ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А38-10843/18 от 22.05.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

29 мая 2019 года Дело № А38-10843/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2019 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Приволжскдорстрой» на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.02.2019 по делу
№ А38-10843/2018, принятое судьей Лежненым В.В. по исковому заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл в интересах муниципального образования «Волжский муниципальный район» в лице отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации к акционерному обществу «Приволжскдорстрой» (ИНН 1201000877, ОГРН 1021202252873), при участии третьих лиц, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, о признании недействительной сделкой договора аренды земельного участка и о применении последствий недействительности сделки, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

установил,

Заместитель прокурора Республики Марий Эл (далее – истец, Прокурор Республики Марий Эл) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском в интересах муниципального образования «Волжский муниципальный район» в лице отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации к акционерному обществу «Приволжскдорстрой» (далее – ответчик, АО «Приволжскдорстрой», Общество) о признании договора №16 от 10.07.2017 аренды земельного участка площадью 17602 кв.м с кадастровым номером 12:15:0301004:225, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, д. Чодраял, недействительной сделкой и о применении последствий недействительности сделки в виде обязания акционерного общества «Приволжскдорстрой» возвратить указанный земельный участок муниципальному образованию «Волжский муниципальный район» в лице отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации по акту приема-передачи в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования обоснованы правовыми ссылками на статьи 42, 77, 78 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), статьи 167, 168 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), статью 52 АПК РФ.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.

Решением от 06.02.2019 Арбитражный суд Республики Марий Эл исковые требования удовлетворил.

Не согласившись с принятым решением, АО «Приволжскдорстрой» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель в апелляционной жалобе указал, что собственником земельного участка дано согласие на использование земельного участка с кадастровым номером 12:15:0301004:225 для добычи недр. Ответчик считает возможным использование земельного участка, относящегося к категории сельскохозяйственного назначения для добычи недр, так как лицензионным соглашением предусмотрена обязанность владельца лицензии привести участки отработанных земель в состояние, пригодное для их дальнейшего сельскохозяйственного использования. Также, по мнению ответчика, возможность использования земель сельскохозяйственного назначения в целях добычи полезных ископаемых следует из правил, предусмотренных пунктом 8 статьи 7 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Кроме того, заявитель считает, что при рассмотрении настоящего спора были нарушены нормы процессуального права, поскольку иск предъявлен только к Обществу, тогда как вторая сторона сделки – муниципальное образование «Волжский муниципальный район» в качестве ответчика не привлечено.

Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество имеет лицензию на пользование недрами с целью разведки и добычи карбонатных пород Чодраяльского месторождения в Волжском районе Республики Марий Эл сроком действия до 01.08.2031, с приложением горноотводного акта (т.1, л.д. 54-83, 136-154, т.2, л.д. 1-11, 12, 16, 87-93).

По результатам рассмотрения заявления Общества №173 от 14.06.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях недропользования администрацией муниципального образования «Волжский муниципальный район» на основании статей 39.6, 39.14 и 39.15 ЗК РФ издано постановление №283 от 20.06.2017 о предварительном согласовании предоставления в аренду за плату без проведения торгов Обществу земельного участка площадью 17 602 кв.м с категорией – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - недропользование, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район,
д. Чодраял (т.1, л.д. 22, 23-24, т.2, л.д. 20, 72, т.3, л.д. 30-31).

Названным постановлением утверждена схема расположения земельного участка, на Общество возложена обязанность по проведению кадастровых работ для образования земельного участка, на отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации возложена обязанность по заключению договора аренды земельного участка с акционерным обществом.

30.06.2017 кадастровым инженером выполнен межевой план образуемого земельного участка (т. 2, л.д. 23-39).

10.07.2017 участок с категорией земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования недропользование площадью 17 602 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, д. Чодраял, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 12:15:0301004:225 (т. 1, л.д. 120-122, 124-131, т. 2, л.д. 40-42).

Во исполнение постановления №283 от 20.06.2017 между отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации, выступающим от имени муниципального образования «Волжский муниципальный район», и Обществом 10.07.2017 подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером 12:15:0301004:225 для недропользования на срок до 01.08.2032 (т. 1, л.д. 15-17, т. 2, л.д. 13-14, 17-18, 73-74).

Участок передан арендатору по акту приема-передачи в момент подписания договора (т. 1, л.д. 18, т. 2, л.д.14-оборот, 18-оборот, 74-оборот).

Также ограничение (обременение) вещного права в отношении земельного участка в виде аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 07.08.2017 за номером регистрации 12:150301004:225-12/002/2017-1 (т.1, л.д. 20, т.2, л.д. 15, 19, 75-оборот).

Впоследствии 17.07.2017 Общество установило, что земельный участок необходимо перевести в иную категорию – земли промышленного назначения, о чем им составлено письмо, адресованное администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» (т.3, л.д. 40).

С ходатайством о переводе участка в иную категорию Общество также обращалось в муниципалитет письмами от 20.12.2017, 06.02.2018, 22.02.2018 и 12.03.2018 (т.3, л.д. 41, 42-43, 44-45, 46-47).

При этом Общество не исполнило требование администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район», основанное на предупреждении УФАС по РМЭ, о расторжении договора аренды земельного участка и возврате участка арендодателю (т.1, л.д. 105, 106, 110-111, т.2, л.д. 60-61, т.3, л.д. 6-7, 61-62).

Полагая, что указанный выше договор аренды заключен с нарушением требований действующего законодательства, а именно: нарушены требования пункта 2 статьи 7, статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 3, статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку предоставление земель сельскохозяйственного назначения для недропользования без перевода их в земли других категорий недопустимо, и не соответствует целевому назначению данной категории земель, Прокуратура Республики Марий Эл обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 12:15:0301004:225, являющегося предметом спорного договора аренды, указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Пунктом 2 указанной нормы права закреплено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона сохранение целевого использования земельных участков является одним из основных принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должные причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению земель, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иными негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» определены виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, к которым «недропользование» не отнесено.

Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: с консервацией земель; с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов; с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи; с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ).

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Из указанных норм права следует, что действующим законодательством закреплены требования об учете целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения с установлением особенностей их использования, что предоставление земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства осуществляется только после перевода указанных земель в иные категории, который осуществляется в исключительных случаях, установленных Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Как правильно установлено судом первой инстанции, на момент предоставления земельного участка в рамках спорного договора аренды перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель уполномоченным органом в установленном законом порядке не осуществлен.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в данном случае предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения для нужд недропользования в отсутствие перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель не соответствует целевому назначению данной категории земель, нарушает положения статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, учитывая, что передача в аренду земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в целях добычи полезных ископаемых противоречит требованиям закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор аренды земельного участка от 10.07.2017 заключен с нарушением требований статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и при этом посягает на права и охраняемые интересы населения муниципального образования «Волжский муниципальный район», в связи с чем, требования Прокурора являются обоснованными.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.02.2019 по делу № А38-10843/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Приволжскдорстрой» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Д.Г. Малькова

Судьи

Е.Н. Наумова

Н.В. Устинова