ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А38-4152/18 от 31.05.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

07 июня 2019 года Дело № А38-4152/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2019.

Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Новиковой Л.П.,

судей Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.02.2019 по делу № А38-4152/2018, принятое судьей Фурзиковой Е.Г. по иску Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл к государственному унитарному предприятию Республики Марий Эл «Соцжилкоммунстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании сделок недействительными,

в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о начавшемся процессе,

установил:

Республика Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее – Министерство, истец) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением ответчику государственному унитарному предприятию Республики Марий Эл «Соцжилкоммунстрой» (далее – Учреждение, ответчик) о признании недействительными (ничтожными) соглашений от 27.01.2017 № 1, от 27.01.2017 № 2, от 27.01.2017 № 3, от 27.01.2017 № 4, от 27.01.2017 № 5, от 27.01.2017 № 6, от 27.01.2017 № 7, от 27.01.2017 № 8, от 27.01.2017 № 9, от 27.01.2017 № 10, от 27.01.2017 № 11, от 27.01.2017 № 12, от 27.01.2017 № 13 о возмещении за счет средств республиканского бюджета расходов по оплате основного долга и процентов за пользование кредитными средствами, привлеченными в целях опережающего финансирования объектов республиканской адресной инвестиционной программы, в части возмещения процентов.

Решением от 28.02.2019 Арбитражный суд Республики Марий Эл в удовлетворении исковых требований отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что судом не было принято во внимание, что соглашение о предоставлении субсидий ничтожно, поскольку противоречит подпункту 1 пункту 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в разное время Республикой Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Департаментом дорожного хозяйства РМЭ, ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» и различными подрядчиками заключены государственные контракты на строительство объектов республиканской адресной инвестиционной программы: государственный контракт 19.07.2011 № 2011.13040 с ОАО «Маригражданстрой» на выполнение подрядных работ по объекту «Архитектурно-художественные элементы, наружная отделка административных зданий на берегу р. Малая Кокшага»; государственный контракт от 30.03.2010 № 35 с ОАО «Маригражданстрой» на выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Административное здание для размещения государственных учреждений РМЭ»; государственный контракт от 22.12.2010 № 97 с ГУП РМЭ «Мостремстрой» на выполнение работ по строительству объекта «Воскресенский пешеходный мост через р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле»; государственный контракт от 26.09.2011 № 50-0109706-01 с ЗАО «Гидротехник» на выполнение работ по объекту «Воскресенский парк»; государственный контракт от 16.08.2010 № 64 с ЗАО «Гидротехник» на выполнение подрядных работ по объекту «Инженерная подготовка левого берега г. Малая Кокшага от ул. Воинов Интернационалистов до бульвара Чавайна»; государственный контракт от 13.08.2010 № 62 с ОАО «Маригражданстрой» на выполнение подрядных работ по объекту «Комплекс административно-культурных зданий в г. Йошкар-Оле»; государственный контракт от 27.12.2010 № 108 с ООО «Минерал» на выполнение работ по объекту: «Строительство площади Девы Марии с фонтаном у Театрального моста»; государственный контракт от 31.05.2011 № 2011.8495 с ОАО «Маригражданстрой» на выполнение работ по объекту «Реконструкция территории левого берега р. Малая Кокшага на участке от ул. Воинов Интернационалистов до Театрального моста»; государственный контракт от 14.09.2009 № 025 с ГУП РМЭ «Мостремстрой» на выполнение работ по строительству объекта «Строительство набережной р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле на участке от Академического русского театра драмы им. Константинова до ул. Пушкина (комплекс работ № 2)»; государственный контракт от 24.12.2010 № 99 с ГУП РМЭ «Мостремстрой» на выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Проектирование и строительство набережной р. Малая Кокшага от бульвара Чавайна до Ленинского проспекта»; государственный контракт от 22.12.2010 № 98 с ГУП РМЭ «Мостремстрой» на выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Проектирование и реконструкция Театрального моста»; государственный контракт от 03.05.2011 № 0108200002011000004-0109706 с ЗАО «Собрание» на выполнение работ по объекту «Устройство гранитного покрытия на участке набережной от Театрального моста до Ленинского проспекта»; государственный контракт от 09.06.2006 № 09-2006/06 с ЗАО «Проектный институт Агропроект» на выполнение работ по объекту «Межпоселковый газопровод Мари-Купта», на основании договора от 09.10.2008 № 09-2008/10 министерство приняло на себя обязательства ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» по государственному контракту от 09.06.2006 № 09-2006/06 на оплату из средств республиканского бюджета работ по объекту «Межпоселковый газопровод до д. Мари-Купта Мари-Турекского района.

Истцом указано, что постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.12.2007 № 297 утверждено Положение о формировании и исполнении республиканской адресной инвестиционной программы, в соответствии с пунктом 2.11 которой государственные заказчики наделены правом определять заказчика (застройщика) по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, включенного в программу, которому на условиях агентского договора может быть поручено проведение предпроектных работ, выполнение работ по техническому надзору за ходом строительства (реконструкции) объекта, финансирование строительства (реконструкции) объекта за счет передаваемых ему государственным заказчиком средств, а также выполнение иных работ, связанных со строительством (реконструкцией) объекта. Государственный заказчик вправе включить в государственный контракт с заказчиком (застройщиком) право последнего направлять собственные (или заемные) средства на финансирование строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с их последующим возмещением за счет государственного заказчика.

На основании пункта 2.11 Положения о формировании и исполнении республиканской адресной инвестиционной программы между ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, действующим от имени Республики Марий Эл, заключены государственные контракты на оказание предприятием услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по указанным выше объектам:

государственный контракт от 22.08.2011 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Архитектурно-художественные элементы, наружная отделка административных зданий на берегу р. Малая Кокшага»; государственный контракт 21.04.2010 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Административное здание для размещения государственных учреждений Республики Марий Эл»; государственный контракт от 24.12.2010 № 101 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Воскресенский пешеходный мост через р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле»; государственный контракт от 28.09.2011 № 51-0109706-01 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Воскресенский парк»; государственный контракт от 26.07.2010 № 58 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Инженерная подготовка левого берега г. Малая Кокшага от ул. Воинов Интернационалистов до бульвара Чавайна»; государственный контракт от 21.09.2010 № 67 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Комплекс административно-культурных зданий в г. Йошкар-Оле»; государственный контракт от 17.12.2010 № 94 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Строительство площади Девы Марии с фонтаном у Театрального моста»; государственный контракт от 27.06.2011 № 19-0109706-01 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Реконструкция территории левого берега р. Малая Кокшага на участке от ул. Воинов Интернационалистов до Театрального моста»; государственный контракт от 20.10.2008 № 014 между ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» и Департаментом дорожного хозяйства РМЭ на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Строительство набережной р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле на участке от Академического русского театра драмы им. Константинова до ул. Пушкина», 25.03.2010 Департамент дорожного хозяйства РМЭ, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл заключили договор уступки прав (цессии) № 1, на основании которого департамент передал права требования министерству по государственному контракту от 20.10.2008 № 014; государственный контракт от 17.12.2010 № 92 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Проектирование строительства набережной р. Малая Кокшага на участке б. Чавайна до Ленинского проспекта»; государственный контракт от 24.12.2010 № 102 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Проектирование и реконструкция Театрального моста»; государственный контракт от 14.06.2011 № 2011.9345 на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика по объекту: «Устройство гранитного покрытия на участке набережной от Театрального моста до Ленинского проспекта».

В связи с недостаточным финансированием из республиканского бюджета и в целях исполнения государственных контрактов на строительство объектов программы ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» с предварительным согласованием Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл были заключены кредитные договоры с АКБ «АК БАРС» от 24.10.2011 № 53.69-2.14.17, от 03.05.2011 № 15.69-2.14.17, от 26.07.2011 № 36.69-2.14.17, от 29.08.2011 № 43.69-2.14.17, от 16.05.2011 № 53.69-2.14.17, от 16.05.2011 № 17.69-2.14.17 на открытие кредитной линии для опережающего финансирования республиканской адресной инвестиционной программы. Кредитор обязался предоставить заемщику кредиты в виде отдельных траншей, а предприятие приняло на себя обязательство возвратить суммы кредитов и уплатить кредитору плату за пользование денежными средствами в размере и сроки, предусмотренные договорами.

27.01.2017 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, действующее от имени Республики Марий Эл и ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» подписали соглашения от 27.01.2017 № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, по условиям которых государственный заказчик принял на себя обязательства возместить из республиканского бюджета Республики Марий Эл расходы предприятия по оплате основного долга и процентов за пользование кредитными ресурсами, привлеченными предприятием на опережающее финансирование объектов республиканской адресной инвестиционной программы в соответствии с графиком платежей по кредитным договорам с АКБ «АК БАРС» (ОАО): от 24.10.2011 № 53.69-2.14.17 на сумму кредита 16 356 070 руб. (объект «Архитектурно-художественные элементы, наружная отделка административных зданий на берегу р. Малая Кокшага»), от 03.05.2011 № 15.09-2.14.17 на сумму кредита 20 000 000 руб., от 26.07.2011 № 36.69-2.14.17 на сумму кредита 54 600 000 руб., от 29.08.2011 № 43.69-2.14.17 на сумму кредита 7 080 000 руб. (объект «Административное здание для размещения государственных учреждений Республики Марий Эл»), от 24.10.2011 № 53.69-2.14.17 на сумму кредита 35 639 000 руб. (объект «Воскресенский пешеход¬ный мост через р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле»), от 16.05.2011 № 53.69-2.14.17 на сумму кредита 5 000 000 руб. (объект «Воскресенский парк»), от 26.07.2011 № 36.69-2.14.17 на сумму кредита 15 400 000 руб. (объект «Инже-нерная подготовка левого берега г. Малая Кокшага от ул. Воинов Интернацио¬налистов до бульвара Чавайна»), от 29.08.2011 № 43.69-2.14.17 на сумму кредита 500 000 руб. (объект «Комплекс административно-культурных зданий в г. Йошкар-Оле»), от 16.05.2011 № 17.69-2.14.17 на сумму кредита 10 000 000 руб., от 03.05.2011 № 15.69-2.14.17 на сумму кредита 47 000 000 руб., от 24.10.2011 № 53.69-2.14.17 на сумму кредита 21 917 920 руб. (объект «Строительство площади Девы Марии с фонтаном у Театрального моста»), от 24.10.2011 № 53.69-2.14.17 на сумму кредита 19 832 000 руб., от 29.08.2011 № 43.69-2.14.17 на сумму кредита 18 420 000 руб. (объект «Реконструкция территории левого берега р. Малая Кокшага на участке от ул. Воинов Интернационалистов до Театрального моста»), от 24.10.2011 № 53.69-2.14.17 на сумму кредита 12 555 000 руб., от 03.05.2011 № 15.69-2.14.17 на сумму кредита 5 200 000 руб. (объект «Строительство набережной р. Малая Кокшага в г. Йошкар-Оле на участке от Академического русского театра драмы им. Константинова до ул. Пушкина (2 очередь)»), от 16.05.2011 № 17.69-2.14.17 на сумму кредита 8 000 000 руб. (объект «Проектирование строительства набережной р. Малая Кокшага на участке б. Чавайна до Ленинского проспекта»), от 29.08.2011 № 43.69-2.14.17 на сумму кредита 4 000 000 руб., от 16.05.2011 № 17.69-2.14.17 на сумму кредита 12 000 000 руб. (объект «Проектирование и реконструкция Театрального моста»), от 29.08.2011 № 43.69-2.14.17 на сумму кредита 10 000 000 руб. (объект «Устройство гранитного покрытия на участке набережной от Театрального моста до Ленинского проспекта»), от 24.10.2011 № 53.69-2.14.17 на сумму кредита 10 руб. (объект «Межпоселковый газопровод по дер. Мари-Купта (пос. Заводской-Косолапово-Сысоево») соответственно (т.1, л.д. 10-22).

С учетом изложенного, истец на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском и просил признать соглашения недействительным в части возмещения процентов.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

При этом в силу пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.), не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

Как установлено судом первой инстанции,спорные соглашения о предоставлении субсидий заключены по инициативе Республики Марий Эл. ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» осуществлял функции заказчика-застройщика и перечислял денежные средства на оплату строительства социально значимых объектов, включенных в республиканскую адресную инвестиционную программу. Кредитные средства привлечены предприятием с предварительным согласованием Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл на цели опережающего финансирования республиканской адресной инвестиционной программы.

Законами Республики Марий Эл о бюджете были предусмотрены положения о предоставлении данных субсидий.

При заключении оспариваемых соглашений ГУП РМЭ «Соцжилкоммунстрой» не нарушало каких-либо норм законодательства и обоснованно исходило из действительности соглашений. В арбитражный суд с иском о признании соглашений недействительными Республика Марий Эл в лице Минстроя РМЭ обратилась более чем через год после их заключения, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в течение указанного времени министерство ссылалось на недействительность сделок. Более того, требование о признании соглашений недействительными заявлено только в части процентов за пользование кредитными ресурсами и без применения последствий недействительности сделок.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно применил к правоотношениям сторон принцип эстоппеля.

Повторно оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Республики Марий Эл об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.

Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.02.2019 по делу № А38-4152/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Л.П. Новикова

Судьи

Н.А.Назарова

Т.И.Тарасова