АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Калуга
20 сентября 2023 года
Дело № А35-7941/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2023
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2023
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
ФИО1
судей
ФИО2
ФИО3
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
ФИО4
при участии в судебном заседании:
от ООО "ХАРИБО Конфеты" (ОГРН <***>, ИНН <***>) - ФИО5.(доверенность от 20.07.2022 N 36/22),
от Курской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) - ФИО6 (доверенность от 10.01.2023 N 04-34/9),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 02.03.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу № А35-7941/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ХАРИБО Конфеты" (далее - заявитель, ООО "ХАРИБО Конфеты") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Курской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными решений от 14.06.2022 N 10108000/140622/0001417; 10108000/140622/0001418; 10108000/140622/0001419; 10108000/140622/0001420; 10108000/140622/0001421; 10108000/140622/0001422; 10108000/140622/0001423; 10108000/140622/0001424; 10108000/140622/0001425; 10108000/140622/0001426; 10108000/140622/0001427; 10108000/140622/0001428; 10108000/140622/0001429; 10108000/140622/0001430; 10108000/140622/0001431; 10108000/140622/0001434; 10108000/140622/0001435; 10108000/140622/0001436; 10108000/140622/0001437: 10108000/140622/0001438; 10108000/140622/0001439; 10108000/140622/0001440; 10108000/140622/0001441; 10108000/140622/0001442; 10108000/140622/0001443; 10108000/140622/0001444; 10108000/140622/0001445; 10108000/140622/0001446; 10108000/140622/0001447; 10108000/140622/0001448; 10108000/140622/0001449; 10108000/140622/0001450; 10108000/140622/0001451; 10108000/140622/0001452; 10108000/140622/0001453; 10108000/140622/0001454; 10108000/140622/0001455; 10108000/140622/0001456; 10108000/140622/0001457; 10108000/140622/0001458; 10108000/140622/0001459; 10108000/140622/0001460; 10108000/140622/0001461; 10108000/140622/0001462; 10108000/140622/0001463; 10108000/140622/0001464; 10108000/140622/0001465; 10108000/140622/0001466; 10108000/140622/0001467; 10108000/140622/0001468; 10108000/140622/0001469, а также от 15.06.2022
N 10108000/150622/0001470; 10108000/150622/0001471; 10108000/150622/0001472; 10108000/150622/0001473; 10108000/150622/0001474; 10108000/150622/0001475, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.03.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 25.05.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Курская таможня обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы и дополнения к ней. Пояснил, что договоры транспортных услуг заключены обществом с экспедиторами и не предусматривали представления документов перевозчиков; документы экспедиторов содержали разбивку стоимости перевозки от отправителя товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза и до места назначения ввозимых товаров на таможенной территории Союз; таможня в ходе проверки не установила наличие разницы в стоимости транспортных услуг перевозчиков и выставленной экспедитором обществу, а также недостоверность стоимости транспортных услуг, заявленной обществом при декларировании товара.
Представитель общества возражал против кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Суд округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суды установили, что ООО "ХАРИБО Конфеты" за период 2020 - 2021 год осуществлялся ввоз на территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) и декларирование товаров по проверяемым ДТ на условиях поставки FCA, EXW (Инкотермс 2010), согласно которым обязанности по доставке товара возлагаются на покупателя. Товары ввозились на таможенную территорию Союза автомобильным транспортом; организация перевозки товаров осуществлялась при участии экспедиторов.
В графе 17 ДТС-1 к цене товара декларантом произведено доначисление сумм транспортных расходов до места прибытия на таможенную территорию Союза.
В качестве документов, подтверждающих расходы по доставке товаров по проверяемым ДТ при таможенном декларировании обществом представлены договоры, заключенные с экспедиторами:
- договор по перевозке, погрузке, разгрузке/перегрузке N 005/Д-Н20
от 30.03.2020, заключенный с "ASSTRA FORWARDING AG" (Швейцария) (далее - исполнитель), согласно пункту 1.2 которого исполнитель обязуется организовывать международные грузоперевозки автомобильным транспортом от своего имени, обеспечивать доставку вверенного ему заказчиком (отправителем) груза в согласованное место назначения и передачу груза уполномоченному лицу (грузополучателю), а Общество обязуется произвести оплату оказанных услуг в размере, определенном соглашением сторон. В соответствии с пунктом 2.1. исполнитель вправе возлагать исполнение настоящего договора на третьих лиц (фактических перевозчиков и т.д.), оставаясь при этом ответственным перед заказчиком за их действия, как за свои собственные.
- транспортный договор N 004/Д-Н20 от 07.02.2020, заключенный с "GEBRUDER WEISS GESELLSCHAFT M.B.H." (Австрия), согласно пункту 1.2 которого исполнитель обязуется организовывать международные грузоперевозки автомобильным транспортом от своего имени, обеспечивать доставку вверенного ему заказчиком (отправителем) груза в согласованное место назначения и передачу груза уполномоченному лицу (грузополучателю), а Общество обязуется произвести оплату оказанных услуг в размере, определенном соглашением сторон. В соответствии с пунктом 2.1 исполнитель вправе возлагать исполнение настоящего договора на третьих лиц (фактических перевозчиков и т.д.), оставаясь при этом ответственным перед заказчиком за их действия, как за свои собственные.
Также обществом представлены счета-фактуры на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров, выставленные экспедиторами в адрес ООО "ХАРИБО Конфеты".
В представленных счетах-фактурах разделены расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза и до места назначения ввозимых товаров на таможенной территории Союза, а также в данных счетах, представленных в рамках декларирования, суммы вознаграждения экспедитора за оказанные услуги не выделены.
Заявленная декларантом таможенная стоимость товара по рассматриваемым ДТ принята таможенными органами, товар выпущен в свободное обращение.
После выпуска товаров таможней в отношении общества проведена на основании статей 324, 326 ТК ЕАЭС проверка на предмет достоверности сведений, заявленных в указанных ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ.
В ходе проведения проверки таможней направлены запросы в адрес непосредственных перевозчиков и экспедиторов товаров.
В результате проведенного анализа документов и сведений, представленных экспедиторами и перевозчиками (заявки на перевозку, счета на оплату перевозки, CMR) по запросам, таможней установлено, что стоимость услуг экспедитора в заявках/поручениях указана без разбивки от места загрузки в стране отправления до места прибытия.
Согласно сведениям, указанных в товаросопроводительных документах, фактическими перевозчиками, перемещавшими товары в адрес ООО "ХАРИБО Конфеты", являлись следующие лица:
1) "CARGO TRUST LTD" (ответ вх. от 18.04.2022 N по реестру на запрос Курской таможни от 05.04.2022 N 21-15/5112) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10113110/260420/0054682, что подтверждается CMR от 22.04.2020, товар следовал на автомобиле <***>/АМ798833, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10131010/251020/0134295, что подтверждается CMR от 21.10.2020, товар следовал на автомобиле У773Р033/АМ800733, по маршруту Германия - Россия.
2) "TRASKO LTD" (ответ вх. от 25.02.2022 N 2047 на запрос Курской таможни от 29.11.2021 N 48-54/17942) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10113110/050820/0095652, что подтверждается CMR от 31.07.2020, товар следовал на автомобиле <***> / ЕН855550, по маршруту Германия - Россия.
3) АО "ФЕСТИНА-ИНВЕСТ" (ответ вх. от 17.01.2022 N 457 на запрос Курской таможни от 25.02.2022 N 48-54/20093) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10113110/110220/0018127, что подтверждается CMR от 07.02.2020, товар следовал на автомобиле <***> / ЕК940077, по маршруту Германия - Россия.
4) ИП ФИО7 (ответ вх. от 21.01.2022 N 756 на запросы Курской таможни от 29.11.2021 N 48-54/17943, от 30.12.2021 N 48-54/20095) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10113110/140820/0098373, что подтверждается CMR от 07.08.2020, товар следовал на автомобиле <***> / АЕ171840, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10131010/120721/0451978, что подтверждается CMR от 06.07.2021, товар следовал на автомобиле <***>/АЕ360340, по маршруту Германия - Россия.
5) ООО "АВТО-МАЯК" (ответ вх. от 09.12.2021 N 16706 на запрос Курской таможни от 29.11.2011 N 48-54/17941) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10113110/090320/0032042, что подтверждается CMR от 05.03.2020, товар следовал на автомобиле <***> / АО 170539, по маршруту Литва - Россия.
6) ООО "БЕЛОР-СМ" (ответ вх. от 20.12.2021 N 16884 на запрос Курской таможни от N 48-54/17940, ответ вх. от 25.03.2022 N 4126 на запрос Курской таможни от N 21-15/3428) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10013160/110621/0352064, что подтверждается CMR N NUR6276379242 от 04.06.2021 товар следовал на автомобиле С912Т067 / А0688Е7, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10013160/170621/0367833, что подтверждается CMR N NUR6282519682 от 11.06.2021 товар следовал на автомобиле <***> / А7681В7, по маршруту Беларусь - Россия.
7) ООО "ИНТЕРТРАНСАВТО" (ответ вх. от 18.01.2022 N 531 на запрос Курской таможни от 07.12.2021 N 48-54/18604) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10013160/020721/0403053, что подтверждается CMR N 123931/1 от 25.06.2021, товар следовал на автомобиле <***> / А8001В5, по маршруту Германия - Россия.
8) ООО "ОП НИИ ПКД" (ответ вх. от 12.01.2022 N по реестру на запросы Курской таможни от 07.12.2021 N 48-54/18605 от 07.12.2021 N 4854/18603; ответ вх. от 04.02.2022 N по реестру на запросы Курской таможни от 10.01.2022 N 48-54/31, от 10.01.2022 N 48-54/32) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10013160/030920/0473104, что подтверждается CMR N 35-648 от 28.08.2020, товар следовал на автомобиле АМ6806-7 / А7568А-7, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10013160/061120/0628256, что подтверждается CMR N 44-648 от 30.10.2020, товар следовал на автомобиле АМ6802-7 / А8267А-7, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10013160/141020/0571852, что подтверждается CMR N 41-648 от 09.10.2020, товар следовал на автомобиле АК9470-7 / А3424Е-7, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10013160/200920/0509742, что подтверждается CMR N 37-648 от 11.09.2020, товар следовал на автомобиле АК94717 / А9688А7, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10013160/220121/0025838, что подтверждается CMR N 2-648 от 15.01.2021, товар следовал на автомобиле АН5872-7 / А1002Е-7, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10013160/271220/0757716, что подтверждается CMR N 51-348 от 18.12.2020, товар следовал на автомобиле АМ6826-7 / А3400Е-7, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10013160/080421/0201207, что подтверждается CMR N 13-648 от 01.04.2021, товар следовал на автомобиле АК94707 / А3424Е7, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10013160/080521/0270122, что подтверждается CMR N 17-648 от 01.05.2021, товар следовал на автомобиле АМ68257 / А3400Е7, по маршруту Германия - Россия; - по ДТ N 10013160/190221/0086745, что подтверждается CMR N 5-648 от 12.02.2021, товар следовал на автомобиле АМ68257 / А3400Е7, по маршруту Германия - Россия.
9) ООО "ОПТИТРАНС" (ответ вх. от 10.03.2022 N 3261 на запрос Курской таможни от 15.02.2022 N 21-15/2313) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10113110/230320/0039867, что подтверждается CMR N Б/Н от 16.03.2020, товар следовал на автомобиле <***> / АК909967, по маршруту Германия - Россия.
10) ООО "РУСТРАНС РР" (ответ вх. от 05.04.2022 N 4655 на запрос Курской таможни от 10.03.2022 N 21-15/3440) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10013160/240521/0306482, что подтверждается CMR N ЖЖ6264783843 от 18.05.2021 товар следовал на автомобиле <***> / А9136А7, по маршруту Германия - Россия.
11) OOO "ЭКЗОТИК-ЛАЙН" (ответ вх. от 01.02.2022 N 677 на запрос Курской таможни от 30.12.2021 N 4 8-54/20094; ответ вх. от 31.03.2022 N 4434 на запрос Курской таможни от N 21-15/3427, ответ вх. от 20.12.2021 N 16335 на запрос Курской таможни от 29.11.2021 N 48-54/17939) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10013160/200720/0368702, что подтверждается CMR N Б/Н от 14.07.2020, товар следовал на автомобиле <***> / АЕ492467, по маршруту Германия - Россия; - по ДТ N 10113110/070720/0083627, что подтверждается CMR N Б/Н от 03.07.2020, товар следовал на автомобиле <***> / А9822А2, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10113110/090620/0071309, что подтверждается CMR от 05.06.2020, товар следовал на автомобиле <***> / А0499А2, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10113110/250520/0065902, что подтверждается CMR N Б/Н от 20.05.2020, товар следовал на автомобиле <***> / А0219А2, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10113110/280420/0055920, что подтверждается CMR от 24.04.2020, товар следовал на автомобиле <***> / АК367967, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10131010/191020/0122875, что подтверждается CMR от 15.10.2020, товар следовал на автомобиле <***> / А4080А-2, по маршруту Германия - Россия; по ДТ N 10131010/201020/0124289, что подтверждается CMR от 15.10.2020, товар следовал на автомобиле <***> / АЕ492467, по маршруту Беларусь - Россия.
12) UAB "SONTRANSA" (ответ вх. от 25.04.2022 N по реестру на запрос Курской таможни от 05.04.2022 N 21-15/5120) является фактическим перевозчиком товаров, задекларированных ООО "ХАРИБО Конфеты" по ДТ N 10113110/180220/0021770, что подтверждается CMR N 832 от 14.02.2020, товар следовал на автомобиле GJE353 / DK800 по маршруту Литва - Россия.
В представленных данными перевозчиками документах сумма за автотранспортные услуги указана без разбивки до границы ЕАЭС и по территории ЕАЭС.
По ДТ N 10113110/020320/0028938, 10113110/060320/0031566, 10013160/010621/0326240, 10113110/100820/0096935, 10113110/110520/0059752, 10113110/270420/0055347, 10131010/051020/0090824, 10131010/141020/0111503, 10131010/231020/0133430, 10131010/300920/0085063, 10013160/020621/0330245, 10013160/090221/0062081, 10013160/220621/0378830, 10013160/250321/0166184, 10131010/020621/0356324, 10131010/030521/0281711, 10131010/050421/0211115, 10131010/110521/0298575, 10131010/140421/0234716 10131010/16062170390999, 10131010/180221/0096357, 10131010/190121/0023646 10131010/240121/0033241, 10131010/270421/0268250, 10131010/280621/0420574, также направлены мотивированные запросы в адрес непосредственных перевозчиков товаров с целью получения сведений о счетах, выставленных перевозчиками товаров, однако запрашиваемые документы от перевозчиков товаров в Курскую таможню не представлены.
Сведения о перевозчиках, осуществляющих непосредственную доставку товара, указаны в графах 16,17 CMR.
В адрес экспедиторов по проверяемым ДТ направлены письма: в адрес "ASSTRA FORWARDING AG" (Швейцария) от 27.12.2021 N 48-54/19708, от 25.03.2022 N 4378; в адрес "GEBRUDER WEISS GESELLSCHAFT M.B.H." (Австрия) от 27.12.2021 N 48-54/19711, от N 2115/4376 с запросами предоставления счетов, актов выполненных работ, выставленных от непосредственных перевозчиков товаров/посредников перевозки, пояснения с подтверждающими документами о сумме вознаграждения за оказание услуг экспедирования груза, а также предоставить документы, подтверждающие распределение расходов по транспортировки груза до таможенной границы ЕАЭС и после (калькуляцию расходов) по проверяемым ДТ.
В ответ на запросы Курской таможни (от 27.12.2021 N 48-54/19708, от 25.03.2022 N 4378) экспедитор "ASSTRA FORWARDING AG" (Швейцария) письмами от 21.01.2021, 16.04.2021 представлены сведения, касающиеся ДТ N 10013160/200720/0368702, 101113110/050820/0095652, 10113110/070720/0083627, 10113110/070920/0105576, 1013110/090620/0071309, 10113110/100820/0096935, 10113110/110520/0059752, 10113110/140820/0098373, 10113110/250520/0065902, 10113110/260420/0054682, 10113110/270420/0055347, 10113110/280420/0055920, 10131010/051020/0090824, 10131010/141020/0111503, 10131010/191020/0122875, 10131010/191020/0122939, 10131010/201020/0124289, 10131010/231020/0133430, 10131010/240920/0074172, 10131010/251020/0134295, 10131010/300920/0085063, 10013160/020621/0330245, 10013160/090221/0062081, 10013160/220621/0378830, 10013160/250321/0166184, 10131010/020621/03056324, 10131010/030521/0281711, 10131010/050421/0211115, 10131010/110521/0298575, 10131010/120721/0451978, 10131010/140421/0234716, 10131010/160621/039099, 10131010/180221/0096357, 10131010/190121/0023646, 10131010/240121/0033241, 10131010/270421/0268250, 10131010/280621/0420574, 101311010/300521/0347261, 10131010/300621/0427540.
Фирмой "ASSTRA FORWARDING AG" представлены транспортные документы, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, выставленные в адрес ООО "ХАРИБО Конфеты".
В сопроводительных письмах "ASSTRA FORWARDING AG" отказывается предоставить договоры транспортной экспедиции, счета, счета-фактуры, банковские платежные документы и иные документы, составленные в рамках сотрудничества "ASSTRA FORWARDING AG" с линейными перевозчиками для целей международной перевозки вышеуказанных грузов сведения от непосредственных перевозчиков, ссылаясь на то, что заявленные документы содержат коммерческую информацию, которую не могут раскрывать в рамках запросов Курской таможни.
Также в сопроводительных письмах, содержится информация о том, что "ASSTRA FORWARDING AG" осуществляла разбивку стоимости перевозки от отправителя товаров до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до мест разгрузки товаров, указанных в счетах, выставленных в адрес ООО "ХАРИБО Конфеты", пропорционально фактическому километражу.
По результатам проведения проверки таможенный орган составил акт проверки от 25.04.2022 N 10108000/210/250422/А000074 и пришел к выводу, что обществом при декларировании товара заявлены сведения о дополнительных начислениях к цене товара, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) на основании документально не подтвержденной информации, что влечет доначисление сумм таможенных платежей, в связи с чем вынес оспариваемые решения от 14.06.2022 и 15.06.2022 по внесению изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
ООО "ХАРИБО Конфеты" не согласилось с указанными решениями и обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Установив обстоятельства дела и дав оценку всем представленным доказательствам, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит данный вывод судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В пункте 15 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 39 ТК ЕАЭС в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
В силу положений пункта 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза (подпункт 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018
N 160 "О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости" утвержден Порядок заполнения ДТС-1, в соответствии с пунктом 29 которого, графа 17 заполняется следующим образом: в графе указывается в валюте государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары, величина расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза или до иного места, определенного Комиссией. В наименовании графы 17 указывается место прибытия ввозимых товаров на таможенную территорию Союза или иное место, определенное Комиссией, расходы на перевозку (транспортировку) до которого добавляются к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, а если разделение расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза или до иного места, определенного Комиссией, и от места прибытия или от иного места, определенного Комиссией, не подтверждено документально, - место назначения ввозимых товаров на таможенной территории Союза.
Анализ приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве позволяет сделать вывод о том, что расходы на перевозку (транспортировку) имеют экономическую ценность, в связи с этим влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Расходы на перевозку товара вне таможенной территории Союза дополняют стоимость сделки, если они не включены в цену товара.
При этом действующее таможенное законодательство не содержит заранее установленного перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС. Соблюдение данных условий может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей гражданско-правовых договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров и т.п.
В то же время представляемые документы во всяком случае должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 8, 12, 13постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что определение таможенной стоимости должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. В случае если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу, непредставление указанных документов не может являться единственным основанием для перерасчета таможенной стоимости товара. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, проанализировав представленные документы (в том числе представленные обществом при декларировании товара в подтверждение таможенной стоимости товаров договоры об оказании транспортно-экспедиционных услуг, заявки и инвойсы на каждую товарную партию, счета, акты выполненных работ организаций, оказывавших обществу экспедиторские услуги, международные товарно-транспортные накладные (CMR), счета-фактуры на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров, выставленные экспедиторами в адрес общества, материалы таможенной проверки и т.д.), принимая во внимание разъяснения, изложенные постановлении Пленума N 49, правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121, от 01.04.2021 N 303-ЭС20-21700, суды пришли к выводу, что документы, подтверждающие стоимость спорных расходов, соответствуют условиям договоров, заключенных декларантом с экспедиторами, содержат сведения о стоимости этих расходов как до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, так и по территории Союза, а также не содержат противоречий, позволяющих предположить необоснованность либо документальную неподтвержденность расходов.
Каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, а также относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенным органом в ходе проверки не установлено и в ходе рассмотрения дела не представлено.
Доводы таможни о том, что в документах, полученных таможенным органом от непосредственных перевозчиков, стоимость транспортировки до таможенной границы не выделена из общей суммы, а представлена единой суммой от отправителя до получателя в России без разделения по территориальному признаку были предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены, поскольку отсутствие в документах перевозчика раздельного указания на стоимость перевозки до и после таможенной границы ЕАЭС само по себе не свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в документах, полученных обществом от экспедиторов. Каких-либо доказательств, опровергающих достоверность сведений о величине расходов на перевозку (транспортировку) товаров, указанной в документах экспедиторов, их несоответствия обычным тарифам на перевозку (транспортировку) по данному маршруту, а также относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенным органом в ходе проверки также не установлено и в материалы дела не представлено.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации
от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121, если товар фактически поставлен на территорию Союза, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 ТК ЕАЭС в такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов). Иной подход по существу приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пунктам 9 и 11 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Таким образом, в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров на основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС подлежит определению таможней с использованием иных методов.
Сведений о том, что таможенный орган в ходе проверки учитывал положения пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС и правовой подход Верховного Суда Российской Федерации, в материалах дела не содержится.
Документальное подтверждение обществом транспортных расходов, включенных в структуру таможенной стоимости, указанных в графе 17 ДТС в соответствии с пунктом 29 Порядка заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 N 160, таможней не опровергнуто; факт несения транспортных расходов обществом в ходе проверки таможней под сомнение не поставлен, иной размер таких расходов таможенным органом не определялся. Доказательств наличия каких-либо иных платежей, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, но не учтенных обществом, таможней не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что у таможенного органа не имелось оснований для принятия оспариваемых решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ.
Выводы судов соответствуют материалам дела и не противоречат им. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ, основанная на правильном применении судами норм материального права.
При таких обстоятельствах суды обосновано удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Курской области от 02.03.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу
№ А35-7941/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3