по делу № А35-3207/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.А. Семенюта

судьи Н.Д. Миронцева

П.В. Донцов