ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А38-986/20 от 18.02.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А38-986/2020

22 февраля 2022 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

Председательствующее го Радченковой Н.Ш.,

судей Александровой О.В., Домрачевой Н.Н.,

при участии представителя

от истца: Сидоровой И.В. (доверенность от 10.01.2022),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор»

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.07.2021 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021

по делу № А38-986/2020

по иску общества с ограниченной ответственностью «АВТОДОР»

(ИНН: 2130184458, ОГРН: 1172130002582)

к государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (ИНН: 1215076763, ОГРН: 1021200767720)

о взыскании основного долга

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «АВТОДОР» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (далее – Учреждение) о взыскании 2 740 295 рублей 67 копеек основного долга.

Решением от 05.07.2021 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленное требование в полном объеме.

Постановлением от 23.09.2021 Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы указывает, что представленные Обществом в материалы дела доказательства не могут подтверждать несение им затрат на возведение временных зданий и сооружений, предусмотренных приложением 2 ГСН 81-05-01-2001 «Сборник государственных сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений», утвержденных постановлением Госстроя России от 07.05.2001 № 45 (далее – ГСН 81-05-01-2001). Кассатор настаивает на том, что затраты на установку временных дорожных знаков и ограждений учтены при составлении сметной документации в составе накладных расходов.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Учреждения, сославшись на законность обжалованных судебных актов.

Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Определением от 19.01.2022 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14 часов 30 минут 01.02.2022.

Определением от 01.02.2022 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 45 минут 18.02.2022.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Учреждение (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 29.04.2019 № 03082000001190000_936, в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по ремонту автомобильной дороги Кокшайск – Красногорский на участке км 8+000 – км 12+000 (на участке км 8+600 – км 12+000), а заказчик обязался принять результаты работ и оплатить их.

Цена контракта определена в сумме 86 449 751 рубля 14 копеек.

В пункте 2.4 установлено, что в цену контракта включены затраты по возведению и последующему демонтажу временных зданий и сооружений, необходимых для выполнения работ. Затраты определены на основании Сборника сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) в размере, определенном по формуле 4,1% * 0,8 (где 4,1% – сметная норма, % от стоимости СМР по итогам глав 1 – 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета согласно пункту 3.5.2 приложения 1 ГСН 81-05-01-2001; 0,8 – коэффициент, применяемый в соответствии с пунктом 2.1 ГСН 81-05-01-2001).

Согласно пункту 5.1.22 контракта подрядчик принял на себя обязательства построить временные здания и сооружения, необходимые для складирования материалов, изделий, конструкций и выполнения работ по контракту, с предоставлением соответствующей исполнительной документации, требования к порядку ведения которой определены в приложении 4 к контракту.

В силу пункта 7.2 контракта расчеты за временные здания и сооружения производятся за фактически выполненные работы в пределах затрат, определенных в пункте 2.4 контракта, на основании сметы, согласованной с заказчиком. В случае отсутствия цены на материальные ресурсы, используемые при возведении временных зданий и сооружений в Сборнике сметных цен, указанные расчеты производятся с предоставлением сметы и иных подтверждающих документов.

Подрядчик выполнил и передал заказчику результат работ по актам о приемке выполненных работ от 29.05.2019 № 1.1 на сумму 1 483 677 рублей, от 29.05.2019 № 1.2 на сумму 224 719 рублей, от 29.05.2019 № 1.3 на сумму 43 032 рубля, от 26.06.2019 № 2.1 на сумму 526 916 рублей, от 26.06.2019 № 2.2 на сумму 2 323 781 рубль, от 17.07.2019 № 3.1 на сумму 10 121 993 рубля, от 26.07.2019 № 4.1 на сумму 20 947 295 рублей, от 05.09.2019 № 5 на сумму 30 247 654 рубля, от 12.09.2019 № 6.1 на сумму 702 836 рублей, от 12.09.2019 № 6.2 на сумму 7 737 523 рубля, от 12.09.2019 № 6.3 на сумму 43 136 рублей, от 12.09.2019 № 6.4 на сумму 2 334 320 рублей, от 12.09.2019 № 6.5 на сумму 661 720 рублей, от 12.09.2019 № 6.6 на сумму 1 797 762 рубля, от 12.09.2019 № 6.7 на сумму 1 081 161 рубль, от 12.09.2019 № 7.1 на сумму 208 218 рублей, от 12.09.2019 № 7.2 на сумму 62 616 рублей, от 12.09.2019 № 7.3 на сумму 3 161 096 рублей 47 копеек, всего на общую сумму 83 709 455 рублей 47 копеек. Акты подписаны уполномоченными лицами, скреплены печатями организаций. При этом в указанных актах при расчете стоимости работ не применялся коэффициент 0,8 на временные здания и сооружения.

Заказчиком выполненные работы оплачены за исключением затрат на возведение временных зданий и сооружений в сумме 2 740 295 рублей 67 копеек.

Заказчик обратился к подрядчику с письмом от 14.08.2018 № 2660, в котором просил предоставить информацию о временных зданиях и сооружениях, возведенных при исполнении обязательств по государственному контракту.

В письме от 16.08.2018 № 376 подрядчик сообщил, что, поскольку в контракте отсутствует расчет в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений, оплата спорных затрат должна быть произведена заказчиком из расчета в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ. Стоимость контракта, определенная сторонами, является конечной для подрядчика и включает в себя: стоимость работ, материалов, оборудования, прочих расходов и сборов, связанных с выполнением работ, а также временных построек, прочих работ и затрат, и резерв средств на непредвиденные работы и затраты. К письму были приложены сметы на временные здания и сооружения, в том числе: смета № 1 на временные дорожные знаки на сумму 64 510 рублей; смета № 2 на временные средства технического регулирования на сумму 2 476 363 рубля; смета № 3 на временные здания и сооружения на сумму 208 307 рублей; смета № 4 на организацию площадки для ночной стоянки, мест ремонта и заправки строительной техники на сумму 153 817 рублей; итого на общую сумму 2 902 997 рублей.

В письме от 19.08.2019 № 2703 заказчик пояснил, что фактически выполненные работы по возведению временных зданий и сооружений могут быть подтверждены записями в общем журнале производства работ, расчетными документами, фотографиями и т.д. Между тем затраты на установку временных дорожных знаков, средств технического регулирования не могут быть оплачены заказчиком, поскольку указанные затраты учтены сметной документацией в составе накладных расходов. Доказательства выполнения работ по установке бытовых помещений и склада, устройству площадки для ночной стоянки и заправки строительной техники подрядчик не представил.

Подрядчик составил акт о приемке выполненных работ от 20.08.2019 № 6.8, в котором отразил затраты, понесенные им при возведении временных зданий и сооружений: на установку и демонтаж дорожных знаков – 64 510 рублей; на устройство средств технического регулирования – 2 476 363 рубля; на устройство временных бытовых помещений и склада – 208 307 рублей; на организацию площадки для ночной стоянки, мест ремонта и заправки строительной техники – 153 817 рублей; в общей сумме 2 740 295 рублей 67 копеек.

В письме от 20.08.2019 № 382 подрядчик направил акт от 20.08.2019 № 6.8 заказчику для подписания.

Заказчик подписывать акт отказался, оплату спорных затрат не произвел, что явилось основанием для обращения истца в суд.

Руководствуясь статьями 309, 709, 710, 746, 763, 764 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), суд первой инстанции удовлетворил иск.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательные работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Согласно пункту 4.83 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 № 15/1, (глава 8 «Временные здания и сооружения») (действовавшей в спорный период времени) в акты включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).

Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении 7 указанной методики.

В пункте 4.84 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что размер средств на возведение временных зданий и сооружений определяется: по расчету, основанному на данных проекта организации строительства в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений; по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-0501-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1 – 7 (1 – 5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.

На основании пункта 1.1 ГСН 81-05-01-2001 (действовали в спорный период времени) к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.

В пункте 1.2 ГСН 81-05-01-2001 предусмотрено, что сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1 – 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства.

При этом согласно пункту 3.1 ГСН 81-05-01-2001 размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться по нормам рассматриваемого Сборника либо по расчету, основанному на данных ПОС (проекта организации строительства).

В силу пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом из пункта 3.3 ГСН следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСН).

Согласно письму Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Минстроя России от 09.02.2016 № 197-24508/ФЦ, несмотря на различные способы взаиморасчетов, построенные титульные временные здания и сооружения согласно пункту 3.1.8 «Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», утвержденного Минфином России 30.12.1993 № 160 (далее – Положение № 160), принимаются в эксплуатацию с подготовкой подрядчиком всех необходимых документов, включая сметы на построенные временные здания и сооружения, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда.

На основании пункта 5.6 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 № 70, состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.

Таким образом, для подтверждения обоснованности затрат на возведение временных зданий и сооружений, в том числе, при их определении по установленным нормам в процентах от сметной стоимости строительства, данные затраты должны быть подтверждены проектной, исполнительской или иной документацией, позволяющей достоверно определить вид, характер и стоимость произведенных затрат на временные здания и сооружения, а также их соответствие перечням, изложенным в приложениях 2, 3 к ГСН 81-05-01-2001. В противном случае не представляется возможным определить реальность затрат на возведение временных зданий и сооружений; их отнесение к затратам, поименованным в названных Перечнях, и, соответственно, обоснованность применения к определению размера этих затрат нормативного метода в процентах от сметной стоимости работ.

Оформление указанных затрат только посредством отражения в актах по форме № КС-2 в главе 8 «Временные здания и сооружения, руб.» ГСН 81-05-01-2001, при отсутствии в проектной, технической, исполнительской или иной документации указания на конкретные виды работ и затрат, квалифицированных в качестве затрат на временные здания и сооружения, не позволяет достоверно определить, какие именно работы и затраты, предусмотренные в приложении 2 к ГСН 81-05-01-2001, осуществлялись, в связи с чем невозможно проверить факт реального несения и правильность отнесения расходов к работам и затратам, относящимся к возведению титульных временных зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 5.1.13 контракта от 29.04.2019 № 03082000001190000_936 подрядчик обязался построить своими силами и средствами все временные сооружения, необходимые для хранения материалов, изделий, конструкций и выполнения работ.

Согласно пункту 2.3 контракта цена включает в себя стоимость работ, в том числе стоимость всех материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также другие дополнительные расходы, связанные с выполнением подрядчиком работ, предусмотренных контрактом.

Факт несения расходов на временные здания и сооружения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: проектной документацией; планом строительного городка; схемой организации движения и ограждения места производства дорожных работ, выполняемых на двухполосной дороге, рабочая зона краткосрочных работ на обочине или откосе с сужением полосы движения, согласованной с учреждением; схемой организации движения и ограждения места производства дорожных работ, выполняемых на двухполосной дороге, рабочая зона краткосрочных работ на полосе движения, пропуск транспортных средств встречных направлений по одной полосе с помощью регулировщиков, согласованной с Учреждением; общим журналом работ, фотографиями построенных сооружений, документами об исполнении договора об оказании охранных услуг от 11.05.2019 № 5Б-2019.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу о доказанности несения Обществом затрат на строительство временных зданий и сооружений при исполнении контракта от 29.04.2019 № 03082000001190000_936 в сумме 2 740 295 рублей 67 копеек.

Таким образом, заказчик необоснованно не принял к оплате затраты на временные здания и сооружения на общую сумму 2 740 295 рублей 67 копеек по контракту.

В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (пункты 1 – 4 статьи 709 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (пункт 1 статьи 710 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего федерального закона.

Подпунктами «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Из пункта 6 статьи 709 ГК РФ следует, что подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Из материалов дела видно и суды установили, что сторонами подписаны локальные сметные расчеты, из условий контракта усматривается, что итоговая цена контракта является твердой. Подрядчик в соответствии с контрактом выполнил работу полностью и по цене, согласованной в контракте. Все виды и объемы работ, типы применяемых сметных норм и расценок, на основании которых формировалась цена контракта, были предложены заказчиком и приняты подрядчиком.

Суды правомерно указали, что ответчик, являвшийся заказчиком работ, фактически просит изменить согласованную цену государственного контракта после его исполнения, что недопустимо.

Факты возведения и перемещения временных объектов подтверждаются записями в общем журнале работ, договорами об оказании охранных услуг с соответствующими актами, инвентарными карточками учета, путевыми листами.

С учетом изложенного суды обоснованно взыскали с Учреждения 2 740 295 рублей 67 копеек долга.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права или нарушение норм процессуального законодательства. По существу эти доводы сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.07.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу № А38-986/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

О.В. Александрова

Н.Н. Домрачева