ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-114462/2023 от 06.02.2024 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

9 февраля 2024 года

Дело № А40-114462/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 9 февраля 2024 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,

судей Ананьиной Е.А., Анисимовой О.В.

при участии в заседании:

от заявителя: Ордена трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия «Российские сети вещания и оповещения» - ФИО1, представитель по доверенности от 1 января 2023 года;

от заинтересованного лица: Департамента городского имущества города Москвы – ФИО2, представитель по доверенности от 11 декабря 2023 года;

рассмотрев 6 февраля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Ордена трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия «Российские сети вещания и оповещения»

на решение от 9 августа 2023 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 16 ноября 2023 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

по делу № А40-114462/2023,

по заявлению Ордена трудового красного знамени Федерального государственного унитарного предприятия «Российские сети вещания и оповещения»

к Департаменту городского имущества города Москвы

о признании незаконным распоряжения,

УСТАНОВИЛ: Ордена трудового красного знамени Федеральное государственное унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения» (далее - ФГУП РСВО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент, заинтересованное лицо) от 10 апреля 2023 года № 20309 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявления.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 9 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ФГУП РСВО обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить, в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.

От департамента в суд кассационной инстанции посредством информационной системы «Мой арбитр» поступило ходатайство об участии в судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания).

Указанное ходатайство судом кассационной инстанции удовлетворено, судебное заседание проведено с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания).

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФГУП РСВО поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ФГУП РСВОи департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами,ФГУП РСВО на праве хозяйственного ведения распоряжалось нежилым помещением: с кадастровым номером 77:02:0010003:6934, площадью 30,1 кв. м, расположенным по адресу: <...>/1, что подтверждается сведениями о характеристиках объекта недвижимости от 20.02.2023 г. № 99/2023/519590551.

В указанном нежилом помещении расположена усилительная станция № 151, что подтверждается Актом № 1 о вводе фрагмента сети электросвязи в эксплуатацию от 20 марта 2015 года. Через усилительную станцию № 151 подается сигнал 4 239 абонентам.

Многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу, включен в перечень многоквартирных домов, переселение которых в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве осуществляется в 2029 - 2032 годах (пункт 313 Приложения 3 к Приказу Департамента градостроительной политики города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Департамента строительства города Москвы от 12 августа 2020 года № 45/182/ПР-335/20).

Департаментом издано распоряжение от 10 апреля 2023 года № 20309 об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010003:6934, площадью 30,1 кв. м, расположенное по адресу: <...>/1.

ФГУП РСВО, полагая, что данное распоряжение нарушает его законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку у последнего возникает обязанность освободить вышеназванное помещение от оборудования Усилительной станции № 151, что приведет к утрате основного дохода ФГУП РСВО от получения абонентской платы за предоставление оператором связи доступа к сети проводного вещания, обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4.2.14(1) Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года № 99-ПП (далее - Положение), пунктом 3.2 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года № 941-ПП (далее - Порядок), исходили из того, что факт наличия признаков недействительности оспариваемого решения не подтвержден, доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя не представлены.

Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.

Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

В соответствии с пунктом 4.2.14(1) Положения департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.

Во исполнение Порядка департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений расположенных в многоквартирных домах включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве:

- направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;

- подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решение об изъятии нежилых помещений);

- обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений;

- направляет решение об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;

- опубликовывает решение об изъятии нежилых помещений;

- направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр;

- обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений;

- обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания;

- в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии нежилого помещения.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка, департамент в течение 14 рабочих дней со дня поступления соответствующего уведомления Департамента градостроительной политики города Москвы, осуществляет подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках Программы реновации жилищного фонда в городе Москве.

Суды установили, что нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0010003:6934, площадью 30,1 кв. м, расположенное по адресу: <...>/1, находится в собственности Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований, заявитель ссылался на то, что департаментом, при принятии оспариваемого распоряжения был нарушен пункт 3.2 Порядка, а именно отсутствовало обращение Департамента градостроительной политики города Москвы о готовности к переселению многоквартирного дома по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве.

Отклоняя указанный довод, суды указали, что оспариваемое распоряжение принято на основании уведомления Департамента градостроительной политики города Москвы от 24 марта 2023 года № ДГП-03-9939/22-11.

При этом из текста вышеуказанного уведомления следует, что оно направлено Департаментом градостроительной политики города Москвы в адрес Департамента городского имущества города Москвы в дополнение к ранее направленной информации от 10 марта 2023 года № ДГП-03-9939/22-8 с учетом корректировки переселения жителей по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве уточнен перечень многоквартирных домов с началом переселения по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве в 2026 году и предложений по обеспечению переселения жителей путем осуществления начала дополнительного объема переселения на резерв «стартовых» жилых домов 2018 - 2023 гг.

Из уведомления от 10 марта 2023 года № ДГП-03-9939/22-8 однозначно следует, что соответствующий перечень многоквартирных домов сформирован и направлен для начала работы по освобождению нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.

Учитывая приведенные обстоятельства, суды обоснованно указали, что департаментом были соблюдены требования, установленные Порядком, и у последнего имелись основания для принятия оспариваемого распоряжения.

При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о соответствии закону оспариваемого решения и отсутствии совокупности оснований, которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, являются основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным в судебном порядке.

Доводы кассационной жалобы ФГУП РСВО были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.

Несогласие ФГУП РСВО с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.

С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 9 августа 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2023 года по делу А40-114462/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Р.Р. Латыпова

Судьи

Е.А. Ананьина

О.В. Анисимова