г. Владимир
21 июня 2022 года Дело № А39-12051/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Ковбасюка А.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.04.2022 по делу № А39-12051/2021,
по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Центр" о возврате субсидии в сумме 21 762 170 рублей 82 копейки,
при участии представителей: от истца – ФИО1, по доверенности от 31.05.2022 №0401-12/3376 сроком до 31.12.2022, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 10 от 05.03.2011; от ответчика – ФИО2 по доверенности от 08.02.2022 сроком действия один год, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 6769 от 10.07.2009;
установил.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Центр" (далее – ответчик, Общество, ООО "Сервис-Центр") о взыскании в доход бюджета республики субсидии в сумме 21 762 170 рублей 82 копейки, предоставленной в целях возмещения затрат по уплате процентов по кредитам и займам, направленным на реализацию в сфере инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) котельных или модернизации теплотехнического оборудования, а также по строительству или модернизации сетей, оборудования или объектов водоснабжения и водоотведения, а также по строительству или модернизации сетей уличного освещения.
Решением от 01.04.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает, что до 1 декабря 2020 года ответчиком для включения в перечень получателей субсидии в 2020 году в Министерство не было предоставлено заявление с приложенным пакетом документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовияутвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.08.2012 г. № 306, а также не соблюдены условия предоставления субсидии, установленные пунктом 7 Порядка. Таким образом, решение о включении в перечень получателей субсидии, оформленное приказом Министерством не принималось.
Вместе с тем, согласно соглашению от 02.03.2020 №72/5 заключенному сторонами Министерство предоставляет ответчику
субсидию в 2020 году на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам и займам, направленным на реализацию определенных инвестиционных проектов. Поскольку бюджетные ассигнования имелись, Министерство в декабре 2020 года предоставило субсидию в размере 7 883 040 рублей 57 коп.
Также апеллянт отмечает, что субсидия в размере 5 547 320,67 руб. была произведена: 22.10.2019, 18.12.2019, 31.12.2019 гг. Изменения в государственную программу Республики Мордовия внесены 13.09.2021 года. Следовательно, предоставление ответчику в 2019 году субсидии на общую сумму 5 547 320,67 руб. на возмещение части затрат по уплате процентов по договору займа от 21.05.2018 г. № 1 осуществлено в нарушение пункта 7 Порядка.
Истец утверждает, что в нарушение пункта 7 Порядка, Общество в 2019 году направило в Министерство заявку о включении в перечень получателей субсидии без номера, без даты с приложением пакета документов. Представленный пакет документов не содержал информации, отвечающей условиям предоставления субсидии.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что произошла смена наименования Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.08.2012 №306 утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета субсидий юридическим лицам на возмещения части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в организациях, состоящих на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу, и направленных на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) котельных или модернизации теплотехнического оборудования, а также по строительству (реконструкции) или модернизации сетей, оборудования и объектов водоснабжения и водоотведения, а также по строительству (реконструкции) или модернизации сетей уличного освещения.
Целями предоставления субсидий являются, в том числе, государственная поддержка организаций, осуществляющих строительство (реконструкцию) или модернизацию сетей уличного освещения для улучшения качества предоставляемых услуг бюджетным организациям и населению, проживающему на территории Республики Мордовия (п.2 Порядка).
Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия, осуществляющим предоставление субсидий в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (п.3).
Согласно пункту 4 Порядка субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляются организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории муниципальных образований в Республике Мордовия.
Под инвестиционными проектами в настоящем Порядке понимаются инвестиционные проекты, реализуемые в сфере коммунального хозяйства, включенные в подпрограмму "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2016 - 2020 годы, входящую в состав Государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года N 455 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы".
Субсидии по кредитным договорам, договорам займа, заключенным до 1 января 2016 г., выплачиваются ежемесячно в размере фактических затрат на уплату процентов за пользование кредитом, займом, но не более 20% годовых. Субсидии по кредитным договорам, договорам займа, заключенным после 1 января 2016 г., выплачиваются в размере фактических затрат заемщиков на уплату процентов по кредитам, займам, но не более размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, договора займа, увеличенной на 3 процентных пункта. Субсидии предоставляются в размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год на указанные цели (п.5 Порядка).
Пунктом 7 Порядка определены условия предоставления субсидии:
реализация на территории муниципальных образований в Республике Мордовия инвестиционных проектов, включенных в подпрограмму "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия" на 2019 - 2025 годы государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканской целевой программы "Жилище" и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия"; заключение после 1 января 2011 г. кредитного договора, договора займа на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов; отсутствие процедур реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; отсутствие просроченной задолженности по заработной плате; использование кредита, займа по целевому назначению в полном объеме; представление документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка; … получатели субсидий не должны получать средства из республиканского бюджета Республики Мордовия на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка; отсутствие просроченной задолженности по возврату в республиканский бюджет Республики Мордовия субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед республиканским бюджетом Республики Мордовия.
Условия предоставления субсидий должны соответствовать по состоянию на 1 января года, в котором будет принято решение о предоставлении субсидии.
В свою очередь, пунктом 8 Порядка предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить в Министерство юридическим лицам для получения субсидий, в том числе: 1) заявление о предоставлении субсидии в произвольной форме; 2) заверенные организацией копии учредительных документов; 3) заверенную организацией копию кредитного договора или договора займа и график погашения кредита, займа и уплаты процентов по ним; 4) выписку из ссудного счета организации, подтверждающую получение кредита, займа; 5) документы, подтверждающие целевое использование заемных средств (копии платежных поручений, квитанций к приходно-кассовому ордеру, кассовых чеков, товарных чеков, договоров, накладных, актов приемки выполненных работ, актов приемки-передачи машин и оборудования и т.д.), заверенные организацией; 6) документы, подтверждающие наличие установленных коллективных (общедомовых) приборов учета расхода энергоресурсов (акт допуска в эксплуатацию прибора учета, акт ввода в эксплуатацию прибора учета, акт оснащения прибором учета, реестр приборов учета и др.).
Министерство в рамках межведомственного взаимодействия вправе запросить в Федеральной налоговой службе справку, содержащую информацию о том, что претендент на получение субсидии не являлся получателем средств из республиканского бюджета Республики Мордовия на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
Ответчику в 2019 году была предоставлена субсидия на сумму 5 547 320рублей 67 копеек на возмещение части затрат по уплате процентов по договору займа от 21.05.2018 №1, заключенному с ООО «Атмосфера», и на сумму 8 331 809рублей 58 копеек на возмещение части затрат по уплате процентов по договору займа №22/04/19А от 22.04.2019, заключенному с ООО «Атмосфера», в 2020 году на сумму 7 883 040 рублей 57 копеек.
Пунктом 7 Порядка установлены условия предоставления субсидии.
Пунктом 8 Порядка определен перечень документов, которые необходимо представить в Министерство юридическим лицам для включения в перечень получателя субсидии и получения субсидий.
Министерство в течение 5 дней осуществляет проверку представленных документов и принимает одно из следующих решений: о предоставлении субсидий; об отказе в предоставлении субсидий (п.10).
В силу пункта 15 Порядка в случае выявления нарушения организацией условий, установленных при предоставлении субсидии, организация обязана возвратить субсидию в республиканский бюджет Республики Мордовия.
Между сторонами спора заключено Соглашение №72/48 от 03.07.2019 о предоставлении субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат процентной ставки по кредитам, в соответствии с которым Министерство (Главный распорядитель) предоставляет ООО «Сервис-Центр» (получателю субсидии) из средств республиканского бюджета субсидию в 2019 году на возмещение части затрат на уплату процентной ставки. Инвестиционные проекты, на реализацию которых направлен займ- строительство котельной Ветлечебницы на территории Ковылкинского района Республики Мордовия и котельной 1-го микрорайона на территории г. Ковылкино. Субсидия предоставляется в сумме 1 657 000рублей (п.1.3, 1.1 Соглашения). К соглашению заключены Соглашение №1 от 13.12.2019, в пункте 1.3. которого слова «1 657 000рублей» заменены на слова «12 298 720 рублей 44 копейки», Соглашение №2 от 28.12.2019, пункт 1.3 которого изменен на «13 547 723рубля 18 копеек», Соглашение №3 от 31.12.2019, пункт 1.3 которого изменен на «13 879 130рублей 25 копеек».
Кроме того, заключено также Соглашение №72/5 от 02.03.2020 о предоставлении субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат процентной ставки по кредитам, в соответствии с которым Министерство (Главный распорядитель) предоставляет ООО «Сервис-Центр» (получателю субсидии) из средств республиканского бюджета субсидию в 2020 году на возмещение части затрат на уплату процентной ставки. Инвестиционные проекты, на реализацию которых направлен займ- строительство котельной мощностью 400кВт, котельная Ветлечебницы, строительство котельной мощностью 15МВт, котельная 1-го микрорайона на территории г. Ковылкино, строительство котельной мощностью 18МВт, <...> строительство котельной мощностью 9 МВт ТП «Солнышко» по адресу: г. Ковылкино, ул. Пролетарская, 10а. Субсидия предоставляется в сумме 19 301 000рублей (п.1.3, 1.1 Соглашения).
В пунктах 2.1.6 Соглашений от 03.07.2019 и от 02.03.2020 установлена обязанность получателя субсидии обеспечить возврат субсидии в республиканский бюджет за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии в случаях и в сроки, установленные Порядком.
Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем субсидии Порядка, условий и целей предоставления субсидии (п.2.2.2 Соглашения).
Приказом №16/78 от 27.05.2019 Министерства ООО «Сервис-Центр» включено в Перечень получателей субсидий из республиканского бюджета на возмещения затрат на оплату процентной ставки по кредитам, на основании акта проверки наличия документов, предоставляемых для включения юридического лица в Перечень получателей субсидий от 30.04.2019 №5.
Фактическое получение субсидии в указанном размере сторонами не оспаривается (в 2019 году в сумме 5 547 320рублей 67 копеек и 8 331 809рублей 58 копеек, в 2020 году в сумме 7 883 040рублей 57 копеек).
В период с 19.04.2021 по 07.06.2021 Министерством финансов Республики Мордовия проведена выездная проверка соблюдения условий соглашений и Порядка предоставления субсидий при предоставлении субсидий юридическим лицам, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 29 июня 2021 года.
По результатам проверки Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия выдано предписание 19.08.2021, в котором указано на нарушение Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.08.2012 №306, в частности, при выдаче субсидии ООО «Сервис-Центр». В 2019 году основанием для отказа в предоставлении субсидий явилось несоответствие условиям предоставления субсидий и предоставление документов не в полном объеме (п.7, 8 Порядка). К заявлению от 25.04.2019 №215 и к заявлению без номера и даты (договор займа №22/04/19/А от 22.04.2019) ООО «Сервис-Центр» представлен не полный пакет документов, указанных в пункте 8 Порядка. Также, в нарушение пункта 12 Порядка, Министерство заключило Соглашение от 03.07.2019 по форме, не соответствующей требованиям, установленных приказом Министерства финансов Республики Мордовия №228, а именно, к утвержденным показателям результативности не установлены единицы измерения и значения показателей результативности. Предоставление субсидии на 5 547 320 рублей 67 копеек осуществлено Министерством в нарушение пункта 7 Порядка, а именно, реализация ООО «Сервис-Центр» заявленных инвестиционных проектов в 2017 году, под которые заключен договор займа №1 от 21.05.2018, не подпадает под инвестиционные проекты, реализуемые в подпрограмме «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия» на 2019-2025 года государственной программы, утвержденной постановлением №53. Предоставление субсидии на сумму 8 331 809 рублей 58 копеек (договор займа №22/04/19/А от 22.04.2019) осуществлено в нарушение пункта 7 Порядка, а именно, условия предоставления субсидии должны соответствовать по состоянию на 1 января года, в котором будет принято решение о предоставлении субсидии, а заключение ООО «Сервис-Центр» договора займа 22.04.2019 не соответствует условиям по состоянию на 01.01.2019 года. В 2020 году субсидия на сумму 7 883 040рублей 57 копеек предоставлена в нарушение пункта 7 и 8 Порядка. Решение о предоставлении субсидии принято Министерством в отсутствие приказа Министерства о включении претендента на получение субсидии, заключив Соглашение от 02.03.2020 при наличии оснований для отказа, а именно, при непредставлении юридическим лицом заявления с приложенным пакетом документов необходимого для включения в перечень получателей субсидии. Основания для заключения с ООО «Сервис-Центр» соглашения без оформления приказа не имелось.
С учетом результатов проверки Министерством в адрес ООО «Сервис-Центр» направлено уведомление (требование) от 06 сентября 2021 года, в соответствии с которым Обществу предложено в течение 10 календарных дней возвратить в республиканский бюджет субсидии в общей сумме 21 762 170рублей 82 копейки.
В установленный срок денежные средства не возвращены, ответ на претензию не получен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3).
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 305-ЭС18-13693 и от 31 января 2019 года N 305-ЭС18-17266).
При этом статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает соблюдение определенных условий предоставления и выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В Информационном письме от 22 декабря 2005 года N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Как отмечалось выше, подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из приведенной нормы следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Как следует из материалов дела, в качестве оснований для взыскания средств предоставленных субсидий Министерством указано на несоблюдение ООО «Сервис-Центр» порядка и условий получения субсидий, в частности, Общество к заявлению от 25.04.2019 №215 и к заявлению без номера и даты (договор займа №22/04/19/А от 22.04.2019) представило не полный пакет документов, указанных в пункте 8 Порядка. Также, в нарушение пункта 12 Порядка, Министерством заключено Соглашение от 03.07.2019 без оснований, так как к утвержденным показателям результативности не установлены единицы измерения и значения показателей результативности.
Указывая, что к заявлениям ООО «Сервис-Центр», в нарушение положений пункта 7 Порядка, представлен не полный пакет документов, Министерство при этом перечисляет все изложенные в пункте 7 условия, в подтверждение существования которых Общество не представило документы.
Как верно отмечено судом, относительно обязанности получателя субсидии предоставления документов с целью соблюдения условия предоставления субсидии, Постановление требует представление документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.
Сопоставив указанные в виде приложений к заявлениям документы и требования пункта 8 Порядка, суд посчитал, что заявителем представлены требуемые документы. Как указывает Министерство к заявлению по договору займа №22/04/19/А от 22.04.2019 не представлены заверенные копии учредительных документов, однако, к заявлению приложены копия Устава Общества, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации, копия приказа о назначении директора. К заявлению без номера и даты, представленному в дополнение, приложены выписки операций по лицевому счету ООО «Сервис-центр» от 20.12.2019 и 23.12.2019. То обстоятельство, что представленные банковские выписки не заверены Банком не свидетельствует об их недействительности. Выписки и платежные поручения сформированы электронно и распечатаны с сайта и отметками Банка. Таким образом, суд не установил нарушений при подаче ответчиком заявления о предоставлении субсидий пункта 8 Порядка, какие именно документы, в нарушение указанного пункта Порядка, не представлены ответчиком при подаче заявления, Министерство не указывает. Предоставление документов, подтверждающих отсутствие процедур реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства), отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и другие условия, перечисленные в пункте 7 Порядка, пунктом 8 Порядка не предусмотрены. Кроме того, предоставление документов, перечисленных в пункте 8 Порядка, является самостоятельным условием для предоставления субсидии (п.7 Порядка). При проверке Министерством перечня представленных документов никакие замечания не озвучивались, о непредставлении каких-либо документов, либо представлении документов в ненадлежащем виде или форме, Общество не извещалось, отказа в предоставлении субсидии по этому основанию не последовало.
То обстоятельство, что Соглашение от 03.07.2019 №72/48 заключено Министерством по форме, не соответствующей требованиям, установленным Приказом Минфина Республики Мордовия от 26.12.2016 №228, не свидетельствует о нарушении Обществом условий и порядка предоставления субсидий.
Согласно пункту 12 Порядка в соответствии с перечнем получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия Министерство заключает с получателями субсидий соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Мордовия от 26 декабря 2016 г. N 228 "Об утверждении типовых форм договоров (соглашений) между главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия и юридическим лицом (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия с указанием мероприятий, на реализацию которых направляются субсидии.
Включение организации в перечень получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия осуществляется на основании приказа Министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
Таким образом, обязанность заключать Соглашение с получателем субсидии и издавать приказ, на основании которого осуществляется включение организации в перечень получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия, возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, и повлиять на совершение указанных действий либо соблюдение Министерством утвержденных форм, установленных для документов, получатель субсидии не имеет возможности и правового механизма.
Довод Министерства о нарушении порядка предоставления субсидии на 5 547 320 рублей 67 копеек, а именно, реализация ООО «Сервис-Центр» заявленных инвестиционных проектов в 2017 году, под которые заключен договор займа №1 от 21.05.2018, не подпадает под инвестиционные проекты, реализуемые в подпрограмме «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия» на 2019-2025 года государственной программы, утвержденной постановлением №53, отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 Порядка субсидии из республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляются организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории муниципальных образований в Республике Мордовия. Под инвестиционными проектами в настоящем Порядке понимаются инвестиционные проекты, реализуемые в сфере коммунального хозяйства, включенные в подпрограмму "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства" на 2016 - 2020 годы, входящую в состав Государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 455 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы".
Постановление правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года № 455 признано утратившим силу с 14.02.2019 в связи с изданием Постановления правительства РМ от 06.02.2019 №53.
Постановлением правительства РМ от 25.02.2019 №94 внесены изменения в Постановление правительства РМ от 13.08.2012 N 306, в части возможности получения государственной поддержки в виде субсидии не только по кредитным договорам, но и по договорам займа.
Однако, в пункт 7 Порядка включена только подпрограмма, утвержденная Постановлением правительства РМ №53 (годы реализации 2019-2025 годы), подпрограмма, утвержденная постановлением правительства РМ №455 (2014-2020 годы), отсутствует.
Таким образом, при внесении изменений в Постановления №306, №53 и №455 инвестиционные проекты, которые были предусмотрены Постановлением правительства №455 и на которые распространялась возможность получения государственной поддержки в виде субсидии, не были включены в подпрограмму «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия на 2019-2025 годы государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденную постановлением правительства Республики Мордовия от 06.02.2019 №53.
ООО «Сервис-центр» реализовало инвестиционные проекты, включенные в подпрограмму, утвержденную Постановлением правительства №455 (2017-2018 годы реализации). Заявка ООО «Сервис-центр» подана 25.04.2019.
Постановлением правительства Республики Мордовия от 13.09.2021 №432 «О внесении изменений в государственную программу Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» внесены изменения в часть 15 раздела 3 «Перечень подпрограммных мероприятий" приложения 6 к Государственной программе, а именно, указано, что при реализации настоящей Подпрограммы учитываются инвестиционные проекты, реализованные в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 455 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы", а именно: строительство котельной мощностью 400 кВт Котельная Ветлечебница; строительство котельной мощностью 15 МВт Котельная 1-го микрорайона; строительство котельной мощностью 9 МВт ТП "Солнышко" с подключением потребителей 15-го микрорайона г. Ковылкино; строительство котельной мощностью 18 МВт по ул. Есенина г. Ковылкино; строительство котельной мощностью 0,8 МВт в зоне МРСК г. Ковылкино; строительство котельной 600 кВт Котельная МСО "Авангард"; строительство котельной, мощностью 0,8 МВт Котельная по 3-го микрорайона.", то есть те проекты, которые были реализованы ответчиком и в связи с реализацией которых он обращался в Министерство с целью получения субсидии.
Все инвестиционные проекты получателем субсидий реализованы.
Таким образом, данный довод Министерства не нашел подтверждения при рассмотрении дела.
Кроме этого, Министерство указало, что проверка, в результате которой установлено нарушение п.7 Порядка, Минфином Мордовии проводилась 29.06.2021, требование о возврате субсидии направлено ответчику 06.09.2021, изменения внесены Постановлением от 13.09.2021, и Общество обязано было возвратить субсидию в бюджет по требованию Министерства, поскольку основания для ее выдачи отсутствовали.
Рассмотрев данный довод Министерства, суд счел его несостоятельным ввиду следующего.
Согласно пункту 16 Порядка организация в течение 10 дней со дня получения письменного уведомления обязана перечислить на лицевой счет Министерства сумму субсидии, использованной с нарушением условий, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
Срок, установленный для перечисления организацией на лицевой счет Министерства суммы субсидии, использованной с нарушением условий, в рассматриваемом случае, истекает как минимум 16.09.2021 (06.09.2021 уведомление направлено, дата получения неизвестна), изменения в Постановление правительства внесены 13.09.2021.
Учитывая вышеизложенное, к моменту истечения срока для возврата субсидии основания для ее возврата отсутствовали. Исковое заявление подано истцом в суд 12.11.2021, то есть к дате подачи иска также.
Довод истца о предоставлении субсидии на сумму 8 331 809 рублей 58 копеек (договор займа №22/04/19/А от 22.04.2019) в нарушение пункта 7 Порядка, а именно, условия предоставления субсидии должны соответствовать по состоянию на 1 января года, в котором будет принято решение о предоставлении субсидии, а заключение ООО «Сервис-Центр» договора займа 22.04.2019 не соответствует условиям по состоянию на 01.01.2019 года, также отклонен судом.
В 2019 году при подаче заявления ответчиком для включения в перечень получателей субсидий был приложен договор займа №22/04/19/А от 22.04.2019 и все документы, предусмотренные пунктом 8 Порядка. Данный факт сторонами не оспаривался.
И как указало Министерство, вопреки условию предоставления субсидий, в соответствии с которым условия должны соответствовать по состоянию на 1 января года, в котором будет принято решение о предоставлении субсидии, оно перечислило Обществу субсидию в 2019 году на возмещения затрат по процентам по договору займа №22/04/19/А от 22.04.2019.
Согласно пункту 10 Порядка министерство в течение 5 дней осуществляет проверку представленных документов и принимает одно из следующих решений: о предоставлении субсидий; об отказе в предоставлении субсидий.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие условиям предоставления субсидий; представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка; недостоверность представленной получателем субсидии информации.
Проверив представленные заявителем документы, Министерство пришло к выводу о соответствии его условиям предоставления субсидий и представлении в полном объеме документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.
Какое именно условие из перечня, установленного пунктом 7 Порядка, не соответствовало по состоянию на 1 января года, в котором будет принято решение о предоставлении субсидии, истцом не указано. Договор займа №22/04/19/А от 22.04.2019 заключен после 1 января 2011 года на реализацию в сфере коммунального хозяйства инвестиционных проектов, как того требует пункт 7 Порядка.
Заключение самого договора займа 22.04.2019 и выдача субсидии по данному договору в этом же 2019 году, с учетом соответствия условиям и порядку предоставления субсидий, не может являться нарушением Обществом условий предоставления субсидии. Кроме того, суд отмечено, что при условии выдачи спорной субсидии в 2020 году, она была бы предоставлена ООО «Сервис-Центр» в том же размере и порядке. В 2020 году Министерство продолжило выдавать субсидию получателю по данному договору.
Доказательства того, что какие-либо условия, предусмотренные пунктом 7 Порядка, не соответствовали по состоянию на 1 января года, в котором будет принято решение о предоставлении субсидии, отсутствуют.
Довод истца о выдаче в 2020 году субсидии на сумму 7 883 040рублей 57 копеек в нарушение пункта 7 и 8 Порядка, несостоятелен. Решение о предоставлении субсидии принято Министерством в отсутствие приказа Министерства о включении претендента на получение субсидии, заключив Соглашение от 02.03.2020 при наличии оснований для отказа, а именно, при непредставлении юридическим лицом заявления с приложенным пакетом документов необходимого для включения в перечень получателей субсидии. Основания для заключения с ООО «Сервис-Центр» соглашения без оформления приказа не имелось.
В 2020 году Министерство осуществило предоставление субсидий по ранее представленным документам и договорам. Субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам предоставляются на возмещения части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам.
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются в течение срока погашения кредитов, полученных в российских кредитных организациях, и займов, полученных в организациях, состоящих на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу, и направленных на реализацию инвестиционных проектов, но не более 5 лет.
Субсидии выплачиваются с даты заключения кредитного договора, договора займа.
Включение организации в перечень получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия осуществляется на основании приказа Министра жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия (п.12 Порядка).
В материалы дела представлен Приказ Министра от 27.05.2019.
Иной приказ Министерством не издавался.
Неисполнение Министерством обязательства по изданию Приказа, установленного Порядком, не является основанием для отказа в предоставлении субсидии и не свидетельствует о нарушении получателем субсидии условий и порядка ее получения.
В соответствии с пунктом 17 Порядка Министерство осуществляет контроль за целевым использованием субсидий, несет ответственность за осуществление расходов республиканского бюджета Республики Мордовия и осуществляет контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления денежных средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в соответствии с условиями их предоставления.
Министерством не были установлены основания для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренные пунктом 10 Порядка, при подаче заявления ответчиком и включении его в перечень получателей субсидии.
Пункт 15 Порядка предусматривает обязанность возвратить субсидию в республиканский бюджет Республики Мордовия только в случае выявления нарушения организацией условий, установленных при предоставлении субсидии.
Судом первой инстанции не установлено нарушение ООО «Сервис-Центр» условий, установленных при предоставлении субсидии, как и искажение либо недостоверность представленной Обществом информации. Недобросовестность ответчика при подаче им заявления для включения в перечень получателя субсидии не установлена, основания для возврата субсидии отсутствуют.
В соответствии с пунктом 18 Порядка субсидии в случае их нецелевого использования подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Мордовия в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
Нецелевое использование ответчиком субсидии также не установлено.
Учитывая вышеизложенное и установление судом отсутствие нарушений со стороны Общества условий Порядка предоставления субсидий, которые могли бы служить основанием для возврата предоставленных субсидий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены по вышеизложенным основаниям, как не подтвержденные материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких – либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.04.2022 по делу № А39-12051/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Е.Н. Наумова
Судьи
Н.В. Устинова
А.Н. Ковбасюк