г. Владимир
26 июля 2022 года Дело № А38-1098/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.07.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью
«ММ-Авто» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.04.2022 по делу
№ А38-1098/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ММ-Авто» о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ММ-Авто» (ООО «ММ-авто», Общество, налогоплательщик, заявитель) 15.09.2020 обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее – Инспекция) с заявлением о представлении отсрочки по налогам за 2019 год, 1 и 2 кварталы 2020 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития» (далее - Постановление № 409), освобождении от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года и установлении тарифа страховых взносов в размере 0 процентов на основании Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).
Инспекция 13.10.2021 по телекоммуникационным каналам в удовлетворении заявления о предоставлении мер поддержки отказала.
Жалоба Общества на действия (бездействие) Инспекции Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее- Управление) решением от 07.12.2020 № 125 оставлена без удовлетворения.
ООО «ММ-Авто» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе предоставить меры поддержки, предусмотренные пунктом 1 Постановления № 409, статьями 2, 3 Федерального закона № 172-ФЗ.
Определением от 10.06.2021 Арбитражный суд Республики Марий Эл произвел процессуальную замену Инспекции на Управление.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.04.2022 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права.
ООО «ММ-Авто» считает, что согласно Постановлению № 409 продление сроков уплаты налогов и страховых взносов должно осуществляться налоговым органом без предоставления заявления. При этом полагает, что для предоставления мер поддержки необходимо учитывать фактически осуществляемый вид деятельности,поскольку виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Общество поясняет, что оно фактически осуществляет вид деятельности, включенной вПеречень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Перечень № 434), а именно: торговлю розничную легковыми автомобилями и легкими транспортными средствами в специализированных магазинах (код ОКВЭД 2 – 45.11.2).
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания решений (действий) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – ЕРСМСП), осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ № 434 (далее –Перечень №434), освобождены от уплаты указанных в данной норме налогов, авансовых платежей по налогам и сборам.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрено, что организации признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и установленному Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона №172-ФЗ установлено, что для указанных в статье 2 настоящего Федерального закона организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов в размере 0,0% (на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование).
Кроме того, подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 409 предусмотрено продление сроков уплаты отдельных налогов для организаций, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и включенных по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ в ЕРСМСП.
Согласно пункту 2 Постановления №409 осуществление организациями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.
Следовательно, в случае, если осуществляемый юридическим лицом вид деятельности по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, возможность получения указанным юридическим лицом освобождения от уплаты налогов (сборов) либо продления сроков уплаты отдельных налогов исключена.
Как установлено судом первой инстанции, ООО «ММ-Авто» с 20.03.2019 включено в ЕГРЮЛ; по состоянию на 01.03.2020 Обществом в качестве основного вида деятельности указана деятельность по ОКВЭД 2 45.11 «Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности».
Между тем данный вид деятельности не включен в Перечень №434.
Запись о том, что основным видом деятельности заявителя является «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» (код 45.11.2 ОКВЭД 2) внесена в ЕГРЮЛ 19.06.2020.
Поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для предоставления налогоплательщику права на освобождение от уплаты налогов (сборов), как лицу, для которого предусмотрены меры поддержки, установленные пунктом 1 Постановления № 409.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о необходимости в целях определения лиц, имеющих право на меры поддержки, принимать во внимание фактически осуществляемый ими вид деятельности.
Правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления мер государственной поддержки, поскольку Постановление № 409 устанавливает основание для ее предоставления по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Отказ налогового органа в предоставлении мер поддержки соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, а потому является правомерным.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба ООО «ММ-Авто» по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.04.2022 по делу № А38-1098/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ММ-Авто» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б. Белышкова
Судьи
М.Н. Кастальская
Т.В. Москвичева