ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А39-2836/2008-137/3
15 июня 2009 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Бердникова О.Е., Евтеевой М.Ю.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.11.2008,
принятое судьей Полубояровой Г.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009,
принятое судьями Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н., Рубис Е.А.,
по делу № А39-2836/2008-137/3
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Асботех
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска от 01.08.2008 об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, обязании произвести государственную регистрацию ликвидации общества и взыскании судебных издержек в размере 10 000 рублей
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Асботех» (далее – ООО «Асботех», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска (далее – Инспекция, регистрирующий орган) от 01.08.2008 об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией, обязании произвести государственную регистрацию ликвидации Общества и взыскании судебных издержек в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 20.11.2008 заявленные требования в части признания недействительным решения Инспекции и обязания её произвести государственную регистрацию ликвидации Общества удовлетворено. В удовлетворении требования о взыскании судебных издержек отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворенных требований и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не применили подлежащие применению статьи 44, 49 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, в рассматриваемом случае у Общества имелась задолженность по налоговым платежам перед бюджетом, ликвидационный баланс Общества, не содержащий сведений об имеющейся задолженности, не являлся достоверным, поэтому государственная регистрация ликвидации не может быть осуществлена.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В ходатайстве от 25.05.2009 Инспекция просила рассмотреть жалобу в отсутствие её представителя.
ООО «Асботех», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на жалобу в суд не представило.
В соответствии во статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 30 минут 11.06.2009 до 15 часов 15.06.2009.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «Асботех» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия 19.04.2005.
01.04.2008 на общем собрании участников Общества (участники – ФИО1 и ФИО2) принято решение о добровольной ликвидации Общества, о чем составлен протокол общего собрания № 5. Согласно пункту 3 протокола на должность ликвидатора назначена ФИО3.
03.04.2008 Общество представило в Инспекцию уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и уведомление о формировании ликвидационной комиссии.
16.04.2008 в журнале «Вестник государственной регистрации» (№ 15, апрель 2008) размещена публикация о ликвидации Общества с указанием адреса (<...>, тел. <***>), по которому кредиторами могут быть предъявлены требования в течение двух месяцев с момента публикации.
Ликвидатор Общества ФИО3 24.07.2008 обратилась в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица – Общества в связи с его ликвидацией, представив все необходимые для этого документы, о чем Инспекция выдала расписку.
Решением от 01.08.2008 Инспекция отказала Обществу в государственной регистрации ликвидации юридического лица на том основании, что заявителем не представлены документы, указанные в подпункте «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимые для государственной регистрации ликвидации.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясьпунктом 1 статьи 4, статьями 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ), статьями 62, 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для отказа в государственной регистрации и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В пунктах 1, 2 статьи 62 Кодекса установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и это не противоречит материалам дела, что участники Общества в соответствии с требованиями гражданского законодательства на общем собрании приняли решение о ликвидации Общества; назначили ликвидатора; уведомили Инспекцию о ликвидации юридического лица, направив соответствующие документы. Сообщение о ликвидации Общества, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации».
Таким образом, Общество уведомило всех известных кредиторов, в том числе Инспекцию, и приняло меры к выявлению кредиторских обязательств.
В установленный срок предъявления требований (истек 16.06.2008) никто из кредиторов, в том числе и Инспекция, с требованием о погашении задолженности в Общество не обращался. После окончания срока предъявления требований кредиторов Общество составило и представило в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 16.06.2008, из которого следовало, что налоговый орган не является кредитором Общества, поскольку никаких требований в установленный двухмесячный срок не предъявлял. Промежуточный регистрационный баланс принят Инспекцией. Запись о его составлении внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем Обществу выдано свидетельство серии 13 № 001221317.
Таким образом, Инспекции было известно о процессе ликвидации Общества, и представленный промежуточный ликвидационный баланс Общества ею был одобрен.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами
в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим законом необходимых документов для государственной регистрации (статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ).
Как установили суды, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив все необходимые документы, в том числе ликвидационный баланс. Представленный Обществом ликвидационный баланс соответствовал требованиям законодательства. Инспекция не доказала, что на момент ликвидации у Общества имелась задолженность перед бюджетом и налоговый орган принял необходимые меры по взысканию этой задолженности, в установленном порядке заявив требование о наличии задолженности как кредитор Общества.
Выводы судов установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам не противоречат и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке не подлежат.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили требования Общества в обжалуемой части.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы признаны несостоятельными.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Инспекция на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.11.2008 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу № А39-2836/2008-137/3 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П. Маслова
Судьи
О.Е. Бердников
М.Ю. Евтеева