Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й С У Д
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-68676/2021
г. Москва Дело № А40-113030/21
06 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей:
Кочешковой М.В., ФИО1,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Госинспекции города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2021 по делу № А40-113030/21
по заявлению Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" (ОГРН: <***>)
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконными и отмене постановления и предписания,
при участии:
от заявителя:
ФИО2 по доверенности от 19.04.2021;
от заинтересованного лица:
ФИО3 по доверенности от 12.01.2021;
У С Т А Н О В И Л:
Общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов "Ассоциация Росохотрыболовсоюз" (далее - ассоциация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2021 по делу №2066-ЗУ/9099751-21, о признании незаконным и отмене предписания от 08.04.2021 №9099751.
Решением суда от 16.09.2021 заявление ассоциации удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ассоциации поддержал решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей административного органа и ассоциации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ассоциация является собственником нежилого 8-ми этажного здания 1982 года постройки по адресу: <...> площадью 11 863,1 кв.м, запись в ЕГРН № 77-01/09- 347/2004-629 от 29.06.2004.
Земельный участок площадью 4 459 кв.м., с кадастровым №77:09:01025:12, на котором расположено здание, передан в аренду ассоциации на основании договора от 19.04.2013 № М-09-041222.
Цель предоставления земельного участка – для эксплуатации административного здания на срок до 18.02.2062.
08.04.2021 в отношении ассоциации составлен протокол об административном правонарушении № 9099751, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 6.7 КоАП города Москвы.
Выдано предписание № 9099751 об устранении нарушений законодательства.
Постановлением о назначении административного наказания 12.05.2021 по делу № 2066-ЗУ/9099751-21 административный орган признал ассоциацию виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 6.7. КоАП г. Москвы.
Ассоциации назначен штраф в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанными предписанием и постановлением, ассоциация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Часть 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы предусматривает административную ответственность за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, сервитутами.
Земельный участок должен использоваться по целевому назначению в соответствии с его категорией и согласно его разрешенному использованию (п. 2 ст. 7, ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о землепользовании в городе Москве собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
В связи с чем, требования и ограничения, связанные с целевым назначением и видом разрешенного использования носят общий (универсальный) характер.
Как следует из материалов дела, нежилое здание по адресу: <...> площадью 11863,1 кв.м, введено в эксплуатацию 10.01.1983, что подтверждается актом государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию в составе представителей уполномоченных органов Исполкома Московского городского Совета.
Согласно техническому паспорту БТИ Фрунзенского райисполкома г. Москвы 1997 года, выданному на нежилое здание, расположенное по адресу: <...> года постройки, владелец – Центральное правление ассоциации, в разделе А «распределение жилой площади» в пункте 3 указана гостиница - жилых квартир 91, жилых комнат 91, общая площадь 1590 кв.м.. в т.ч. жилая 1165 кв.м.
26.03.2013 Департаментом городского имущества г. Москвы было издано Распоряжение № 1501-09 ДГИ «О предоставлении общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» в аренду земельного участка по адресу: 125212, <...> вл.1А (Северный административный округ г. Москвы), которым земельный участок, площадью 4459 кв.м., с кадастровым номером 77:09:0001025:12, был передан ассоциации для эксплуатации административного здания сроком до 18.02.2062.
Ограничений и обременений по земельном участку не установлено.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 20.02.2013 №77/501/13-52876, разрешенное использование – эксплуатация прочих административно-управленческих учреждений и общественных организаций.
Во исполнение указанного выше распоряжения ДГИ 19.04.2013 был заключен договор аренды земельного участка № М-09-041222, площадью 4459 кв.м., с кадастровым номером 77:09:0001025:12, зарегистрированный в установленном порядке 10.06.2013.
Земельный участок предоставлен для целей эксплуатации административного здания, в котором находилась и функционировала гостиница на 200 мест.
Сведения, указанные в кадастровом паспорте от 20.02.2013 были внесены в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 25.05.2011 № 228- ПП«Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве», действовавшим в период заключения договора аренды.
В указанном перечне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указан вид разрешенного использования земельных участков: под номером 1 участки размещения общественно-деловых объектов, который включает следующие пункты пункт 1.1. – участки размещения административно-деловых объектов, в том числе (номер групп видов 1.2.17):
П.п. 1.1.1. - объекты размещения административно-управленческих учреждений, некоммерческих организаций, не связанных с проживанием населения, общественных организаций и объединений, организаций и учреждений обеспечения безопасности;
П.п. 1.1.2. - объекты размещения некоммерческих организаций, связанных с проживанием населения (нежилые здания, нежилые помещения размещения организаций, служб ЖСК, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, охраны правопорядка, проведения досуга и самодеятельного обслуживания жителей и другие подобные объекты), общественных организаций и объединений, организаций и учреждений обеспечения безопасности;
П.п. 1.3.3.- объекты размещения учреждений и организаций просвещения, в т.ч. публичных библиотек, музеев, выставок, учреждений дополнительного образования и др.; пункт 1.1. – участки размещения административно-деловых объектов, в том числе (номер групп видов 1.2.7);
П.п. 1.1.4. - объекты размещения финансово-кредитных учреждений и организаций;
П.п. 1.1.5. - объекты размещения организаций и учреждений страхования;
П.п. 1.3.6. - объекты размещения помещений и технических устройств, обеспечивающих деятельность учреждений, предприятий, организаций, средств массовой информации и печати пункт 1.4. – участки торгово-бытовых объектов (номер групп видов 1.2.5);
П.п. 1.4.1. - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров;
П.п. 1.4.3. - объекты размещения организаций общественного питания;
П.п. 1.4.4. - объекты размещения учреждений и организаций бытового обслуживания, в т.ч. приемные пункты предприятий, обозначенные в п. 3 перечня как объекты с индексами 3004 05, 3004 06.
Цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001025:12 – эксплуатация административного здания, указанная в договоре аренды земельного участка № М-09-041222 от 19.04.2013, площадью 4459 кв.м., включает в себя указанные номера группы видов разрешенного использования земельных участков 1.2.5, 1.2.7. и 1.2.17, внесенные в качестве основных видов разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, на основании правового акта г. Москвы - Постановления Правительства г. Москвы от 25.05.2011 г. № 228-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (далее - Правила) были утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы.
В разделе 1.2. «Область применения Правил» в пункте 6 указано, что они применяются при осуществлении государственного контроля и надзора за использованием земельных участков, объектов капитального строительства.
Статьей 1.4.3. Правил установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1.4.3.1. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые включают: 1. основные виды разрешенного использования - виды разрешенного использования, которые правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований; 2. условно разрешенные виды использования - виды разрешенного использования, разрешение о применении которых предоставляется в порядке, предусмотренном подразделом 2.2.2 настоящих Правил; 3. вспомогательные виды разрешенного использования - виды разрешенного использования, которые могут применяться только в качестве дополнительных к основным или к условно разрешенным видам и только совместно с основными или условно разрешенными видами на территории одного земельного участка, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Как следует из выписки ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.07.2020 № КУВИ002/2020-8158634, и из сведений публичной кадастровой карты Росреестра от 14.04.2021 земельный участок, площадью 4459 кв.м., с кадастровым номером 77:09:0001025:12, имеет виды разрешенного использования: бытовое обслуживание (4.5.), банковские цели (3.3.), общественное питание (4.6.), земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Указанные виды разрешенного использования предусмотрены Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 04.02.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования» и ранее действовавшим постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 № 228-ПП, которым был утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
Согласно указанному Перечню подвид разрешенного использования - объекты размещения некоммерческих организаций, связанных с проживанием населения (нежилые здания, нежилые помещения размещения организаций, служб ЖСК, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, охраны правопорядка, проведения досуга и самодеятельного обслуживания жителей и другие подобные объекты (1.1.2) относится к виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17), утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 (ред. от 11.01.2011) «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
На земельном участке, имеющем указанные виды разрешенного использования, правомерно размещены объекты, предоставляющие услуги бытового обслуживания (4.5.), банковские услуги (3.3.), общественное питание (4.6.), а также административное здание, относящееся к объектам размещения некоммерческих организаций, связанных с проживанием населения – гостиница.
Цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001025:12 - эксплуатация административного здания, указанная в договоре аренды земельного участка № М-09-041222 от 19.04.2013 года, площадью 4459 кв.м., включает в себя номера группы видов разрешенного использования земельных участков 1.2.5, 1.2.7. и 1.2.17, внесенные в качестве основных видов разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, на основании правового акта г. Москвы - Постановления Правительства г. Москвы от 25.05.2011 г. № 228-ПП.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.24 ГрК РФ, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Согласно положениям пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1. основные виды разрешенного использования; 2. условно разрешенные виды использования; 3. вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу пункта 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных согласований.
Указанные выше обстоятельства подтверждают, что ассоциация не допускает нарушения требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правовыми актами города Москвы.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, привлекаемое лицо к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, содержать обстоятельства, установленные административным органом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Доказательства, из которых бы неопровержимо следовало, что правонарушение совершено ассоциацией и имело виновное поведение указанного лица, в материалы дела не представлено и административным органом не указано, что такие доказательства могут быть представлены.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Однако в нарушение статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ ни в оспариваемом постановлении, ни в протоколе не имеется сведений о том, исследовался ли административным органом вопрос о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что административным органом не доказано наличие вины ассоциации во вменяемом ему административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая отсутствия состава административного нарушения, предписание об устранении выявленных нарушений также не соответствует действующему законодательству, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ассоциации и признал незаконным постановление и предписание административного органа.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что заключая договор аренды, ассоциация приняла на себя обязательства по использованию участка именно в том объеме, который указан в данном договоре, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Административный орган, назначая ассоциации наказание по ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, необоснованно счел, что ассоциацией нарушено условие договора аренды о целевом использовании земельного участка - для эксплуатации здания, понимая под «нарушением» размещение и функционирование в здании гостиницы, общепита, торговли, офисов, в т.ч банковских.
Цель предоставления земельного участка - эксплуатация здания, а виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, установлены уполномоченными органами и внесены в установленном порядке в качестве основных видов разрешенного использования в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.07.2020 № КУВИ-002/2020-8158634, и из сведений публичной кадастровой карты Росреестра от 14.04.2021 - земельный участок, площадью 4459 кв.м., с кадастровым номером 77:09:0001025:12.
В распоряжении ДГИ от 26.03.2013 № 1501-09 «О предоставлении общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» в аренду земельного участка площадью 4459 кв.м., с кадастровым номером 77:09:0001025:12, по адресу: 125212, <...> вл.1А (Северный административный округ г. Москвы) и в договоре аренды земельного участка от 19.04.2013 вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, не установлен.
В связи с изложенным, отсутствие в предмете договора аренды указаний на основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, а также ошибочное толкование административным органом понятия цели предоставления земельного участка, как вида его разрешенного использования, не являются основаниями для привлечения к административной ответственности ассоциации по ч. 1 ст. 6.7. КоАП г. Москвы.
Ссылка административного органа на норму подпункта 4 пункта 3.3.5 Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.3.5 Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП, применение вспомогательных видов разрешенного использования допускается при соблюдении следующих условий - в случае если установленные основные, условно разрешенные виды использования предусматривают размещение объектов капитального строительства, то суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Ссылки в апелляционной жалобе на не превышение доли в размере 25% вспомогательных и условно разрешенных видов использования, при рассмотрении дела не имеют правового значения, так как, при вынесении постановления, административный орган указал, что ассоциация использует земельный участок с нарушением условий договора аренды, а именно цели предоставления - эксплуатация здания.
В предписании и постановлении административного органа не имеется указания на нарушения, допущенных ассоциацией, о которых идет речь в апелляционной жалобе, а именно подпункта 4 пункта 3.3.5 Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что доказательства, из которых бы неопровержимо следовало, что правонарушение совершено ассоциацией и имело виновное поведение указанного лица, в материалы дела не представлено и административным органом не указано, что такие доказательства могут быть представлены.
Апелляционный суд, отклоняя доводы жалобы, исходит из того, что доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2021 по делу № А40-113030/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Д.Е. Лепихин
Судьи: М.В. Кочешкова
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.