ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А39-2286/2008-115/3
09 февраля 2009 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Заликовой Г.С., доверенность от 14.05.2007 № 2705/149,
от заинтересованного лица: Низовой Г.А., доверенность от 11.01.2009 № 3Д,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –
Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу
по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.08.2008,
принятое судьей Полубояровой Г.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008,
принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
по делу № А39-2286/2008-115/3
по заявлению открытого акционерного общества «Орбита»
о признании незаконным и об отмене постановления Межрегионального
управления Федеральной службы по финансовому мониторингу
по Приволжскому федеральному округу
о привлечении к административной ответственности
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Орбита» (далее – ОАО «Орбита», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее – Управление, административный орган) от 23.06.2008 № 04-08/172 о привлечении к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 12.08.2008 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 17.11.2008 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, Общество правомерно привлечено к административной ответственности, так как, являясь организацией, осуществляющей куплю-продажу драгоценных металлов, и стороной по договору купли-продажи акций, оно обязано представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании сообщения Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 14.04.2008 № 10-10/768-р должностное лицо Управления вынесло определение о возбуждении дела № 04-08/172 об административном правонарушении по статье 15.27 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе расследования выявлено нарушение требований пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно: Общество не представило в Управление сведения о продаже гражданам Гармашову А.В. и Вьюгову С.В. обыкновенных акций дополнительного выпуска на сумму 19 007 484 рубля и 6 327 016 рублей соответственно, частичная оплата которых произведена в наличной форме в кассу Общества по приходно-кассовым ордерам от 07.03.2008 № 031 и 032.
Усмотрев в действиях ОАО «Орбита» состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 11.06.2008 № 04-08/172.
По результатам рассмотрения материалов дела заместитель руководителя Управления вынес постановление от 23.06.2008 № 04-08/172 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.5 и 15.27, пунктом 2 части 2 статьи 23.62, частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, частью 4 статьи 210 и статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьей 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», статьей 5 и подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что ОАО «Орбита» не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В статье 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля
В целях Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности (статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ).
Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ, является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, перечисленных в данной статье. В частности, к таким операциям относится приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.
Обществу вменяется в вину, что оно, являясь организацией, осуществляющей операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не представило в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями признаются: действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога; изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании; перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что ОАО «Орбита» не является организацией, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Факт постановки ОАО «Орбита» на учет в качестве юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не свидетельствует об осуществлении им операций по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий в том смысле, который заложен в Федеральном законе № 115-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.08.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу № А39-2286/2008-115/3 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю. Башева
Судьи
М.Ю. Евтеева
А.И. Чиграков