ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А38-2339/18 от 08.08.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

15 августа 2018 года                                                     Дело № А38-2339/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2018.

Постановление в полном объеме изготовлено 15.08.2018.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.05.2018

по делу № А38-2339/2018,

принятое судьей Вопиловским Ю.А.

по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл

о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 02.02.2018 № 8,

при участии:

от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий            Эл  – ФИО1 по доверенности от 05.03.2018 № 08-883, ФИО2 по доверенности от 14.05.2018 № 02-1837;

от Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл –                    ФИО3 по доверенности от 25.09.2017 № 14-14-16/1702,

и установил:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее – Управление) от 02.02.2018 № 8 об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Решением от 21.05.2018 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал заявителю в удовлетворении требования.

Министерство не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.

Представители Министерства в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференцсвязи.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.05.2018 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 № 04-04-05/17-960 и приказа Управления от 19.12.2017 № 437 «О назначении внеплановой ка­меральной проверки» Управлением проведена проверка соблюдения Министерством условий предоставления и использования средств, выделенных из федерального бюджета на строительство и реконструк­цию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам произ­водства и переработки сельскохозяйственной продукции, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее – Программа).

Проверкой установлено, что Министерством совершены следующие нару­шения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:

- в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), подпункта «б» пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустрой­ство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию до­рог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (далее - Правила № 598), пункта 1.6 соглашения от 13.08.2015 № 48/44-c-l в 2015 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию Программы в части обеспечения финансирования рас­ходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 741 933 руб. 19 коп. (пункт 1 представления);

- в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта «б» пункта 3 Правил № 598, пункта 1.6 соглашения от 23.05.2016 № 48/44-с в 2016 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию Программы в части обеспечения финансирования рас­ходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 567 804 руб. 23 коп. (пункт 2 представления).

Результаты проверки отражены в акте проверки от 18.01.2018.

По результатам проверки Управление в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных по­становлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, вынесло представление от 02.02.2018 № 8, согласно которому Министерство обязано в срок 20 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть информацию об ука­занных в нем нарушениях, а также принять меры по устранению причин и усло­вий их совершения, о результатах исполнения представления проинформиро­вать орган бюджетного надзора не позднее 3 рабочих дней с даты исполнения представления.

Посчитав представление Управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осу­ществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации(пункт 2 статьи 266.1 БК РФ).

Согласно пункту 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, настоящие Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

На основании пунктов 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных норма­тивных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются пред­ставления и (или) предписания. Под представлением в целях настоящего Кодек­са понимается документ органа государственного (муниципального) финансово­го контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в уста­новленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодатель­ства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирую­щих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В силу подпункта «а» пункта 6 Правил № 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в фи­нансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюде­нием бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении данных пол­номочий Федеральное казначейство направляет представления, содер­жащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных пра­вовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о при­нятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункта 68 указанных Правил).

Согласно пункту 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные програм­мы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнитель­ным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым ак­том Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным пра­вовым актом местной администрации муниципального образования (пункт 2 статьи 179 БК РФ).

В пункте 4 статьи 179 БК РФ опреде­лено, что государственными программами Российской Федерации (государ­ственными программами субъекта Российской Федерации) может быть преду­смотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Рос­сийской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий уста­навливаются соответствующей программой.

Так, Федеральными законами от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 14.12.2015 № 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» Федеральному дорожному агентству по целевой статье 25 7 5018 500 предусмотрено финансирование для выделения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регу­лирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федераль­ного бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюдже­там субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполне­нию полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного зна­чения.

В связи с этим субсидии из федерального бюджета предоставляются бюдже­ту субъекта Российской Федерации исключительно в целях софинансирования его расходных обязательств.

Пунктом 3 статьи 132 БК РФ уста­новлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюдже­там субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбо­ра субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюд­жетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Разделом 4 Программы установлено, что финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источ­ников.

Согласно пунктам 1, 3 Правил № 598, действовавших в 2015-2016 годах, субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструк­туры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строитель­ство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым по­крытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближай­шим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Субсидии предоставляются на следующих условиях:

а) наличие региональ­ной программы, включающей мероприятия, предусмотренные пунктом 2 насто­ящих Правил;

б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъекта Россий­ской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил.

Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации предусматривается в законе субъекта Россий­ской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необхо­димости достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии между орга­ном исполнительной власти и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, или Министерством культуры Российской Федерации, или Феде­ральным дорожным агентством в соответствии с их сферой деятельности, являющимися государственными заказчиками Программы и главными распорядителями средств федерального бюд­жета (далее - Соглашение).

Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирумого за счет субсидии, составляет не менее 30 процентов (за исключением высокодота­ционных субъектов Российской Федерации), а для высокодотационных субъек­тов Российской Федерации - не менее 5 процентов. При этом субъект Россий­ской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в случае непривлечения средств внебюджетных источников, указанных в подпункте «в» пункта 3 насто­ящих Правил;

в) привлечение субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для достижения установленных Соглашением значений показателей результативности использования субсидии: средств бюджетов муниципальных образований, в муниципальные про­граммы которых включены мероприятия, предусмотренные пунктом 2 настоя­щих Правил; средств внебюджетных источников на реализацию: мероприятий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 настоящих Пра­вил, в части развития газификации и водоснабжения в сельской местности; мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 настоящих Правил; мероприятий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 2 настоящих Пра­вил, в части строительства и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

г) наличие бюджетной заявки на предоставление субсидии с указанием сведений об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе (проекте закона) о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, подтвержденных выписками из закона (проекта закона) субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с государственными заказчиками Программы в соответствии со сферой их деятельности;

д) наличие реестров объектов социального и инженерного обустройства, строительства и реконструкции автомобильных дорог, проектов комплексной застройки на очередной финансовый год и плановый период по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с государственными заказчиками Программы в соответствии со сферой их деятельности.

В соответствии с пунктом 20 Правил № 598 предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Соглашением.

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (пункт 34 Правил № 598).

На территории Республики Марий Эл порядок реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014-2021 годы, в которую включена и подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий», регулируется постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20.11.2012 № 428.

Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 30.10.2015 № 598 «О внесении изменений в постановление Правительства Рес­публики Марий Эл от 31 декабря 2013 г. № 445» финансирование работ по стро­ительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к бли­жайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а так­же к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции осуществляется на условиях софинансирования за счет субсидий федерального бюджета, бюджетных ассигнований фонда, бюджетных ассигнований муници­пальных дорожных фондов; главным распорядителем субсидий является Мини­стерство.

Статьей 6 БК РФ установлено, что главным распорядите­лем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), ука­занный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распре­делять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между под­ведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Бюджетные полномочия главных распорядителей бюджетных средств установлены статьей 158 БК РФ, в силу которой Министерство как главный рас­порядитель бюджетных средств исполняет соответствующую часть бюджета, то есть определяет приоритетные направления использования выделенных бюд­жетных средств в разрезе целевых статей.

В соответствии с приложением № 5 к Закону Республики Марий Эл от 28.11.2014 № 54-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый пе­риод 2016 и 2017 годов» (далее – Закон РМЭ                 № 54-З) главным администратором дохо­дов по субсидиям на софинансирование капитальных вложений в объекты госу­дарственной (муниципальной) собственности по коду 820 2 02 02077 02 0000 151 также является Министерство.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Федеральным дорожным агентством и Правительством Республики Марий Эл       заключено соглашение от 13.08.2015 № 48/44-С-1 (далее – Соглашение от 13.08.2015 № 48/44-С-1), по условиям которого из федерального   бюджета в 2015 году выделяется субсидия республиканскому бюджету Республики Марий Эл на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции в размере 115 010 483 руб., в свою очередь субъект Российской Федерации обязуется обеспечить финансирование указанного расходного обязательства за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 77 806 687 руб.

Согласно перечню объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, софинансирумых за счет средств федерального бюджета в форме субсидий, предусмотренных на реализацию Программы (приложение № 2 к Соглашению от 13.08.2015 № 48/44-С-1), в 2015 году предусмотрено строительство 5 объектов автомобильных дорог с общим объемом финансирования в сумме 192 817 170 руб. (115 010 483 + 77 806 687):

- Мариец-Новопавловский Мари-Турекского района в сумме 49 747 142 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 34 797 142 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 14 950 000 руб.;

- подъезд у д. Высоково Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 10 796 406 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 5 930 820 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 4 865 586 руб.;

- подъезд у д. Этвайнуры Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 61 805 985 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 35 564 000 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 26 241 985 руб.;

- Симулино-Крайние Шешмары Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 27 520 456 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 8 671 340 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 18 849 116 руб.;

- Шуйбеляк-Шемермучаш Новоторъяльского района Республики Марий Эл в сумме 42 947 181 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 30 047 181 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 12 900 000 руб.

Министерство финансов Республики Марий Эл довело через Управление до Министерства по расходному расписанию от 15.09.2015 № 1 средства субсидии на 2015 год в сумме 115 010 483 руб.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Российской Федерацией обязательства по софинансированию указанной выше государственной программы в 2015 году выполнены, а финансовые обязательства субъекта Российской Федерации Министерством в полном объеме не обеспечены.

Так, первоначально Законом РМЭ № 54-З в бюджете Республики Марий Эл на 2015 год были предусмотрены бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Респуб­лики Марий Эл на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог об­щего пользования к ближайшим общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции в размере 79 703 700 руб., а в редакции Закона РМЭ от 30.12.2015 № 58-З бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства из республи­канского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий Программы уменьшены и составляют                  74 166 300 руб., что ниже финансового обеспечения, установленного Соглашением от 13.08.2015 № 48/44-С-1.

На основании пункта 17 Правил № 598, пункта 2.3.6 Соглашения                      от 13.08.2015 № 48/44-С-1 уполномоченный орган исполнительной власти республики ежеквартально предоставляет до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источни­ком финансового обеспечения которых является субсидия по финансированию дорожного хозяйства.

Согласно представленному отчету об осуществлении расходов республи­канского бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог об­щего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохо­зяйственной продукции на 01.01.2016 фактические расходы составили в общей сумме 188 594 699 руб., в том числе 115 010 483 руб. за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 69 569 370 руб. 04 коп. за счет средств бюджета <...> 014 846 руб. за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Однако в ходе проверки Управлением установлено искажение данных отчета по расходам за 2015 год в части фактического объема финансирования из бюджета муници­пальных образований, завышение по объекту «подъезд у д. Этвайнуры Горнома­рийского района Республики Марий Эл» составило 374 430 руб.

Таким образом, фактические расходы составили в общей сумме                   188 220 269 руб., в том числе 115 010 483 руб. за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 73 209 786 руб. за счет средств консолидированного бюджета Респуб­лики Марий Эл, из них по объектам строительства автомобильных дорог:

- Мариец-Новопавловский Мари-Турекского района в сумме                                    49 747 142 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета со­ставляет 34 797 142 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 14 950 000 руб.;

- подъезд к д. Высоково Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 9 782 137 руб., из них объем финансирования за счет средств федерально­го бюджета составляет 5 930 820 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 3 851 317 руб. (меньше чем по соглашению на 1 014 269 руб.);

- подъезд к д. Этвайнуры Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 30 003 141 руб., из них объем финансирования за счет средств федераль­ного бюджета составляет 35 564 000 руб., объем финансирования за счет бюдже­та Республики Марий Эл с учетом возврата субсидии от администрации МО «Горномарийский муниципальный район» по платежному поручению от 29.12.2015 № 361201 в сумме 374 430 руб. -                        24 439 141 руб. (меньше чем по со­глашению на 1 428 414 руб.);

- Симулино-Крайние Шешмары Горномарийского района Республики Ма­рий Эл в сумме 26 805 111 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 8 671 340 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 18 133 771 руб. (меньше чем по соглашению на 715 345 руб.);

- Шуйбеляк-Шемермучаш Новоторъяльского района Республики Марий Эл в сумме 41 882 738 руб., из них объем финансирования за счет средств феде­рального бюджета составляет 30 047 181 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 11 835 557 руб. (меньше чем по соглашению на 1 064 443 руб.).

Условия софинансирования расходных обязательств из бюджета Республи­ки Марий Эл предусмотрены Соглашением от 13.08.2015 № 48/44-С-1, в соот­ветствии с которым Федеральное дорожное агентство обязуется предоставить субсидию в 2015 году при условии в том числе наличия в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение принятых расходных обя­зательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприя­тий, с учетом установленного уровня софинансирования.

Таким образом, с учетом анализа вышеизложенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что Министерством, которому предо­ставлена в 2015 году субсидия из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, не соблюдены условия их предоставления.

Арбитражным судом установлено, что в 2015 году сумма бюджетного нарушения, выразившегося в нарушении условия предоставления субсидии, по 4 объектам строительства составила 2 564 665 руб. 40 коп.:

- перерасход средств федерального бюджета по объекту «подъезд к д. Высоково Горномарийского района Республики Марий Эл» составил                   557 171 руб. 24 коп. (5 930 820 - 5 373 648, 76), поскольку при общем объеме фактически ис­пользованных средств в размере 9 782 137 руб. субсидия из федерального бюд­жета могла быть использована в размере не более 5 373 648 руб. 76 коп. (5 930 820 х (9 782 137/ 10 796 406));

- перерасход средств федерального бюджета по объекту «подъезд к д. Этвайнуры Горномарийского района Республики Марий Эл» составил             1 037 380 руб. 83 коп. (35 564 000 - 34 526 619,17), поскольку при общем объеме фактиче­ски использованных средств в размере 60 003 141 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 34 526 619 руб. 17 коп. (35 564 ООО х (60 003 141/ 61 805 985));

- перерасход средств федерального бюджета по объекту «автомобильная дорога Симулино-Крайние Шешмары Горномарийского района Республики Ма­рий Эл» составил 225 395 руб. 96 коп. (8 671 340 -         8 445 944,04), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 26 805 111 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 8 445 944 руб. 04 коп. (8 671 340 х     (26 805 111/ 27 520 456));

- перерасход средств федерального бюджета по объекту «автомобильная дорога Шуйбеляк-Шемермучаш Новоторъяльского района Республики Марий Эл» составил 744 717 руб. 37 коп. (30 047 181 -                          29 302 463,63), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 41 882 738 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 29 302 463 руб. 63 коп. (30 047 181 х (41 882 738/42 947 181)).   

На основе подтвержденных документами отчетных данных самого заявите­ля суд установил, что Министерством в 2015 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию Программы в сумме                             2 564 665 руб. 40 коп. в ча­сти обеспечения финансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

При этих условиях суд правомерно признал подтвержденным материалами дела в указанном периоде (2015 год) бюджетное нарушение, связанное с несоблюдением условия предоставления субсидии на строительство и реконструкцию автомобиль­ных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомо­бильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объ­ектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в виде необеспечения уровня софинан­сирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

При этом суд установил, что в пункте 1 оспариваемого представления об устранении нарушений бюджетного законодательства орган бюджетного надзора неверно опре­делил размер перерасхода средств федерального бюджета в сумме 2 741 933 руб. 19 коп. вместо 2 564 665 руб. 40 коп.

Поскольку в силу действующих по­ложений арбитражного процессуального законодательства арбитражный суд не наделен полномочиями по уточнению ненормативных правовых актов и указан­ных в нем данных, суд признал недействительным представление Управления от 02.02.2018 № 8 в части содержащегося в пункте 1 вывода о пе­рерасходе средств федерального бюджета в сумме 177 267 руб. 79 коп.(2 741 933,19 -    2 564 665,40), как не соответствующее действующему законода­тельству.

Суд установил, что между Федеральным дорожным агентством и Правительством Респуб­лики Марий Эл заключено соглашение от 23.05.2016 № 48/44-С (далее - Соглашение от 23.05.2016 № 48/44-С), по условиям которого (пункты 1.1, 1.4, 1.6) из фе­дерального бюджета в 2016 году выделяется субсидия республиканскому бюд­жету Республики Марий Эл на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобиль­ных дорог общего пользования к ближайшим общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в размере 93 724 283 руб., в свою очередь субъект Российской Федерации обязуется обеспечить финансирование указанного расходного обяза­тельства за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 59 000 773 руб.

Согласно перечню объектов строительства и реконструкции автомобиль­ных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомо­бильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объ­ектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и перера­ботки сельскохозяйственной продукции, софинансирумых за счет средств феде­рального бюджета в форме субсидий, предусмотренных на реализацию Программы (приложение № 2 к Соглашению от 23.05.2016 № 48/44-С), в 2016 году предусмотрено строительство 6 объектов автомо­бильных дорог с общим объемом финансирования в сумме 152 725 056 руб. (93 724 283 + 59 000 773):

- подъезд к д. Атеево Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 35 195 140 руб., из них объем финансирования за счет средств федераль­ного бюджета составляет 24 636 598 руб., объем финансирования за счет бюдже­та Республики Марий Эл - 10 558 542 руб.;

- подъезд к д. Когаркино Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 8 482 963 руб., из них объем финансирования за счет средств федерально­го бюджета составляет 4 801 454 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 3 681 509 руб.;

- подъезд к д. Кутюк-Кинер Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 6 440 987 руб., из них объем финансирования за счет средств федерально­го бюджета составляет 4 508 691 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 1 932 296 руб.;

- подъезд к д. Куэръял Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 3 962 873 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 2 148 902 руб., объем финансирования за счет бюджета Рес­публики Марий Эл - 1 813 971 руб.;

- Тат-Китня-Тат-Шолкер-Мари-Шолкер Мари-Турекского района Респуб­лики Марий Эл в сумме 63 473 707 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет                            37 919 174 руб., объем финансирова­ния за счет бюджета Республики Марий Эл - 25 554 533 руб.;

- Юрдур-Ерумбал Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 35 169 386 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 19 709 464 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 15 459 922 руб.

Министерство финансов Республики Марий Эл довело через Управление до Министерства по расходным расписаниям  от 19.05.2016               № 577 и от 24.05.2016 № 1120 средства субсидии на 2016 год в сум­ме                     93 724 283 руб.

Первоначально Законом Республики Марий Эл от 17.12.2015 № 50-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2016 год» в бюджете Рес­публики Марий Эл на 2016 год были предусмотрены бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Марий Эл на строительство и рекон­струкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ве­дущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим обще­ственно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции в размере 82 776 400 руб., а в редакции Закона Республики Марий Эл от 28.12.2016 № 56-З бюджетные ассигнования на испол­нение расходного обязательства из республиканского бюджета Республики Ма­рий Эл на реализацию мероприятий Программы уменьшены и составляют 46 161 971 руб., что ниже финансового обеспечения, установленного Соглашением от 23.05.2016 № 48/44-С.

Согласно представленному отчету об осуществлении расходов республи­канского бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог об­щего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохо­зяйственной продукции на 01.01.2017 фактические расходы составили в общей сумме 130 740 101 руб., в том числе 82 800 364 руб. за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 47 939 737 руб. за счет средств кон­солидируемого бюджета Республики Марий Эл, из них по объектам строитель­ства автомобильных дорог:

- подъезд к д. Атеево Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 23 457 883 руб., из них объем финансирования за счет средств федераль­ного бюджета составляет 16 420 518 руб., объем финансирования за счет консо­лидируемого бюджета Республики Марий Эл - 7 037 365 руб.;

- подъезд к д. Когаркино Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 7 614 548 руб., из них объем финансирования за счет средств федерально­го бюджета составляет 4 801 454 руб., объем финансирования за счет консоли­дируемого бюджета Республики Марий Эл - 2 813 094 руб.;

- подъезд к д. Кутюк-Кинер Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 3 497 463 руб., из них объем финансирования за счет средств федерально­го бюджета составляет 2 439 395 руб., объем финансирования за счет консоли­дируемого бюджета Республики Марий Эл - 1 058 068 руб., остаток средств составил 450 275 руб. (из них за счет средств федерального бюджета 321 625 руб.);

- подъезд к д. Куэръял Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 2 729 192 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 1 510 359 руб., объем финансирования за счет консолидиру­емого бюджета Республики Марий Эл - 1 218 833 руб., остаток средств составил 604 805 руб. (из них за счет средств федерального бюджета 342 517 руб.); Тат-Китня-Тат-Шолкер-Мари-Шолкер Мари-Турекского района Респуб­лики Марий Эл в сумме 59 467 221 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет  37 919 174 руб., объем финансирова­ния за счет бюджета Республики Марий Эл - 21 548 047 руб.; Юрдур-Ерумбал Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 33 973 794 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 19 709 464 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 14 264 330 руб.

Условия софинансирования расходных обязательств из бюджета Республи­ки Марий Эл предусмотрены Соглашением от 23.05.2016                                        № 48/44-С, в соот­ветствии с которым Федеральное дорожное агентство обязуется предоставить субсидию в 2016 году при условии в том числе наличия в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение принятых расходных обя­зательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприя­тий, с учетом установленного уровня софинансирования.

Таким образом, на основе анализа приведенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что главным распорядителем, получателем средств, главным администратором доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл - Министерством, которому предоставлена в 2016 году субсидия из феде­рального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог об­щего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохо­зяйственной продукции, не соблюдены условия их предоставления.

При этом судом установлено, что в 2016 году сумма бюджетного нарушения, выразившегося в нарушении условия предоставления субсидии, по 4 объектам строительства составила 3 585 465 руб. 07 коп.:

- перерасход средств федерального бюджета по объекту «подъезд к д. Ко-гаркино Горномарийского района Республики Марий Эл» составил                    491 532 руб. 81 коп. (4 801 454 - 4 309 921,19), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 7 614 548 руб. субсидия из федерального бюд­жета могла быть использована в размере не более                             4 309 921 руб. 19 коп. (7 614 548 х (4 801 454/ 8 482 963));

- перерасход средств федерального бюджета по объекту «подъезд к д. Ку-эръял Моркинского района Республики Марий Эл» составил 30 431 руб. 14 коп. (1 510 359 - 1 479 927,86), поскольку при общем объеме фактически использо­ванных средств в размере 2 729 192 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 1 479 927 руб. 86 коп. (2 729 192 х (2 148 902/ 3 962 873));

- перерасход средств федерального бюджета по объекту «автомобильная дорога Тат-Китня-Тат-Шолкер-Мари-Шолкер Мари-Турекского района Респуб­лики Марий Эл» составил 2 393 473 руб. 56 коп. (37 919 174 - 35 525 700,43), по­скольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 59 467 221 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более                         35 525 700 руб. 43 коп. (59 467 221 х (37 919 174/ 63 473 707));

- перерасход средств федерального бюджета по объекту «автомобильная дорога Юрдур-Ерумбал Моркинского района Республики Марий Эл» составил 670 027 руб. 56 коп. (19 709 464 - 19 039 436,44), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 33 973 794 руб. субсидия из фе­дерального бюджета могла быть использована в размере не более 19 039 436 руб. 44 коп. (33 973 794 х                   (19 709 464/ 35 169 386)).

На основе подтвержденных документами отчетных данных самого заявите­ля суд установил, что Министерством в 2016 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию Программы в сумме                             3 585 465 руб. 07 коп. в части обеспечения финансирования расходного обяза­тельства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

На этом основании суд также правомерно признал подтвержденным материалами дела в указанном периоде (2016 год) бюджетное нарушение, связанное с несоблюдением условия предоставления субсидии на строительство и реконструкцию автомобиль­ных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомо­бильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объ­ектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в виде необеспечения уровня софинансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

В свою очередь суд установил, что в пункте 2 оспариваемого представления Министерство указало сумму бюджетного нарушения                              2 567 804 руб. 23 коп. вместо 3 585 465 руб. 07 коп., то есть меньшую сумму.

Поскольку данное обстоятельство расценено судом как не ухудшающее положение Министерства и не нару­шающее его прав, суд обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным пункта 2 оспариваемого представления Управления.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое представление Управления в соответствующей (не отмененной) части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Министерства.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм и фактических обстоятельств, не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.

При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Министерству в удовлетворении требования.

Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Марий Эл отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный  суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.05.2018 по делу № А38-2339/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                  Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

И.А. Смирнова

Судьи

Е.А. Кирилова

Ю.В. Протасов