г. Владимир
15 августа 2018 года Дело № А38-2339/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.08.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.05.2018
по делу № А38-2339/2018,
принятое судьей Вопиловским Ю.А.
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 02.02.2018 № 8,
при участии:
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл – ФИО1 по доверенности от 05.03.2018 № 08-883, ФИО2 по доверенности от 14.05.2018 № 02-1837;
от Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл – ФИО3 по доверенности от 25.09.2017 № 14-14-16/1702,
и установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее – Управление) от 02.02.2018 № 8 об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Решением от 21.05.2018 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал заявителю в удовлетворении требования.
Министерство не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Представители Министерства в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференцсвязи.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.05.2018 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 № 04-04-05/17-960 и приказа Управления от 19.12.2017 № 437 «О назначении внеплановой камеральной проверки» Управлением проведена проверка соблюдения Министерством условий предоставления и использования средств, выделенных из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее – Программа).
Проверкой установлено, что Министерством совершены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:
- в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), подпункта «б» пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (далее - Правила № 598), пункта 1.6 соглашения от 13.08.2015 № 48/44-c-l в 2015 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию Программы в части обеспечения финансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 741 933 руб. 19 коп. (пункт 1 представления);
- в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта «б» пункта 3 Правил № 598, пункта 1.6 соглашения от 23.05.2016 № 48/44-с в 2016 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию Программы в части обеспечения финансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 567 804 руб. 23 коп. (пункт 2 представления).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 18.01.2018.
По результатам проверки Управление в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, вынесло представление от 02.02.2018 № 8, согласно которому Министерство обязано в срок 20 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть информацию об указанных в нем нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, о результатах исполнения представления проинформировать орган бюджетного надзора не позднее 3 рабочих дней с даты исполнения представления.
Посчитав представление Управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации(пункт 2 статьи 266.1 БК РФ).
Согласно пункту 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, настоящие Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
На основании пунктов 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В силу подпункта «а» пункта 6 Правил № 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункта 68 указанных Правил).
Согласно пункту 1 статьи 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (пункт 2 статьи 179 БК РФ).
В пункте 4 статьи 179 БК РФ определено, что государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Так, Федеральными законами от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 14.12.2015 № 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» Федеральному дорожному агентству по целевой статье 25 7 5018 500 предусмотрено финансирование для выделения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В связи с этим субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации исключительно в целях софинансирования его расходных обязательств.
Пунктом 3 статьи 132 БК РФ установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Разделом 4 Программы установлено, что финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Согласно пунктам 1, 3 Правил № 598, действовавших в 2015-2016 годах, субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Субсидии предоставляются на следующих условиях:
а) наличие региональной программы, включающей мероприятия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил;
б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации предусматривается в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением о предоставлении субсидии между органом исполнительной власти и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, или Министерством культуры Российской Федерации, или Федеральным дорожным агентством в соответствии с их сферой деятельности, являющимися государственными заказчиками Программы и главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - Соглашение).
Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирумого за счет субсидии, составляет не менее 30 процентов (за исключением высокодотационных субъектов Российской Федерации), а для высокодотационных субъектов Российской Федерации - не менее 5 процентов. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в случае непривлечения средств внебюджетных источников, указанных в подпункте «в» пункта 3 настоящих Правил;
в) привлечение субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для достижения установленных Соглашением значений показателей результативности использования субсидии: средств бюджетов муниципальных образований, в муниципальные программы которых включены мероприятия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил; средств внебюджетных источников на реализацию: мероприятий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил, в части развития газификации и водоснабжения в сельской местности; мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 настоящих Правил; мероприятий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, в части строительства и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
г) наличие бюджетной заявки на предоставление субсидии с указанием сведений об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе (проекте закона) о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, подтвержденных выписками из закона (проекта закона) субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с государственными заказчиками Программы в соответствии со сферой их деятельности;
д) наличие реестров объектов социального и инженерного обустройства, строительства и реконструкции автомобильных дорог, проектов комплексной застройки на очередной финансовый год и плановый период по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с государственными заказчиками Программы в соответствии со сферой их деятельности.
В соответствии с пунктом 20 Правил № 598 предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Соглашением.
Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (пункт 34 Правил № 598).
На территории Республики Марий Эл порядок реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014-2021 годы, в которую включена и подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий», регулируется постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20.11.2012 № 428.
Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 30.10.2015 № 598 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2013 г. № 445» финансирование работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции осуществляется на условиях софинансирования за счет субсидий федерального бюджета, бюджетных ассигнований фонда, бюджетных ассигнований муниципальных дорожных фондов; главным распорядителем субсидий является Министерство.
Статьей 6 БК РФ установлено, что главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Бюджетные полномочия главных распорядителей бюджетных средств установлены статьей 158 БК РФ, в силу которой Министерство как главный распорядитель бюджетных средств исполняет соответствующую часть бюджета, то есть определяет приоритетные направления использования выделенных бюджетных средств в разрезе целевых статей.
В соответствии с приложением № 5 к Закону Республики Марий Эл от 28.11.2014 № 54-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Закон РМЭ № 54-З) главным администратором доходов по субсидиям на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности по коду 820 2 02 02077 02 0000 151 также является Министерство.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Федеральным дорожным агентством и Правительством Республики Марий Эл заключено соглашение от 13.08.2015 № 48/44-С-1 (далее – Соглашение от 13.08.2015 № 48/44-С-1), по условиям которого из федерального бюджета в 2015 году выделяется субсидия республиканскому бюджету Республики Марий Эл на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции в размере 115 010 483 руб., в свою очередь субъект Российской Федерации обязуется обеспечить финансирование указанного расходного обязательства за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 77 806 687 руб.
Согласно перечню объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, софинансирумых за счет средств федерального бюджета в форме субсидий, предусмотренных на реализацию Программы (приложение № 2 к Соглашению от 13.08.2015 № 48/44-С-1), в 2015 году предусмотрено строительство 5 объектов автомобильных дорог с общим объемом финансирования в сумме 192 817 170 руб. (115 010 483 + 77 806 687):
- Мариец-Новопавловский Мари-Турекского района в сумме 49 747 142 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 34 797 142 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 14 950 000 руб.;
- подъезд у д. Высоково Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 10 796 406 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 5 930 820 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 4 865 586 руб.;
- подъезд у д. Этвайнуры Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 61 805 985 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 35 564 000 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 26 241 985 руб.;
- Симулино-Крайние Шешмары Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 27 520 456 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 8 671 340 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 18 849 116 руб.;
- Шуйбеляк-Шемермучаш Новоторъяльского района Республики Марий Эл в сумме 42 947 181 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 30 047 181 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 12 900 000 руб.
Министерство финансов Республики Марий Эл довело через Управление до Министерства по расходному расписанию от 15.09.2015 № 1 средства субсидии на 2015 год в сумме 115 010 483 руб.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Российской Федерацией обязательства по софинансированию указанной выше государственной программы в 2015 году выполнены, а финансовые обязательства субъекта Российской Федерации Министерством в полном объеме не обеспечены.
Так, первоначально Законом РМЭ № 54-З в бюджете Республики Марий Эл на 2015 год были предусмотрены бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Марий Эл на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции в размере 79 703 700 руб., а в редакции Закона РМЭ от 30.12.2015 № 58-З бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства из республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий Программы уменьшены и составляют 74 166 300 руб., что ниже финансового обеспечения, установленного Соглашением от 13.08.2015 № 48/44-С-1.
На основании пункта 17 Правил № 598, пункта 2.3.6 Соглашения от 13.08.2015 № 48/44-С-1 уполномоченный орган исполнительной власти республики ежеквартально предоставляет до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия по финансированию дорожного хозяйства.
Согласно представленному отчету об осуществлении расходов республиканского бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции на 01.01.2016 фактические расходы составили в общей сумме 188 594 699 руб., в том числе 115 010 483 руб. за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 69 569 370 руб. 04 коп. за счет средств бюджета <...> 014 846 руб. за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Однако в ходе проверки Управлением установлено искажение данных отчета по расходам за 2015 год в части фактического объема финансирования из бюджета муниципальных образований, завышение по объекту «подъезд у д. Этвайнуры Горномарийского района Республики Марий Эл» составило 374 430 руб.
Таким образом, фактические расходы составили в общей сумме 188 220 269 руб., в том числе 115 010 483 руб. за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 73 209 786 руб. за счет средств консолидированного бюджета Республики Марий Эл, из них по объектам строительства автомобильных дорог:
- Мариец-Новопавловский Мари-Турекского района в сумме 49 747 142 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 34 797 142 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 14 950 000 руб.;
- подъезд к д. Высоково Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 9 782 137 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 5 930 820 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 3 851 317 руб. (меньше чем по соглашению на 1 014 269 руб.);
- подъезд к д. Этвайнуры Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 30 003 141 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 35 564 000 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл с учетом возврата субсидии от администрации МО «Горномарийский муниципальный район» по платежному поручению от 29.12.2015 № 361201 в сумме 374 430 руб. - 24 439 141 руб. (меньше чем по соглашению на 1 428 414 руб.);
- Симулино-Крайние Шешмары Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 26 805 111 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 8 671 340 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 18 133 771 руб. (меньше чем по соглашению на 715 345 руб.);
- Шуйбеляк-Шемермучаш Новоторъяльского района Республики Марий Эл в сумме 41 882 738 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 30 047 181 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 11 835 557 руб. (меньше чем по соглашению на 1 064 443 руб.).
Условия софинансирования расходных обязательств из бюджета Республики Марий Эл предусмотрены Соглашением от 13.08.2015 № 48/44-С-1, в соответствии с которым Федеральное дорожное агентство обязуется предоставить субсидию в 2015 году при условии в том числе наличия в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение принятых расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, с учетом установленного уровня софинансирования.
Таким образом, с учетом анализа вышеизложенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что Министерством, которому предоставлена в 2015 году субсидия из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, не соблюдены условия их предоставления.
Арбитражным судом установлено, что в 2015 году сумма бюджетного нарушения, выразившегося в нарушении условия предоставления субсидии, по 4 объектам строительства составила 2 564 665 руб. 40 коп.:
- перерасход средств федерального бюджета по объекту «подъезд к д. Высоково Горномарийского района Республики Марий Эл» составил 557 171 руб. 24 коп. (5 930 820 - 5 373 648, 76), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 9 782 137 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 5 373 648 руб. 76 коп. (5 930 820 х (9 782 137/ 10 796 406));
- перерасход средств федерального бюджета по объекту «подъезд к д. Этвайнуры Горномарийского района Республики Марий Эл» составил 1 037 380 руб. 83 коп. (35 564 000 - 34 526 619,17), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 60 003 141 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 34 526 619 руб. 17 коп. (35 564 ООО х (60 003 141/ 61 805 985));
- перерасход средств федерального бюджета по объекту «автомобильная дорога Симулино-Крайние Шешмары Горномарийского района Республики Марий Эл» составил 225 395 руб. 96 коп. (8 671 340 - 8 445 944,04), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 26 805 111 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 8 445 944 руб. 04 коп. (8 671 340 х (26 805 111/ 27 520 456));
- перерасход средств федерального бюджета по объекту «автомобильная дорога Шуйбеляк-Шемермучаш Новоторъяльского района Республики Марий Эл» составил 744 717 руб. 37 коп. (30 047 181 - 29 302 463,63), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 41 882 738 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 29 302 463 руб. 63 коп. (30 047 181 х (41 882 738/42 947 181)).
На основе подтвержденных документами отчетных данных самого заявителя суд установил, что Министерством в 2015 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию Программы в сумме 2 564 665 руб. 40 коп. в части обеспечения финансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
При этих условиях суд правомерно признал подтвержденным материалами дела в указанном периоде (2015 год) бюджетное нарушение, связанное с несоблюдением условия предоставления субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в виде необеспечения уровня софинансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
При этом суд установил, что в пункте 1 оспариваемого представления об устранении нарушений бюджетного законодательства орган бюджетного надзора неверно определил размер перерасхода средств федерального бюджета в сумме 2 741 933 руб. 19 коп. вместо 2 564 665 руб. 40 коп.
Поскольку в силу действующих положений арбитражного процессуального законодательства арбитражный суд не наделен полномочиями по уточнению ненормативных правовых актов и указанных в нем данных, суд признал недействительным представление Управления от 02.02.2018 № 8 в части содержащегося в пункте 1 вывода о перерасходе средств федерального бюджета в сумме 177 267 руб. 79 коп.(2 741 933,19 - 2 564 665,40), как не соответствующее действующему законодательству.
Суд установил, что между Федеральным дорожным агентством и Правительством Республики Марий Эл заключено соглашение от 23.05.2016 № 48/44-С (далее - Соглашение от 23.05.2016 № 48/44-С), по условиям которого (пункты 1.1, 1.4, 1.6) из федерального бюджета в 2016 году выделяется субсидия республиканскому бюджету Республики Марий Эл на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в размере 93 724 283 руб., в свою очередь субъект Российской Федерации обязуется обеспечить финансирование указанного расходного обязательства за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 59 000 773 руб.
Согласно перечню объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, софинансирумых за счет средств федерального бюджета в форме субсидий, предусмотренных на реализацию Программы (приложение № 2 к Соглашению от 23.05.2016 № 48/44-С), в 2016 году предусмотрено строительство 6 объектов автомобильных дорог с общим объемом финансирования в сумме 152 725 056 руб. (93 724 283 + 59 000 773):
- подъезд к д. Атеево Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 35 195 140 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 24 636 598 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 10 558 542 руб.;
- подъезд к д. Когаркино Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 8 482 963 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 4 801 454 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 3 681 509 руб.;
- подъезд к д. Кутюк-Кинер Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 6 440 987 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 4 508 691 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 1 932 296 руб.;
- подъезд к д. Куэръял Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 3 962 873 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 2 148 902 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 1 813 971 руб.;
- Тат-Китня-Тат-Шолкер-Мари-Шолкер Мари-Турекского района Республики Марий Эл в сумме 63 473 707 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 37 919 174 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 25 554 533 руб.;
- Юрдур-Ерумбал Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 35 169 386 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 19 709 464 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 15 459 922 руб.
Министерство финансов Республики Марий Эл довело через Управление до Министерства по расходным расписаниям от 19.05.2016 № 577 и от 24.05.2016 № 1120 средства субсидии на 2016 год в сумме 93 724 283 руб.
Первоначально Законом Республики Марий Эл от 17.12.2015 № 50-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2016 год» в бюджете Республики Марий Эл на 2016 год были предусмотрены бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Марий Эл на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции в размере 82 776 400 руб., а в редакции Закона Республики Марий Эл от 28.12.2016 № 56-З бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства из республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий Программы уменьшены и составляют 46 161 971 руб., что ниже финансового обеспечения, установленного Соглашением от 23.05.2016 № 48/44-С.
Согласно представленному отчету об осуществлении расходов республиканского бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно-значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции на 01.01.2017 фактические расходы составили в общей сумме 130 740 101 руб., в том числе 82 800 364 руб. за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, 47 939 737 руб. за счет средств консолидируемого бюджета Республики Марий Эл, из них по объектам строительства автомобильных дорог:
- подъезд к д. Атеево Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 23 457 883 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 16 420 518 руб., объем финансирования за счет консолидируемого бюджета Республики Марий Эл - 7 037 365 руб.;
- подъезд к д. Когаркино Горномарийского района Республики Марий Эл в сумме 7 614 548 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 4 801 454 руб., объем финансирования за счет консолидируемого бюджета Республики Марий Эл - 2 813 094 руб.;
- подъезд к д. Кутюк-Кинер Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 3 497 463 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 2 439 395 руб., объем финансирования за счет консолидируемого бюджета Республики Марий Эл - 1 058 068 руб., остаток средств составил 450 275 руб. (из них за счет средств федерального бюджета 321 625 руб.);
- подъезд к д. Куэръял Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 2 729 192 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 1 510 359 руб., объем финансирования за счет консолидируемого бюджета Республики Марий Эл - 1 218 833 руб., остаток средств составил 604 805 руб. (из них за счет средств федерального бюджета 342 517 руб.); Тат-Китня-Тат-Шолкер-Мари-Шолкер Мари-Турекского района Республики Марий Эл в сумме 59 467 221 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 37 919 174 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 21 548 047 руб.; Юрдур-Ерумбал Моркинского района Республики Марий Эл в сумме 33 973 794 руб., из них объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 19 709 464 руб., объем финансирования за счет бюджета Республики Марий Эл - 14 264 330 руб.
Условия софинансирования расходных обязательств из бюджета Республики Марий Эл предусмотрены Соглашением от 23.05.2016 № 48/44-С, в соответствии с которым Федеральное дорожное агентство обязуется предоставить субсидию в 2016 году при условии в том числе наличия в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение принятых расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, с учетом установленного уровня софинансирования.
Таким образом, на основе анализа приведенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что главным распорядителем, получателем средств, главным администратором доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл - Министерством, которому предоставлена в 2016 году субсидия из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, не соблюдены условия их предоставления.
При этом судом установлено, что в 2016 году сумма бюджетного нарушения, выразившегося в нарушении условия предоставления субсидии, по 4 объектам строительства составила 3 585 465 руб. 07 коп.:
- перерасход средств федерального бюджета по объекту «подъезд к д. Ко-гаркино Горномарийского района Республики Марий Эл» составил 491 532 руб. 81 коп. (4 801 454 - 4 309 921,19), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 7 614 548 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 4 309 921 руб. 19 коп. (7 614 548 х (4 801 454/ 8 482 963));
- перерасход средств федерального бюджета по объекту «подъезд к д. Ку-эръял Моркинского района Республики Марий Эл» составил 30 431 руб. 14 коп. (1 510 359 - 1 479 927,86), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 2 729 192 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 1 479 927 руб. 86 коп. (2 729 192 х (2 148 902/ 3 962 873));
- перерасход средств федерального бюджета по объекту «автомобильная дорога Тат-Китня-Тат-Шолкер-Мари-Шолкер Мари-Турекского района Республики Марий Эл» составил 2 393 473 руб. 56 коп. (37 919 174 - 35 525 700,43), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 59 467 221 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 35 525 700 руб. 43 коп. (59 467 221 х (37 919 174/ 63 473 707));
- перерасход средств федерального бюджета по объекту «автомобильная дорога Юрдур-Ерумбал Моркинского района Республики Марий Эл» составил 670 027 руб. 56 коп. (19 709 464 - 19 039 436,44), поскольку при общем объеме фактически использованных средств в размере 33 973 794 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 19 039 436 руб. 44 коп. (33 973 794 х (19 709 464/ 35 169 386)).
На основе подтвержденных документами отчетных данных самого заявителя суд установил, что Министерством в 2016 году не соблюдено условие предоставления субсидии на реализацию Программы в сумме 3 585 465 руб. 07 коп. в части обеспечения финансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
На этом основании суд также правомерно признал подтвержденным материалами дела в указанном периоде (2016 год) бюджетное нарушение, связанное с несоблюдением условия предоставления субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в виде необеспечения уровня софинансирования расходного обязательства за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В свою очередь суд установил, что в пункте 2 оспариваемого представления Министерство указало сумму бюджетного нарушения 2 567 804 руб. 23 коп. вместо 3 585 465 руб. 07 коп., то есть меньшую сумму.
Поскольку данное обстоятельство расценено судом как не ухудшающее положение Министерства и не нарушающее его прав, суд обоснованно не усмотрел оснований для признания незаконным пункта 2 оспариваемого представления Управления.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое представление Управления в соответствующей (не отмененной) части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Министерства.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм и фактических обстоятельств, не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Министерству в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Марий Эл отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.05.2018 по делу № А38-2339/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | И.А. Смирнова |
Судьи | Е.А. Кирилова |
Ю.В. Протасов |