АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
25 июня 2021 года | Дело № А36-7934/2020 |
г. Калуга |
Резолютивная часть объявлена 22 июня 2021 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2021 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей | ФИО1, ФИО2, ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Столяровым Д.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью «ПроектГрупп-НТД» (ИНН <***>, ОГРН <***>) - директора ФИО4 (паспорт),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области - ФИО5 (доверенность от 11.01.2021, диплом, служебное удостоверение),
от ФИО4 - лично,
от областного государственного унитарного предприятия «Липецкий областной водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПроектГрупп-НТД» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу № А36-7934/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ПроектГрупп-НДТ» (далее - ООО «ПроектГрупп-НДТ», общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - антимонопольный орган, Липецкое УФАС России, Управление) о признании незаконным решения Липецкого УФАС России от 01.10.2020 № РНП-48-229с/20 о включении ООО «ПроектГрупп-НДТ» и его генерального директора ФИО4 (далее - ФИО4) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года, обязании Управления исключить общество и генерального директора ФИО4 из реестра недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: областное государственное унитарное предприятие «Липецкий областной водоканал» (далее - ОГУП «Липецкоблводоканал», заказчик), ФИО4
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «ПроектГрупп-НДТ» обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на незначительность нарушенных процессуальных процедур, формальное применение судами ответственности к обществу и чрезмерность наказания, просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу Липецкое УФАС России и ОГУП «Липецкоблводоканал» возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили суд округа оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 02.09.2020 ОГУП «Липецкоблводоканал» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0546500000320000040 о проведении электронного аукциона на выполнение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Модернизация системы водоснабжения с. Кузьминские Отвержки, К-вы Хутора, Тюшевка, д. Студеные Выселки Липецкого района».
Решением аукционной комиссии от 15.09.2020 победителем аукциона признано ООО «ПроектГрупп-НДТ».
25.09.2020 в Липецкое УФАС России в порядке, установленном статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), поступили сведения из ОГУП «Липецкоблводоканал» о ООО «ПроектГрупп-НДТ» как об участнике (победителе) электронного аукциона, уклонившегося от заключения контракта, с предоставлением протокола от 23.09.2020 признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона.
По итогам проведенной проверки, в связи с уклонением от заключения контракта по причине не подписания его проекта в установленный срок, комиссией Липецкого УФАС России принято решение от 01.10.2020 № РНП-48-229с/20 о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведений об участнике электронного аукциона: ООО «ПроектГрупп-НДТ» и генеральном директоре ФИО4
Считая указанное решение незаконным, ООО «ПроектГрупп-НДТ» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанции посчитали неразмещение обществом в срок до 22.09.2020 проекта контракта в ЕИС и на электронной площадке нарушением положения части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в связи с чем признали включение сведений об ООО «ПроектГрупп-НДТ» и ФИО4 в реестр недобросовестных поставщиков законным и обоснованным.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статья 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта (часть 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Исходя из положений части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе и пункта 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее - Правила ведения реестра), ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Как установлено судами, протокол аукционной комиссии от 15.09.2020 № 0546500000320000040, которым ООО «Проектгрупп-НДТ» признано победителем электронного аукциона, размещен заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2020.
17.09.2020 заказчик разместил проект контракта для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени общества.
Как правомерно установлено судами первой и апелляционной инстанций, срок, установленный частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, для подписания ООО «Проектгрупп-НДТ» проекта контракта и предоставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта или протокола разногласий к контракту установлен до 22.09.2020, 23:59.
Однако, общество в установленные законом сроки данную обязанность не исполнило; подписанный со своей стороны проект контракта или протокол разногласий к проекту контракта не был размещен в ЕИС и на электронной площадке.
Поскольку в установленный законом срок проект контракта подписан не был, равно как и не был размещен протокол разногласий, 23.09.2020 ООО «ПроектГрупп-НДТ» признано комиссией заказчика уклонившимся от заключения контракта. Протокол о признании общества уклонившимся от заключения контракта 23.09.2020 размещен в ЕИС и на электронной площадке.
Руководствуясь положениями статей 12, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра, разъяснениями, изложенными в пункте 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, суды пришли к выводу о правомерности действий ОГУП «Липецкоблводоканал» как заказчика.
Исследовав и оценив доказательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра, частью 2 статьи 69 АПК РФ и установив отсутствие каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта в установленный законом срок, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Липецкого УФАС России от 01.10.2020 № РНП-48-229с/20.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2021 по делу № А36-7934/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Судьи | ФИО1 ФИО2 ФИО3 |