ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб-сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№09АП-48231/2018
г.Москва Дело №А40-101894/18
18 октября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: | Д.В.Каменецкого, ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2018 по делу №А40-101894/18, принятое судьей Е.А.Аксеновой (121-1218),
по заявлению ООО ТК «Руслан-1»
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: | ФИО2 по дов. от 20.06.2018; |
от ответчика: | ФИО3 по дов. от 21.12.2017; |
У С Т А Н О В И Л:
ООО ТК «Руслан-1» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее также – ответчик, Управление, регистрирующий орган) от 18.01.2018 №51-5248/2018 об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:17:0110504:120.
Решением суда от 02.08.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что заявителем была приложена нотариально заверенная копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН) о кадастровой стоимости, что не соответствует положениям ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Таким образом, как полагает ответчик, Обществом к заявлению не был приложен документ, отвечающий требованиям данной статьи. Указывает, что перечень оснований для отказа в принятии заявления является исчерпывающим.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на незаконность оспариваемого отказа.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.12.2017 Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее также – Комиссия) при Управлении Росреестра по Москве с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:17:0110504:120.
К данному заявлению Общество приложило необходимый перечень документов: нотариально заверенную копию договора купли-продажи земельных участков №31/03 от 31.03.2017, нотариально заверенную копию выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 15.12.2017, нотариально заверенную копию выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости от 20.12.2017, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 26.12.2017 №3950-1217/3, электронный носитель.
Решением, изложенным в Уведомлении от 18.01.2018 №51-5248/2018, Управление Росреестра по Москве отказало Обществу в принятии документов на Комиссию, мотивировав свой отказ тем, что среди приложенных к заявлению документов отсутствует оригинал выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости (к заявлению приложена нотариально заверенная копия выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО ТК «Руслан-1» в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО ТК «Руслан-1» требований.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что нормы ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ не содержат положений, позволяющих заявителю представлять нотариально заверенную копию выписки из НГРН о кадастровой стоимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Рассмотрев указанные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно положениям ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, п.13 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 №69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее также – Порядок) к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в уполномоченный орган должны быть приложены: кадастровая справка о кадастровой стоимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с Порядком Комиссия создается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок создания и работы Комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
В силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии таким органом является Росреестр.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создана на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 №П/481.
В соответствии с п.14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
При этом следует учитывать, что перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, а полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными, и на данной стадии секретарь обязан проверить лишь наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Таким образом, указанный Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в п.15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).
Несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
В рассматриваемом случае, как правильно установил суд первой инстанции, все необходимые документы были приложены Обществом к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Относительно нотариально заверенной копии выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости необходимо отметить, что согласно ст.77 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1) нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами правомерно. Таким образом, нотариально заверенные копии документов обладают такой же юридической силой, что и подлинный документ.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для отказа Обществу в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:17:0110504:120, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:17:0110504:120 на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Приведенные Управлением Росреестра по Москве в апелляционной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм права, несостоятельны и не могут быть положены в основу вывода о необходимости отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2018 по делу №А40-101894/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Е.В.Пронникова
Судьи: Д.В.Каменецкий
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.