ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А35-68/2022 от 19.09.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 сентября 2022 года Дело № А35-68/2022

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2022 года.

В полном объеме постановление изготовлено 26 сентября 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,

судей Протасова А.И.,

Капишниковой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,

при участии:

от ООО «Медоварня Традиции Предков»: Лятифова Р.З.- представителя по доверенности б/н от 27.09.2021, паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования;

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: Смирнова В.А.- представителя по доверенности № 1-69 от 13.09.2022, паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медоварня Традиции Предков» на решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2022 по делу №А35-68/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Медоварня Традиции Предков» (ОГРН1124611000491, ИНН 4611012110) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2021 № 0101/111021/05160- 17ю,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Медоварня Традиции Предков" (далее - заявитель, Общество, ООО "Медоварня Традиции Предков") обратилось в Арбитражный суд Курской области к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, административный орган, Управление) с заявлением (с учетом его уточнения от 16.03.2022) о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2021 N 0101/111021/05160-17ю.

Решением Арбитражного суда Курской области от 26.05.2022 по делу №А35-68/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «Медоварня Традиции Предков» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя требования апелляционной жалобы, ООО «Медоварня Традиции Предков» ссылается на наличие существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, выразившихся в отсутствии сведений о разъяснении законному представителю Общества прав и обязанностей при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также при продлении срока административного расследования, составлении протокола изъятия вещей документов (проб и образцов).

Кроме того, заявитель указывает на то, что экспертиза проводилась в отношении образца алкогольной продукции - Напиток брожения пастеризованный нефильтрованный неосветленный натуральный «Медовуха ежевичная», который по протоколу изъятия вещей документов (проб и образцов) от 12.10.2021 не изымался в установленном порядке в присутствии уполномоченного представителя ООО «Медоварня Традиции Предков». Тогда как внесение исправлений в протокол изъятия вещей документов (проб и образцов) от 12.10.2021 в части корректировки изъятых образцов по количественному составу образцов и наименованию изъятой продукции произведено без участия представителя ООО «Медоварня Традиции Предков».

В представленных дополнениях Общество также ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно не учтены изменения в правилах назначения наказания, предусмотренные ст. 4.1.2 КоАП РФ, с учетом того, что ООО «Медоварня Традиции Предков» является микропредприятием, при этом оспариваемое постановление от 17.12.2021 N 0101/111021/05160-17ю на настоящий момент не исполнено.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ссылается на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ, а также указывает на отсутствие существенных процессуальных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.01.2014 Росалкогольрегулированием было вынесено решение о допустимости использования ОOO "Медоварня Традиции Предков" по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Радищева, д. 87/7, основного технологического оборудования для производства пивных напитков с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

С 2018 года ООО "Медоварня Традиции Предков" неоднократно представляло в Росалкогольрегулирование расчет мощности основного технологического оборудования для получения решения о допустимости основного технологического оборудования для производства иных видов продукции (пива, сидра, пуаре и медовухи), а также в связи со сменой адреса места осуществления производства.

По результатам рассмотрения указанных расчетов Росалкогольрегулированием были вынесены решения о недопустимости использования основного технологического оборудования без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (решения от 13.11.2018 N 10/882, от 15.04.2020 N 10/195, от 14.05.2020 N 10/249, от 16.06.2020 N 10/308 - т. 1 л.д. 61-69).

В адрес МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу поступило письмо начальника контрольного управления Росалкогольрегулирования от 21.09.2021 N 16105/02-03 (т. 1 л.д. 52-53). При этом в письме указано, что по данным ПС ЕГАИС и УТМ ООО "Медоварня Традиции Предков" с 2016 г. по настоящее время осуществляет производство сидра, пуаре и медовухи, не имея решения Росалкогольрегулирования о допустимости, а также, не имея автоматических средств измерения и учета. В письме от 21.09.2021 N 16105/02-03 также отражено, что данная информация направляется для организации и проведения мероприятий по контролю в отношении ООО "Медоварня Традиции Предков".

27.09.2021 МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу составлен акт оценки соответствия заявителя обязательным требованиям в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при непосредственном выезде к заявителю N у1-а949/06 (т. 1 л.д. 70-82), согласно которому в ходе проведения оценки установлены нарушения обществом технических регламентов и государственных стандартов.

На основании данного акта 06.10.2021 Росалкогольрегулированием принято решение № Р-РМ/450 (т. 1 л.д. 59-60) о недопустимости использования ООО "Медоварня Традиции Предков" основного технологического оборудования без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

В ходе проведения анализа сведений зафиксированных в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), административным органом установлены факты фиксации производства немаркированной алкогольной продукции ООО "Медоварня Традиции Предков", адрес места нахождения организации: Курская обл., г. Курск, ул. Станционная, д. 35, ком. 89, адрес осуществления деятельности: Россия, 305545, Курская обл., Халино, д. 74, у которой, согласно информации, содержащейся в АИС "Паспорт организаций", основное технологическое оборудование не оснащено АСИиУ, и отсутствуют сведения о наличии решений о допустимости использования основного технологического оборудования без оснащения АСИиУ.

Управлением установлено, что согласно отчету об объеме производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 13.11.2018 по 11.10.2021 (по дате розлива/ввоза_и ТТН) по адресу: 305545, Курская обл., Халино, д. 74, ООО "Медоварня Традиции Предков" осуществило производство алкогольной продукции (медовуха, сидр) в общем количестве 2 764 644 единиц (155,08761 тыс. дал).

Также, как установлено административным органом, согласно отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру (по__дате_розлива/ввоза_и_ТТН) по адресу: Россия, 305044, Курская область, Курск город, Станционная улица, дом 35, комната 89, на остатках ООО "Медоварня Традиции Предков" числится 213 919 единиц (11,86133 тыс. дал) произведенной алкогольной продукции при отсутствии решения о допустимости.

Управлением 11.10.2021 вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ, проведении административного расследования, а также проведении осмотра территории, помещений, предметов и вещей, в том числе алкогольной продукции принадлежащих на праве аренды или праве собственности ООО "Медоварня Традиции Предков". Копия данного определения вручена представителю общества (о чем имеется соответствующая отметка).

12.10.2021 МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу с применением фото- и видеосъемки произведен осмотр территории, здания и помещения по адресу: Курск город, Станционная улица, дом 35, комната 89, в котором, согласно сведениям ЕГАИС, общество осуществляет деятельность по производству алкогольной продукции.

В ходе осмотра было установлено наличие следующего основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции: Варочный котел, объемом - 200 дал, рабочим объемом - 170 дал - 1 шт., заводской номер 123; Евро куб (поддон металл/пластик), общим объемом -10 дал, рабочим объемом - 85 дал (29 шт.), заводской номер 001-029-; Еврокуб, общим объемом - 100 дал, рабочим объемом 85 дал. (46 шт.), заводской номер 030-075; ЦКТ, общим объемом - 200 дал, рабочим объемом -170 дал (2-шт.), заводской номер 34, 35; ЦКТ, общим объемом - 200 дал, рабочим объемом - 170 дал (1-шт.), заводской номер 36; Паровой электрический котел (КЭП-250) 5 шт., заводской номер 2115-2119; Термоусадочный аппарат РТ-550Р, заводской номер 420; Этикеровщик автоматический на самоклеящуюся этикетку, заводской номер 555518; Полуавтомат для розлива XRB-16, заводской номер 0081. Указанное оборудование установлено по адресу: Курск город, ул. Станционная, д. 35, эт. 1, пом. IX, ком. N 7,79-89,90.

В ходе осмотра в некоторых еврокубах, общим объемом - 100 дал, была установлена сладковатая жидкость. Согласно устному пояснению генерального директора ООО "Медоварня Традиции Предков", "....в вышеуказанных емкостях находится разведенный концентрат сока, а также разведенный медовый сироп". На данный момент производство сидра, медовухи по вышеуказанному адресу не осуществляется. Все производство осуществляется по адресу: Курская обл., д. Халино, д. 74.

В ходе проведенного осмотра складского помещения ООО "Медоварня Традиции Предков", расположенного по адресу: г. Курск, ул. Станционная, д.35, было установлено наличие алкогольной продукции - медовухи 4,700% производства ООО "Медоварня Традиции Предков" общим количеством 5 340 единиц.

Вместе с тем, алкогольная продукция, указанная в отчете об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру (по__дате_розлива/ввоза_и_ТТН) по адресу: Россия, 305044, Курская область, Курск город, Станционная улица, дом 35, комната 89, (согласно которому на остатках ООО "Медоварня Традиции Предков", числится 213 919 единиц (11,86133 тыс. дал) алкогольной продукции производства ООО "Медоварня Традиции Предков" в ходе осмотра установлена не была.

Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра N 0101/111021/05160-2ю от 12.10.2021 (т. 1 л.д. 86-89), подписанном директором общества А.И. Штефаном без замечаний. Копия протокола вручена А.И. Штефану под расписку (т. 1 л.д. 89).

Также в ходе осмотра должностными лицами было произведено изъятие образцов готовой продукции (разлита и укупорена в потребительскую тару (стеклотара) объемом 0,5 литра) в количестве 24 единиц для проведения экспертизы, а именно: Медовуха ТМ "Пивко" ежевичная 4,700% 0,5000, дата розлива: 11.10.2021, производитель ООО "Медоварня Традиции Предков", объем 0,5 л., стекло, 6 единиц; Медовуха ТМ "МЬЕЛЬНИР" цитрусовая "Рагнарек" 4,700%, дата розлива: 13.09.2021, объем 0,5 л., стекло, 6 единиц; Медовуха ТМ "Пивко" ежевичная 4,700% 0,5000, дата розлива: 11.10.2021, производитель ООО "Медоварня Традиции Предков", объем 0,5 л., стекло, 6 единиц (контрольные образцы); Медовуха ТМ "МЬЕЛЬНИР" цитрусовая "Рагнарек" 4,700%, дата розлива: 13.09.2021, объем 0,5 л., стекло, 6 единиц (контрольные образцы).

Изъятие производилось с применением видеосъемки, оформлено протоколом N 0101/111021/05160-3ю от 12.10.2021 (т. 1 л.д. 99-100), с учетом определения №0101/111021/05160-7ю от 22.10.2021 об исправлении опечатки.

Определением МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 12.10.2021 N 0101/111021/05160-4ю по делу назначена экспертиза, проведение которой поручено испытательной лаборатории экспертно-аналитического отдела Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу с постановкой перед экспертами следующих вопросов:

а) Подтвердить либо опровергнуть соответствие представленных образцов требованиям ГОСТ 57594-2017 "Медовухи. Общие технические условия";

б) Подтвердить или опровергнуть соответствие представленных образцов требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" TP ТС 022/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881;

в) Подтвердить либо опровергнуть соответствие представленных представленных образцов алкогольной продукции термину "медовуха", закрепленному в ГОСТ 57594-2017 "Медовухи. Общие технические условия";

г) Подтвердить либо опровергнуть соответствие представленных образцов алкогольной продукции термину "медовуха", установленному пунктом 12.6 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";

д) В случае, если представленные образцы алкогольной продукции не соответствуют термину "медовуха", определить, являются ли представленные образцы спиртосодержащей продукцией;

е) Определить, содержатся ли в представленных образцах продукты, свойственные протеканию естественного процесса брожения.

В распоряжение экспертов было представлено 12 образцов изъятой продукции (медовуха марок "Пивко" и "МЬЕЛЬНИР").

25.11.2021 экспертами испытательной лаборатории "Экспертно-аналитический отдел" МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу подготовлено экспертное заключение N 96/2021 (т. 1 л.д. 109-114), согласно выводам которого:

1. Представленные образцы медовухи (шифры NN 417/2021, 418/2021) соответствуют требованиям ГОСТ 57594-2017 "Медовухи. Общие технические условия" пп. 5.1.2, 5.1.3, А.1 Приложения А (массовая концентрация золы, массовая концентрация глицерина).

2. Представленные образцы медовухи (шифры NN 417/2021, 418/2021) соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" TP ТС 022/2011, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.

3. Представленные образцы медовухи (шифры NN 417/2021, 418/2021) соответствуют термину "медовуха", установленному пунктом 12.6 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

4. Представленные образцы медовухи (шифры NN 417/2021, 418/2021) соответствуют термину "медовуха", установленному пунктом 12.6 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

5. Представленные образцы медовухи (шифры NN 417/2021, 418/2021) соответствуют термину "медовуха" и являются алкогольной продукцией.

6. В представленных образцах медовухи (шифры NN 417/2021, 418/2021) содержатся продукты, свойственные протеканию естественного процесса брожения -глицерин.

В ходе административного расследования Обществом в ответ на определение МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 18.10.2021 N 0101/111021/05160-5ю представлены письменные пояснения по факту выявленного нарушения, в которых заявитель указал на то, что у ООО "Медоварня Традиции предков" имелось разрешение только на производство пива и пивных напитков по адресу: Курская область, д. Халино, д. 74, после смены юридического адреса и адреса производства организация начала процесс получения разрешения на производство по адресу: г. Курск, ул. Станционная д. 35, еще в 2020 году, но после пожара 03.09.2020 пришлось заново восстанавливать всю документацию и приобретать новое оборудование, в связи с чем, процесс затянулся; только в 2021 г. после восстановления всей документации и покупки оборудования был вновь подан Расчет мощности основного технологического оборудования для производства сидра, пуаре и медовухи; сейчас организация находится в стадии устранения недочетов по акту оценки заявителя требованиям в области производства N у1-а949/06 от 27.09.2021 и будет повторно подавать Расчет мощности основного технологического оборудования для получения разрешения на производство.

03.12.2021 МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 0101/111021/05160-14ю, в соответствии с которым нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившееся в том, что ООО "Медоварня Традиции Предков" допустило нарушение порядка учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по адресу: Курская обл., г. Курск, ул. Станционная, д. 35, а также осуществляло производство алкогольной продукции в отсутствии решения о допустимости использования основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции квалифицировано по статье 14.19 КоАП РФ.

07.12.2021 Росалкогольрегулированием принято решение N Р-РМ/536 о допустимости использования ООО "МЕДОВАРНЯ ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ" (ИНН 4611012110) основного технологического оборудования для производства сидра, пуаре и медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции по месту осуществления деятельности: Курская область, г. Курск, ул. Стационная, д. 35, 1 этаж, помещение N IX, комнаты NN 7, 79-89 (кадастровый номер 46:29:101047:715 площадью 495,9 кв. м), N 90 (кадастровый номер 46:29:101047:565 площадью 3,8 кв. м), КПП 463201001.

17.12.2021 МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0101/111021/05160-17ю (т. 1 л.д. 189-195), в соответствии с которым ООО "Медоварня Традиции Предков" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Медоварня Традиции Предков" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Исходя из требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, является порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Субъектом рассматриваемого правонарушения выступают должностные и юридические лица.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства вина, игристого вина, плодовой алкогольной продукции, плодовых алкогольных напитков без добавления этилового спирта, виноградосодержащих напитков без добавления этилового спирта, плодовых сброженных материалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору.

Вместе с тем, в силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ указанное требование не распространяется на основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что федеральным органом по контролю и надзору не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в порядке, установленном пунктом 6 статьи 14 Закона N 171-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к оснащению и учету автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, а также требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему (за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и имеющие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год, представляют в федеральный орган по контролю и надзору расчет производственной мощности в отношении данного оборудования.

Федеральный орган по контролю и надзору рассматривает представленный расчет производственной мощности в течение 30 дней со дня его получения. Указанные организации представляют этот расчет в письменной форме или в форме электронных документов (абзац третий пункта 6 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).

Использование основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции допускается по истечении 35 дней после представления в федеральный орган по контролю и надзору расчета производственной мощности в порядке, установленном настоящим пунктом, при условии отсутствия решения, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, или до истечения 35 дней при условии, что федеральным органом по контролю и надзору принято решение о допустимости использования данного оборудования без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (абзац пятый пункта 6 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).

Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 403 был утвержден Порядок составления расчета производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, утративший силу с 01.03.2022 в соответствии с Приказом Росалкогольрегулирования от 29.11.2021 N 423).

В соответствии с пунктом 2 названного Порядка, производственная мощность основного технологического оборудования рассчитывается отдельно по каждому виду продукции: пиво; пивные напитки; сидр; пуаре; медовуха.

Таким образом, в соответствии с положениями Порядка, ООО "Медоварня Традиции Предков", осуществляя производство пивных напитков, медовухи и сидра, обязано иметь отдельное решение о допустимости использования технологического оборудования по каждому виду производимой продукции.

Решение о допустимости использования ОOO "Медоварня Традиции Предков" по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Радищева, д. 87/7 основного технологического оборудования для производства пивных напитков с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции было принято Росалкогольрегулированием 28.01.2014.

Указанным решением производство медовухи и сидра предусмотрено не было.

С 2018 года ООО "Медоварня Традиции Предков" неоднократно представляло в Росалкогольрегулирование расчет мощности основного технологического оборудования для получения решения о допустимости основного технологического оборудования для производства иных видов продукции (пива, сидра, пуаре и медовухи), а также в связи со сменой адреса места осуществления производства, однако по результатам рассмотрения указанных расчетов Росалкогольрегулированием были вынесены решения о недопустимости использования основного технологического оборудования без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (решения от 13.11.2018 N 10/882, от 15.04.2020 N 10/195, от 14.05.2020 N 10/249, от 16.06.2020 N 10/308 - т. 1 л.д. 61-69).

Вместе с тем, согласно отчету об объеме производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 13.11.2018 по 11.10.2021 (по дате розлива/ввоза_и ТТН) по адресу: 305545, Курская обл., Халино, д. 74, ООО "Медоварня Традиции Предков", ИНН 4611012110, осуществило производство алкогольной продукции (медовуха, сидр) в общем количестве 2 764 644 единиц (155,08761 тыс. дал).

ООО «Медоварня Традиции Предков» факт представления в ЕГАИС заявок о фиксации информации об объеме произведенной им алкогольной продукции (медовуха, сидр) в заявленном количестве (155,08761 тыс. дал) не оспаривает.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Медоварня Традиции Предков" осуществляло производство алкогольной продукции в отсутствии решения о допустимости использования основного технологического оборудования по адресу: 305545, Курская обл., Халино, д. 74.

Решение о допустимости использования ООО "Медоварня Традиции Предков" основного технологического оборудования для производства сидра, пуаре и медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции по месту осуществления деятельности: Курская область, г. Курск, ул. Стационная, д. 35, 1 этаж, помещение N IX, комнаты NN 7, 79-89, принято Росалкогольрегулированием только 07.12.2021 (решение N Р-РМ/536).

Доказательств того, что до 07.12.2021 у общества имелось соответствующее решение, в материалы дела не представлено. На наличие такого решения общество не ссылалось.

В соответствии со статьей 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ.

Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466 (далее - Правила N 2466).

Согласно пункту 13 Правил N 2466, организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 9 Правил N 2466, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 7 - 17, 19, 24, 25, 27, 35 и 36 пункта 8 Правил N 2466.

В силу пункта 28 Правил N 2466 направление информации об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием средств измерения и (или) программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, уведомления о начале оборота или декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции.

Согласно отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру (по__дате_розлива/ ввоза_и_ТТН) по адресу: Россия, 305044, Курская область, Курск город, Станционная улица, дом 35, комната 89, на остатках ООО "Медоварня Традиции Предков", числится 213 919 единиц (11,86133 тыс. дал) алкогольной продукции производства ООО "Медоварня Традиции Предков".

В ходе проведенного осмотра складского помещения ООО «Медоварня Традиции Предков», расположенного по адресу: г. Курск, ул. Станционная, д. 35, административным органом было установлено наличие алкогольной продукции – медовухи 4,700% производства ООО «Медоварня Традиции Предков» общим количеством 5 340 единиц, однако продукция, указанная в вышеназванном отчете (213 919 единиц (11,86133 тыс. дал) алкогольной продукции производства ООО «Медоварня Традиции Предков» в ходе осмотра установлена не была.

В силу пункта 13 Правил № 2466 на организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, возлагается, в том числе, обязанность по представлению в ЕГАИС информации об объеме (в декалитрах) произведенных, закупаемых, используемых для собственных нужд, поставляемых, хранимых, перевозимых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования.

Факт представления заявок в ЕГАИС о данном количестве продукции общество также не оспаривает, как не оспаривает и фактический объем продукции, установленный в ходе осмотра, результаты которого зафиксированы протоколом № 0101/111021/05160-2ю от 12.10.2021 (т. 1 л.д. 86-89).

Таким образом, ООО «Медоварня Традиции Предков» в ЕГАИС зафиксирована информация о наличии на остатках ООО «Медоварня Традиции Предков», 213 919 единиц (11,86133 тыс. дал) алкогольной продукции, не соответствующая действительности. Разница в алкогольной продукции составила 208 579 единиц. Алкогольная продукция, числящаяся на остатках ООО «Медоварня Традиции Предков» в общем количестве 208 579 единиц не установлена.

Следовательно, ООО «Медоварня Традиции Предков» допустило нарушение порядка учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по адресу: 305044, Курская область, Курск город, Станционная улица, дом 35, комната 89.

Наличие установленных административным органом нарушений ООО «Медоварня Традиции Предков» в апелляционной жалобе не опровергнуто.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что административным органом была проведена экспертиза в отношении образца алкогольной продукции - Напиток брожения пастеризованный нефильтрованный неосветленный натуральный «Медовуха ежевичная», который, как следует из протокола изъятия вещей документов (проб и образцов) от 12.10.2021 не изымался в установленном порядке в присутствии уполномоченного представителя ООО «Медоварня Традиции Предков».

Указанный довод не имеет правового значения, поскольку вся изъятая у общества продукция признана соответствующей требованиям государственных стандартов и технических регламентов. Кроме того, в вину такое не соответствие обществу не вменялось.

Также судом первой инстанции было учтено, что в ходе административного расследования заявитель представлял управлению заверенную копию утвержденной 20.01.2020 директором ООО «Медоварня Традиции Предков» А.И. Штефаном технологической инструкции ТИ 11.03.10-002-30877427-2020 к ГОСТ Р 57594-2017 (т. 1 л.д. 143-157), согласно которой продукция выпускается в следующем ассортименте: ТМ «MJOLNIR» Медовуха светлая «Поцелуй Фрейи», ТМ «MJOLNIR» Медовуха темная «Черный Вепрь», ТМ «MJOLNIR» Медовуха черноплоднорябиновая Тнев Эгира», ТМ «MJOLNIR» Медовуха облепиховая "Огненный Великан Сурт", ТМ «MJOLNIR» Медовуха вишневая «Кровь Валькирий», ТМ «MJOLNIR» Медовуха имбирный эль «Дыхание Одина», ТМ «MJOLNIR» Медовуха ежевичная «Кровь Ётуна», ТМ «MJOLNIR» Медовуха цитрусовая «Рагнарёк», ТМ «ВкусВилл» Медовуха «Вишневая», ТМ «ВкусВилл» Медовуха «Черноплоднорябиновая», ТМ «ВкусВилл» Медовуха светлая «Спасская», ТМ «ВкусВилл» Медовуха «Ежевичная», ТМ «ВкусВилл» Медовуха «Пряная», ТМ «Пив&ко» Медовуха «Ежевичная», Медовуха с соком, Медовуха. В материалы дела представлены приложения к протоколу осмотра №0101/111021/05160-2ю от 12.10.2021 (фото- и видеоматериалы на материальном носителе – т. 1 л.д. 98). Исходя из фотоматериалов, административным органом производилась фотосъемка хранившейся на территории общества продукции (в стеклотаре), в том числе, имеется фото медовухи ТМ «Пивко» ежевичная 4,700%, дата розлива: 11.10.2021 (стеклотара объемом 0,5 литра с нанесенной этикеткой).

Таким образом, судом учтено, что допущенная в проколе изъятия проб и образцов и в определении о назначении экспертизы опечатка в части наименования продукции, а именно, указано: «Медовуха ТМ «МЬЁЛЬНИР» ежевичная» вместо «Медовуха ТМ «Пивко» ежевичная», носит технический характер, факт изъятия именно той продукции, в отношении которой проводилась экспертиза, подтверждается совокупностью доказательств (включая сведения об ассортименте производимой продукции, данные фотосъемки и видеозаписи при производстве осмотра и изъятии обрацов).

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что событие вмененного ООО «Медоварня Традиции Предков» административного правонарушения, квалифицируемого по статье 14.19 КоАП РФ, является установленным и подтвержденным материалами дела.

Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит их достаточными для квалификации противоправного поведения ООО «Медоварня Традиции Предков» по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновности в совершении данного правонарушения.

Представленными в материалы дела доказательствами в полном объеме подтверждено, что у ООО «Медоварня Традиции Предков», как у организации, осуществляющей реализацию алкогольной продукции имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Общества административным органом не допущено и судом не установлено.

Ссылка общества на то, что в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 11.10.2021 права заявителю не разъяснялись, не является существенным нарушением права заявителя на защиту.

Согласно части 3 статьи 28.7 КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела об административной правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

Как следует из протокола осмотра №0101/111021/05160-2ю от 12.10.2021, законный представитель присутствовал при осмотре от 12.10.2021, где ему были разъяснены права, статьей 25.1 КоАП РФ.

Кроме того, положения статей 25.1, 25.7 КоАП РФ, права, предусмотренные КоАП РФ, право присутствовать при всех действиях должностного лица МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу были разъяснены директору общества А.И. Штефану в ходе проведенного 12.10.2021 административным органом осмотра территории, здания и помещения по адресу: Курск город, Станционная улица, дом 35, комната 89, о чем свидетельствует соответствующая подпись А.И. Штефана в протоколе осмотра № 0101/111021/05160-2ю от 12.10.2021 (т. 1 л.д. 86-89).

Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения судом не усматривается, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, позволяющих применить норму статьи 2.9 КоАП РФ.

Санкция статьи 14.19 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Оспариваемым постановлением административного органа наказание назначено в пределах санкции статьи 14.19 КоАП РФ в размере 150 000 руб.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).

Судом установлено, что ООО «Медоварня Традиции Предков» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в категории «микропредприятие», санкцией статьи 14.19 КоАП РФ не предусмотрено наказание для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Исходя из пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Исходя из внесенных изменений, административный штраф для Общества должен составить половину минимального размера (минимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 14.19 КоАП РФ для юридического лица, то есть административный штраф в сумме 75 000 рублей.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что исполнение оспариваемого в рамках настоящего дела постановления от 17.12.2021 №0101/111021/05160-17ю до настоящего времени не произведено (что подтверждено представителями лиц, участвующих в деле), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Курской области от 26.05.2022 по делу №А35-68/2022, однако, руководствуясь положениями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ приходит к выводу о наличии оснований для признания постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 17.12.2021 №0101/111021/05160-17ю не подлежащим исполнению в части назначения ООО «Медоварня Традиции Предков» наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 75 000 рублей.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2022 по делу №А35-68/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медоварня Традиции Предков» – без удовлетворения.

Признать постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 17.12.2021 №0101/111021/05160-17ю не подлежащим исполнению в части назначения обществу с ограниченной ответственностью «Медоварня Традиции Предков» наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 75 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Е.А. Аришонкова

Судьи А.И. Протасов

Т.И. Капишникова