ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-103202/2021-94-558 от 05.04.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                         Дело № А40-103202/21-94-558

12 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области: ФИО1 (дов. № 03-01/2022 от 10.01.2022 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: ФИО2 (дов. № МШ/5/22 от 10.01.2022 г.);

от третьего лица ПАО «Россети Ленэнерго»: ФИО3 (дов. № 237-21 от 18.10.2021 г.);

от третьего лица АО «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области»: ФИО4 (дов. № 93/2022 от 01.01.2022 г.);

рассмотрев 30 марта – 05 апреля 2022 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, АО «ЛОЭСК»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 сентября 2021 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2021 г.,

по делу № А40-103202/21-94-558

по заявлению Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

к Федеральной антимонопольной службе

о признании незаконным решения от 22 марта 2021 г. № СП/21534/21,

третьи лица: публичное акционерное общество «Россети «Ленэнерго»; акционерное общество «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области»,

УСТАНОВИЛ: Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, антимонопольный орган) на основании приказа от 26 апреля 2018 г. № 557/18 проведена плановая выездная проверка в отношении Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК, орган регулирования, заявитель), в ходе проведения которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям публичного акционерного общества «Россети «Ленэнерго» (далее – ПАО «Ленэнерго») на 2016 – 2018 гг.

По результатам проведенной проверки ФАС России выдано предписание от 18 января 2019 г. № СП/2720/19 (далее - предписание), в соответствии с которым ЛенРТК признано нарушившим положения пунктов 28.32, 34, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (пункт 1 предписания).

Пунктом 2 предписания органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предписано в срок до 01 февраля 2019 г. устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно: исключить из базового уровня подконтрольных расходов ПАО «Ленэнерго» 2015 г. расходы по статьям затрат: «Вспомогательные материалы» (ГСМ) на 2015 г.; «Услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями» на 2015 г. и включить в экономически обоснованном размере для выполнения обязательств сетевой организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442 (подпункт 2.1 предписания); исключить в соответствии с действующим законодательством из состава НВВ ПАО «Ленэнерго», выявленные экономически необоснованные расходы по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг» (17 013 тыс. руб. на 2016 г., 20 912 тыс. руб. на 2017 г., 119877 тыс. руб. на 2018 г.) (подпункт 2.2 предписания); произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов 2012 и 2015 гг., в общей сумме 2 468 230 тыс. руб. и 2 588 520 тыс. руб. и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (подпункт 2.3 предписания); произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в состав неподконтрольных расходов ПАО «Ленэнерго» в общей сумме 2 249 809 тыс. руб., и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, по статьям затрат «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)» на 2016-2018 гг.; «Выпадающие доходы от технологического присоединения» 2016-2018 гг.»; «Налоги» 2016-2018гг.; «Корректировки НВВ» на 2016-2018 гг. (подпункт 2.4 предписания).

В пункте 3 предписания установлено, что по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных (операционных) расходов ПАО «Ленэнерго» за 2012 г. в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, а также величину необходимой валовой выручки ПАО «Ленэнерго» на 2012-2020 гг. в соответствии с основными положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указании по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 30 марта 2012 г. № 228-э.

По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) их необходимой валовой выручки ПАО «Ленэнерго» 2019 г. и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 г. в срок до 01 февраля 2019 г. (пункт 4 предписания).

Пунктом 5 предписания установлен порядок его исполнения.

Об исполнении предписания ЛенРТК в адрес антимонопольного органа направило письмо от 07 февраля 2019 г. № КТ-3-403/2019 с приложением соответствующего пакета документов, подтверждающих его исполнение.

По результатам рассмотрения ФАС России представленного ЛенРТК отчета об исполнении предписания от 18 января 2019 г. № СП/2720/19 (от 07 февраля 2019 г. исх. № КТ-3-403/2019), в том числе копии Экспертного заключения по результатам исполнения предписания, выписок из протокола заседания правления ЛенРТК от 01 февраля 2019 г. № 3, установлено, что выданное ФАС России предписание исполнено ЛенРТК не в полном объеме, в связи с чем в адрес ЛенРТК направлено письмо от 31 октября 2019 г. № СП/95698/19, в соответствии с которым срок исполнения предписания продлен до 01 декабря 2019 г., мотивированное некорректным его исполнением.

Поскольку решения в соответствии с предписанием от 18 января 2019 г. № СП/2720/19 (с учетом решения ФАС России от 31 октября 2019 г. № СП/95698/19) ЛенРТК не приняты, соответствующие документы в установленный срок в адрес антимонопольного органа представлены не были, ФАС России  22 марта 2021 г. принято решение № СП/21534/21 об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России от 18 января 2019 г. № СП/2720/19 с учетом решения ФАС России от 31 октября 2019 г. № СП/95698/19 до 01 июня 2021 г. (далее – решение).

Считая свои права нарушенными, ЛенРТК обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании указанного решения незаконным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО «Ленэнерго», акционерное общество «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее – АО «ЛОЭСК»).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 сентября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационных жалобах ЛенРТК и АО «ЛОЭСК» просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение порядка проведения государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) и выдачи оспариваемого решения, ссылаясь на то, что выдача решения, предписывающего органу регулирования исполнить ранее выданное предписание, вне проведения контрольных (проверочных) мероприятий, действующим законодательством не предусмотрена. Приведены также доводы об ошибочности выводов судов о преюдициальности вступившего в законную силу судебного акта, принятого в рамках дела № А40-311241/2019.

В отзывах на кассационные жалобы ФАС России и ПАО «Ленэнерго» просят оставить судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представители ЛенРТК и АО «ЛОЭСК» поддержали доводы своих кассационных жалоб, с жалобами друг друга согласились. Представители ФАС России и ПАО «Ленэнерго» против их удовлетворения возражали.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 29.2 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется в том числе уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор)) в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543 (далее - Положение).

В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 21 Закона об электроэнергетике в рамках осуществления полномочий, предусмотренных Законом об электроэнергетике, федеральные органы исполнительной власти вправе направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

Пунктом 5.3.2.2 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 (далее - Положение о ФАС России), ФАС России выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку обжалуемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах представленных полномочий.

Судами установлено, что по результатам проведённой плановой проверки ЛенРТК выдано обязательное для исполнения предписание ФАС России от 18 января 2019 г. № СП/2720/19 об устранении нарушений, допущенных при установлении тарифов на передачу электрической энергии ПАО «Ленэнерго».

В рамках осуществления контроля за исполнением выданного предписания, рассмотрев представленные ЛенРТК документы, ФАС России было установлено, что предписание не было исполнено ЛенРТК в полном объеме, в связи с чем в адрес ЛенРТК было направлено решение ФАС России от 31 октября 2019 г. № СП/95698/19 с указанием на нарушения, допущенные при исполнении предписания, установлен новый срок его исполнения до 01 декабря 2019 г.

Поскольку тарифные решения в соответствии с предписанием с учетом срока, установленного решением от 31 октября 2019 г. № СП/95698/19, ЛенРТК приняты не были, соответствующие документы в адрес антимонопольного органа не представлены, 22 марта 2021 г. ФАС России было принято решение № СП/21534/21 об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России от 18 января 2019 г. № СП/2720/19 с учетом решения ФАС России от 31 октября 2019 г. № СП/95698/19 до 01 июня 2021 г.

Установив, что Положением о ФАС России на антимонопольный орган возложена обязанность по контролю за исполнением выданных предписаний, суды пришли к выводу о том, что выданное ФАС России решение от 22 марта 2021 г. № СП/21534/21 об установлении нового срока исполнения предписания принято в пределах представленных ему полномочий.

Отклоняя доводы ЛенРТК о нарушении антимонопольным органом порядка принятия решения об установлении нового срока исполнения предписания, со ссылкой на то, что выдача решения, предписывающих органу регулирования исполнить ранее выданное предписание, вне проведения контрольных (проверочных) мероприятий, действующим законодательством не предусмотрена, суды приняли во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела № А40-311241/2019, которые не подлежат доказыванию на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылки ЛенРТК на судебные акты, принятые в рамках дела № А40-311560/2019, также были отклонены судами, поскольку выводы судов по указанному делу о недействительности решения ФАС России об установлении новых сроков исполнения предписания были основаны на установленном судами факте противоречия требований предписания и решения об установлении новых сроков его исполнения, в связи с чем судами был сделан вывод о том, что решение об установлении новых сроков представляет собой новое предписание, процедура выдачи которого не была соблюдена.

Между тем, в данном случае решение об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России не содержит новых требований и не может быть признано новым предписанием.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.

Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 08 сентября 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2021 г. по делу № А40-103202/21-94-558 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, АО «ЛОЭСК» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО5

Судьи                                                                                                          В.В.Кузнецов

                                                                                                          Е.Е.Шевченко