ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А36-8583/17 от 31.10.2018 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

________________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

2ноября 2018 года

г.Калуга

 Дело №А36-8583/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 2 ноября 2018 года

председательствующего судьи

Смирнова В.И.

cудей

Бессоновой Е.В.

Шелудяева В.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Шабалиным И.А.

при участии:

от Областного государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Смоленской области» (г.Смоленск, ул.Октябрьской революции, д.14«А»): Дегтерёва Н.В. - представитель по доверенности от 29.08.2018; Батулов Е.В. - представитель по доверенности от 22.06.2018;

от Управления Федерального казначейства по Смоленской области (г.Смоленск, ул.Докучаева, д.7): Попкова С.В. - представитель по доверенности от 18.01.2018 №22; Кононов П.А. - представитель по доверенности от 18.01.2018 №18;

от общества с ограниченной ответственностью «СК Велес» (Смоленская область, г.Сафоново, ул.Ленина, д.16, литер «А», пом.14): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «ВотСвет» (г.Смоленск, ул.Твардовского, д.8, литер «Б»): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью «СИКАМ» (г.Москва, ул.Ибрагимова, д.31, корп.50): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу УФК по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2018 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 (судьи Большаков Д.В., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу №А62-8583/2017,

УСТАНОВИЛ:

Областное государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства Смоленской области» (далее – ОГКУ «УКС Смоленской области», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее – УФК по Смоленской области, Управление, ответчик) о признании недействительными пунктов 1-7 предписания от 14.07.2017 №63-1.10-12/1.45-3091.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено при участии третьих лиц - ООО «СК Велес»; ООО «ВотСвет»; ООО «СИКАМ».

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2018 требования удовлетворены, признано недействительным предписание (в части пунктов 1-7) от 14.07.2017 №63-1.10-12/1.45-3091, вынесенное в отношении учреждения. Производство по делу в части требований о признании недействительным пункта 8 предписания от 14.07.2017 №63-1.10-12/1.45-3091, в связи с отказом от требований, прекращено.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2018 в обжалуемой части оставлено без изменения.

УФК по Смоленской области не согласившись с решением и постановлением обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, приняв по делу новый судебный акт, указывая на законность выданного предписания, по пунктам 1-4 предписания, так как в материалах проверки отсутствовали доказательства, подтверждающие фактическое возведение, ввод в эксплуатацию и зачисление в основные средства временных титульных здании и сооружений; по пункту 5 предписания - письмо ОГУП «Смоленсккоммунпроект» №11 от 02.02.2017 не подтверждает внесение изменений в проектную документацию, а наличие намерения о внесении таких изменений не является юридическим подтверждением внесения указанных изменений, данное обстоятельство не может служить причиной незаконности указанного пункта предписания; по пункту 6 предписания - проведение корректировки первичных документов по сетям инженерной инфраструктуры не устраняет допущенное нарушение; по пункту 7 предписания - у заявителя не имелось правовых оснований для отнесения расходов по восстановлению сети водопровода за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, и, соответственно, не имелось оснований для их оплаты.

Учреждение в отзыве просит отказать в удовлетворении жалобы указывая на не законность выданного предписания, поскольку оплата осуществлена за возведение титульных временных зданий и сооружений с учетом их фактического возведения, а так же за работы, которые фактически выполнялись, повторной оплаты подрядчику за работы по строительству временной линии электропередачи не было, линия электропередач возводилась как основное средство, оформлена в публичную собственность, перенос сети водопровода, порванного подрядчиком не подлежал оплате со стороны подрядчика, поскольку его вина отсутствовала, сеть водопровода не была указана в документации.

Иные стороны по делу отзывов, либо пояснений в суд округа не представили.

Представители УФК по Смоленской области поддержали доводы изложенные в кассационной жалобе.

Представители ОГКУ «Управление капитального строительства Смоленской области» просили отказать в удовлетворении жалобы.

Иные стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений в части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве, выслушав представителей стороны по делу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, установлено судами в соответствии с пунктом 4 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее – Правила №1092), в целях выполнения пункта 16 «Плана контрольных мероприятий УФК по Смоленской области на 2017 год», на основании приказа Управления от 17.05.2017 №186 в период с 22.05.2017 по 29.05.2017 проведена плановая выездная проверка соблюдения ОГКУ «УКС Смоленской области» условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

По результатам проверки составлен акт от 29.05.2017 №1.45-19/28, которым установлены нарушения бюджетного законодательства в части расходования средств федерального бюджета, в том числе:

- в нарушение статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ); пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ); пунктов 3.2, 3.3, 3.4 ГСН 81-05- 01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» (далее - ГСН 81-05-01-2001) ОГКУ «УКС Смоленской области» осуществлена оплата за титульные временные здания сооружения (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) без фактического несения затрат (их возведения, наличия их на строительной площадке). Общая сумма оплаченных средств на строительство временных зданий и сооружений составила 4 583 138 рублей 43 копейки, в том числе: по государственному контракту от 31.08.2016 №0163200000316003540101428 (далее – ГК от 31.08.2016 №3540) на сумму 421 572 рубля 55 копеек; по государственному контракту от 01.09.2016 №0163200000316003644101428 (далее – ГК от 01.09.2016 №3644) на сумму 340 499 рублей 39 копеек; по государственному контракту от 30.10.2015 №0163200000315006262101428 (далее – ГК от 30.10.2015 №6262) на сумму 1 645 547 рублей 08 копеек; по государственному контракту от 02.10.2015№0163200000315005629101428 (далее – ГК от 02.10.2015 №5629) на сумму 2 175 519 рублей 41 копейка;

- в нарушение статьи 162, пункта 3 статьи 219 БК РФ, пункта 2.1 ГК от 01.09.2016 №3644, пункта 26 Приложения №7 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 №15/1 (далее – МДС 81-35.2004) учреждением осуществлена оплата (повторно) подрядчику за работы по строительству временной линии электропередачи (строительство ВЛИ-0,4 кВ), которые фактически должны компенсироваться за счет резерва средств на временные здания и сооружения. Общая сумма оплаченных невыполненных работ составила 1 252 934 рубля 17 копеек;

- в нарушение статьи 162, пункта 3 статьи 219 БК РФ, пункта 1 статьи 9 Закона №402-ФЗ, части 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) учреждением осуществлена оплата подрядчику за работы по ГК от 02.10.2015 №5629, которые фактически не выполнялись. Общая сумма оплаченных невыполненных работ составила 528 543 рубля 24 копейки;

- в нарушение статьи 162, пункта 3 статьи 219 БК РФ, части 1 статьи 34, части 2 статьи 94 Закона №44-ФЗ, пункта 2.1 ГК от 30.10.2015 №6262 учреждением осуществлена оплата подрядчику за работы по восстановлению сети водопровода, порванные подрядной организацией, которые фактически должны компенсироваться за счет средств подрядной организации;

- в нарушение статьи 162, пункта 3 статьи 219 БК РФ, пункта 1 статьи 9 Закона №402-ФЗ, части 1 статьи 34, части 2 статьи 94 Закона №44-ФЗ учреждением осуществлена оплата подрядчику за работы по ГК от 01.09.2016 №3644, которые фактически не выполнялись. Общая сумма оплаченных невыполненных работ составила 70 497 рублей 70 копеек.

По результатам проведенной проверки УФК по Смоленской области 14.07.2017 на основании положений статей 269.2, 270.2 БК РФ, пункта 68 Правил №1092 учреждению выдано предписание №63-1.10-12/1.45-3091 следующего содержания:

- принять меры к подрядной организации ООО «СК Велес» по выполнению невыполненных работ по строительству объекта «Сети инженерно-технического обеспечения, автомобильные дороги индустриального парка «Сафоново» (1 этап) и (или) возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации в сумме 1 645 547 рублей 08 копеек (пункт 1);

- принять меры к подрядной организации ООО «ВотСвет» по выполнению невыполненных работ по строительству (2 этап) объекта: «Сети инженерно-технического обеспечения, автомобильные дороги индустриального парка «Сафоново» и (или) возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации в сумме 421 572 рубля 55 копеек (пункт 2);

- принять меры к подрядной организации ООО «СК Велес» по выполнению невыполненных работ по строительству объекта «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» (1 этап) и (или) возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации в сумме 2 175 519 рублей 41 копейка (пункт 3);

- принять меры к подрядной организации ООО «СИКАМ» по выполнению невыполненных работ по строительству объекта «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» г.Смоленске» (2 этап) и (или) возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации в сумме 340 499 рублей 39 копеек (пункт 4);

- принять меры по установлению лица, допустившего оплату повторно (дважды) за принятые работы по строительству временной линии электропередачи (строительство ВЛИ-0,4 кВ) на объекте «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» г.Смоленске» (2 этап), и возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации в сумме 1 252 934 рубля 17 копеек (пункт 5);

- принять меры по установлению лица, допустившего оплату работ по подвеске проводов фактически невыполненных на объекте «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» г.Смоленске» (1 этап) и возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации в сумме 528 543 рубля 24 копейки (пункт 6);

- возместить неправомерную оплату за работы по восстановлению сети водопровода, не относящиеся к объекту индустриальный парк «Сафоново» (1 этап) в сумме 426 718 рублей 83 копейки (пункт 7);

- принять меры к подрядной организации ООО «СИКАМ» по выполнению невыполненных работ на объекте «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» (2 этап) и (или) возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации в сумме 70 497 рублей 70 копеек (пункт 8).

Не согласившись с выданным предписанием, ОГКУ «УКС Смоленской области» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2018, оставленное в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018, предписание (с учётом прекращения производства по делу в части оспаривания пункта 8 предписания) в части пунктов 1-7 признано недействительным, поскольку суды установили факт выполнения работ и возведения временных сооружений, отсутствие двойной оплаты работ, обоснованность прочих затрат.

УФК по Смоленской области не согласившись с решением и постановлением обратилось с кассационной жалобой.

Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Статья 740 ГК РФ предусматривает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ определено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (статья 753 ГК РФ).

Пунктом 4.83 «Временные здания и сооружения» «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)», утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1 (далее – Методика определения стоимости строительной продукции) к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001установлен порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства.

Согласно Приложению №2 к ГСН 81-05-01-2001 в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм, включены в том числе: аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств (пункт 2); перемещение конструкций производственных, складских, вспомогательных контейнерных зданий и сооружений на строительную площадку (пункт 4); временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо-разгрузочных работ (пункт 7); специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах (пункт 23); устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, проходящих по стройплощадке (пункт 26).

Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.

При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме – в соответствии с договорными условиями (пункт 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции).

Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения (пункт 3.2 Методики), порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства (пункт 3.3 Методики), построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 Методики).

В соответствии с Соглашениями от 12.08.2015 №157-МБ-15, от 13.07.2016 №083-МБ-16, от 07.08.2015 №078-МБ-15, от 14.07.2016 №ПЗ-МБ-16 в рамках Федеральной и областной адресной инвестиционной программе на территории Смоленской области реализуется ряд инвестиционных проектов, направленных на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства оказывающей имущественную поддержку на строительство индустриальных парков в районе ТЦ «Метро» в г.Смоленске и «Сафоново». ОГКУ «УКС Смоленской области» является государственным заказчиком.

В соответствии с условиями государственных контрактов необходимо выполнить работы в соответствии с техническими характеристиками, проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу в установленном законом порядке, сметой, являющимися неотъемлемой частью контрактов.

Стоимость работ (цена контракта) является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев предусмотренных пунктами 2.3-2.4 (пункт 2.2. контрактов).

Оплата работ по строительству производится на основании актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.

Как     установлено условиями государственных контрактов, стоимость временных зданий и сооружений (только титульные) отражается в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) в размере 2,7% от сметной стоимости строительно-монтажных работ, в соответствии со «Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» (ГСН 81-05-01-2001 г) по итогам глав 1-7 сводно-сметного расчета, получившего положительное заключение о проверке достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным Проектом организации строительства (ПОС).

Как следует из материалов дела, заказчиком расчеты за временные здания сооружения производились в составе общих расходов по данным объектам на основании составленных КС-2 по установленным нормам (без расшифровки в актах состава временных сооружений).

Пункты 1-4 оспариваемого предписания основаны на том, что учреждением оплачены невыполненные строительные работы по возведению титульных временных зданий и сооружений (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) на объектах: «Сети инженерно-технического обеспечения, автомобильные дороги индустриального парка «Сафонове» (1 этап), «Сети инженерно-технического обеспечения, автомобильные дороги индустриального парка «Сафоново» (2 этап), «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» г.Смоленске (1 этап), «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» г.Смоленске» (2 этап).

При выдаче предписания УФК руководствовалось пунктами 3.2, 3.4 ГСН 81-05-01-2001, допускающих оплату за фактически возведенные временные сооружения и принятие их на учет в качестве основных средств, на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации (письмо Минрегиона РФ от 09.04.2009 №10259-СМ/08 «О проекте организации строительства»).

Учреждение руководствовалось Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Письмом Минфина России от 30.12.1993 №160 (далее – Положение №160), Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция №157н) и Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция №162н).

Согласно подпункту «а» пункта 3.1.8 Положения №160 временные (титульные) здания и сооружения, возводимые за счет сметной стоимости объектов (в части средств на строительные работы), учитываются обособленно по стоимости работ, оплаченных подрядным организациям, и по их вводу в эксплуатацию зачисляются в составе основных средств на баланс застройщика.

В случае передачи временных титульных сооружений в безвозмездное пользование подрядчику учреждением оформляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Сооружения, передаваемые в безвозмездное пользование, не выбывают из состава основных средств учреждения. В учете передающей стороны (казенного учреждения – заказчика) операция по безвозмездной передаче подрядчику временного титульного сооружения отражается внутренней записью по дебету и кредиту счета 1 101 33 310. Одновременно балансовая стоимость переданного в безвозмездное пользование имущества учитывается на забалансовом счете 26 (пункты 33, 383 Инструкции №157н, пункт 7 Инструкции №162н, Письмо Минфина России от 17.12.2015 №02-06-10/74329).

Таким образом, по мнению УФК по Смоленской области, так как титульные временные здания и сооружения являются основными средствами заказчика их оплата должна производится за фактически построенные временные здания и сооружения, они должны вводиться в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно) в порядке, установленном для основных средств, с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости по средствам начисления амортизации или износа.

В ходе проведения плановой выездной проверки управлением факта ввода титульных временных зданий и сооружений в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно), с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости по средствам начисления амортизации или износа, не установлено, при этом осуществлена оплата за титульные временные здания и сооружения (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) без фактического (документального) подтверждения несения затрат. Соответственно, по мнению управления, неотражение построенных титульных временных зданий и сооружений в бухгалтерском учете свидетельствует о неправомерной оплате за счет средств федерального бюджета невыполненных строительных работ по возведению титульных временных зданий и сооружений.

Вместе с тем суды не согласился с такой позицией УФК. В силу пункта 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме – в соответствии с договорными условиями.

Иными словами, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по нормам, установленным в «Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001», утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 №45, или за фактически построенные временные здания и сооружения по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений.

Возможность применения порядка проведения расчетов за временные здания и сооружения по установленной норме подтверждается также письмами Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.05.2008 №11402-СК/08, от 23.06.2009 №19269-ИП/08 и от 20.10.2009 №34541-ИП/08, в которых указано, что выбор способа расчета за титульные временные здания и сооружения (по процентной норме, предусмотренной сводным сметным расчетом стоимости строительства или на основе проектно-сметной документации за фактически построенные временные здания и сооружения) устанавливается договором подряда.

Если при определении договорной цены затраты на возведение титульных временных зданий и сооружений определены по установленной норме и порядок взаиморасчетов предусматривает их оплату по этим нормам, дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.

Таким образом, при заключении договора подряда стороны самостоятельно избирают способ расчетов за построенные временные здания (сооружения): либо более рисковый (по нормам) – в твердом, заранее согласованном размере в процентах от сметной стоимости строительства (не требующий сбора дополнительных первичных документов о составе и порядке возведения временных сооружений), либо обычный – на основании проектно-сметной документации за фактически построенные здания (сооружения) путем подписания актов о приемке работ (в том числе, скрытых), а также с оформлением всей необходимой первичной документации.

Ведение журнала производства работ (РД-11-05-2007) предусматривает последовательное отражение всех видов работ, в том числе, по возведению титульных временных зданий (сооружений). Однако отсутствие таких записей в журнале не свидетельствует однозначно об отсутствии фактического проведения такого рода работ.

Лимиты бюджетных обязательств на расходование бюджетных средств для строительства временных зданий и сооружений как отдельных основных средств в «Областной адресной инвестиционной программе» не предусмотрены.

В бухгалтерском учете заказчика временные (титульные) здания и сооружения отражены в составе общих строительно-монтажных работах и оплачены в соответствии с доведенными ассигнованиями по данным объектам.

Согласно пункту 130 Инструкции №157н операции по формированию (выбытию) фактических вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе связанных с новым строительством, отражаются на счете 1 106 КС 000 «Вложения в основные средства», с учетом сумм затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства. При этом балансовый учет временных зданий и сооружений, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов, осуществляется до завершения строительства, если иное не предусмотрено условиями контракта, ведется у подрядчика.

Таким образом, временные здания и сооружения не подлежат внесению в состав основных средств ОГКУ «УКС Смоленской области», в связи с чем пункты 33, 85, 86 Инструкции №157н в данном случае не применимы.

Кроме того, судами обоснованно учтено то, что инвестиционные проекты рассчитаны на реализацию в течение длительного времени, то есть титульные временные здания (сооружения)) подлежат поэтапному строительству, в связи с чем включение их в состав основных средств до полного окончания строительства в любом случае невозможно, оплата производится в заранее согласованном размере 2,7% стоимости в составе каждого подписанного акта формы КС-2.

Также то обстоятельство, что временные здания и сооружения не были зачислены в основные средства учреждения, не отменяет того факта, что соответствующие работы фактически были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком.

Довод управления о том, что факт возведения временных зданий (сооружений) опровергнут результатами строительного контроля, суды обоснованно отклонили по результатам исследования и оценки представленных доказательств, подтверждающих факт строительства, в том числе, представленные подрядчиками по запросу учреждения (локальный сметный расчет по устройству временных дорог, площадок и водоотвода, товарные накладные на приобретение инертных материалов (песок, щебень), исполнительная схема, договор аренды помещений для проживания работников, претензии учреждения в адрес подрядчика о нарушении срока окончания работ к установленному сроку).

С учетом вышеизложенного, суды пришли к правильному выводу о незаконности пунктов 1-4 оспариваемого предписания, с учетом того, что учреждением и третьими лицами представлены доказательства фактического возведения в ходе выполнения условий государственных контрактов титульных временных сооружений, оплата которых произведена в соответствии с условиями заключенных контрактов по установленному нормативу, а УФК по Смоленской области не представлено доказательств, опровергающих факт возведения временных сооружений с учетом представленных документов, а также с учетом данных проектной документации, вида строительства (в любом случае предусматривающего возведение временных сооружений (в частности, подъездных дорог, разгрузочных, разворотных площадок).

Пункт 5 предписания ссылается на то, что учреждением дважды оплачены работы по строительству временной линии электропередачи (строительство ВЛИ-0,4 кВ) на объекте «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» г.Смоленске (2 этап): один раз за счет непредвиденных расходов отдельным актом КС-2 №12 от 02.12.2016, второй раз по нормативу 2,7% (в качестве временных сооружений) при подписании общих актов выполненных работ по объекту.

В ходе проведения выездной плановой проверки УФК установлено, что за счет резерва средств непредвиденных затрат, выделенных на строительство ПС «Феникс», были оплачены работы по строительству ВЛИ-0,4 кВ (работы приняты по акту о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 02.12.2016 №12). Вместе с тем, пунктом 26 Приложения №7 МДС 81- 35.2004 установлено, что затраты по устройству и разборке временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом, сетей связи и других коммуникаций, проходящих по стройплощадке относятся к титульным зданиям и сооружениям, следовательно, данные работы фактически должны были оплачиваться за счет средств, предназначенных на оплату временных зданий и сооружений, предусмотренных сводным сметным расчетом.

В актах о приемке выполненных работ и затрат (ф. КС-2) учтены затраты на временные здания и сооружения в сумме 2,7%.

Соответственно, по мнению управления, оплата работ по строительству ВЛ-0,4 кВ по статье «непредвиденные работы и затраты» влечет повторную оплату уже заложенных в смету расходов.

Вместе с тем, учреждением представлено опровержение со ссылкой на то обстоятельство, что ВЛ-0,4 кВ в ходе строительства утратила статус временного сооружения, в связи с чем оплата ее строительства по норме 2,7% не производилась, то есть строительство линии оплачено единожды – по статье непредвиденные расходы.

Судами на основании материалов дела установлено, что проектным институтом ОГУП «Смоленсккоммунпроект» временная линия электропередачи (ВЛ-0,4 кВ) исключена из состава ПОС №7-2016ГК/2172-ПС. ПОС том 3.6 от 2016 как временное здание сооружение (титульное) (письмо ОГУП «Смоленсккоммунпроект» от 02.02.2017 №11).

В связи со строительством указанной линии в качестве постоянной учреждением и ПАО «МРСК Центра» заключен государственный контракт №41146240 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2015.

На основании выданных ПАО «МРСК Центра» технических условий от 14.12.2015 №20390723 данная линия электропередачи (ВЛИ-0,4 кВ) вошла в основной объект строительства для сооружения подстанции ПС 110/10 кВ. Право собственности на указанный объект зарегистрировано за Смоленской областью.

Комиссионный акт обоснования непредвиденных работ и затрат №3, согласованный с проектным институтом ОГУП «Смоленсккоммунпроект» выполнение работ по строительству линии электропередачи (ВЛ-0,4 кВ) и оплату в счет статьи «непредвиденные работы и затраты» учреждением составлен 30.12.2016.

Внесение в техническую документацию изменений в объеме осуществляется на основе согласованной сторонами сметы №1/2016-ДОП от 30.12.2016 на сумму 1 252 932 рубля 17 копеек (локальный сметный расчет согласован с проектным институтом ОГУП «Смоленсккоммунпроект»).

Согласно части 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера (часть 1 и 2 статьи 744 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1 (далее – Методика), в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

Согласно пункту 4.96 Методики на территории Российской Федерации резерв средств на непредвиденные работы и затраты для объектов капитального строительства производственного назначения не более 3 % от итоговой суммы расчетов.

Поскольку в данном случае в процессе работ на объекте выявилась необходимость выполнения работ по строительству линии электропередачи (ВЛ-0,4 кВ) по постоянной схеме, проектной организацией по обращению заказчика были согласованы изменения в проектную документацию (в части исключения линии из состава временных сооружений), что не повлекло за собой изменение суммы контракта.

Изменение проектной документации в данном случае не влекло изменения каких-либо технических решений, в связи с чем такое изменение не должно было проходить государственную экспертизу.

На основании изложенного суды правомерно признали обоснованным довод учреждения о том, что строительство указанного объекта было произведено за счет резерва непредвиденных расходов.

Пункт 6 предписания устанавливает, что выполненные учреждением работы по подвеске проводов на объекте «Магистральные и внутриплощадочные сети инженерной инфраструктуры индустриального парка в районе ТЦ «Метро» (1 этап) не соответствуют локальному сметному расчету №02.03.

Локальным сметным расчетом к ГК от 02.10.2015 №5629 «Натяжка проводов» предусмотрены работы по подвеске провода по ФЕРЗЗ-01-024-09 в объеме 15,097 км.

Также предусмотрена подвеска проводов между анкерными опорами с пересечением электрифицированных железных дорог общего пользования по ФЕРЗЗ-01-027-02 в объеме 3 пролета, по ФЕРЗЗ-01- 027-09 в объеме 11 пролетов и подвеска грозозащитного троса с препятствиями в количестве 14 пролетов по ФЕРЗЗ-01-029-04.

Исполнительной документацией установлено, что общая протяженность ВЛ 110 кВ составила 7,512 км, фактически протяженность с учетом провиса составила 5, 7655 км (за минусом 12 пролетов), что, по мнению управления, повлекло излишнюю оплату фактически выполненных работ.

При этом сторонами не отрицается тот факт, что в локальном сметном расчете №02.03 (том 7.1 и №2172-СМ стр. 23) имелась счетная ошибка в примененных расценках, в связи с чем до вынесения предписания учреждением с подрядчиком подписаны корректировочные акты КС-2 №29 от 06.06.2017, КС-3 №9 от 06.06.2017, в которых с учетом перерасчета стоимость фактически выполненных работ генеральным подрядчиком оказалась больше на 90 828 рублей 05 копеек.

Контррасчета корректировки актов (в части устранения ошибки в примененных расчетах и расценках) управлением суду не представлено, в связи с чем при установленном факте выполнения подрядчиком работ за меньшую стоимость (на 90 828 рублей 05 копеек) нельзя признать обоснованным предписание управления о необходимости возмещения учреждением (впоследствии подлежащего возмещению в порядке регресса подрядчиком) ущерба на сумму 528 543 рубля 24 копейки (полная стоимость линии, причем с сохраненной ошибкой в расчетах).

Пункт 7 предписания исходит из того, что учреждением произведена оплата работ по восстановлению сети водопровода не относящейся к объекту индустриальный парк «Сафоново» за счет непредвиденных расходов.

При проведении работ в рамках ГК от 30.10.2015 №6262, предусмотренных проектом (прокладка системы водоснабжения, прокладка напорной канализации), в ходе земляных работ подрядной организацией (ООО «СК Велес») повреждены сети водопровода.

По согласованию с ОГКУ «УКС Смоленской области» на участке параллельной прокладки сетей, предусмотренных проектом (систем водоснабжения, система напорной канализации), был переложен участок сети водопровода в объеме 160 м, который не относится к объекту индустриальный парк «Сафоново», что подтверждается его отсутствием в проектно-сметной документации, вместе с тем учреждением осуществлена оплата ООО «СК Велес» работ по восстановлению сети водопровода за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Поэтому по мнению УФК по Смоленской области, указанные работы должны были компенсироваться за счет средств подрядной организации.

Вместе с тем учреждение полагало, что указанные работы по выносу из пятна застройки действующих сетей водоснабжения, не предусмотренных проектной документацией, осуществлялись для обеспечения возможности выполнения основных работ по прокладке сетей водоснабжения и канализации по государственному контракту от 30.15.2015 №0163200000315006262_101428 (локальные сметы №2, 3, 4, 5).

Суд округа поддерживает выводы обжалуемых судебных актов об обоснованности позиции заявителя по данному эпизоду.

В соответствии с частью 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).

Таким образом, обоснованными считаются работы, которые выполнены в соответствии с техническим заданием.

В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно частям 1 и 2 статьи 744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного в пункте 1 названной статьи объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Материалами дела подтверждено, что поврежденные сети городского водопровода не были нанесены на графическую часть проектной документации, в связи с чем повреждение указанных сетей в процессе строительства нельзя отнести к иждивению подрядчика, так как доказательств повреждения указанной сети вследствие нарушения непосредственно им технологии строительства не установлено.

Суды обоснованно согласились с доводом заявителя о том, что указанные работы обусловлены технической необходимостью, так как в данном случае именно в процессе работ на объекте выявилась необходимость выполнения мероприятий по перекладке существующего водопровода для продолжения осуществления основных видов работ по государственному контракту.

Материалами дела подтверждено, что в связи с указанными обстоятельствами (порыв водопровода) представителями заказчика, подрядчика и проектного института ОАО «Смоленский промстройпроект» подписана дефектная ведомость на выполнение работ по перекладке (выносу) водопровода с обозначением объемов необходимых работ и необходимостью их оплаты за счет непредвиденных затрат.

Локальным сметным расчетом №2 определена сумма затрат на выполнение указанных работ в объеме 426 718 рублей 83 копейки.

Фактическое выполнение указанных работ подтверждено актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) №18 от 24.12.2015, актами освидетельствования скрытых работ от 17.02.2015 №1, от 17.02.2015 №2, от 18.12.2015 №3, от 20.12.2015 №4, от 28.12.2015 №5, актом о проведении приемочного гидравлического испытания напорного трубопровода на прочность и герметичность от 28.12.2015, актом о проведении промывки и дезинфекции трубопроводов (сооружений) хозяйственно-питьевого водоснабжения от 29.12.2015.

Вышеуказанные документы подтверждают договоренность сторон о внесении изменений в проектную документацию. Сумма контракта не увеличилась.

Порядок использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты приведен в методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81- 35.2004), утвержденных постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1.

Определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации резерв средств на непредвиденные работы и затраты для объектов капитального строительства производственного назначения не более 3% от итоговой суммы расчетов (пункт 4.96 Методики).

Поскольку цена контракта определена в размере 105 759 850 рублей, резерв средств на непредвиденные работы и затраты, включенный в данную сумму, составил 3 172 795 рублей 50 копеек. Стоимость выполненных работ по выносу (перекладке) сетей существующего водопровода, попавших в пятно застройки и оплаченных за счет средств, предусмотренных сметой на непредвиденные работы и затраты, составила 426 718 рублей 83 копейки, что не выходит за установленные пределы.

Доказательств, опровергающих доводы заявителя о том, что порыв водопровода не был связан с ненадлежащим исполнением подрядчиком работ по контракту, а вызван недостатками проектной документации, в которой отсутствовали сведения о существующем водопроводе, УФК по Смоленской области не представлено.

При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования заявителя о признании недействительности пунктов 1-7 предписания от 14.07.2017 №63-1.10-12/1.45-3091.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.

По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допускается в суде кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в обжалуемой части.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 по делу №А62-8583/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

В.И. Смирнов

Е.В. Бессонова

В.Н. Шелудяев