ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-104814/21-2-565
11 марта 2022 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ООО «Профессионал»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2021 г.,
по делу № А40-104814/21-2-565
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Профессионал»
к Московской административной дорожной инспекции
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении ВВВ № 0356043010321041902000946 от 19 апреля 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: на основании распоряжения Московской административной дорожной инспекции (далее – МАДИ, административный орган) от 06 апреля 2021 г. № 78-17-37/21 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Профессионал» (далее - ООО «Профессионал», общество, заявитель) проведена внеплановая документарная проверка с целью выявления и пересечения нарушений обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на основании обращения заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 26 февраля 2021 г. № 06/20-2115 и представления главного специалиста отдела контроля исполнения предписаний Управления надзора за перевозками пассажиров и багажа от 31 марта 2021 г.
В ходе проведения проверки должностными лицами МАДИ было выявлено невыполнение статьи 15 Федерального закона от 02 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), выразившееся в непроведении генеральным директором ООО «Профессионал» ФИО1 обследования объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг и не составление паспортов доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
По результатам проверки составлен акт проверки от 19 мая 2021 г. № 22, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
На основании полученных данных 19 мая 2021 г. МАДИ в отношении ООО «Профессионал» составлен протокол об административном правонарушении № АП02063192.
25 мая 2021 г. МАДИ вынесено постановление по делу об административном правонарушении ВВВ № 0356043010321052502002471, которым ООО «Профессионал» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО «Профессионал» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МАДИ о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «Профессионал» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ. Приведены также доводы о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 347 утвержден Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок), в соответствии с пунктом 8 которого владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг (далее - обследование). По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Действия, связанные с уклонением от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.13 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Профессионал» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.13 КоАП РФ, выразившегося в уклонении от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов.
Отклоняя довод ООО «Профессионал» об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, поскольку обществом представлено должностному лицу МАДИ требуемые Федеральным законом № 181 документы, в том числе копии паспортов доступности транспортных средств, утвержденных генеральным директором общества от 24 мая 2021 г., а также копии документов их направления в МАДИ, суды указали на то, что указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя вмененного административного правонарушения, так как представлены после проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении (19 мая 2021 г.).
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО «Профессионал» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.13 КоАП РФ.
Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 9.13 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО «Профессионал» указано на нарушение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Между тем, судами существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2021 г. по делу № А40-104814/21-2-565оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Профессионал» – без удовлетворения.
Судья Е.ФИО2