ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А38-2769/18 от 04.09.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

«10» сентября 2018 года Дело № А38-2769/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2018.

Постановление в полном объеме изготовлено 10.09.2018.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Волжская экологическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.06.2018 по делу № А38-2769/2018, принятое судьей Коноваловым И.М. по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Волжская экологическая компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Волжская экологическая компания» – директор ФИО1 на основании приказа от 31.12.2014, ФИО2 по доверенности от 12.02.2018;

Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу – ФИО3 по доверенности от 21.02.2018.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании приказа Департамента Феде­ральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому фе­деральному округу (далее – Департамент, административный орган) от 05.02.2018 № 0143 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Волжская экологическая компания» (далее - ООО «ВЭК», Общество) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требо­ваний природоохранного законодательства.

Результаты проверки отражены в акте от 07.03.2018.

В ходе проверки административным органом в деятельности Общества установлены нарушения лицензионных требований, а именно:

-утилизация отходов II-V класса опасности с использованием модернизированной установки по технологиче­скому регламенту по утилизации жидких углеводородных отходов, не прошедшему государственную экологическую экспертизу;

-отсутствие специально оборудованных и снабженных специальными зна­ками транспортных средств, необходимых для выполнения работ и соответству­ющих установленным требованиям.

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного в части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо административного органа 13.03.2018 составило протокол об административном пра­вонарушении № 06-067/2018.

В соответствии с правилами части 1 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о при­влечении Общества к административной ответ­ственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражным судом Республики Марий Эл от 14.06.2018 в удовлетворении заявления отказано в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Административный орган и Общество обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.

Департамент в своей апелляционной жалобе указывает на то, что пропуск срока давности привлечения Общества к административной ответственности допущен не по вине административного органа. Департамент настаивает на том, что Обществом допущены нарушения пунктов 3,4 Положения о лицензировании деятельности по сбору транспортированию обработке утилизации обезвреживанию размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного поста­новлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу Департамента просило оставить её без удовлетворения.

Одновременно Общество в своей апелляционной жалобе указало на то, что отсутствие проблесковых маячков и специальных знаков в период простоя транспортного средства не может считаться нарушением лицензионных требований, в связи с чем просило изменить мотивировочную часть решения, исключив вывод о его виновности.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы своей апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу Департамента.

Представитель Департамента в судебном заседании указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы Общества.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к части 4 данной статьи указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Из материалов дела следует, что ООО «ВЭК» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению от­ходов I-IV классов опасности (т. 1 л.д. 116-118).

Лицензионные требования к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлены Положением о лицензировании, утвержденным поста­новлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее - Положение о лицен­зировании).

Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения о лицензировании лицензи­онным требованием для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отхо­дов I - IV классов опасности является наличие у лицензиата оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для вы­полнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

В ходе проверки установлено, что Общество эксплуатирует установку для очистки, переработки, восстановления качества и улучшения экологических па­раметров углеводородного сырья ПД-ВТ-97574, а так же владеет и пользуется установкой на основании договора аренды имущества от 01.07.2016 № 1/09-16 (т. 1 л.д. 119-120).

Административный орган, ссылаясь на технический паспорт и технологи­ческий регламент, указывает, что установка была модернизирована. При этом технологический регламент по утилизации жидких углеводородных отходов не прошел государственную экологическую экспертизу.

В статье 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологиче­ской экспертизе» перечислены объекты государственной экологической экспер­тизы федерального уровня.

Согласно пункту 5 статьи 11 указанного закона объектом экспертизы явля­ются проекты технической документации на новые технику, технологию, ис­пользование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

Тем самым из анализа положений Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологиче­ской экспертизе» следует, что необходимость проведения государственной экологи­ческой экспертизы обусловлена применением новых технологий, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Россий­ской Федерации от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологиче­ской экспертизе» не содержит запрета на использование технологий ранее получивших положительное заключение госу­дарственной экологической экспертизы.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетель­ствующие о том, что используемая Обществом технология является новой и впервые предлагаемой к использованию на территории Российской Федерации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях Общества события административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в эксплуатации модернизированной установки для очистки, переработки, восстановления качества и улучшения экологических параметров углеводородного сырья ПД-ВТ-97574 с использованием технологи­ческого регламента, не прошедшего государственную экологическую эксперти­зу, является верным.

Кроме того Обществу вменяется отсутствие специально оборудованных и снабженных специальными зна­ками транспортных средств, необходимых для выполнения работ и соответству­ющих установленным требованиям, в нарушение подпункта «в» пункта 3 Положения о лицензировании.

Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международ­ной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ), Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272) и Правилами дорожного дви­жения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090).

В соответствии с пунктом 3.3 Правил дорожного движения при перевозке крупногабаритных гру­зов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности на транспортном средстве должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.

Кроме того, согласно части 8 ДОПОГ на транспортном средстве должны быть информационные таблицы опасного груза и знаки-табло опасности.

В ходе проверки установлено, что Общество эксплуатирует транспортные средства: Газель 33022Р, государственный регистрационный номер <***>/12Яи8, седельный тягач КАМАЗ 541120, государственный регистра­ционный номер <***>/12Яи8, прицеп-цистерну марки ППЦ-96741, государ­ственный регистрационный номер АВ0307/12.

При этом на момент обследования территории Общества КАМАЗ 541120, государственный регистра­ционный номер <***>/12Яи8, находился в неисправном состоянии.

Как следует из акта обследования территории от 08.02.2018, находящиеся на стоянке Общества транспортные средства не оборудованы проблесковыми маячками оранжевого цвета и не снабжены специальными знаками (т. 2, л.д. 13-14, т. 3, л.д. 47).

Довод Общества о том, что транспортные средства во время проверки нахо­дились в ремонте или имели неисправности, поэтому маячки и спецзнаки были сняты, судом первой инстанции правомерно отклонен.

Транспортные средства, используемые при осуществлении лицензируемой деятельности, должны быть предъявлены Департаменту в ходе проведения про­верки в состоянии, пригодном для эксплуатации, поскольку предметом такой проверки в силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является наличие необхо­димых для осуществления лицензируемого вида деятельности объектов и их со­стояние.

На момент проверки административному органу Обществом не представлены транспортные средства, отвечающие требованиям части 8 ДОПОГ.

Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, материалами дела доказано.

Вместе с тем, согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 КоАП РФ.

Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за исключением нарушений законодательства, прямо перечисленных в указанном пункте).

С учетом даты обнаружения правонарушения (08.02.2018) на момент вынесения судом первой инстанции судебного акта (14.06.2018) срок давности привлечения к административной от­ветственности истек, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения юридического лица к административной ответственности. При этом, то обстоятельство, что отложение судебных заседаний осуществлялось не по инициативе административного органа, правового значения не имеет.

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Марий Эл, установив, что срок для привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, истек, правомерно отказал административному органу в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.06.2018 по делу № А38-2769/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Волжская экологическая компания» и Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи Т.В.Москвичева

Ю.В. Протасов