ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 декабря 2021 года Дело №А35-7637/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от природных ресурсов Курской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью «СириусПлюс»: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета природных ресурсов Курской области на решение Арбитражного суд Курской области от 26.10.2021 по делу №А35-7637/2021, по заявлению Комитета природных ресурсов Курской области к обществу с ограниченной ответственностью «СириусПлюс» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Комитет природных ресурсов Курской области (далее – Комитет, заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СириусПлюс» (далее - ООО «СириусПлюс», Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что факт наличия события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенного Обществом зафиксирован в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, составленным уполномоченным должностным лицом. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, содержащихся в обращении гражданки Х. в части нарушения ООО «СириусПлюс» законодательства при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, заместителем председателя комитета природных ресурсов Курской области ФИО1 издано распоряжение от 05.08.2021 № 24 о проведении внеплановой выездной проверки в рамках осуществления лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, срок проведения проверки: с 09.08.2021 по 20.08.2021, лица, уполномоченные на проведение проверки: ФИО1 - заместитель председателя комитета природных ресурсов Курской области, ФИО2 - начальник отдела по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов, ФИО3 - консультант отдела по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов.
На основании заявления комитета природных ресурсов № 10.2-13-11/7246 от 05.08.2021, по основаниям возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде (подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ), решением Прокуратуры Курской области от 09.08.2021 № 07-21-2021 согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО «СириусПлюс», осуществляющего деятельность по адресу: <...>.
Распоряжение от 05.08.2021 № 24 о проведении внеплановой выездной проверки в рамках осуществления лицензионного контроля за заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов направлено ООО «СириусПлюс» посредством электронной почты по адресам nata.volodkova@mail.ru, ura_litvinov@mail.ru 10.08.2021 в 11 час. 19 мин.
11.08.2021 начальником отдела по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов ФИО2 и консультантом отдела по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов ФИО3 в рамках проведения внеплановой выездной проверки 11.08.2021 с 10:00 до 13:00 был осуществлен выезд по адресу: <...>.
В ходе выезда и осмотра территории, осуществленного при участии директора ООО «СириусПлюс» ФИО4, установлено, что ООО «СириусПлюс» при осуществлении предпринимательской деятельности в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, не соблюдаются требования лицензии от 19.06.2019 № 34 - 00208-00 на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов (Бланк лицензии 46 МТ № 000208), установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения» (далее - Правила № 369) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» (далее - Правила № 370), в том числе, отсутствие весового оборудования, что является несоблюдением требования п. 6 Правил № 369, п. 6 Правил № 370 по приему лома и отходов черных металлов, цветных металлов по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.
По результатам выездной проверки консультантом отдела по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов ФИО3 составлен Акт проверки №24 от 20.08.2021 с приложением фототаблицы.
20.08.2021 комитетом выдано предписание № 6 об устранении выявленных нарушений, полученное 25.08.2021 представителем Общества ФИО5, действующим на основании доверенности № 1 от 24.08.2021 .
20.08.2021 посредством электронной почты по адресу nata.volodkova@mail.ru ООО «СириусПлюс» было направлено уведомление № 6-2 от 20.08.2021 о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 25.08.2021 на 11 час. 40 мин. Вместе с уведомлением в адрес ООО «СириусПлюс» был направлен акт проверки с приложением фототаблицы и предписание № 6 от 20.08.2021 об устранении выявленных нарушений.
25.08.2021 представителем ООО «СириусПлюс» ФИО5 в адрес комитета было представлено ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении на срок после 27.08.2021 для предоставления возможности ознакомления с материалами проверки и сбора документов в обоснование письменного мнения по делу.
25.08.2021 консультантом отдела по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов комитета природных ресурсов Курской области ФИО3 было вынесено определение № 6-2 об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола об административном правонарушении. Указанное определение было направлено в адрес представителя ООО «СириусПлюс» ФИО5 по почте 27.08.2021 и получено адресатом 27.09.2021.
25.08.2021 консультантом отдела по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов комитета природных ресурсов Курской области ФИО3 в присутствии представителя ООО «СириусПлюс» ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении № 6-2.
Копию протокола представитель общества получил 25.08.2021.
В протоколе изложено объяснение представителя Общества, согласно которому, при осуществлении осмотра и установлении отсутствия весов сотрудникам комитета было сообщено, что весы находятся на осматриваемой территории, в ангаре, но они замкнуты, чтобы их не похитили; сотрудник, у которого находятся ключи, отсутствовал на площадке во время осмотра, мог открыть ангар, но этого не понадобилось; при необходимости весы могут быть представлены на обозрение.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ рассматривают судьи арбитражных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ), Комитет обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО «СириусПлюс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с отсутствиемсобытия административного правонарушения.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При этом под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
На основании пункта 34 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон N 99-ФЗ) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов подлежат лицензированию.
Части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ установлено, что соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 №1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - Положение о лицензировании от 12.12.2012 № 1287).
Пунктом 2 Положения о лицензировании от 12.12.2012 № 1287 определено, что лицензирование деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 22 Закона N 99-ФЗ.
Согласно статье 3 Положения о лицензировании от 12.12.2012 №1287 лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ: а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов; б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов; в) заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании от 12.12.2012 №1287 лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, а также земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений, помещений, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 369, и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 370, в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369 утверждены Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, которые определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №370 утверждены Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, которые определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 и пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №370 прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.
В ходе проведения проверки административным органом был установлен факт отсутствия в месте осуществления ООО «СириусПлюс» лицензируемой деятельности весового оборудования и документов на него.
Из пояснений представителя Комитета следует, что в пункте 10 распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 05.08.2021 содержалось требование о наличии на пункте приема документации на имеющееся оборудование и приборы, а также документов о проведении их поверок и испытаний, однако, при проведении проверки руководителем Общества указанные документы представлены не были со ссылкой на неосуществление деятельности на данном объекте с 2019 года.
ООО «СириусПлюс» факт отсутствия документов на весовое оборудование оспорило, указав на то, что при проведении проверки требование о представлении данных документов проверяющими лицами не предъявлялось.
При этом акт проверки не содержит каких-либо записей, свидетельствующих о непредставлении проверяемым лицом затребованных документов, иным способом непредставление документов не зафиксировано.
Вместе с тем, явившийся 25.08.2021 для составления протокола представитель ООО «СириусПлюс» ФИО5 заявлял ходатайство об отложении составления протокола на срок после 27.08.2021 для предоставления возможности ознакомления с материалами проверки и сбора документов в обоснование письменного мнения по делу.
25.08.2021 консультантом отдела по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных, цветных металлов комитета природных ресурсов Курской области ФИО3 было вынесено определение № 6-2 об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола об административном правонарушении ввиду отсутствия объективных причин.
В протоколе об административном правонарушении № 6-2 от 25.08.2021, составленном при участии представителя ООО «СириусПлюс» ФИО5, содержатся возражения представителя относительно выявленного нарушения, согласно которым при осуществлении осмотра и установлении отсутствия весов сотрудникам Комитета было сообщено, что весы находятся на осматриваемой территории, в ангаре, но они замкнуты, чтобы их не похитили; сотрудник, у которого находятся ключи, отсутствовал на площадке во время осмотра, мог открыть ангар, но этого не понадобилось; при необходимости весы могут быть представлены на обозрение.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Обществом были представлены паспорт на весы неавтоматического действия МП 2017 г.в., заводской номер 579145, свидетельство о поверке весов с заводским номером 579145 от 27.05.2021 сроком действия до 26.05.2022, договор аренды весов электронных «МИДЛиК» от 04.05.2021, заключенный между ООО «СириусПлюс» и ФИО6, Акт от 02.06.2021 о закреплении за сотрудником ФИО7 электронных весов 2017 г.в., заводской номер 579145, приказ № 24 от 09.12.2019 «О приостановлении деятельности на пункте приема лома и отходов металлов» в отношении осматриваемого пункта.
Как пояснил представитель Комитета, названные документы при проведении проверки представлены Обществом не были, в связи с чем имеются основания сомневаться в их достоверности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом области, что в данном случае факт наличия у проверяемого лица весового оборудования административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении надлежащим образом проверен не был, ходатайство ООО «СириусПлюс» об отложении составления протокола для представления представителем письменного мнения по вмененным нарушениям было отклонено, что повлекло неполное выяснение административным органом обстоятельств дела. Факт наличия у ООО «СириусПлюс» весового оборудования в ходе рассмотрения настоящего дела в суде административным органом надлежащим образом не оспорен.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также иные причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2 КоАП РФ).
Вышеуказанное устанавливается протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Учитывая положения статьи 1.5 КоАП РФ, административный орган, на который законодательно возложено бремя доказывания, должен располагать неопровержимыми доказательствами совершения хозяйствующим субъектом правонарушения и наличия в его деянии факта нарушения обязательных требований; собранные в ходе производства по делу об административном правонарушения и представленные суду доказательства должны бесспорно и объективно подтверждать наличие состава правонарушения. При отсутствии таких доказательств, в случае имеющихся противоречий относительно наличия факта нарушения и при отсутствии у административного органа данных, исключающих такие противоречия, состав правонарушения нельзя признать доказанным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, отсутствие события административного правонарушения является самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не доказано наличие события правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В связи с чем отказано в привлечении ООО «СириусПлюс» к административной ответственности.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, если иное не предусмотрено данной нормой, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек срок давности привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следовательно, заявленные требования в любом случае не могут быть удовлетворены.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 26.10.2021 по делу №А35-7637/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. Протасов
судьи Е.В. Малина
А.А. Пороник