ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-115123/2021 от 11.07.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

18 июля 2022 года

Дело № А40-115123/21

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего судьи Нечаева С.В.,

судей Каденковой Е.Г., Кочеткова А.А.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, дов. от 01.01.2022

от ответчика: Безымянный Д.Ю., дов. от 25.11.2019

от третьих лиц: ООО «Транснефтьэнерго» - ФИО2, дов. от 01.01.2022

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу

АО «ДВЭУК-ЕНЭС»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2021 года

и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда

от 14 апреля 2022 года,

принятые по иску АО «ДВЭУК-ЕНЭС»

к ПАО «ФСК ЕЭС»

о взыскании денежных средств,

третьи лица: ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Трансэнерго-Восток»,

Государственный комитет по ценовой политике-РЭК Республика Саха (Якутия),

ФАС; АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания-Генерация

Сети»,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявленАО «ДВЭУК-ЕНЭС» к ПАО «ФСК ЕЭС»о взыскании 225 590 132 руб. 41 коп. задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии (мощности) за июнь и декабрь 2018 года, 31 687 367 руб. 06 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, АО «ДВЭУК-ЕНЭС» обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы.

Представители ответчика и третьего лицаООО «Транснефтьэнерго» возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзывах, приобщенных к материалам дела.

Иные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения участников процесса, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.10.2014 между АО «ДВЭУК» и филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Востока подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, тем самым, определяя точки поставки электрической энергии (мощности) и подтверждая электрическую связь сетевых объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 41 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Для энергоснабжения нефтеперекачивающей станции НПС-11 энергосбытовой компанией ООО «Транснефтьэнерго», заключены договоры: с ПАО «Якутскэнерго» заключен договор купли-продажи электроэнергии от 25.09.2014 № 1, а с ПАО «ФСК -ЕЭС» - заключено дополнительное соглашение от 15.10.2014 № 14 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 № 517/П, в рамках которого закреплены обязательства по оказанию услуг по передаче электроэнергии до НПС-11.

В результате осуществленных мероприятий по технологическому присоединению в регионе сложилась следующая схема передачи электрической энергии в отношении объекта НПС-11: Каскад Вилюйский ГЭС-1,2 (объект генерации) - ПАО «Якутскэнерго» (сети протяженностью 2,04 км) - АО «ДВЭУК» (сети протяженностью 471, 5 км) - ПАО «ФСК ЕЭС» (сети протяженностью 1,9 км, подстанция) - ООО «Транснефтьэнерго» (энергосбытовая организация) - ООО «Транснефть-Восток» (конечный потребитель).

Оплату за транспортировку электроэнергии ПАО «ФСК ЕЭС» получало от потребителя - ООО «Транснефтьэнерго» в соответствии с тарифом, утвержденным Приказом ФСТ России от 09.12.2014 № 297-э/3 на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС на 2015-2018 годы, до приказа Минэнерго РФ № 1145 от 11.12.2018 об отнесении «ПС 220 кВ НПС-11» и «ВЛ-220 кВ до ПС НПС-11» к ЕНЭС. АО «ДВЭУК» неоднократно пыталось урегулировать взаимоотношения по использованию объектов, принадлежащих АО «ДВЭУК», направляя в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» оферту договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО «Транснефтьэнерго» (НПС-11), что подтверждается исходящими письмами от 02.02.2017 № ДВЭУК-03-42-397, от 16.06.2017 № ДВЭУК03-42-2103.

Ответной позицией ПАО «ФСК ЕЭС», в лице филиала Амурское ПМЭС, (Письмо от 12.10.2017 №м3/п3/1/818) ответило отказом от подписания оферты договора.

В соответствии с пунктом 5 Критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 41, критериям единой национальной (общероссийской) электрической сети соответствуют подстанции, проектный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 41 к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения.

В соответствии с пунктом 3 Порядка отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включения их в реестр «Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 № 648 решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается Министерством энергетики Российской Федерации, при этом, в рамках пункта 4 указанного документа основанием для рассмотрения вопроса об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр, а также о внесении изменений в реестр являются: заявление собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства; уведомление, полученное Министерством энергетики Российской Федерации от системного оператора и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, направленное в соответствии с пунктом 12.1 настоящего Положения.

Решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается в течение 3 месяцев со дня представления в Министерство энергетики Российской Федерации собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства полного комплекта документов, либо в течение 3 месяцев со дня окончания проведения обследования объекта электросетевого хозяйства.

Объект электросетевого хозяйства считается отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети со дня вступления в силу решения Министерства энергетики Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минэнерго России от 08.04.2016 № 279 «Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» (зарегистрирован в Минюсте России от 27.04.2016 № 41946) из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ЕНЭС), исключены объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие АО «ДВЭУК».

Согласно пункту 2 стати 24 ФЗ от 26.03.2003 № 35 ФЗ «Об электроэнергетике», установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети входит в полномочия федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установление цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни таких цен (тарифов) входит в компетенцию уполномоченных в области государственного регулирования цен и тарифов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 26.12.2017 № 728/1 установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия).

Так, в период июнь - декабрь 2018 года по объектам электросетевого хозяйства АО «ДВЭУК» осуществлена передача электрической энергии (мощности) в сети ПАО «ФСК ЕЭС» в общем объеме 56 872 002 кВтч.

В связи с отказом ПАО «ФСК ЕЭС» в предоставлении показаний приборов учета в точках поставки на стороне 220 кВ ПС НПС-11, объем переданной электрической энергии определен на основании показаний приборов учета, установленных на стороне 10 кВ на ПС 220/10 кВ при НПС-11, с учетом потерь в силовых трансформаторах ПС 220/10 кВ НПС-11.

Факт осуществления передачи электрической энергии в отношении потребителя ООО «Транснефтьэнерго» зафиксирован актами баланса электроэнергии за март - май 2018 г. между Гарантирующим поставщиком на территории Республики Саха (Якутия) в лице ПАО «Якутскэнерго» и АО «ДВЭУК».

В связи с тем, что договор на передачу электрической энергии не заключен в установленном порядке, АО «ДВЭУК» направляло в адрес ПАО «ФСК ЕЭС», в лице филиала МЭС Востока, уведомление о дате и времени составления акта о бездоговорном оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя ООО «Транснефтьэнерго» (НПС-11). Поскольку в назначенное время и место представители не явились, акт был составлен в присутствии независимых лиц.

Оплату за передачу электроэнергии (мощности) по объектам электросетевого хозяйства АО «ДВЭУК» или плату за использование указанных объектов ПАО «ФСК ЕЭС» не производило.

Использование сетевого хозяйства АО «ДВЭУК» позволило ПАО «ФСК ЕЭС» осуществлять передачу электрической энергии конечным потребителем и получать от последнего плату за оказанные услуги по передаче электроэнергии (мощности) по тарифу ЕНЭС.

До момента принятия приказа Минэнерго РФ № 1145 от 11.12.2018 объекты ПАО «ФСК - ЕЭС» - «ПС 220 кВ НПС-11 и ВЛ-220 кВ до ПС НПС-11» не относились к ЕНЭС.

Согласно пункту 34 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (ред. от 30.04.2020) по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.

В силу пункту 36 Правил № 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием возмещении причиненных убытков.

Стоимость услуг по передаче электрической энергии в спорный период составила 225 590 132 руб. 41 коп.

Также истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами.

При рассмотрении настоящего дела судами было установлено, что рассмотрение настоящего спора осуществляется с участием тех же лиц, что и при рассмотрении споров по делам № А40-91888/17 и № А40-13796/18.

Судами по делу № А40-91888/17 было установлено, что в спорных правоотношениях с АО «ДВЭУК» ПАО «ФСК ЕЭС» обладает особым статусом и является организацией по управлению ЕНЭС, в связи с чем не может быть потребителем услуг по передаче электрической энергии в спорных правоотношениях при рассмотрении настоящего дела; отсутствие заключенного между сторонами договора, определяющего порядок использования ПАО «ФСК ЕЭС» объектов электросетевого хозяйства, используемых при передаче электрической энергии на объекты 000 «Транснефтьэнерго» НПС-11 и НПС-15, принадлежащих в спорные периоды АО «ДВЭУК», отсутствие между АО «ДВЭУК» и ПАО «ФСК ЕЭС» соглашений о передаче объемов электрической энергии, отпущенных на НПС - 11 не требует доказывания. Данные обстоятельство не зависят от периодов взаимоотношений между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «ДВЭУК». Исключение объектов АО «ДВЭУК» из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, лишает владельца указанных объектов претендовать на заключение с ответчиком (ПАО «ФСК ЕЭС») договора об использовании объектов электросетевого хозяйства, а, следовательно, и получение платы за использование указанных объектов, и не влияет на правовую квалификацию спорных правоотношений.

Спор по делу № А40-13796/2018 рассматривался по иску АО «ДВЭУК-ЕНЭС» к ПАО «ФСК ЕЭС» о взыскании стоимости электрической энергии за период с января 2017 по октябрь 2017 года, настоящий спор охватывает период июнь - декабрь 2018.

Истец ссылался на те же обстоятельства и приводил те же доводы, которые имеют место и при рассмотрении данного спора.

Судами первой, апелляционной, кассационной инстанций приведенные доводы по делу № А40-13796/2018, аналогичные приведенным в споре по настоящему делу, были отвергнуты.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 12, 309, 310, 314, 395, 1102, 1103, 1107 ГК РФ, статьей 69 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Применение в расчетах за услуги по передаче электроэнергии произвольных величин, не основанных на тарифных решениях, противоречит императивным нормам права и нарушает баланс экономических интересов сетевых организаций, что влечет неосновательное обогащение АО «ДВЭУК».

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Кроме того, все доводы кассационной жалобы приводились при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.

Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2022 года по делу № А40-115123/21 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий судья С.В. Нечаев

Судьи: Е.Г. Каденкова

А.А. Кочетков