ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А39-7634/17 от 01.08.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

08 августа 2018 года Дело № А39-7634/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2018.

Постановление в полном объеме изготовлено 08.08.2018.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОРГНИП 307132828900010, ИНН <***>, г. Саранск)

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.04.2018

по делу № А39-7634/2017,

принятое судьей Волковой Е.В.

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск, изложенного в письме от 06.09.2017 № 6808-ОГ,

без участия лиц,

и установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1(далее – ИП ФИО1, Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск (далее – администрация), изложенного в письме от 06.09.2017 № 6808-ОГ, об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1004081:904 площадью 31 кв.м, 13:23:10040812:905 площадью 31 кв.м, расположенных по адресу: <...> разрешенное использование: предпринимательство, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации(далее – ЗК РФ), и обязании администрации подготовить и направить в адрес Предпринимателя договоры купли-продажи указанных земельных участков.

Решением от 04.04.2018 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Предпринимателю в удовлетворении требования.

ИП ФИО1 не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.

В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от04.04.2018 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 05.02.2015 между гражданином ФИО2 и гражданкой ФИО1 заключен договор купли-продажи бокса гаража, расположенного по адресу: <...> ПКГО «Автовита», бокс гаража № 3, площадью 25,8 кв.м.

05.02.2015 между гражданином ФИО3 и гражданкой ФИО1 заключен договор купли-продажи бокса гаража, расположенного по адресу: <...> ПКГО «Автовита», бокс гаража № 2, площадью 26,4 кв.м.

Указанные боксы гаража расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 13:23:1004081:904, 13:23:10040812:905 площадью 31 кв.м каждый. Право собственности на данные земельные участки у продавца по вышеуказанным договорам оформлено не было, о чем свидетельствуют пункты 4 каждого договора.

Право собственности Предпринимателя на данные объекты зарегистрировано 10.02.2015.

18.05.2017 ИП ФИО1 поменяла наименование объектов недвижимого имущества с «бокс гаража» на «нежилое помещение».

11.08.2017 ИП ФИО1 обратилась в администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов (за плату) земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1004081:904, площадью 31 кв.м, 13:23:1004081:905 площадью 31 кв.м, расположенных по адресу: <...> разрешенное использование: предпринимательство, с приложением необходимых для рассмотрения заявления документов.

Письмом от 06.09.2017 № 6808-ОГ администрация отказала Предпринимателю в предоставлении в собственность (за плату) испрашиваемых земельных участков в связи с несоответствием вида их разрешенного использования целям использования этих участков, указанным в заявлениях.

Посчитав такое решение администрации не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании пункта 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.

На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 № 33995).

В силу положений пункта 1 статьи 7, подпункта 1 пункта 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Из пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06.05.2016 № 516 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Саранск (далее - Правила), в которых предусмотрено зонирование территории городского поселения и установлены соответствующие градостроительные регламенты.

Согласно пункту 8 статьи 1 Правил в городском округе Саранск утверждена зона ОД6 «Зона торговли, коммерческой активности и мелкого производства», которая выделена для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, на основных транспортных магистралях, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз. Зона торговли, коммерческой активности и мелкого производства выделена для обеспечения правовых условий формирования и использования земельных участков для размещения объектов преимущественно торгового назначения и коммунально-бытового обслуживания общегородского и регионального значения, крупных торговых комплексов розничной и оптовой торговли, рынков, объектов малого бизнеса и производств, не требующих установления санитарно-защитной зоны, ориентированных на удовлетворение периодических и эпизодических потребностей населения. Особенностью зоны является сочетание объектов, связанных с обеспечением производственной и другой деятельности, и обслуживающих коммерческих объектов. Зона характеризуется высокой концентрацией объектов, обеспечивающих коммерческую и логистическую деятельность. Особенностью зоны является необходимость проведения мероприятий по уменьшению негативного (вредного) воздействия на окружающую среду.

Статьей 2 Правил установлен порядок и условия изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами, а именно: изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами осуществляется в рамках градостроительного регламента в соответствии со статьями 7, 40,41, 85 ЗК РФ, статьями 36, 37, 38, 39, 40, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 55 ГрК РФ.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.

Выбор вида разрешенного использования и размещение объекта капитального строительства федерального, регионального, местного значения, объекта инженерно-технического обеспечения, объекта социальной сферы (в том числе объекта образования, здравоохранения, бытового обслуживания), для расположения которого требуется отдельный земельный участок, осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.

Исследовав содержание заявлений Предпринимателя от 11.08.2017 о предоставлении земельных участков в собственность и приложенных к ним документов, суд установил, что они поданы для использования в целях размещения нежилых помещений.

Согласно кадастровым паспортам и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на данных участках расположены нежилые здания, в графе «особые отметки» указано - боксы гаражей 1995 года постройки, принадлежащие ФИО1 на праве собственности в соответствии с договорамикупли-продажи.

Распоряжениями заместителя главы г.о. Саранск от 07.07.2017 № 1398-рз и № 1396-рз о предварительном согласовании ИП ФИО1 предоставления земельных участков для размещения гаражей боксового типа № 3 и № 2 в ПКТО «Автовита» по ул.Строительная г. Саранска, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона ОД6 (зона торговли, коммерческой активности и мелкого производства), ограничения земельных участков не установлены, условием предоставления названных участков является проведение кадастровых работ по их образованию в соответствии со схемами их расположения. Пунктом 3 распоряженийИП ФИО1 была управомочена без доверенности администрацииобратиться в уполномоченный орган для проведения государственного кадастрового учета названных земельных участков.

Таким образом, при согласовании предоставления земельных участков (за плату) с кадастровыми номерами 13:23:1004081:904, площадью 31 кв.м, 13:23:1004081:905 площадью 31 кв.м, расположенных по адресу: <...> уполномоченным органом был установлен вид разрешенного использования - для размещения гаражей боксового типа.

При этом, как отметил суд, распоряжения от 07.07.2017 № 1398-рз и № 1396-рз о предварительном согласовании ИП ФИО1 предоставления земельных участков для размещения гаражей боксового типа № 3 и № 2 в ПКТО «Автовита» по ул. Строительная г.Саранска, явившиеся основанием образования земельных участков, в части установленного вида разрешенного использования никем не оспорены.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданным Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии, по состоянию на 19.06.2017 в графе «Сведения об объекте недвижимости, имеющем статус «актуальные, ранее учтенные»» указано - бокс гаража, год постройки -1995, в графе «Наименование объекта недвижимости» указано - нежилое помещение.

При этом в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданным Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии, для спорных земельных участков установлен вид разрешенного использования – «предпринимательство».

Предприниматель в суде первой инстанции пояснял, что нежилые помещения (переоборудованные боксы гаражей), расположенные на данных участках, используются им для осуществления предпринимательской деятельности - под пункт технологического осмотра автомобилей и изготовления дубликатов государственных номерных знаков, а также для осуществления страховой деятельности, оформления договоров купли-продажи автомобилей и иной сопутствующей деятельности по обслуживанию транспорта.

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, установлены: наименование вида разрешенного использования земельного участка, описание вида разрешенного использования земельного участка и код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка.

В частности, в соответствии с данным Классификатором такой вид разрешенного земельного участка как объект гаражного назначения включает размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек (код 2.7.1), тогда как вид разрешенного использования - предпринимательство предполагает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности (код 4.0). Содержание вида разрешенного использования - предпринимательство включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.

Таким образом, как верно указал суд, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1004081:904 и 13:23:1004081:905 был изменен Предпринимателем самостоятельно с «для размещения гаражей боксового типа» на «предпринимательство» без уведомления администрации при постановке названных земельных участков на кадастровый учет.

Поскольку, как установлено судом и следует из материалов дела, разрешенное использование земельных участков (для размещения боксов гаражей) не соответствует целям использования земельных участков (для размещения нежилого здания), основания для предоставления Предпринимателю спорных земельных участков в собственность отсутствуют.

В этой связи суд пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа администрации в предоставлении в собственность Предпринимателю (за плату) испрашиваемых земельных участков.

Довод заявителя о том, что спорные участки расположены в зоне ОД6 «Зона торговли, коммерческой активности и мелкого производства» и, соответственно, могут быть использованы в соответствии с целевым назначением земель, расположенных в данной зоне, при этом предельные (минимальные или максимальные) размеры земельной застройки применимы ко всей зоне ОД6, обоснованно не приняты судом во внимание.

Так, планировка и застройка городских и сельских поселений с 30.06.2017 производится в соответствии с требованиями, установленными СП42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Настоящий свод правил составлен в целях повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 1034/пр.) и распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.

Следовательно, переоборудование гаражных боксов для осуществления в данных помещениях предпринимательской деятельности также должно соответствовать СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Вместе с тем материалы дела не содержат документальных доказательств того, что размеры указанных земельных участков рассчитаны на размещение в их пределах объектов недвижимости, предназначенных для предпринимательской деятельности (переоборудованных боксов гаражей № 2 и № 3), несмотря на то, что при проектировании и размещении таких объектов должно быть учтено наличие территории, необходимой для функционирования именно объекта предпринимательской деятельности (наличие парковки, санитарно-защитной зоны, подъезда к объекту на случай возгорания, наличие условий по безопасному проезду транспорта и проходу людей к другим зданиям, расположенным по данному адресу и т.п.).

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение администрации не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении требования.

Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Мордовия отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.04.2018 по делу № А39-7634/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

И.А. Смирнова

Судьи

Е.А. Кирилова

Ю.В. Протасов