ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
| Дело № А40-111312/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: ИП Никульникова Т.Н. лично, паспорт; Панченко В.А. по дов. от 11.08.2014 № 77АБ3695503
от административного органа: УФМС по г.Москве – не явился, извещен
рассмотрев 14 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Никульниковой Татьяны Николаевны
на решение от 06 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 16 января 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Марковой Т.Т., Мухиным С.М.,
по заявлению Индивидуального предпринимателя Никульниковой Татьяны Николаевны (ОГРНИП 310774603301187)
об оспаривании постановления Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве в лице отдела в ЮЗАО о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Никульникова Татьяна Николаевна (далее – заявитель, предприниматель, ИП Никульникова Т.Н.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве (далее – миграционный орган, УФМС России по г.Москве) от 03.07.2014 по делу об административном правонарушении №1486/2/2002 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2015 года, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение и постановление судов двух инстанций отменить как незаконные и необоснованные, принять по делу новый судебный акт. При этом указывает на то, что в действиях ИП Никульниковой Т.Н. отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку выявленный иностранный гражданин не является сотрудником предпринимателя. Также ссылается на существенные нарушения миграционным органом процедуры привлечения ИП Никульниковой Т.Н. к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представленные к кассационной жалобе дополнительные документы (заявление о выдаче копии протокола и аудиозаписи судебного заседания от 20.10.2014, копия протокола судебного заседания от 20.10.2014, расшифровка аудиозаписи судебного заседания от 20.10.2014 по делу №А40-111310/2014, диск, постановление о назначении административного наказания и письмо отдела МВД России по району Черемушки г.Москвы) подлежат возврату ИП Никульниковой Т.Н., поскольку суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по сбору, исследованию и оценке доказательств.
Представитель УФМС России по г.Москве, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения предпринимателя и его представителя, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя миграционного органа.
Выслушав представителя предпринимателя, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, сотрудниками ОУФМС России по Москве в ЮЗАО проведена проверка деятельности ИП Никульниковой Т.Н. на предмет соблюдения миграционного законодательства на объекте по адресу: г.Москва, ул. Каховка, д.20, стр.2, по результатам которой миграционным органом 26.06.2014 составлен акт проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников № МС-9/06-305, протокол МС № 92331 об административном правонарушении и 03.07.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №1486/2/2002 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 400 000 рублей.
Основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности послужил факт выявления гражданина Республики Армения Барсегяна Г.М., 14.04.1967 г.р., который на момент проверки осуществлял трудовую деятельность на указанном объекте в качестве мастера по пошиву обуви без соответствующего разрешения на работу в г.Москве.
Посчитав вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности необоснованным, нарушающим права и законные интересы ИП Никульниковой Т.Н., предприниматель обратилась в арбитражный суд с требованием об отмене указанного ненормативного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложении административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения предусмотренные частями 1-3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В рассматриваемом случае, суды двух инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности факта привлечения ИП Никульниковой Т.Н. к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешение на работу в г.Москве. При этом указали, что данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела, в частности, протоколом осмотра территории, фототаблицей, объяснениями иностранного гражданина Барсегяна Г.М. и иными доказательствами, представленными в материалы дела.
Также судами отмечено, что нарушений миграционным органом процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Между тем, данный вывод судов не может быть признан обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу положений статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Также, выясняется извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из системного толкования указанных норм следует, что для защиты гарантии прав лица, в отношении которого рассматривается административное дело, необходимо соблюдать установленный порядок привлечения к административной ответственности, в том числе требования о рассмотрении административного дела с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем, судами не учтено, что в оспариваемом постановлении №1486/2/2006 от 03.07.2014, предприниматель указала на рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности и составление указанного постановления в ее отсутствие, при том, что она явилась на рассмотрение дела в назначенное время.
Доказательств обратного миграционным органом в материалы дела не представлено.
Данное обстоятельство, свидетельствует о том, что УФМС России по г.Москве фактически лишило гарантий защиты прав предпринимателя при привлечении к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
То обстоятельство, что предприниматель была лишена возможности участвовать в рассмотрении дела, возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Существенное нарушение процедуры наложения административного наказания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
С учетом изложенного, решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене как принятые в нарушении норм материального и процессуального права.
Поскольку для принятия нового решения по настоящему спору не требуется установления обстоятельств или исследования доказательств, то судебная коллегия кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт об отмене оспариваемого постановления УФМС по г.Москве.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2015 года по делу № А40-111312/14 отменить.
Признать незаконным и полностью отменить постановление Управления Федеральной миграционной службы России по Юго-Западному административному округу г. Москвы от 03 июля 2014 года № 1486/2/2002 о привлечении индивидуального предпринимателя Никульниковой Татьяны Николаевны к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий-судья О.В. Дудкина
Судьи: С.Н. Крекотнев
Р.Р. Латыпова