АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А39-11852/2021
18 августа 2022 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации городского округа Саранск Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.02.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022
по делу № А39-11852/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным отказа администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, изложенного в письме от 03.11.2021 № 6024-ОГ
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения администрации городского округа Саранск (далее – Администрация), изложенного в письме от 03.11.2021 № 6024-ОГ, об отказе в согласовании и предложении доработать дизайн-проект вывески магазина «Вкусновар», расположенного по адресу <...>.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.02.2022 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что представленный на согласование эскиз в части раскрытия профиля предприятия с учетом использованных словосочетаний является рекламой, поскольку эта информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к магазину «Вкусновар», «Магазин для винокуров».
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.10.2021 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о согласовании модульной вывески магазина «Вкусновар», расположенного по адресу: <...>.
Письмом от 03.11.2021 № 6024-ОГ Администрация отказала в согласовании вывески, расценив ее как рекламную конструкцию, и предложила доработать представленный дизайн-проект.
Предприниматель, посчитав, что решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ), Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу, что Предприниматель представил в Администрацию все необходимые для согласования вывески документы, поэтому оснований для оспариваемого отказа не имелось, и обязал Администрацию согласовать заявителю модульную вывеску магазина «Вкусновар».
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 № 114 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Саранск (далее – Правила), являющиеся обязательными для всех юридических и физических лиц (пункт 1.1 Правил).
Согласно пункту 5.14 Правил устанавливать вывески рекламного характера разрешается только после согласования их эскизов с администрацией городского округа Саранск.
Порядок размещения вывесок на территории городского округа Саранск определен в Положении «О порядке изготовления и размещения вывесок и витрин предприятий, оказывающих услуги населению» от 16.01.2012 (далее – Порядок).
В пункте 2.1 Порядка определено, что вывеской считается техническое средство стабильного территориального размещения, предназначенное для размещения обязательной информации: фирменное наименование (наименование) организации – для юридических лиц (например, ООО «Меркурий») или организационно-правовая форма и ФИО – для предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (например, ИП ФИО2), место нахождения (адрес) и режим работы. При наличии у организации зарегистрированного в установленном порядке товарного знака допускается его размещение на вывеске.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка в дополнение к обязательной информации на вывеске допускается размещение информации, раскрывающей профиль предприятия (тип, специализация).
В соответствии с пунктом 4.12 Порядка характер устройства вывески определяется местом размещения, композицией фасада, условиями ее восприятия.
По характеру устройства различаются:
- фоновые вывески (буквы и знаки расположены на поверхности фона);
- бесфоновые вывески (состоят из отдельных букв и знаков);
- световые короба (представляют собой единый объем или ряд объемных элементов с внутренней подсветкой).
Пунктом 5.1 Порядка установлено, что размещение вывесок производится на основании согласования эскиза и места размещения вывески с Управлением градостроительства и архитектуры, при этом согласно пункту 5.2 Порядка к заявлению на согласование вывески прилагаются: дизайн-проект вывески с привязкой к месту ее размещения с отражением окружающего пространства с точки зрения его архитектурных особенностей, рекламно-информационного оформления; копии документов, подтверждающих государственную регистрацию заявителя, его право на здание (строение) – согласие собственника имущества или иного уполномоченного собственником лица, на размещение вывески на указанном имуществе (при необходимости), право собственности (пользования) торговой маркой, знаком обслуживания.
Соответствующее заявление о согласовании вывески с приложениями Общество направило в Администрацию, при этом каких-либо замечаний по форме заявления либо приложенным документам ему не предъявлено.
Судами установлено, что Предпринимателем на согласование в администрацию одновременно с заявлением представил дизайн-проект, предполагающий размещение двух видов конструкций:
- в виде объемных световых букв «Вкусновар. Магазин для винокуров» на композитной подложке размером 6600 x 500 мм. Указанная конструкция располагается на козырьке входной группы в нежилое помещение по адресу: <...>;
- световой короб размером 2710 x 1800 мм на наружной стене нежилого помещения, на котором указана дополнительная информация о реализуемых товарах: «самогонные аппараты»; «дубовые бочки»; «пивоварни»; «домашние колбасы»; «и сыры»; «коптильни».
Отказав в согласовании вывески, Администрация сослалась на то, что решением Совета депутатов городского округа Саранск от 30.08.2013 № 239 (в редакции от 17.05.2021), утверждена Концепция размещения наружной рекламы на территории городского округа Саранск (далее – Концепция). Согласно Концепции вывеска является средством наружной информации, содержащим сведения о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы. Содержание данных сведений является обязательным в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В случае размещения на вывеске дополнительной информации о товарах, услугах и другой информации она расценивается как рекламная конструкция (пункт 10.3 Концепции).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление № 58), следует, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Суды пришли к правильному выводу, что световой короб предполагается к размещению в месте осуществления предпринимательской деятельности и информирует о профиле деятельности его магазина – продаже самогонных аппаратов, дубовых бочек, пивоварни, домашних колбас и сыров, коптильней.
Размещение такой конструкции не противоречит требованиям Порядка, Правил благоустройства, Концепции. Доказательств обратного администрацией не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в согласовании вывески и предложения доработать дизайн-проект вывески с учетом сделанных замечаний и получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции у Администрации не имелось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о принятии оспоренных судебных актов с нарушением норм действующего законодательства. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование заявителем норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не являются основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что обжалованные судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, не установлено.
Суд округа не рассматривал вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.02.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А39-11852/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Саранск Республики Мордовия – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Ш. Радченкова
Судьи
О.В. Александрова
И.Л. Забурдаева