ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
12 апреля 2021 года Дело № А40-103441/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Крекотнева С.Н., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: неявка уведомлен;
от заинтересованного лица: ФИО1 по дов. от 11.01.2021;
от третьих лиц: 1. ФИО2 по дов. от 18.05.2020; 2. ФИО3 по дов. от 13.01.2021;
рассмотрев 06 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО «Рико Дистрибьюшн»
на решение от 03 сентября 2020 года
Арбитражного суда г. Москвы,
на постановление от 23 декабря 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению ООО «Рико Дистрибьюшн»
к ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области
третьи лица: 1. Межрайонная ИФНС России № 51 по г. Москве
2. УФНС России по г. Москве
о возврате излишне взысканных страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Рико Дистрибьюшн» (заявитель, страхователь, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области (ответчик, Пенсионный фонд, ПФР) об обязании принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование по расчетным периодам до 01.01.2017 в размере 1 199 479 руб. и направления принятого решения в налоговый орган (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03 сентября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 года, частично удовлетворены заявленные требования.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Рико Дистрибьюшн» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, направить дело на новое рассмотрение.
Поступившее от ООО «Рико Дистрибьюшн» ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца удовлетворено судебной коллегией.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный представитель истца не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика и третьего лица поддержали принятые судебные акты судов нижестоящих инстанций.
Письменный отзыв ГУ-ГУ ПФР № 4 по г. Москве и Московской области представлен в материалы дела.
Отзыв на кассационную жалобу ООО «Рико Дистрибьюшн» от Межрайонная ИФНС России № 51 по г. Москве к материалам дела не приобщен и подлежит возврату указанному лицу в связи с допущенными нарушениями ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку указанный отзыв представлен в электронном виде, то он стороне не возвращается.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, общество, обнаружив на основании полученной от налогового органа справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (справка) излишнюю уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование по расчетным периодам до 01.01.2017 (страховые взносы) в размере 1 271 018 руб., обратилось в порядке установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ (Закон № 250-ФЗ) в Пенсионный фонд с заявлением о возврате указанной переплаты от 17.07.2018.
ПФР письмом от 04.10.2018 № 204/15-03/В-1503 сообщил об отсутствии оснований для возврата ввиду наличия недоимки по страховым взносам, препятствующей принятию решения о возврате.
Не согласившись с данными обстоятельствами, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно частично удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
С 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в Федеральную налоговую службу и соответствующие территориальные налоговые органы.
В соответствии со статьей 19 Закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года установлен в статье 21 Закона № 250-ФЗ и предусматривающего, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя, при отсутствии у него задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, с последующим направлением решения в соответствующий налоговый орган для исполнения.
Срок на обращение с заявлением о возврате указанной переплаты установленный статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закона № 212-ФЗ) составляет 3 года с даты уплаты или взыскания страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам с 01.01.2017 полномочий по администрированию страховых взносов обязаны в утвержденном ФНС России порядке и сроки передать в территориальные налоговые органы сведения о суммах недоимки, пеней, штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017.
Сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 с приложением разбивки сальдо на сумму задолженности и платежами за 4 квартал 2016 года; справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам и их частичное погашение; взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (решения, инкассовые поручения) и за счет имущества (постановления).
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее - Закон № 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, образовавшихся до 01.01.2017, осуществляется налоговым органом в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с мер по взысканию, следующей за мерой примененной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и осуществления взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, под которым, в соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 57) понимается день, следующий за днем наступления срока уплаты налога (взноса) за соответствующий период, установленный в законодательстве, а в случае представления декларации с нарушением срока или уточненной декларации - следующий за днем ее представления.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа, принимаемого после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание денежных средств.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, согласно положениям ст. 47 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Аналогичный порядок для взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам был установлен до 01.01.2017 в статьях 15, 18 - 22 Закона № 212-ФЗ.
Суды установили и что следует из материалов дела, заявитель в период с 4 квартала 2010 года по 4 квартал 2016 года представлял расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 с исчисленными суммами страховых взносов к уплате, но не производил в нарушении Закона № 212-ФЗ уплату страховых взносов в установленные законом сроки.
Пенсионный фонд в порядке и сроки установленные статьями 15, 18 - 22 Закона № 212-ФЗ производил следующие меры по взысканию образовавшейся задолженности по страховым взносам и начисленным на нее пеням: по задолженности и пеням за 4 квартал 2010 года - 3 квартал 2014 года: выставил требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам (далее - требование ПФР).
Ввиду отсутствия добровольной уплаты вынес решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банке (далее - решение ПФР о взыскании), с направлением в банки инкассовых поручений.
После помещения инкассовых поручений банком в картотеку ввиду отсутствия на счете денежных средств вынесены и направлены судебным приставам постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (далее - постановления ПФР),
Судебными приставами на основании постановлений были возбуждены исполнительные производства и произведено взыскание задолженности.
По задолженности и пеням за 4 квартал 2014 года - 4 квартал 2015 года были вынесены требования и решения о взыскании, в банки направлены инкассовые поручения; по задолженности и пеням за 1 квартал 2016 года - 4 квартал 2016 года были вынесены требования.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, после передачи администрирования страховых взносов в налоговые органы с 01.01.2017 Пенсионный фонд в соответствии с требованиями статьи 19 Закона № 250-ФЗ передал инспекции сальдо по страховым взносам и пеням, в соответствии с которым на 01.01.2017 общая сумма недоимки по страховым взносам составила 1 580 261 р., задолженность по пеням составила 448 435 руб. (общая сумма задолженности составила 1 919 524 руб.).
Также ПФР передал инспекции информацию о взыскании указанной задолженности, в том числе частично судебными приставами (2010 - 2014 год), частично по инкассовым поручениям в банках (2015 год) и частично по требованиям (2016 год).
Инспекция, с учетом положений Закона № 243-ФЗ, получив сальдо по страховым взносам, содержащее недоимку и пени, осуществила меры по их взысканию.
Выставила требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 17.01.2017, 12.09.2017, 21.08.2017, 07.09.2017.
Ввиду отсутствия добровольной уплаты вынесла решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (далее - решение ИФНС о взыскании), в том числе на основании ранее вынесенных ПФР требований об уплате недоимки и пеней по страховым взносам за 1-4 квартал 2016 года.
После помещения инкассовых поручений банком в картотеку ввиду отсутствия денежных средств на счете вынесла и направила в службу судебных приставов постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (постановление ИФНС).
Судебными приставами на основании постановлений были возбуждены исполнительные производства, по которым в течение 2017 - апреля 2018 года производилось взыскание задолженности.
В период с января 2017 года по апрель 2018 года судебными приставами было взыскано задолженности по страховым взносам и пеням на общую сумму 1 859 203 р., в том числе 1 660 707 р. по постановлениям ИФНС и 198 496 р. по постановлениям ПФР.
Также в 2017 году заявитель добровольно погасил часть задолженности по страховым взносам на сумму 188 024 р.
Подробный порядок начисления, уплаты и взыскания страховых взносов и пеней, с разбивкой по периодам указанием требований, решений, постановлений ПФР и ИФНС, а также постановлений судебных приставов приведен в таблице представленной ПФР (том 8) и письменных пояснениях.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, учитывая, представленные в материалы дела ПФР и ИФНС требования, решения и постановления, расчеты РСВ-1, таблицы по недоимке и пеням, что ПФР и инспекция при осуществлении взыскания соблюдали сроки и процедуру установленные Законом № 212-ФЗ и НК РФ, таким образом, взыскание задолженности, производимое обоими органами в период с 2012 по 2018 год осуществлялось законно и обоснованно, суммы, взысканные ПФР, ИФНС и судебными приставами не являются излишне взысканными (с учетом взыскания реально существующей задолженности) и не подлежат вследствие этого возврату заявителю.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, в результате одновременного взыскания задолженности судебными приставами и уплаты частично этой же задолженности заявителем образовалась излишняя уплата по страховым взносам и пеням в сумме 127 685 руб., в том числе по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в размере 70 711,53 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии в размере 17 833,83 руб. и пеням в сумме 25 939,13 руб., по пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 13 200,51 руб., которая подтверждается справкой ПФР.
Указанные суммы излишне уплаченных страховых взносов и пеней подлежат возврату ПФР в порядке Закона № 250-ФЗ на основании заявления от 17.07.2018.
При этом, ссылка ПФР на наличие недоимки в размере 59 401 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку данная недоимка является технической, возникла в результате ошибочного разнесения судебными приставами платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии на КБК по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии, при отсутствии обязанности по уплате в таком размере.
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что данная ошибка, с учетом правильного указания заявителем реквизитов в платежном поручении не свидетельствует о наличии недоимки, поскольку в случае правильного распределения возникнет переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в размере 17 833, 83 руб., а по страховой части пенсии недоимка будет отсутствовать.
Неверное распределение судебным приставом правильного оформленного платежа не может являться основанием для отказа в возврате, учитывая обязанность по уточнению данного платежа налоговым органом и ПФР в порядке статьи 45 НК РФ самостоятельно.
Довод заявителя о наличии излишне уплаченных сумм страховых взносов и пеней в большем размере, чем указывает ПФР, по данным ИФНС, которые подлежат принятию, а суммы переплаты возврату, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
По данным инспекции на дату обращения в суд и на дату рассмотрения дела переплата по страховым взносам и пеням составляет 1 199 479 руб., при этом, указанные данные противоречат сальдо и информации передаваемой ПФР в порядке Закона № 250-ФЗ, при том, что данные ПФР являются первичными, с учетом отсутствия у налоговых органов информации о состоянии расчетов по страховым взносам на 31.12.2016, кроме как полученной в виде сальдо от ПФР.
Расхождение в сальдо и размере переплаты вызвано списанием налоговым органом 31.12.2017 имеющейся у налогоплательщика задолженности по страховым взносам и пеням в размере, которое привело к образованию «виртуальной» (не существующей в действительности) переплате ввиду следующего.
Суды установили, что согласно справке по состоянию на 28.07.2017 у заявителя имелась недоимка по страховым взносам в размере 1 580 261 руб., задолженность по пеням составила 448 435 руб. (общая сумма задолженности составила 1 919 524 руб.).
В период с июля 2017 года по апрель 2018 года инспекция, совместно с ПФР, осуществляли взыскание данной задолженности, в том числе путем обращения в службу судебных приставов на основании постановлений.
Все сроки и процедура взыскания задолженности были соблюдены, полностью соответствовали Закону № 212-ФЗ и НК РФ, налоговый орган был осведомлен о мерах по взысканию задолженности со стороны ПФР, а также принимал собственные меры по ее взысканию предусмотренные статьями 45, 46, 47 НК РФ.
Несмотря на принимаемые законные и обоснованные действия со стороны ПФР и инспекции по взысканию реально существующей задолженности по страховым взносам и пеням налоговый орган в отсутствии каких-либо оснований (как правовых, так и фактических) 31.12.2017 принимает решение о списание части задолженности по страховым взносам и пеням на общую сумму 1 427 494, 97 руб., без какого-либо документального обоснования путем исключения соответствующих сумм из КРСБ, что приводит, с учетом продолжающегося взыскания со стороны судебных приставов на основании вынесенным налоговым же органом постановлений, к образованию «виртуальной» переплаты.
Суд округа соглашается с выводом судов о том, что действия инспекции по списанию задолженности, в отношении которой осуществляются меры по взысканию судебными приставами являются незаконными, инспекция превысила свои полномочия, злоупотребила правом, что могло бы повлечь незаконный возврат несуществующей переплаты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 250-ФЗ списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Закон № 212-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 60 Закона № 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017, недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Статьей 23 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что недоимка, пени и штрафы, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно позиции изложенной в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, применяемой в данном случае в силу аналогии закона, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только уполномоченный орган, но и страхователь, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Из анализа перечисленных выше положений Закона № 212-ФЗ, Закона № 250-ФЗ, Порядка и Постановления Пленума ВАС РФ № 57 следует, что признание задолженности по страховым взносам по расчетным периодам до 01.01.2017 безнадежной ко взысканию и списание путем исключения из КРСБ возможно только на основании вступившего в законную силу решению суда по заявлению либо налогоплательщика - страхователя с соответствующим требованием, либо по заявлению налогового органа или ПФР о взыскании задолженности.
Иных способов и оснований для списания задолженности по страховым взносам как безнадежной ко взысканию налоговое законодательство и Закон № 250-ФЗ не содержит.
Суды установили и что следует из материалов дела, что Инспекция в нарушении перечисленных выше положений, самостоятельно, в отсутствии решения суда, списала задолженность по страховым взносам и пеням.
Более того, на момент списания в отношении указанной задолженности осуществлялось взыскание судебными приставами на основании вынесенных инспекцией постановлений.
Таким образом, данные инспекции о состоянии расчетов являются недостоверными, фактически содержат недействительную информацию, в связи с чем, не подлежат принятию судами в качестве оснований для возврата переплаты.
Таким образом, у общества действительно имеется переплата по страховым взносам и пеням в размере 127 685 руб., образовавшаяся в 2018 году в виду излишнего взыскания указанных сумм судебными приставами, данная переплата подлежит возврату ПФР страхователю по его заявлению от 17.07.2018 на основании Закона № 250-ФЗ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод об удовлетворении заявленных требований в указанной части, в остальной части в удовлетворении требований правомерно отказано, ввиду отсутствия самой переплаты и незаконности действий инспекции по списанию задолженности при наличии ее взыскания.
В судебных актах содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судами фактов, выводы судов аргументированы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 сентября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2020 года по делу № А40-103441/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий-судья | О.В. Каменская |
Судьи | С.Н. Крекотнев Ю.Л. Матюшенкова |