ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А36-5307/2021 от 14.07.2022 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

_____________________________________________________________

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

21 июля 2022 года

г.Калуга

Дело №А36-5307/2021

Резолютивная часть объявлена 14 июля 2022 г.

Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2022 г.

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего судьи                    Стрегелевой Г.А.,

судей                                          Бессоновой Е.В., Ключниковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,

при участии представителей:

от Управления физической культуры и спорта Липецкой области (ОГРН 1024840858734, ИНН 4826011349,  пер. Попова, д.5, г. Липецк, 398016) –  Гончарова Е.Ю. (дов. от 14.07.2022, диплом),

от Управления Федерального казначейства по Липецкой области (ОГРН 1024840861539, ИНН 4826003813, ул. Интернациональная, д.5, г. Липецк, 398050)  - Дорохина Р.В. (дов. от 10.01.2022, диплом), Мешковой А.А. (дов. от 10.01.2022, диплом) ,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области,  кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.12.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу № А36-5307/2021,

у с т а н о в и л:

Управление физической культуры и спорта Липецкой области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пунктов 1 и 3 представления Управления Федерального казначейства по Липецкой области (далее - УФК по Липецкой области, казначейство) от 26.05.2021 № 46-11-20/20-2166.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.12.2021 признан незаконным пункт 1 представления УФК по Липецкой области от 26.05.2021 №46-11-20/20-2166. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 решение суда от 23.12.2021, проверенное по правилам  части 5 статьи 268 АПК РФ, в части удовлетворенного требования оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания незаконным пункта 1 представления от 26.05.2021 №46-11-20/20-2166 и с постановлением суда апелляционной инстанции, УФК по Липецкой области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить в обжалуемой части решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования управления. По мнению подателя жалобы, судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права; судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам управления, заявленным в апелляционной жалобе; судами не учтено, что ключевыми направлениями государственной программы «Спорт-норма жизни», в рамках которой была предоставлена субсидия, является развитие футбола путем поставки в субъекты искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки; необоснованным является вывод суда апелляционной инстанции об использовании стадиона «Литейщик» для осуществления занятий по футболу, поскольку представленные заявителем отчеты об использовании стадиона не относятся к проверенному казначейством периоду.

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность судебных актов по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами, подтверждено материалами дела, УФК по Липецкой области на основании приказа от 25.02.2021 №91о/д в отношении Управления физической культуры и спорта Липецкой области проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 09.04.2021.

Проверкой установлено, что Министерством спорта Российской Федерации и администрацией Липецкой области 06.02.2019 было подписано соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 777-08-2019-135 (далее - соглашение от 06.02.2019), в соответствии с пунктом 1.1 которого из федерального бюджета в 2019 г. бюджету Липецкой области предоставляется субсидия на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни", подпрограмм "Развитие физической культуры и массового спорта", "Развитие футбола в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.

 Предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата (ов) федерального проекта по субъекту (далее - результат (ы) регионального проекта) согласно приложению N 1 и приложению N 5 к соглашению, являющимися его неотъемлемыми частями, утвержденными протоколом N 6 заседания координационного Совета по проектному управлению в Липецкой области от 13.12.2018 (п. 1.2. Соглашения).

В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения от 06.02.2019 в обязанности субъекта Российской Федерации, в том числе, входили обязанности: обеспечить достижение значения (ий) результата (ов) национального проекта, установленных в соответствии с приложением N 1 к соглашению; обеспечение предоставления в Министерство в форме электронного документа отчета о достижении значения (ий) результата (ов) регионального проекта по форме согласно приложению N 4 к соглашению, а также достижения значений показателей результативности по форме согласно приложению N 5. Отчеты предоставляются не позднее 15 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена субсидия.

Согласно пункту 6.1.1. Соглашения от 06.02.2019 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является Управление физической культуры и спорта Липецкой области.

Пунктом 6.1.2 Соглашения от 06.02.2019 установлены показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки - 1.

Дополнительным соглашением от 30.04.2019 № 777-08-2019-135/1 к Соглашению от 06.02.2019 исключена обязанность субъекта Российской Федерации предоставлять отчеты о достижении значений показателей "результативности".

Дополнительным соглашением от 23.12.2019 №777-08-2019-135/2 к Соглашению от 06.02.2019 изменен показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и согласовано, что количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки в 2019 г.: в 2019 г. - 2, в 2020 г. – 1.

Дополнительным соглашением от 07.04.2020 №777-08-2019-135/3 к Соглашению от 06.02.2020 внесены изменения в части общего размера субсидии, в том числе определено, что субсидия предоставляется в 2019 г., 2020 г., 2021 г. и 2022 г., а также в пункт 6.1.2 Соглашения от 06.02.2019 -количество созданных физкультурно-оздоровительных комплексов - в 2019 г. - 0, в 2020 г. - 1, в 2021 г. - 0, в 2022 – 0; количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки - в 2019 г. - 2, в 2020 г. - 1, в 2021 г. - 0, в 2022 г. – 0.

Дополнительным соглашением от 29.12.2020 N 777-08-2019-135/4 к Соглашению от 06.02.2019 изменен период предоставления субсидии и установлен включительно до 2023 г., при этом показатели результативности исполнения мероприятий в части количества созданных физкультурно-оздоровительных комплексов и количества поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки, относительно показателей, установленных в дополнительном соглашении от 07.04.2020, не изменились.

02.05.2019 муниципальным образованием городской округ город Липецк была подана заявка на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием) на 2019 г.

В соответствии с протоколом от 13.05.2019 комиссией Управления физической культуры и спорта Липецкой области по результату рассмотрения заявки муниципального образования принято решение о предоставлении городу Липецку субсидии в сумме 42105263,16 руб. на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием) и на основании приказа Управления физической культуры и спорта Липецкой области от 13.05.2019 субсидия в указанном размере была предоставлена.

В целях освоения полученной субсидии 10.09.2019 между муниципальным образованием г. Липецк и ООО "Космос" был заключен муниципальный контракт N 311-кс на поставку и монтаж искусственного футбольного покрытия, полимерно-дренажного модуля, покрытия для беговых дорожек и модульного бытового корпуса (в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 N 100) в рамках выполнения работ по объекту "Реконструкция футбольного поля МБОУ ДО "ДЮСШ N 8 "Юность" по ул. Ударников, 13А в г. Липецке" (стоимость работ по контракту определена в сумме 25917039,40 руб.).

УФК по Липецкой области проведена встречная проверка МБУ "СШ N 8 "Юность", в ходе которой 18.03.2021 проведен осмотр футбольного поля на объекте спорта "Стадион" (г. Липецк, ул. Ударников, 13А) и установлено, что осмотреть футбольное поле и беговые дорожки не представляется возможным по причине сложившегося снежного покрова толщиной от 7 до 10 см., при этом при расчистке снега выявлено, что искусственное покрытие футбольного поля (трава) слежалось под толщей снега и льда;  сервисное обслуживание и уборка футбольного поля не осуществляется по причине отсутствия соответствующей техники ( акт осмотра от 18.03.2021, акт проверки от 09.04.2021).

Кроме того, встречной проверкой установлено, что в проверяемом периоде (2019-2020 годы) МБУ "СШ N 8 "Юность" осуществлялись муниципальные услуги спортивной подготовки по двум видам спорта: дзюдо и волейбол, услуги спортивной подготовки по футболу отсутствуют, а также отсутствует финансирование на дополнительные ставки тренерского состава по футболу. Футбольное поле используется в качестве тренировочной площадки спортсменов отделения волейбола и дзюдо, проведение тренировочных любительских футбольных команд жителей района. Спортивные мероприятия по футболу городского и регионального значения на "стадионе" не осуществляются.

Указанные обстоятельства послужили основанием для выводов УФК по Липецкой области о том, что в нарушении пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 14 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансиронвание государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Приложение N 32), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302, подпункта "2"пункта 6.1.12 Соглашения от 06.02.2019 N 777-08-2019-135 Управлением физической культуры и спорта Липецкой области не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии в 2019 году «Количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки» при плановом значении показателя 2 фактически составило 1, поскольку МБУ "СШ N 8 "Юность" не осуществляет спортивную подготовку по футболу уже в течение 2 лет, осуществляются только муниципальные услуги спортивной подготовки по двум видам спорта: дзюдо и волейбол, за футбольным полем нет надлежащего ухода.

По результатам проверки управлению казначейством выдано представление от 26.05.2021 N 46-11-20/20-2766, в соответствии с которым управлению в срок до 26.06.201 необходимо принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений.

Частично не согласившись с представлением казначейства, управление обратилось в арбитражный суд.

Арбитражный суд Липецкой области, проверив оспоренное представление в порядке, установленном положениями главы 24 АПК РФ, оценив представленные лицами, участвующими  в деле, доказательства в обоснование своих доводов и возражений, выводы УФК по Липецкой области, положенные в обоснование выводов о допущенных заявителем нарушениях при использовании полученной в 2019 году субсидии,  пришел к выводу о незаконности пункта 1 представления от 26.05.2021, поскольку Управление федерального казначейства по Липецкой области не представило объективных доказательств, свидетельствующих о нарушении заявителем условий Соглашения от 06.02.2019, а также требований пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта "в" пункта 14 Приложения N 32 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, и Постановления Правительства Российской Федерации N 302 от 15.04.2014. В части пункта 3 представления суд согласился с выводами казначейства.

Суд апелляционной инстанции, проверив решение суда по правилам, предусмотренным частью 5 статьи 268 АПК РФ, в части удовлетворенного требования, поддержал выводы суда.

Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьей 34, 132, 158,162 Бюджетного кодекса Роосийской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценив соглашение от 06.02.2019 с учетом положений, предусмотренных паспортом государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 302 от 15.04.2014, пришли к выводу, что управлением не было допущено нарушений при использовании субсидии, которая была направлена на приобретение МБУ "СШ N 8 "Юность" исскуственного покрытия для футбольного поля на стадионе "Литейщик".

Суды учли, что основанием для вывода о нарушении управлением бюджетного законодательства послужило то обстоятельство, что спортивная школа на осуществляет спортивную подготовку по направлению "футбол".

Оценивая данный довод казначейства, суды, исходя из системного толкования положений Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», пришли к выводу, что МБУ "СШ N 8 "Юность" является учреждением, осуществляющим свою деятельность в сфере физической культуры и спорта, целями деятельности которого являются обеспечение спортивной подготовки спортивных сборных команд города Липецка, участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Липецкой области, а представленными управлением доказательствами подтверждено, что стадион «Литейщик» используется для проведения тренировочных занятий тренерами отделения футбола МБУ "СШ N 12", занятие футболом в качестве средства ОФП по видам спорта "дзюдо", "волейбол" является неотъемлемой частью спортивной подготовки согласно федеральным стандартам, утвержденным приказом Минспорта России от 21.08.2017 N 767.

Утверждение казначейства о том, что стадион для осуществления занятий по футболу используется на нерегулярной основе, отклонено судами как не свидетельствующее о недостижении заявителем показателя результативности "количество футбольных полей, поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки".

Суды мотивированно, проведя правовой анализ положений Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием) на 2019 год, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 25.04.2019N 227, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 №372 утвердившего государственную программу «Развитие физической культуры и спорта» (раздел 6 подпрограммы 1 "Развитие физической культуры и массового спорта", подпрограмма 8 "Развитие футбола в Российской Федерации"), отклонили выводы УФК по Липецкой области о том, что, предоставив субсидию МБОУ ДО "ДЮСШ N 8 "Юность", управление не достигло необходимой результативности использования субсидии, установленной соглашением от 06.02.2019 , указав, что в качестве критерия отбора получателя субсидии создание или модернизация футбольного поля с искусственным покрытием в спортивной школе, осуществляющей спортивную подготовку по направлению "футбол", не было установлено такое условие.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что изменения в Паспорт государственной программы "Развитие физической культуры и спорта Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 06.09.2013 №405, и приложения внесены только 24.10.2019 (в связи с изменениями текстовая часть подпрограммы изложена иным образом, где в пункте 4 приложения N 3 к подпрограмме 1 "Развитие физической культуры и массового спорта" (на момент предоставления субсидии раздел 6 подпрограммы) в качестве критерия отбора законодателем установлено требование о наличии в муниципальном образовании отделения футбола в спортивной школе), а субсидия фактически предоставлена приказом от 13.05.2019, муниципальный контракт N 311-кс, предметом которого является поставка и монтаж искусственного футбольного покрытия, полимерно-дренажного модуля, покрытия для беговых дорожек и модульного бытового корпуса в рамках выполнения работ по объекту "Реконструкция футбольного поля МБОУ ДО "ДЮСШ N 8 "Юность" был заключен 10.09.2019,следовательно, такие изменения не могли быть учтены Управлением при решении вопроса о предоставлении субсидии муниципальному образованию город Липецк (протокол рассмотрения заявки от 13.05.2019).

 С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к верному выводу, что УФК по Липецкой области не представило доказательств вмененного управлению нарушения бюджетного зконодательства, отраженного в пункте 1 оспоренного представления.

Доводы кассационной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с судебной оценкой обстоятельств данного спора и представленных доказательств, были предметом рассмотрения, не опровергают выводы судов, положенных в основу судебных актов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и постановления судов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления суда первой и апелляционной инстанции, суд округа не установил.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

п о с т а н о в и л:

Решение Арбитражного суда Решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.12.2021 в обжалуемой части и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу №А36-5307/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

           Г.А. Стрегелева

Судьи

           Е.В. Бессонова

           Н.В. Ключникова