ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А38-7295/20 от 25.11.2021 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А38-7295/2020

02 декабря 2021 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2021.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е. ,

судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В. ,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор»

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.05.2021  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021

по делу № А38-7295/2020

по заявлению государственного казенного учреждения Республики Марий Эл

«Марийскавтодор» (ИНН: 1215076763, ОГРН: 1021200767720)

о признании частично недействительным представления Управления Федерального

казначейства по Республике Марий Эл от 29.09.2020 № 08-18-10/3718

и   у с т а н о в и л :

государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (далее – ГКУ РМЭ «Марийскавтодор», Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пункта 1 описательной, пункта 1.1 резолютивной части представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее – УФК по Республике Марий Эл, надзорный орган) от 29.09.2020 № 08-18-10/3718.

Решением суда от 19.05.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оспариваемое предписание УФК по Республике Марий Эл является незаконным и нарушает права и законные интересы Учреждения. Надзорный орган неправомерно квалифицировал оплату работ по замене водопропускной трубы в качестве нецелевого расходования бюджетных средств. Целью выделения Учреждению бюджетных средств являлось приведение в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, улично-дорожной сети городских агломераций, без указания и градации финансирования конкретного вида ремонта. Спорные денежные средства использованы Учреждением на цели, соответствующие условиям их получения, определенным в бюджетной смете.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

УФК по Республике Марий Эл в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Учреждения; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.

Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, Федеральное дорожное агентство и Правительство Республики Марий Эл заключили соглашение от 26.03.2019 № 108-17-2019-014 (с дополнительными соглашениями от 29.11.2019 № 108-17-2019-014/1, от 23.12.2019 № 108-17-2019-014/2) о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл, по условиям которого из федерального бюджета в 2019 – 2021 годах республиканскому бюджету Республики Марий Эл предоставлены иные межбюджетные трансферты в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение таких результатов, а также результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по КБК 108 0409 242R153930 540.

Средства республиканского бюджета Республики Марий Эл, источником которых являются указанные иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на ремонт автодорог, доведены Учреждению по КБК 820 0409 161R153930 виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Директор Учреждения 09.01.2019 утвердил бюджетную смету Учреждения на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов на общую сумму 3 515 762 558 рублей, в том числе по КБК 820 0409 161R153930 244 на сумму 1 705 674 300 рублей, которая согласована с Министерством транспорта Республики Марий Эл. В показатели бюджетной сметы на 2019 год вносились изменения в связи с изменением доведенного Учреждению объема лимитов бюджетных обязательств.

Министерством транспорта Республики Марий Эл за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на достижение результата регионального проекта, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019 год первоначально расходным расписанием от 20.12.2018 № 120 доведены лимиты бюджетных обязательств Учреждению на лицевой счет № 03082Р09111 в общей сумме 1 705 674 300 рублей по КБК 820 0409 161R153930 244. Изменения в указанные лимиты бюджетных обязательств доведены Министерством транспорта Республики Марий Эл по 6 расходным расписаниям по КБК 820 0409 161R153930 244 (код цели 19-Е37) и составили в общей сумме 1 225 771 371 рубля 68 копеек.

Предельные объемы финансирования доведены Министерством транспорта Республики Марий Эл по 31 расходному расписанию в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на 2019 год по КБК 820 0409 161R153930 244 в сумме 1 225 771 371 рубль 68 копеек (код цели 19-Е37).

Согласно отчету об исполнении бюджета (ф. 0503127) по состоянию на 01.01.2020 по средствам иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Учреждению по КБК 820 0409 161R153930 244 доведены лимиты бюджетных обязательств на 2019 год в сумме 1 225 771 371 рубль 68 копеек, исполнены назначения на полную сумму доведенных лимитов. Затраты Учреждения в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году отнесены на раздел 0400 «Национальная экономика», подраздел 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» целевую статью 161R153930 «Финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

УФК по Республике Марий Эл провело проверку предоставления и использования Учреждением иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, результаты которой отразило в акте от 01.09.2020.

По итогам проверки надзорный орган вынес представление от 29.09.2020            № 08-08-10/3718, в соответствии с которым Учреждению предложено принять меры по возмещению в доход федерального бюджета нецелевого использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в сумме 966 656 рублей, а также в срок до 01.11.2020 проинформировать УФК по Республике Марий Эл о результатах исполнения представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.

ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» не согласилось с представлением УФК по Республике Марий Эл от 29.09.2020 № 08-08-10/3718 в части выводов о нецелевом использовании бюджетных средств, отраженных в пунктах 1 описательной и 1.1 резолютивной части представления, и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу, что УФК по Республике Марий Эл доказало законность и обоснованность вынесенного им представления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признан недействительным, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с разделом 2 паспорта федерального проекта «Дорожная сеть» Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализация программ дорожной деятельности (региональных проектов) в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети осуществляется в целях приведения в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, улично-дорожной сети городских агломераций, сокращения доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, ликвидации мест концентрации дорожных транспортных происшествий.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация), которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды (пункт 2 Классификации). В разделе II Классификации установлен перечень работ, относящихся к капитальному ремонту автомобильных дорог; в разделе III – перечень работ, относящихся к ремонту автомобильных дорог.

Паспорт регионального проекта Республики Марий Эл «Дорожная сеть» (с изменениями) утвержден Советом при Главе Республики Марий Эл по стратегическому развитию, проектной деятельности и реализации национальных проектов и программ (протокол от 02.03.2019 № 2).

В таблице № 1 «Перечень автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей (по Республике Марий Эл)» указанного регионального проекта «Дорожная сеть» (с изменениями) (далее – таблица № 1), утвержденного первым заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл Сальниковым А.А. 13.12.2019 и согласованного заместителем руководителя Федерального дорожного агентства Костюченко И.В. 13.01.2020, отражены мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы в 2019 году, с указанием видов работ.

В частности, по автомобильной дороге г. Йошкар-Ола – г. Уржум на участке км 87+330 – км 92+000 предусмотрено проведение ремонта, включающего работы по ремонту покрытия проезжей части, установке дорожных знаков, тросового/барьерного ограждения и нанесению разметки. При этом, выполнение видов работ, относящихся согласно разделу II Классификации к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог, региональным проектом «Дорожная сеть», согласованным с Федеральным дорожным агентством, по названной автомобильной дороге не предусмотрено.

Суды установили, что Учреждение (заказчик) и АО «Марий Эл Дорстрой» (подрядчик) заключили государственный контракт от 29.04.2019 № 0308200000119000015936 (с учетом дополнительных соглашений от 13.05.2019 № 1, от 29.10.2019 № 2, от 30.10.2019  № 3), по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по ремонту автомобильной дороги г. Йошкар-Ола – г. Уржум на участке км 87+330 - км 92+000. Твердая цена контракта определена сторонами в сумме 71 842 870 рублей 54 копейки.

В техническом задании, являющемся приложением № 1 к указанному контракту, отражен вид работ: «7.3 Замена бутовой трубы на КЖБТ отв. 1,0 м, ПК 23+82» с указанием входящих в него работ, пункты 109 – 136.

В акт КС-2 от 30.10.2019 № 4.9 включены работы по замене бутовой трубы на железобетонную трубу с перемещением на 4 метра на участке с ПК 23+79 по ПК 23+82, которые включают: разработку грунта в траншеях экскаватором, в том числе, с перемещением до 10 метров бульдозерами; разборку бетонных и бутовых фундаментов; демонтаж звеньев удлиняемых одноочковых водопропускных железобетонных круглых труб; устройство подушек под фундаменты опор мостов, монолитных фундаментов труб и опор мостов, гидроизоляции опор мостов и труб; укладку звеньев одноочковых водопропускных железобетонных круглых труб под насыпями железных и автомобильных дорог, отверстие 1,0 метра; сооружение оголовков круглых водопропускных труб одноочковых отверстие 1 – 2 метра; засыпка траншей и котлованов и перемещением грунта до 5 метров бульдозерами; уплотнение грунта пневматическими трамбовками; укрепление русла и откосов земляного полотна бетонными: монолитными плитами; устройство упоров при укреплении откосов земляного полотна бетонными: монолитными плитами.

Согласно указанному акту стоимость работ по замене бутовой трубы на железобетонную трубу с учетом накладных расходов, сметной стоимости, перевозки рабочих и коэффициента снижения 0,995 составила 966 656 рублей. Данные работы оплачены Учреждением в полном объеме за счет средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»по КБК 0409 161R153930 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Вместе с тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что в соответствии с разделом IIКлассификации выполненные АО «Марий Эл Дорстрой» по акту КС-2 от 30.10.2019 № 4.9 работы по замене бутовой трубы (водопропускной трубы) относятся к работам по капитальному ремонту автодорог. При этом в соответствии с приложением 7 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», действовавшем в период осуществления спорных расходов, для осуществления затрат по капитальному ремонту определен КБК 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

При таких обстоятельствах, учитывая при этом, что работы по замене бутовой трубы (водопропускной трубы) относятся к работам по капитальному ремонту автодорог; данные работы не предусмотрены согласованным с уполномоченным федеральным органом региональным проектом «Дорожная сеть» в отношении автодороги г. Йошкар-Ола – г. Уржум на участке км 87+330 - км 92+000, не относятся к КБК по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», по которому Учреждению выделены бюджетные средства на реализацию Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нецелевом использовании ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» бюджетных средств в сумме 966 656 рублей.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования о признании недействительными пункта 1 описательной, пункта 1.1 резолютивной части представления УФК по Республике Марий Эл от 29.09.2020            № 08-18-10/3718.

Доводы Учреждения, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2021 по делу № А38-7295/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное казенное учреждение Республики Марий Эл «Марийскавтодор».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

Ю.В. Новиков

Т.В. Шутикова