ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А39-295/2023 от 12.09.2023 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А39-295/2023

14 сентября 2023 года

(дата изготовления постановления в полном объеме).

Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В. ,

судей Соколовой Л.В., Шемякиной О.А.

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

автономной некоммерческой организации социального обслуживания граждан «Исток»

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023

по делу № А39-295/2023

по иску Министерства социальной защиты, труда и занятости населения

Республики Мордовия (ИНН: 1326196216, ОГРН: 1061326007489)

к автономной некоммерческой организации социального обслуживания

граждан «Исток» (ИНН: 1310000556, ОГРН: 1171326001131)

о взыскании неиспользованного остатка субсидии

и   у с т а н о в и л :

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к автономной некоммерческой организации социального обслуживания граждан «Исток» (далее – Организация) о взыскании 306 497 рублей 68 копеек, составляющих неиспользованный остаток субсидии.

            Решением суда от 21.02.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки от 10.03.2023) иск удовлетворен.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Организация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды не применили пункты 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Организация указывает, что не воспользовалась спорной частью субсидии по независящим от нее причинам, так как у АО «Актив Банк», в котором у ответчика был открыт лицевой счет и зачислена субсидия, отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Организация не допустила нецелевого расходования бюджетных средств и предпринимала меры, направленные на возвращение неиспользованной субсидии.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Организация заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.

Приложенные к кассационной жалобе дополнительные документы подлежат возврату заявителю с учетом компетенции суда округа, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Министерство и Организация заключили соглашение от 22.01.2021 № 17-59, предметом которого является предоставление получателю (ответчику) из республиканского бюджета Республики Мордовия в 2021 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому в рамках реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» (пункт 1.1  Соглашения).

Размер предоставленной субсидии составляет 10 352 760 рублей (пункт 1.1.1 дополнительного соглашения от 03.12.2021 № 17-541).

Указанная субсидия предоставлена Министерством и получена Организацией в полном объеме.

Министерство провело плановую выездную проверку в отношении Организации за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, по результатам которой составило акт от 30.11.2022.

В ходе проверки установлено наличие не использованного ответчиком остатка выделенной субсидии в размере 306 497 рублей 68 копеек, что составляет разницу между предоставленной суммой субсидии (10 352 760 рублей) и израсходованными денежными средствами (10 046 262 рубля 32 копейки).

В возражениях на акт от 30.11.2022 получатель указал, что субсидию в размере                  306 497 рублей 68 копеек использовать не смог по независящим причинам, поскольку АО «Актив Банк», в котором открыт лицевой счет Организации, прекратил свою деятельность в июне 2021 года; акт не содержит указаний на нецелевой характер использованной суммы субсидии либо на иные нарушения бюджетного законодательства, допущенные Организацией.

По результатам проверки Министерство рекомендовало ответчику возвратить денежные средства в размере 306 497 рублей 68 копеек в срок до 14.12.2022.

Отказ Организации от возврата субсидии послужил основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 401, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком определения объема и предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим социальные услуги в форме социального обслуживания граждан на дому, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 12.09.2016 № 461, Арбитражный суд Республики Мордовия      счел требование Министерства обоснованным и удовлетворил иск.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

    В силу абзаца пятого статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

   Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

   На основании пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

   Постановлением Правительства Республики Мордовия от 12.09.2016 № 461 утвержден порядок определения объема и предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим социальные услуги в форме социального обслуживания граждан на дому (далее – Порядок № 461).

   В пункте 2 Порядка № 461 установлено, что субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат организаций на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому в рамках реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение».

   Результатом предоставления субсидии является охват социальными услугами граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в рамках системы долговременного ухода, в объеме, установленном региональным проектом «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение».

В соответствии с пунктом 24 Порядка № 461 возврат в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, производится в срок до 1 февраля текущего года путем перечисления неиспользованных остатков субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия.

В пункте 4.3.14 Соглашения также предусмотрен возврат неиспользованной части субсидии в срок до 01.02.2022 путем перечисления неиспользованных остатков субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что сумма неиспользованной ответчиком субсидии составила 306 497 рублей 68 копеек.

Данные денежные средства ответчик в республиканский бюджет Республики Мордовия не возвратил, мотивируя тем, что у кредитной организации (АО «Актив Банк»), в которой размещены денежные средства Организации, отозвана лицензия на осуществление банковских операций на основании приказа Банка России от 26.06.2021 № ОД-1267.

Между тем, как правомерно указали суды, отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, где размещены финансовые активы виновной стороны, не относится к случаям, предусмотренным пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, при которых сторона вправе претендовать на освобождение от ответственности. У Организации сохранено и может быть реализовано право на получение от банка денежных средств, находящихся на расчетном счете, поскольку временная администрация по управлению кредитной организацией АО «Актив Банк» сообщила о включении в реестр требований кредиторов (третья очередь) требования ответчика в размере 449 092 рублей 42 копеек (сообщение от 01.08.2021 № 146-ВА-РТК).

   Довод заявителя жалобы о неприменении к рассматриваемому спору пунктов 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации признан несостоятельным.

В силу пунктов 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

   Вместе с тем, как установили суды, ответчик не представил доказательств отсутствия своей вины в несвоевременном возвращении неиспользованной субсидии, как и доказательств, подтверждающих, что он принимал все необходимые меры для возвращения неиспользованной субсидии в установленный договором срок.

            С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Министерства.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.02.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу № А39-295/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации социального обслуживания граждан «Исток» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

Л.В. Соколова

О.А. Шемякина