ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А38-692/2018 от 16.07.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

23 июля 2018 года Дело № А38-692/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2018.

В полном объеме постановление изготовлено 23.07.2018.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.04.2018

по делу № А38-692/2018,

принятое судьей Фроловой Л.А.

по заявлению ФИО1

о признании незаконным определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл от 22.01.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

без участия лиц,

и установил:

ФИО1 (далее - заемщик, гражда­нин, потребитель) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление, Управления Роспотребнадзора, административный орган) от 22.01.2018 об отказе в возбуж­дении дела об административном правонарушении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Россельхозбанк» (далее- АО «Россельхозбанк», Банк).

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.04.2018заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Управление в апелляционной жалобе настаивает на том, что в действиях АО «Россельхозбанк» отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Отзывы на апелляционную жалобу административного органа не поступили.

ФИО1, Управление и АО «Россельхозбанк» о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что 28.02.2017 между ФИО1 и АО «Россельхозбанк» заключен кредитный договор (л.д.9-13), в который включено условие о том, что заемщик обязуется письменно посредством заказного письма с уведомлением о вручении информировать банк о наступлении следующих со­бытий: 1) наложение ареста на имущество заемщика, 2) возбуждение в соответ­ствии с действующим законодательством дел особого производства: о призна­нии заемщика ограниченно дееспособными или недееспособным; об установле­нии в отношении заемщика неправильных записей актов гражданского состоя­ния; по жалобам на нотариальные действия с участием заемщика; об установле­нии в отношении заемщика фактов, имеющих юридическое значение (факта родственных отношений, факта нахождении на иждевении, факта признания от­цовства и др.), 3) заключение, изменение, расторжение заемщиком брачного до­говора в соответствии со статьей 46 Семейного кодекса РФ в части установления правового режима имущества, а также признание недействительным брачного договора в части установления правового режима имущества; 4) раздел имуще­ства, находящегося в общей совместной собственности заемщика, или определе­ние, выдел из него доли, 5) получение от третьего лица (государственного орга­на) копии направленного в арбитражный суд заявления о признании заемщика (заемщиков) несостоятельным (банкротом). Такое уведомление заемщик должен направить не позднее трех календарных дней после наступления соответствую­щего события. При неисполнении или ненадлежащем исполнении названной обязанности кредитор вправе предъявить заемщику требование об уплате не­устойки в размере 10 МРОТ.

По мнению ФИО1, названные положения кредитного договора нарушают права потребителя, поскольку предоставление подобной информации не предусмотрено Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», в связи с чем он обратился с соответствующим заявлением в Управление Роспотребнадзора.

Определением от 22.01.2018 Управление Роспотребнадзора отказало в возбуждении дела об административном правонарушении.

Полагая, что определение административного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4.5, 24.5, 25.2, 26.1, 30.1, 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; положениями Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»; положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; положениямипостановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об ад­министративных правонарушениях» и исходил из того, что на момент рассмотрения заявления ФИО1 истек срок давности привлечения Банка к административной ответственности, в связи с чем имелись основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии заявлений, указанных в пункте 3 части 1 статьи 28.1 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, рассмотревшим указанные заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.4.1 Кодекса, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

При этом согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ФИО1 имеет право оспорить определение Управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22.01.2018, так как является потерпевшим.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг.

Объективная сторона характеризуется нарушением прав потребителя путем включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в дей­ствие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что от­ношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Рос­сийской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федераль­ными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отношения, регулируемые законода­тельством о защите прав потребителей, могут возникать, в том числе из догово­ров на оказание возмездных услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Пунктами 2, 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 422 ГК РФ определено, что сто­роны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотрен­ный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего усло­вия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда усло­вие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отлич­ное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие до­говора определяется диспозитивной нормой. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовы­ми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Институт договора присоединения (положения статьи 428 ГК РФ), основ­ные принципы гражданского законодательства (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), положения статьи 16 Закона о защите прав потребите­лей предписывают любому хозяйствующему субъекту соблюдать принцип доб­росовестности, то есть уменьшать объем и характер прав потребителя только в случаях, предусмотренных законом, в соответствии с принципами гражданского права и на основании установленного законом порядка правового регулирования обязательственных (договорных) отношений.

При использовании типовых процедур и типовых бланков договоров, а также при заключении договора в целом, включение в него положений, проти­воречащих закону, является недопустимым и нарушает право потребителя, как экономически более слабой стороны в правоотношении, на заключение договора на условиях, соответствующих закону.

Договоры, заключаемые АО «Россельхозбанк» с потребителями, по своей сути являются договорами присоединения, поскольку в силу статьи 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть при­няты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному до­говору в целом.

В соответствии с пунктом 5.5. Правил предоставления физическим лицам потребительского кредита без обеспечения (далее - Правила), являющихся при­ложением к кредитному договору от 28.02.2017, заемщик обязуется письменно посредством заказного письма с уведомлением о вручении информировать Банк о наступлении следующих событий: 1) наложение ареста на имущество заемщи­ка, 2) возбуждение в соответствии с действующим законодательством дел особо­го производства: о признании заемщика ограниченно дееспособными или недее­способным; об установлении в отношении заемщика неправильных записей ак­тов гражданского состояния; по жалобам на нотариальные действия с участием заемщика; об установлении в отношении заемщика фактов, имеющих юридиче­ское значение (факта родственных отношений, факта нахождении на иждивении, факта признания отцовства и др.), 3) заключение, изменение, расторжение заем­щиком брачного договора в соответствии со статьей 46 Семейного кодекса РФ в части установления правового режима имущества, а также признание недействи­тельным брачного договора в части установления правового режима имущества; 4) раздел имущества, находящегося в общей совместной собственности заемщи­ка, или определение, выдел из него доли, 5) получение от третьего лица (госу­дарственного органа) копии направленного в арбитражный суд заявления о при­знании заемщика (заемщиков) несостоятельным (банкротом). Такое уведомление заемщик должен совершить не позднее трех календарных дней после наступле­ния соответствующего события. При этом в силу пунктов 6.2., 6.2.3. Правил, пункта 12.2 раздела 1 «Индивидуальные условия кредитования» при неисполне­нии или ненадлежащем исполнении названной обязанности кредитор вправе предъявить заемщику требование об уплате неустойки в размере 10 МРОТ.

Пункт 5.5 Правил не соответствует законо­дательству в сфере защиты прав потребителей, на что обоснованно указал суд первой инстанции, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потреби­теля по сравнению с правилами, установленными законами или иными право­выми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, при­знаются недействительными.

Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском креди­те (займе)» не установлена обязанность заемщика после заключения кредитного договора предоставлять Банку сведения, указанные в пункте 5.5. Правил.

Таким образом, установление в отношении заемщика обязанности о доведении до Банка информации, перечисленной в пункте 5.5 Правил, нарушает права по­требителя.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федера­ции от 23.02.1999 № 4-П «По делу о проверке конституционности положения ча­сти второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности», гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, т.е. для банков.

Кроме того, договор от 13.11.2017 является договором с заранее определен­ными условиями, а значит, гражданин как сторона в договоре в большей степени лишен возможности влиять на его содержание, что и приводит к ущемлению установленных законом его прав как потребителя.

Включение в договор условий, ущемляю­щих установленные законом права потребителя, образует событие администра­тивного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что в данном случае Банк имел возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства.

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях Банка имеется событие и состав административного правонарушения, преду­смотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Вместе с тем, в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлече­ния к административной ответственности.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ по делам о защите прав потребителей поста­новление по делу об административном правонарушении не может быть выне­сено по истечении одного года со дня совершения административного правона­рушения.

Соглашение о потребительском кредите заключено 28.02.2017, таким обра­зом, срок давности привлечения Банка к административной ответ­ственности на момент рассмотрения дела истек, что исключает возможность производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, осно­вания для возбуждения дела об административном правонарушении у Управления Роспотребнадзора отсутствовали.

Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении заявления.

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

Одновременно судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.

Апелляционная жалоба административного органа признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 17.04.2018 по делу № А38-692/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А. Захарова

Судьи

М.Б. Белышкова

А.М. Гущина