ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А38-8172/16 от 23.08.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А38-8172/2016

25 августа 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш. ,

судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л. ,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу  

Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.02.2017,

принятое судьей Вопиловским Ю.А.,  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017,

принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,

по делу № А38-8172/2016

по заявлению Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл

о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 16.08.2016 № 10

и   у с т а н о в и л :

Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее – Управление, орган финансового контроля) от 16.08.2016  № 10.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СК «ХТМ-СТРОЙ» (далее – ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ», Общество).

Решением суда первой инстанции от 03.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.05.2017, заявленное требование удовлетворено.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

Заявитель считает, что комиссия Министерства по проведению отбора неправомерно  приняла к субсидированию расходы ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» по оплате оборудования без их документального подтверждения. Орган финансового контроля полагает, что оспариваемое представление от 16.08.2016 № 10 вынесено в соответствии с действующим законодательством. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Министерство в отзыве возразило относительно доводов заявителя.

Лица, участвующие в дела, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 01.07.2016 № 149, пункта 1.5 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере, пункта 3 Плана контрольной работы Управления на 2016 год, удостоверения от 01.07.2016 № 10 специалистами Управления проведена выездная проверка соблюдения Министерством условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015 году.

В ходе проверки выявлено, что Министерство в нарушение абзаца 8 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее  –  БК РФ), пункта 5.3.4 Условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015           № 167 (далее  –  Условия № 167), пункта 13 Положения о порядке и условиях оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Республики Марий Эл «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013  –  2020 годы)», утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2014 № 237 (далее  –  Положение № 237), субъекту малого предпринимательства ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» излишне предоставлена и перечислена субсидия из федерального бюджета в размере 50 036 рублей, выделенная на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), по причине принятия комиссией Минэкономразвития Республики Марий Эл по отбору исполнителей по мероприятию к субсидированию расходов по оплате оборудования ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» без документального их подтверждения.

Результаты проверки оформлены актом от 22.07.2016.

По результатам проверки Управлением в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2              БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), вынесено представление от 16.08.2016 № 10 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором Министерству предложено в срок 15 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления следует проинформировать орган бюджетного надзора не позднее пяти рабочих дней с даты исполнения представления.

Посчитав указанное представление Управления не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь  статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее – Правила № 316), Условиями № 167, суд первой инстанции сделал вывод о том, что орган финансового контроля не доказал законность оспариваемого представления и удовлетворил заявленное требование.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В статье 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

На основании статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (часть 1).

Частью 2 указанной статьи установлено, что представление органа государственного (муниципального) финансового контроля представляет собой документ, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения, информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя в том числе финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 17 Федерального закона № 209-ФЗ).

Государственной программой Республики Марий Эл «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013  –  2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2012 № 326, предусмотрено осуществление мероприятий по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

В 2015 году в рамках указанной государственной программы в республиканском бюджете Республики Марий Эл Министерству предусмотрены бюджетные ассигнования, в том числе на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) в сумме 30 600 000 рублей, из них средства федерального бюджета в сумме 28 500 000 рублей.

Согласно пунктам 7, 8 Правил № 316 субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации, которое также определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, порядок, перечень, формы и сроки представления отчетов об исполнении обязательств субъектов Российской Федерации, указанных в подпунктах «г», «е» и «ж» пункта 28 данных Правил.

На основании пункта 5.3.4 Условий № 167 средства субсидий федерального бюджета направляются субъектом Российской Федерации на софинансирование затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, отобранным на конкурсе, проведенном субъектом Российской Федерации, при условии представления следующих документов: заключенные субъектом малого и среднего предпринимательства договоры (сделки) на приобретение в собственность оборудования, включая затраты на монтаж оборудования; документы, подтверждающие осуществление расходов субъектом малого предпринимательства на приобретение оборудования, в том числе платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера на сумму в размере не менее 50 % произведенных затрат и бухгалтерские документы, подтверждающие постановку на баланс указанного оборудования; технико-экономическое обоснование приобретения оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

В силу пунктов 10, 13 Положения № 237 по мероприятиям подпрограммы, указанным в позициях 3.1 и 3.3 раздела 3 подпрограммы, представляются: заявка по установленной форме; доверенность на право осуществления действий от имени участника отбора; заявление о соответствии вновь созданного юридического лица условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом N 209-ФЗ; копии договоров на приобретение в собственность оборудования; заверенные банком платежные поручения, подтверждающие фактическую оплату участником отбора понесенных затрат по соответствующему мероприятию подпрограммы; заверенные банком выписки с расчетного счета участника отбора на дату осуществления платежей по соответствующему мероприятию подпрограммы; копии бухгалтерских документов, подтверждающих постановку на баланс приобретенного оборудования; технико-экономическое обоснование приобретения оборудования в целях создания, и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); уведомление от участника отбора о фактическом наличии оборудования во владении и пользовании на момент подачи заявки.

Заявка и прилагаемые к ней документы рассматриваются и оцениваются комиссией по отбору исполнителей мероприятий подпрограммы, состав которой утверждается приказом Министерства, на предмет соответствия условиям оказания государственной поддержки, установленным настоящим Положением, и критериям отбора, установленным порядком отбора (пункт 19 Положения № 237).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в получении государственной поддержки определен пунктом 22 Положения № 237, предусматривающим в качестве одного из таких оснований непредставление документов, указанных в пунктах 7 – 12 настоящего Положения, по соответствующему мероприятию подпрограммы или предоставление недостоверных сведений и документов.

Как следует из материалов дела, для участия в отборе исполнителей мероприятия подпрограммы в Комиссию по отбору, утвержденную приказом Министерства от 06.10.2015 № 250, ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» представило составленную по установленной форме заявку на участие в отборе для реализации мероприятия и пакет документов, предусмотренный пунктами 10, 13 Положения № 237.

Суды установили, что Общество, соответствующее требованиям статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ и не относящееся к числу субъектов, которым поддержка оказываться не может (пункт 3 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ), представило полный пакет оформленных в требуемой форме документов, предусмотренных Положением № 237 по соответствующему мероприятию подпрограммы.

В соответствии с протоколом от 09.11.2015 № 7 рассмотрения заявок на участие в отборе и подведения итогов отбора исполнителей мероприятия «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)» подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Республики Марий Эл «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013  –  2020 годы)» в 2015 году рассмотрена заявка и признано победителем отбора по мероприятию подпрограммы ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» (размер предоставляемой субсидии  –  1 007 730 рублей).

Министерство и ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» заключили договор 13.11.2015                           № 155-15, по условиям которого обществу в 2015 году Министерством за счет средств федерального бюджета предоставляется субсидия на сумму 1 007 730 рублей на реализацию мероприятия «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)», указанного в позиции 2.8 подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»  – сервера ядра сети с использованием выделенных маршрутизаторов SRV/СNSSL4000/1U4G3/CPU-E3-1220V3X1/8*MEMD38GX1/SATA3.5-1000GB7.2Kх1/SSD2.5-120 в сборе с сервером обеспечения увеличенной полосы пропускания на уровне ядра, в соответствии с протоколом.

Согласно акту от 16.11.2015 № 155-15, подписанному Министерством и ООО «СК «ХТМ-Строй», последним на реализацию мероприятия «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)» израсходовано собственных средств на сумму 2 990 548 рублей 37 копеек, что подтверждается документами, представленными организацией в составе заявки. В этой связи получателю на основании договора от 13.11.2015 № 155-15 подлежит перечислению бюджетная субсидия в размере 1 007 730 рублей.

По заявке на кассовый расход от 14.12.2015 № 909 средства субсидии в размере                      1 007 730 рублей перечислены Министерством на расчетный счет ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ».

В ходе проверки Управление установило, что по платежным поручениям от 08.09.2015 № 37, от 16.09.2015 № 43, от 21.09.2015 № 46 ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» произвело поставщику ООО «Винтелеком» оплату на общую сумму 837 894 рубля 14 копеек (без учета НДС) с отражением основания платежа «по счету от 08.07.2015 № 319». При этом из содержания счетов от 08.07.2015 № А 413, от 28.07.2015 № А 415, от 24.09.2015              № А 418, расшифровывающих счет от 08.07.2015 № 319, и товарных накладных от 15.07.2015 № 238, от 28.07.2015 № 264, от 24.09.2015 № 392 следует, что товаров (зажим натяжной, кабель волоконно-оптический, зажим анкерный) поставлено на сумму 706 114 рублей 47 копеек. По мнению Управления, оплата товарной партии по счету от 08.07.2015 № 319 произведена на сумму 131 779 рублей 67 копеек (837 894,14 – 706 114,47), то есть больше, чем было поставлено товаров, в связи с чем указанная сумма не может быть принята при расчете субсидии.

Аналогично по платежным поручениям от 21.09.2015 № 47, от 22.09.2015 № 48 Общество произвело поставщику ООО «Винтелеком» оплату на общую сумму 182 654 рублей 24 копейки (без учета НДС) с отражением основания платежа «по счету от 19.08.2015 № 418 (от 24.09.2015 № А 417)». При этом из содержания счета от 24.09.2015 № А 417, товарной накладной от 24.09.2015 № 391 следует, что товаров (кабель волоконно-оптический) поставлено на сумму 165 705 рублей 09 копеек. Управление посчитало, что оплата товарной партии по счету от 24.09.2015 № А 417 произведена на сумму 16 949 рублей 15 копеек, то есть больше, чем было поставлено товаров, в связи с чем указанная сумма не может быть принята при расчете субсидии.

Исходя из вывода о неподтверждении документами о поставке сумм оплаты 148 728 рублей 82 копеек (131 779, 67 + 16 949, 15) органом федерального казначейства установлено излишнее предоставление ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» субсидии в размере 50 036 рублей. Затраты на приобретение сервера на сумму 2 841 819 рублей 56 копеек (2 990 548, 37 –                148 728, 82) признаны Управлением правомерными.

Оценив представленные в материалы дела  доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о документальном подтверждении поставок и оплаты, связанных с приобретением сервера на сумму 2 992 817 рублей 87 копеек, по которой он принят               ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» на учет в составе основных средств. Суды установили, что платежи, квалифицированные Управлением как не подтвержденные документами о поставке, в действительности были направлены в счет оплаты комплектующих к серверу, поставленных по другим счетам и товарным накладным. Приобретение ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» сервера осуществлено в рамках реализации проекта по строительству сети широкополостного доступа к сети Интернет, которым занимается данное общество. Непосредственные услуги населению с использованием построенной сети Общество, согласно плану и экономическому обоснованию, намерено оказывать после завершения ее строительства и ввода в эксплуатацию.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не представило достоверных доказательств, свидетельствующих о неосуществлении ООО «СК «ХТМ-СТРОЙ» производственной деятельности, необоснованном предоставлении ему субсидии на приобретение сервера в размере 1 007 730 рублей и необходимости возврата данной суммы Обществом в бюджет.

С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что субсидия в размере 50 036 рублей, выделенная на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), не является  излишне перечисленной, в связи с чем сделали правильный вывод о незаконности оспариваемого представления органа финансового контроля и правомерно удовлетворили заявленное требование.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы жалобы не опровергают выводов, сделанных судами, по сути свидетельствуют не о нарушении судами норм права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств, что не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов на момент принятия судебных актов; дополнительные документы (доказательства) не принимает и не исследует. С учетом этого приложенные Управлением к кассационной жалобе дополнительные документы подлежат возврату.

  Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.

  Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.02.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 по делу №  А38-8172/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

Н.Ю. Башева

И.Л. Забурдаева