ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-101908/2021 от 01.12.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

проезд Соломенной Сторожки, д.12, Москва, 127994, ГСП-4

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб-сайта: https://9aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№09АП-68319/2021

№09АП-68321/2021

г. Москва Дело № А40-101908/21

20 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Л.А.Москвиной,

судей:

С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания А.С.Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционные жалобы Центральной акцизной таможни, Федеральной таможенной службы

на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2021 по делу №А40-101908/21 (146- 734)

по заявлению ООО «ОЙЛ-ФОРБИ»

к 1) Центральной акцизной таможне, 2) Федеральной таможенной службе

третье лицо: Домодедовская таможня

о признании незаконными действия таможенного органа об отказе в выпуске для внутреннего потребления по декларации на товары № 10009100/110121/0000774; об обязании;

при участии:

от заявителя:

Манякин А.В. по дов. от 29.11.2018;

от ответчиков:

1) Курчаев Е.В. по дов. от 13.05.2021;

2) Курчаев Е.В. по дов. от 18.01.2021;

от третьего лица:

Окорокова Ю.А. по дов. от 04.10.2021;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ОЙЛ-ФОРБИ» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни об отказе в выпуске для внутреннего потребления по декларации на товары № 10009100/110121/0000774 и об обязании Центральной акцизной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ОЙЛ-ФОРБИ» в установленном законом порядке.

Решением суда от 02.09.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчики обратились с апелляционными жалобами в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах.

В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы жалоб, представитель заявителя поддержал оспариваемое решение суда. Третье лицо поддержало свою правовую позицию.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, приходит к следующим выводам.

При исследовании материалов дела установлено, что ООО «ОЙЛ-ФОРБИ» ввозило на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильные масла согласно декларации на товары № 10009100/110121/0000774. Таможенная процедура - выпуск для внутреннего потребления, транспортное средство К350ВС799 / ВН678177.

За выпуск товара Заявитель должен был оплатить: 20 000,00 руб. - оформление декларации на товары; 342 143,01 руб. - ввозная таможенная пошлина; 116 014,38 руб. - акциз; 1 460 203,49 руб.-НДС. Всего: 1 938 360,88 руб.

Заявитель внес авансовые платежи в размере 7 040 000 руб. на свой единый лицевой счёт, что подтверждено платежными поручениями №6 от 11.01.2021 на сумму 1 260 000 руб. и № 7 от 11.01.2021 на сумму 5 780 000 руб., а также справкой АО «АЛЬФА-БАНК» о проведении указанных сумм с назначением платежа «Таможенная пошлина для единого лицевого счёта, открытого в ФТС России» 11.01.2021 в 11 часов 01 минуту.

Таким образом денежные средства на лицевом счёте Заявителя были в достаточном количестве для выпуска товара.

11.01.2021 года была подана декларация на товары № 10009100/110121/0000774. За оформление указанной декларации на товары с нас был списан 11.01.2021 года таможенный сбор в размере 20 000 рублей (строка 52 Отчёта от 18.01.2021 года).

12.01.2021 года в 16:37 по декларации на товары № 10009100/110121/0000774 Обществу было отказано в выпуске товаров в соответствии с пп.1 п.1 ст. 135 ТК ЕАЭС «ОТСУТСТВИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ».

13.01.2021 года товар, ввезённый на территорию РФ на транспортном средстве К350ВС799 / ВН678177, был выпущен по декларации на товары № 10009100/130121/0001877. При выпуске товара по декларации на товары № 10009100/130121/0001877 с лицевого счёта Общества было списано 20 000,00 руб. за оформление декларации на товары, строка 58 Отчёта от 18.01.2021 года.

Таким образом, по мнению заявителя, таможенный орган дважды списал таможенный сбор 20 000 рублей за оформление декларации за выпуск для внутреннего потребления одного и того же товара.

Удовлетворяя требования суд первой инстанции правомерно пришел к правомерному выводу, что технические проблемы относительно отображения поступивших денежных средств на лицевом счете Заявителя, возникшие у таможенного органа, не могут являться основанием для двойного взыскания таможенного сбора за выпуск одного и того же товара; издержки Заявителя, вызванные двойной оплатой таможенного сбора за оформление декларации вследствие технического сбоя, возникшего не по вине Общества, являются неоправданными, в связи с чем подлежат возврату.

Пунктом 1 статьи 118 ТК ЕАЭС установлено, что выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом: 1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС, может быть подтверждено после выпуска товаров; 2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров, в частности, при невыполнении условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров.

В силу ст. 135 ТК ЕАЭС условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в частности, уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно статье 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары и прекращается при исполнении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 статьи 136 ТК ЕАЭС.

В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, хранением товаров (статья 37 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ).

В соответствии со статьей 41 Федерального закона № 289-ФЗ обязанность по уплате таможенных сборов за таможенные операции возникает у декларанта, в том числе со дня регистрации таможенным органом декларации на товары и прекращается при исполнении обязанности по уплате таможенных сборов в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с Федеральным законом № 289-ФЗ.

Согласно ч. 1 и 2 статьи 117 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета Федерального казначейства.

Согласно пункту 6 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Минфина России от 13.04.2020 № 66н (зарегистрирован в Минюсте России 15.06.2020 № 58647), Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства осуществляет учет поступлений на отдельном счете органа Федерального казначейства и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации и направляет Федеральной таможенной службе Сводный реестр поступлений и выбытий, сформированный по данному счету, с приложением распоряжений.

Денежные средства, уплачиваемые на счет Федерального казначейства по расчетным (платежным) документам, поступающим из Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, зачисляются на лицевой счет плательщика таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в комплексе программных средств «Лицевые счета - ЕЛС».

При совершении таможенных операций списание таможенных платежей производится с единого лицевого счета плательщика таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Таким образом, условием выпуска товаров является фактическое поступление денежных средств на единый лицевой счёт декларанта.

Заявитель внес авансовые платежи в размере 7 040 000 руб. на свой единый лицевой счёт, перечисление денежных средств подтверждается также справкой АО «АЛЬФА-БАНК» о проведении указанных сумм с назначением платежа «Таможенная пошлина для единого лицевого счёта, открытого в ФТС России» в 11 часов 01 минуту 11.01.2021.

Таким образом денежные средства на лицевом счёте заявителя были в достаточном размере для выпуска товара для внутреннего потребления.

При этом, технические проблемы относительно отображения поступивших денежных средств на лицевом счёте заявителя, возникшие у таможенного органа, не могут являться основанием для двойного взыскания таможенного сбора за выпуск одного и того же товара.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод таможенного органа о том, что денежные средства по платежными поручениями № 6 и 7 от 11.01.2021 в 11 час 01 мин., поступили на ЕЛС плательщика 12.01.2021 в 17:47, в связи с чем отказ в выпуске товаров для внутреннего потребления, совершённый до 17:47 12.01.2021 по причине отсутствия денежных средств на ЕЛС плательщика, законен и обоснован.

По мнению таможенного органа, поступление денежных средств на ЕЛС декларанта в день, следующий за днем поступления в банк платежного документа обусловлено действиями банка и положениями ст. 849 ГК РФ, в настоящем случае, таможенным законодательством не предусмотрен более короткий срок.

Вместе с тем, порядок и формы уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей в Российской Федерации регламентированы положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 128 Федерального закона № 311-ФЗ уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены данным Федеральным законом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов и осуществляется на счет Федерального казначейства.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 117 Федерального закона № 311-ФЗ (ред. от 24.02.2021) обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы.

Денежные средства в достаточном размере (7 040 000 рублей) были списаны со счёта плательщика 11.01.2021 в 11 час. 01 мин., что подтверждается справкой от 26.01.2021 года АО «АЛЬФА-БАНК» и платёжными поручениями № 6 и 7 от 11.01.2021.

Таким образом Заявитель исполнил обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в 11 час. 01 мин. 11.01.2021.

Отказ таможенного органа в выпуске товаров 12.01.2021 в 16 час. 37 мин. по декларации на товары № 10009100/110121/0000774 по причине непредставления денежных средств не является обоснованным, так как обязанность плательщика в силу п.1 ч.1 ст. 117 Федерального закона № 311 -ФЗ была исполнена.

Указанное полностью согласуется и со ст. 136 ТК ЕАЭС согласно которой, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары и прекращается при исполнении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 статьи 136 ТК ЕАЭС.

Ссылки таможенного органа на Решение ВС РФ от 18.02.1999 № ГкПИ 99-58 (далее - Решение ВС РФ), в котором указано что нельзя считать таможенный органы обязанными произвести таможенное оформление товаров без реального поступления подлежащих уплате сумм таможенных платежей на счета этих таможенных органов, также правомерно отклонены судом первой инстанции.

Так, в Решение ВС РФ оспаривались пункт 1 Указаний ГТК РФ от 10.12.1996 № 01- 14/1344 «Об уплате таможенных платежей» и Временная инструкция «О взимании таможенных платежей», утвержденная письмом ГТК РФ от 28.07.1995 № 01-13/10735.

Оспариваемые в Решении ВС РФ правовые акты в настоящее время не действуют, Указания ГТК РФ от 10.12.1996 № 01-14/1344 утратили силу в связи с изданием Приказа ФТС от 03.12.2009 № 2181, письмо ГТК РФ от 28.07.1995 № 01- 13/10735 (ред. от 10.10.1997) «О взимании таможенных платежей» (вместе с Временной инструкцией ГТК РФ от 08.06.1995 № 01-20/8107 (утв. ГТК РФ 07.06.1995)) утратили силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 15.04.2002 № 370.

Вместо норм оспариваемых в Решении ВС РФ в настоящее время действует как указывалось выше ст.117 Федерального закона № 311-ФЗ, согласно которой обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.

Таким образом, к настоящему делу не подлежит применению Решение ВС РФ.

Относительно указания таможенного органа в Решении № 15-67/86 от 26.04.2021 по жалобе, поданной в порядке административного способа обжалования, на то, что в случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций оператор изменяет время выполнения определенных регламентом процедур с размещением информации об изменениях на официальном сайте оператора, а также ссылки таможенного органа на то, что информация о возникновении в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства внештатной ситуации, связанной с направлением в адрес ФТС России сведений об уплаченных денежных средствах, с учетом положений Правил, размещалась в сети «Интернет», в том числе 12.01.2021 в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, судом правомерно отмечено следующее.

Рассматриваемая в рамках настоящего дела нештатная ситуация возникла 11.01.2021. в то время как публикация была произведена таможенным органом 12.01.2021.

При этом, таможенным органом подтверждено, что нештатная ситуация действительно имела место.

Факт несвоевременной публикации 12.01.2021 о возникновении нештатной ситуации 11.01.2021 опровергает довод таможенного органа о неосмотрительности плательщика сбора.

Таможенные сборы не подлежат оплате в связи с неправомерными действиями таможенного органа.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность таможенных органов основана на недопущении возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.

Материалами дела подтверждено, что заявитель дважды оплатил за оформление декларации на товары за выпуск одного и того же товара.

Издержки заявителя, вызванные двойной оплатой таможенного сбора за оформление декларации, вследствие технического сбоя, возникшего не по вине Заявителя, являются неоправданными, в связи с чем подлежат возврату плательщику.

Действия Центральной акцизной таможни об отказе в выпуске для внутреннего потребления по декларации на товары № 10009100/110121/0000774, не соответствуют действующему таможенному законодательству и нарушают права Общества как участника внешнеэкономической деятельности.

При изложенных обстоятельствам, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.

Довод жалобы о том, что Заявителем осуществлён перевод денежных средств по недействующим платёжным реквизитам Федерального казначейства. При указанных обстоятельствах обязанность Заявителя по уплате таможенных платежей невозможно считать исполненной, подлежит отклонению, как не соответствующий действительности.

Как указал заявитель, по реквизитам, по которым были переведены денежные средства п/п № 6 и 7 от 11.01.2021 года, общество производит оплаты с начала года на протяжении 10 месяцев и которые размещены на официальном сайте ФТС.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2021 по делу №А40-101908/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья Л.А.Москвина

Судьи С.Л.Захаров

И.В.Бекетова