ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-106885/20-72-702
01 июня 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2021 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: ФИО1 (дов. № Д-15/2021 от 11.01.2021 г.);
рассмотрев 25 мая 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2021 г.
по делу № А40-106885/20-72-702
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ: в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09 октября 2018 г. № 1233-ПП «Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2018-2021 годы» предусмотрено строительство объекта метрополитена «Северо-Восточный участок третьего пересадочного контура, станция «Нижняя Масловка» - станция метро «Авиамоторная» (далее - объект).
В границах строительства объекта расположен земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:52 по адресному ориентиру: <...>, находящийся в собственности Российской Федерации и предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (далее - ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»).
В связи с тем, что часть указанного земельного участка необходима для временного занятия без возведения капитальных объектов метрополитена, Департаментом городского имущества города Москвы (далее – Департамент, заявитель) 29 октября 2019 г. в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 05 апреля 2013 г. № 43-ФЗ-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 43-ФЗ), Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве», постановлениями Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы», от 25 февраля 2014 г. № 77-ПП «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы» издано распоряжение № 43036 «Об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:52» (далее – распоряжение), которым утверждены границы зоны действия сервитута площадью 992 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001001:52 (пункт 1) и установлен сервитут сроком на два года на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:52, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» для обеспечения строительства линейного объекта «Северо-Восточный участок третьего пересадочного контура, станция метро «Нижняя Масловка» - станция метро «Авиамоторная» (Северо-Восточный административный округ города Москвы)» в целях реализации (размещения) объектов регионального назначения.
Пунктом 3 распоряжения установлено, что обладателями сервитута (пункт 2 распоряжения) являются Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» (далее - ГУП «Московский метрополитен» и акционерное общество «МОСИНЖПРОЕКТ» (далее – АО «МОСИНЖПРОЕКТ»).
20 марта 2020 г. Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) с заявлением № 77-0-1-71/3121/2020-2426 о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений об установленном сервитуте.
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра по Москве уведомлением от 26 марта 2020 г. № 77-0-1-71/3121/2020-2426 заявителю было сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001001:52, с местоположением: <...>.
В качестве основания для приостановления указано, что по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации), с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо (пункт 4 части 2 статьи 15 Закона о государственной регистрации); сервитут, устанавливаемый сроком менее трех лет на основании соглашения об установлении сервитута, не подлежит государственной регистрации и государственному кадастровому учету (пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации); к заявлению не приложен межевой план части земельного участка, в отношении которого установлен сервитут (статья 22 Закона о государственной регистрации).
Считая свои права нарушенными, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании недействительным уведомления от 26 марта 2020 г. № 77-0-1-71/3121/2020-2426 о приостановлении внесения в ЕГРН сведений об установленном на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 октября 2019 г. № 43-ФЗ036 сервитуте в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ул. Синичкина 1-я д. 3 корп. 1/1А с кадастровым номером 77:04:0001001:52 и обязании Управление Росреестра по Москве внести в ЕГРН сведения об установленном на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 октября 2019 г. № 43-ФЗ036 сервитуте в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ул. Синичкина 1-я д. 3 корп. 1/1А с кадастровым номером 77:04:0001001:52.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что сервитут, устанавливаемый в целях реализации (строительства) объектов регионального значения, это иной вид публичного сервитута, и правовым основанием его установления и внесения о нем соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом № 43-ФЗ является решение уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы – Департамента городского имущества города Москвы, при этом внесение в ЕГРН сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут и государственная регистрация данного вида сервитута, не требуется. Указано также на отсутствие оснований для предоставления межевого плана в отношении части земельного участка, обременяемого сервитутом. Приведены также доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права относительно отказа в принятии уточненных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра по Москве, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Закон о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закон о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения
Из части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу пункта 4 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Принятие решения об установлении сервитута установлены статьей 17 Федерального закона № 43-ФЗ.
Согласно пунктам 8 и 14 статьи 17 Федерального закона № 43-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, не требуется (пункт 8); сервитут, установленный в соответствии с настоящей главой, не подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 14).
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку публичный сервитут не подлежит государственной регистрации, а сведения о соответствующей части земельного участка не вносятся в кадастр недвижимости.
При этом судами установлено, что в целях осуществления учетных действий заявителем было представлено распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29 октября 2019 г. № 43036 «Об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:52», в соответствии с которым в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001001:52, с местоположением: <...> установлен сервитут сроком на два года.
Относительно указания регистрационного органа о непредставлении Департаментом межевого плана части земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, судами со ссылкой на части 1 и 2 статьи 22 Закона о государственной регистрации указано на то, что сведения о местоположении границ публичного сервитута для внесения в реестр сведений о границах публичного сервитута в адрес, оформленные с учетом Требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 октября 2018 г. № 541 (далее - Требования) в регистрационный орган не поступали.
Судами также принято во внимание, что 03 июля 2020 г. Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Департаментом приведены доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права относительно отказа в принятии уточненных требований.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства об уточнении требований, поскольку Департамент фактически заявил новые требования, что не допускается процессуальным законодательством.
Нарушений положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2021 г. по делу № А40-106885/20-72-702 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи В.В.Кузнецов
Р.Р.Латыпова