ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А39-3870/2008
03 сентября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Апряткиной Г.С., Павлова В.Ю.
при участии представителя
от третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Саранскстройинвест»:
ФИО1 (доверенность от 15.09.2008 № 30)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –
администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.03.2009,
принятое судьей Савочкиным В.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
по делу № А39-3870/2008
по заявлению индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского)
хозяйства ФИО2
о признании недействительными в части постановлений администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия,
третьи лица – администрация Берсеневского сельского поселения,
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия,
общество с ограниченной ответственностью «Саранскстройинвест»,
общество с ограниченной ответственностью «Свой дом»,
общество с ограниченной ответственностью «Стратегия Плюс»,
ФИО3, ФИО4,
ФИО5, ФИО6,
ФИО7, ФИО8,
ФИО9, ФИО10,
ФИО11, ФИО12,
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация) о признании недействительными:
1) постановления исполняющего обязанности главы администрации Лямбирского муниципального района от 28.07.2008 № 521 «О предварительном согласовании места размещения автомобильных дорог и объектов электроснабжения местного значения» в части:
- предварительного согласования места размещения автомобильной дороги местного значения № 1 и автомобильных дорог № 2 и 4, согласно приложению № 1 к постановлению, а также линий электроснабжения параллельно выбираемым трассам указанных автомобильных дорог;
- утверждения акта о выборе земельных участков для размещения объектов местного значения (приложение N 1) в части выбора наиболее приемлемыми для дальнейшей разработки варианта 3 автомобильной дороги местного значения № 1 и автомобильных дорог № 2 и 4, а также линий электроснабжения параллельно выбираемым трассам указанных автомобильных дорог;
- утверждения схемы расположения земельных участков общей площадью 443,79 гектара для размещения объектов местного значения (приложение № 2) в части указания на размещение отмеченной зеленым маркером варианта 3 автомобильной дороги местного значения № 1 и автомобильных дорог № 2 и 4, а также линий электроснабжения параллельно выбираемым трассам указанных автомобильных дорог на принадлежащих Предпринимателю земельных участках площадью 52,54 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:282 и площадью 32,04 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:265, обозначенных на схеме номерами 16 и 17;
- утверждения расчета убытков собственников земельных участков (приложение
№ 3) в части установления выкупной цены принадлежащего Предпринимателю земельных участков площадью 52,54 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:282 и площадью 32,04 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:265, отраженных в расчете с номерами 16 и 17;
2) постановления главы администрации Лямбирского муниципального района от 29.07.2008 № 530 в части изъятия путем выкупа для муниципальных нужд Лямбирского муниципального района земельных участков площадью 52,54 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:282 и площадью 32,04 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:265, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, село Берсеневка, сельскохозяйственный производственный кооператив «Пригородный», принадлежащих на праве собственности Предпринимателю.
Заявленные требования мотивированы отсутствием полномочий Администрации на согласование места размещения объектов местного значения для нужд Лямбирского муниципального района на земельных участках с кадастровыми номерами 13:15:01 07 001:282 и 13:15:01 07 001:265, принадлежащих на праве собственности заявителю, и нарушением Администрацией порядка согласования места размещения объектов и порядка изъятия участка для муниципальных нужд, установленных статьями 31, 49, 62 и 63 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель указал на несоответствие размера подлежащего изъятию земельного участка площади участка, нормативно необходимого для обустройства дороги, а также на несоответствие схемы размещения земельных участков с проектами автодорог реальному расположению земельных участков, закрепленных в кадастровых планах, и наличие ошибок при расчете выкупной цены.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Берсеневского сельского поселения, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия, общество с ограниченной ответственностью «Саранскстройинвест» (далее – ООО «Саранскстройинвест»), общество с ограниченной ответственностью «Свой дом» (далее – ООО «Свой дом»), общество с ограниченной ответственностью «Стратегия Плюс» (далее – ООО «Стратегия Плюс»), ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 25.03.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.07.2009, частично удовлетворил заявленные требования и признал недействительным в оспариваемой части постановление Администрации от 29.07.2008 № 530, поскольку при его принятии муниципальным органом не соблюден порядок выбора земельных участков для строительства, установленный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (Предприниматель не проинформирован о возможном выкупе земельных участков для строительства).
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекратил производство по требованию о признании частично недействительным постановления Администрации от 28.07.2008 № 521, так как установил неподведомственность данного спора арбитражному суду.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части удовлетворенных требований, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой (с учетом уточнения к ней), в которой просит отменить решение и постановление в названной части в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель указывает, что нормативно-правовые акты, определяющие порядок информирования собственников о возможном изъятии земельных участков, на момент принятия постановлений отсутствовали, поэтому порядок уведомления в этом случае должен соответствовать статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, неуведомление собственников земельных участков Администрацией о возможном выкупе земельных участков не является существенным нарушением порядка выбора земельных участков и не ведет к ущемлению прав землепользователей, поскольку возникновение правовых последствий для собственников в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет именно уведомление о принятом решении об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.
Администрация Берсеневского сельского поселения в отзыве на кассационную жалобу поддержала доводы заявителя.
ООО «Саранскстройинвест», ФИО4, ФИО13, ФИО3,
ФИО12, ФИО11, ФИО8 в отзывах на кассационную жалобу не согласились с доводами заявителя и считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Суд удовлетворил ходатайства ФИО12, ФИО11, ФИО8, ФИО6, ФИО7, ФИО10, ФИО5 о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания Администрация, Предприниматель, администрация Берсеневского сельского поселения, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия, ООО «Саранскстройинвест», ООО «Свой дом», ООО «Стратегия Плюс», Кочкина Р.П,
ФИО9 не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 03.09.2009.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Администрация не оспаривает обжалуемые судебные акты в части требований, производство по которым прекращено, поэтому в силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации их законность в указанной части окружным судом не проверяется.
Изучив материалы дела, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как установил суд и видно из документов, Предпринимателю принадлежат на праве собственности земельные участки площадью 52,54 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:282 и площадью 32,04 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:265, расположенные по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, СПК «Пригородный».
Постановлением Администрации от 28.07.2008 № 521 «О предварительном согласовании места размещения автомобильных дорог и объектов электроснабжения местного значения» предварительно согласовано место размещения автомобильных дорог и объектов электроснабжения местного значения для обеспечения индивидуального жилищного строительства с использованием механизма ипотечного кредитования, а также утверждены акт о выборе земельных участков для размещения объектов местного значения (приложение № 1), схема расположения земельных участков площадью 443,79 гектара для размещения объектов местного значения (приложение № 2) и расчеты убытков собственников земельных участков (приложение № 3).
В соответствии с приложением № 1 к названному постановлению комиссия Лямбирского муниципального района на основании рассмотрения картографических материалов (плана-схемы М1:10000) провела предварительный выбор прохождения трассы автомобильных дорог и объектов электроснабжения местного значения.
Из акта следует, что на рассмотрение комиссии представлено несколько вариантов прохождения автомобильной дороги местного значения № 1 и без вариантов прохождения автодорог № 2, 3, 4 на картографических материалах (плане-схеме М1:10000).
Комиссия посчитала наиболее приемлемым для дальнейшей разработки вариант № 3 автодороги местного значения № 1 и автодорог № 2, 3, 4, а также трассы линий электроснабжения, располагаемых параллельно выбираемым трассам автодорог
№ 1, 2, 3, 4.
Схема расположения земельных участков с нанесенными на нее вариантами автодорог указана в качестве приложения № 2 к постановлению от 28.07.2008 № 521, где выбранный вариант размещения автодорог (вариант 3) отмечен зеленым маркером, альтернативные варианты, отвергнутые комиссией (варианты 1 и 2), – розовым и желтым маркерами соответственно. Схема содержит схематические изображения границ
поселений – села Берсеневка, поселка Чекаевский, поселка Звездный, а также кадастровые номера, площади, кадастровую стоимость, собственника и фактическое использование соответствующих земельных участков, обозначенных на схеме порядковыми номерами, и указания на местоположение земельных участков, по которым проходят предполагаемые варианты автодорог. Порядковые номера использованы при описании вариантов размещения автодорог в приложении № 1 «Акт предварительного выбора земельных участков для размещения автомобильных дорог и объектов электроснабжения местного значения» к постановлению от 28.07.2008 № 521.
Позиции 16 и 17 схемы соответствует участкам площадью 52,54 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:282 и площадью 32,04 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:265, принадлежащим Предпринимателю.
Позиции 16 и 17 приложения № 3 к постановлению от 28.07.2008 № 521 (расчеты убытков собственников земельных участков при изъятии для муниципальных нужд) содержат упомянутые данные соответствующих земельных участков Предпринимателя, расчет убытков (рыночная стоимость, услуги риэлтора, расходы на регистрацию, налоговые и иные обязательные платежи, упущенную выгоду), а также итоговые стоимости их выкупа 1 335 475 рублей и 839 768 рублей.
На основании указанных документов Администрация постановлением от 29.07.2008 № 530 приняла решение об изъятии путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд Лямбирского муниципального района.
В пункте 1 упомянутого постановления решен вопрос об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд Лямбирского муниципального района земельных участков согласно приложению, позиции 16 и 17 которого содержат данные о земельных участках Предпринимателя площадью 52,54 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:282 и площадью 32,04 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:265 и указание на их кадастровые стоимости 1 513 163 рубля 03 копейки и 922 682 рубля 88 копеек.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что постановления Администрации от 28.07.2008 № 521 и от 29.07.2008 № 530 в оспариваемой части являются незаконными и нарушают его права и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения входят в перечень объектов государственного или муниципального значения, необходимость размещения которых может рассматриваться в качестве основания для изъятия земельных участков.
В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе (пункт 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Из содержания приведенных норм права следует, что собственники земельных участков должны быть уведомлены органом местного самоуправления как о возможном выкупе земельных участков для муниципальных нужд, так и о принятом им решении об изъятии земельных участков.
Как правильно установил суд, при выборе земельных участков площадью 52,54 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:282 и площадью 32,04 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:265, принадлежащих Предпринимателю на праве собственности, для строительства автомобильных дорог местного значения Администрация не проинформировала Предпринимателя о возможном выкупе земельных участков для муниципальных нужд, что привело к несоблюдению ею порядка выбора земельного участка, предусмотренного пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушение порядка выбора земельного участка для строительства автодорог местного значения свидетельствует о недействительности постановления от 29.07.2008
№ 530 в части изъятия путем выкупа для муниципальных нужд Лямбирского муниципального района земельных участков площадью 52,54 гектара с кадастровым номером 13:15:01 07 001:282 и площадью 32,04 гектара с кадастровым номером
13:15:01 07 001:265, принадлежащих Предпринимателю на праве собственности.
Довод заявителя о том, что отсутствие уведомления собственника о возможном выкупе его земельных участков не является существенным нарушением порядка выбора земельных участков при наличии извещения о принятом решении об изъятии земельного участка, отклоняется, как основанный на неправильном толковании норм материального права, поскольку в силу пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации информирование о возможном выкупе земельного участка осуществляется с целью выявления мнения собственников земельных участков, права и законные интересы которых могут быть затронуты, а в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники земельных участков уведомляются об уже принятом решении об изъятии земельных участков.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.03.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу № А39-3870/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Г. Кислицын
Судьи
Г.С. Апряткина
В.Ю. Павлов