ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-113341/2021 от 08.06.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

15.06.2022

Дело № А40-113341/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2022.

Полный текст постановления изготовлен 15.06.2022.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,

судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В., ,

при участии в заседании:

от акционерного общества «Виро»: ФИО1 по доверенности от 28.05.2022, паспорту;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: ФИО2 по доверенности от 17.01.2022, удостоверению;

от общества с ограниченной ответственностью «Кадастр»: не явился, извещён;

рассмотрев 08.06.2022 в судебном заседании кассационную жалобу

акционерного общества «Виро»

на решение от 02 ноября 2021 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 04 февраля 2022 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-113341/2021

по заявлению акционерного общества «Виро»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Кадастр»

о признании незаконными уведомления,

УСТАНОВИЛ

акционерное общество «Виро» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным уведомления об отказе от 01.03.2021 №77-0-1-71- 3162/2020-277.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Кадастр».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2021 заявление оставлено без удовлетворения.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направило, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, АО «Виро» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0170807:74; 77:18:0170807:75; 77:18:0170807:76; 77:18:0170807:77; 77:18:0170807:78; 77:18:0170807:79; 77:18:0170807:84.

В связи с принятием решения о перераспределении границ указанных участков, АО «Виро» обратилось в Управление с соответствующим заявлением.

01.03.2021 в адрес АО «Виро» от Управления поступило уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации права собственности № 77-0-1-71/3162/2020-277 (далее -уведомление) тринадцати земельных участков с местоположением: г. Москва, п. Марушкинское, Север-д. Большое Свинорье, Юг - д. Анкудиново, образованных путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0170807:74; 77:18:0170807:75; 77:18:0170807:76; 77:18:0170807:77; 77:18:0170807:78; 77:18:0170807:79; 77:18:0170807:84 (далее - земельные участки).

Не согласившись с уведомлением от 01.03.2021 №77-0-1-71-3162/2020-277, заявитель обратился в арбитражный суд с уточненными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.

Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с частью 4 статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В силу части 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как было установлено управлением, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), исходный, образуемые земельные участки расположены в территориальной зоне Ф, зоне сохраняемого землепользования с учетным номером 77.11.1.1503.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков; требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В связи с изложенным выше, в рамках соблюдения требований действующего законодательства, градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и законных интересов и прав третьих лиц государственным регистратором прав направлены запросы в Администрацию поселения Марушкинское, Префектуру Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Департамент развития новых территорий города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, однако ответы от Департамента развития новых территорий города Москвы не поступили, а поступивший ответ от Администрации поселения Марушкинское не содержал информации, необходимой для осуществления заявленных действий.

Судами установлено, что согласно ответу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, исходные земельные участки находятся в границах территориальных зон, подзон территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для которых установлены равные фактическим. Таким образом, размещение новых объектов капитального строительства на рассматриваемой территории не представляется возможным без внесения изменений в карты градостроительного зонирования «Границы территориальных зон, подзон территориальных зон и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства Правил землепользования и застройки», утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. № 120-ГШ. В связи с чем, в целях защиты прав города Москвы, прав и охраняемых законом интересов жителей города, предприятий и организаций Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы просит не осуществлять заявленных действий в отношении заявленных земельных участков.

Согласно ответу Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, земельные участки с кадастровыми номерами: 77:18:0170807:74, 77:18:0170807:75, 77:18:0170807:76 частично попадают в границы зоны с особыми условиями использования территории, а именно в границах охранных зон трубопроводов - охранная зона кольцевого магистрального нефтепродуктопровода с отводами (постановление Госгортехнадзора от 22.04.1992 г. № 9). Также исходные земельные участки расположены в границах приаэродромной территории, утвержденной Приказом Росавиации от 17.04.2020 г. № 394-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково)».

Согласно пункту 57 Требований к составлению межевого плана утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - «Требования»), если ограничение (обременение) права установлено или устанавливается в отношении всего земельного участка (в том числе в связи с обеспечением доступа к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования, территории общего пользования), сведения о содержании указанного ограничения (обременения) права приводятся в строке «Иные сведения» реквизита «4» раздела «Сведения. об образуемых земельных участках», раздела «Сведения об измененных земельных участках», реквизита «3» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках».

Согласно пункту 53 Требований в графе «3» строки «8» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» указывается: условный номер земельного участка (при его наличии), если земельный участок образован в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; учетный номер утвержденного проекта межевания территорий, в случае если земельный участок образован в соответствии с проектом межевания территории и сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН; реестровый номер границ зоны с особыми условиями использования территорий, территориальной зоны, территорий объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны, лесничества, лесопарка, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоны, охотничьего угодья, береговой линии (границы водного объекта), если земельный участок полностью или частично расположен в границах такой зоны или территории, либо если граница (часть границы) земельного участка является одновременно береговой линией (границей водного объекта) или ее частью.

Однако в представленном межевом плане не указан реестровый номер границ зоны с особыми условиями использования территорий, в границах которых расположены исходный и образуемые земельные участки.

Суды пришли к выводу, что указанные обстоятельства препятствовали проведению заявленных регистрационных действий, в виду чего, Управлением правомерно было отказано в заявленных действиях.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального и материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе, в электронном виде.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 02 ноября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2022 года по делу № А40-113341/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Ю.С. Петропавловская

Судьи

Е.А. Ананьина

В.В. Кузнецов