ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-115186/14 от 18.06.2015 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

Дело №А40-115186/14

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2015 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Стрельникова А.И.

судей Аталиковой З.А., Кобылянского В.В.

при участии в заседании:

от истца – Муратова Е.А., доверенность б/номера от 20.05.2015 года;

от ответчика – Хайрутдинов Д.А., доверенность №4-47-428/5 от 21.04.2015 года, Корчемагина Е.Н., доверенность №4-14-7639/4 от 28.11.2014 года;

от третьего лица – Исаян А.А., доверенность №Б33-Д-934/14 от 30.12.2014 года,

рассмотрев 18 июня 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу

Правительства Москвы

на решение от 11 декабря 2014 года

Арбитражного суда гор. Москвы,

принятое судьей Козловым В.Ф.,

на постановление от 25 февраля 2015 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Гончаровым В.Я., Гармаевым Б.П., Чепик О.Б.,

по иску ООО «Телмофорс-Инвест»

к Правительству Москвы

о взыскании 90.026.122 руб. 66 коп.,

третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Телмофорс-Инвест» обратилось к Правительству Москвы с иском о взыскании 90.026.122,66 рублей, представляющих прямые затраты и начисленные проценты, понесенные им при исполнении инвестиционного контракта за №13-027648-5101-0027-00001-05 от 27 июня 2005 года. Третьим лицом по делу было привлечен Департамент городского имущества города Москвы.

Решением Арбитражного суда гор. Москвы от 11 декабря 2014 года иск был удовлетворен частично: с Высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы – Правительства Москвы за счет казны города Москвы в пользу ООО «Телмофорс-Инвест» были взысканы 85.642.499,51 руб. в виде убытков, а в остальной части иска было отказано (т. 6, л.д. 162-168).

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 года указанное решение было оставлено без изменения (т. 7, л.д. 50-56).

В кассационной жалобе Правительство Москвы просит решение и постановление отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку считает их незаконными и необоснованными. В жалобе указывается о том, что при принятии решения и постановления судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст.ст. 15, 195, 199, 393, 401, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 8, 18 ФЗ от 25.02.1999 г. за №39-ФЗ «об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции ФЗ от 12.12.2011 года №427-ФЗ), а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений. В заседании судебной коллегии представители ответчика и третьего лица настаивали на удовлетворении кассационной жалобы.

В суде кассационной инстанции представитель истца полагал правомерным оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к заключению, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, а также из искового заявления, между Правительством Москвы, действующим в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17.12.2004 N 2525-РП "О строительстве офисно-жилого комплекса со встроенно-пристроенным дошкольным образовательным учреждением по адресу: 3-я Радиаторная ул., вл. 7 (Северный административный округ)" и ООО "Телмофорс-Инвест" был заключен инвестиционный контракт от 27.06.2005 N 13-027648-5101-0027-00001-05 на реализацию инвестиционного проекта строительства офисно-жилого комплекса со встроенно-пристроенным дошкольным образовательным учреждением и гаражом-стоянкой на строительной площадке по адресу: 3-я Радиаторная ул., вл. 7, с ориентировочным объемом инвестиций 25 млн. долларов США. В рамках реализации инвестиционного проекта инвестор (истец) принял обязательство за счет собственных или привлеченных средств произвести строительство инвестиционного объекта - офисно-жилого комплекса со встроенно-пристроенным дошкольным образовательным учреждением ориентировочной площадью 1.100 кв. м и подземным гаражом-стоянкой на 150.машино-мест, размер общей предельной площади 34.000 кв. м, общей жилой 30.000 кв. м (п. 2.2). Так как объект подлежал освобождению от пользователей нежилых помещений, в т.ч. ФГУП СПО "Металлургбезопасность", арендующего здание детского сада N 2080 по договору от 31.05.2002 N 0-474/02 сроком на 15 лет, инвестор обязался предоставить за свой счет помещения для размещения арендатора на время строительства (п. 2.3, 5.2.8). Ввод объекта в эксплуатацию должен был состояться не позднее конца 2008 г. (п. 2.2 в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2008 N 1), срок действия контракта установлен до 28 февраля 2009 г (п. 7.4 в редакции дополнительного соглашения от 21.02.2008 N 1). Содержание и периоды этапов реализации определены в ст. 4 контракта. В течение первого этапа продолжительностью 12 месяцев после заключения контракта инвестор заключает договор краткосрочной аренды земельного участка, разрабатывает, согласовывает и утверждает проектно-сметную документацию, получает разрешение на производство строительных работ. В течение второго этапа, срок окончания которого определен в п. 2.2 контракта, инвестор осуществляет строительные и иные работы и обеспечивает ввод объекта в эксплуатацию. На третьем этапе стороны производят взаиморасчеты, подписывают акт о реализации и оформляют имущественные права. По итогам реализации инвестиционного контракта в собственность администрации передается 35% общей жилой площади, 50% нежилой площади, в т.ч. ориентировочно 110 кв. м для размещения дошкольного образовательного учреждения и 900 кв. м с отделкой для размещения ФГУП СПО "Металлургбезопасность", 20% машино-мест, остальное в собственность инвестора. На период разработки разрешительной документации на строительство офисно-жилого комплекса со встроенно-пристроенным дошкольным образовательным учреждением и подземным гаражом-стоянкой инвестору по договору от 28.12.2005 N 3 М-09-512897 был предоставлен земельный участок площадью 4.479 кв. м на срок 11 месяцев 28 дней.

Инвестор получил акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства от 16.12.2008 N А-6688/04, провел работы, направленные на разработку предпроектной и проектной документации на строительство, подготовку заключений по предпроектным и проектным предложениям, согласование предпроектной и проектной документации, изыскательские работы, получение технических условий на подключение к городским коммуникациям, проведение экспертиз, инженерно-геологические и инженерно-экологические работы, а также понес, по мнению истца, управленческие расходы и расходы на охрану объекта, обустройство и аренду помещений для размещения арендатора, заключив договоры: от 01.02.2008 N 145 с ООО "Аварийно-спасательная часть" на сумму 90.780,00 руб. (разработка документации, моделирование действий пожарных подразделений), работы приняты по акту N 145/001 от 06.02.2008 на сумму 90.780,00 руб., оплата произведена платежным поручением от 15.02.2008 N 19 на сумму 90.780,00 руб.; от 29.08.2008 N 6-2008/8779 с ГУП "Моспромпроект" на сумму 118.000,00 руб. (проектные работы), работы приняты по акту N 711 на сумму 118.000,00 руб., оплата произведена платежным поручением N 78 от 10.09.2008 на сумму 118.000,00 руб.; N 2-8982 от 14.11.2007 г. с ЦНИИЭП жилища на сумму 986.130,89 руб. (проектные работы) работы приняты по акту N Н-477 от 25.01.2008 на сумму 986.130,89 руб. оплата произведена платежным поручением N 76 от 28.11.2007 на сумму 493.065,45 руб.; N 27 от 11.03.2008 на сумму 493.065,45 руб. на общую сумму 986.130,89 руб.; N 03/08 от 15.01.2008 г. с ООО "пек Гидротехпроект" на сумму 480.260,00 руб. (проектно-сметная документация) работы приняты по акту N 01 от 31.03.2008 на сумму 480.260,00 руб., оплата произведена платежным поручением N 25 от 11.03.2008 на сумму 144.078,00 руб. N 36 от 11.04.2008 на сумму 336.182,00 руб. на общую сумму 480.260,00 руб.; N 580/3161 от 17.12.2007 с ОАО "Московская теплосетевая компания" на сумму 14.328,00 руб. (подготовка документов на присоединение тепловой мощности) работы приняты по акту N 580/3161 от 17.12.2007 на сумму 14.328,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 91 от 27.12.2007 на сумму 14.328,00 руб.; N 42 от 24.04.2008 г. с ООО "Дор Процесс" на сумму 72.334,00 руб. (разработка проекта организации дорожного движения) работы приняты по акту б/н от 29.08.2008 на сумму 72.334,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 40 от 30.04.2008 на сумму 72.334,00 руб.; N 240-246-266/08 от 29.04.2008 г. с ОАО "ВТОРСТРОЙРЕСУРСЫ" на сумму 90.435,84 руб. (разработка тех.регламента процесса обращения с отходами строительства и сноса) работы приняты по акту N 542 от 13.10.2008 на сумму 90.435,84 руб. оплата произведена платежным поручением N 42 от 06.05.2008 на сумму 90.435,84 руб.; N СП546-08п от 18.06.2008 г. с ООО "НПО Санпроектмонтаж" на сумму 56.513,74 руб. (разработка проекта раздела ОЗДС) работы приняты по акту N б/н от 18.06.2008 на сумму 56.513,74 руб. оплата произведена платежным поручением N 55 от 20.06.2008 на сумму 56.513,74 руб.; N КТ-11/2008 от 31.03.2008 г. с ООО "ОТИКС" на сумму 3.009.000,00 руб. (проектирование наружных сетей объекта) работы приняты по акту N б/н от 26.11.2008 на сумму 1.500.000,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 67 от 16.07.2008 на сумму 1.500 000,00 руб.; N 040-ЛЕ-08 от 26.03.2008 г. с ЗАО "Институт "Геостройпроект" на сумму 210.040,00 руб. (рабочий проект строительного водопонижения в котловане) работы приняты по акту N б/н от 28.04.2008 на сумму 210.040,00 руб.; N 6450 от 29.04.2008 с ГУП НИиПИ Генплана Москвы на сумму 33.214,64 руб. (заключение по проекту "Строительство офисно-жилого комплекса") работы приняты по акту N б/н от 04.07.2008 на сумму 33.214,64 руб.; N 3503-Э, Пб от 19.04.2007 с ГУП "Государственный природный центр" на сумму 14.270,00 руб. (проведение поверочных расчетов на материалы предпроектной документации) работы приняты по акту N 4081 от 18.05.2007 на сумму 14.270,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 14 от 20.04.2007 на сумму 14.270,00 руб.; N 5023-Э от 29.05.2007 с ГУП "Государственный природный центр" на сумму 2.395,00 руб. (проведение поверочных расчетов на материалы предпроектной документации) работы приняты по акту N 5971 от 04.07.2007 на сумму 2.395,00 руб., оплата произведена платежным поручением N 18 от 30.05.2007 на сумму 2.395,00 руб.; N 9940-Э от 12.10.2007 с ГУП "Государственный природный центр" на сумму 2.395,00 руб. (проведение поверочных расчетов на материалы предпроектной документации) работы приняты по акту N 10440 от 30.10.2007 на сумму 2.395,00 руб., оплата произведена платежным поручением N 63 от 17.10.2007 на сумму 2.395,00 руб.; N 11325-Э, Пб от 11.12.2006 с ГУП "Государственный природный центр" на сумму 14.270,00 руб. (проведение поверочных расчетов на материалы предпроектной документации), работы приняты по акту N Ц92 от 15.02.2007 на сумму 14.270,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 1 от 12.12.2006 на сумму 14 270,00 руб.; N 8339-Э от 27.08.2007 с ГУП "Государственный природный центр" на сумму 2.395,00 руб. (проведение поверочных расчетов на материалы предпроектной документации) работы приняты по акту N 9437 от 03.10.2007 на сумму 2.395,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 39 от 29.08.2007 на сумму 2.395,00 руб.; N 171/07 от 09.08.2007 г.; с ОАО МФК "Аэрофин" на сумму 2.395,00 руб. (экспертиза о допустимости строительства высотного объекта) работы приняты по акту N б/н от 10.10.2007 на сумму 15.800,00 руб. отчет комиссионера от 10.10.2007 на сумму 632,00 руб. на общую сумму 16.432,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 36 от 23.08.2007 на сумму 632,00 руб. N 35 от 23.08.2007 на сумму 15.800,00 руб. на общую сумму 16.432,00 руб.; N 9/16441-06 от 19.10.2006 г. с ГУП "Мосгоргеотрест" на сумму 2.518,12 руб. (выдача тех.заключения) работы приняты по акту N б/н от 26.10.2006 на сумму 2.518,12 руб.; N 3/1352-07 от 19.01.2007 г. с ГУП "Мосгоргеотрест" на сумму 181.354,20 руб. (инженерно-геодезические изыскания) работы приняты по акту N б/н от 30.09.2007 на сумму 181.354,20 руб. оплата произведена платежным поручением N 4 от 25.01.2007 на сумму 181.354,20 руб.; N 9/26843-08 от 21.11.2008 г. с ГУП "Мосгоргеотрест" на сумму 2.522,84 руб. (выдача тех.заключения) работы приняты по акту N б/н от 03.12.2008 на сумму 2.522,84 руб., оплата произведена платежным поручением N 109 от 21.11.2008 на сумму 2.522,84 руб.; N 163/10870 от 26.11.2008 г. с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 14.572,17 руб. (заключение по проекту благоустройства) оплата произведена платежным поручением N 113 от 27.11.2008 на сумму 14 572,17 руб.; N 214/370 от 18.08.2005 г. с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 3.630,84 руб. (изготовление ситуационного плана) работы приняты по акту N б/н от 09.09.2005 на сумму 3.630,84 руб. оплата произведена платежным поручением N 6 от 19.08.2005 на сумму 3.630,84 руб.; N 315-2006/761 от 20.02.2006 г. с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 525.749,00 руб. (проектно-градостроительная документация) работы приняты по акту N 87/1-2006 на сумму 525.749,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 5 от 26.02.2006 на сумму 525.749,00 руб.; N 210/203 от 18.05.2006 г. с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 17.033,23 руб. (подготовка заключения) работы приняты по акту N б/н от 07.09.2006 на сумму 17.033,23 руб., оплата произведена платежным поручением N 10 от 18.05.2006 на сумму 17 033,23 руб.; N 315/123 от 07.09.2006 г. с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 13.863,84 руб. (заключение по предпроектным проработкам), работы приняты по акту N б/н от 20.09.2006 на сумму 13.863,84 руб. N б/н б/д на сумму 13.863,84 руб.; N 100-02-7925/6 от 22.09.2006 г. с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 491.885,05 руб. (разработка заключения о соответствии объекта градостроительным требованиям) работы приняты по акту N б/н от 22.12.2006 на сумму 429.051,23 руб. N б/н от 23.11.2007 на сумму 62.833,82 руб. на общую сумму 491.885,05 руб., оплата произведена платежным поручением N 14 от 22.09.2006 на сумму 180.540,00 руб. N 5 от 18.12.2006 на сумму 248.511,23 руб. N 70 от 20.11.2007 на сумму 62.833,82 руб. на общую сумму 491.885,05 руб.; N 163/9298 от 17.01.2008 с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 5.143,08 руб. (рассмотрение задания на проектирование по объекту) работы приняты по акту N б/н от 28.02.2008 на сумму 5.143,08 руб. оплата произведена платежным поручением N 4 от 24.01.2008 на сумму 5.143,08 руб.; N 190/650 от 18.01.2007 с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 18.983,64 руб. (подготовка заключения по инженерному обеспечению) работы приняты по акту N б/н от 16.02.2007 на сумму 18.983,64 руб. оплата произведена платежным поручением N 2 от 22.01.2007 на сумму 18.983,64 руб.; N 190/651 от 18.01.2007 г. с ГУП "ГлавАПУ" на сумму 135.696,27 руб. (заключение по инженерному обеспечению объекта) работы приняты по акту N б/н от 06.07.2007 на сумму 135.696,27 руб. оплата произведена платежным поручением N 3 от 22.01.2007 на сумму 135.696,27 руб.; N 136-08 от 05.2008 г. с Экологическим фондом развития городской среды "Экогород" на сумму 124.065,20 руб. (дендрологическое обследование территории строительства) работы приняты по акту N б/н от 18.06.2008 на сумму 124.065,20 руб. оплата произведена платежным поручением N 65 от 14.07.2008 на сумму 124.065,20 руб.; N 49-08 от 21.02.2008 г. с Экологический фонд развития городской среды "Экогород" на сумму 438.665,00 руб. (разработка научно-технической продукции) работы приняты по акту N б/н от 14.05.2008 на сумму 438.665,00 руб., оплата произведена платежным поручением N 64 от 14.07.2008 на сумму 219.332,50 руб. N 26 от 11.03.2008 на сумму 219.332,50 руб. на общую сумму 438.665,00 руб.; N 49-07 от 15.10.2007 с ООО "Архитектурный Центр Союза Московских Архитекторов" на сумму 18.738.000,00 руб. (разработка проекта офисно-жилого комплекса с ДОУ) работы приняты по акту N б/н от 10.01.2008 на сумму 1.837.800 руб. N б/н от 18.02.2008 на сумму 4.684.500 руб. N б/н от 15.04.2008 на сумму 4 684 500 руб. N б/н б/д на сумму 4.684.500 руб. на общую сумму 15 891 300 руб. оплата произведена платежным поручением N 16 от 05.02.2008 на сумму 1.686.420 руб. N 30 от 28.03.2008 на сумму 4.228.650 руб. N 61 от 17.10.2007 на сумму 1.837.800 руб. на общую сумму 7.752.870 руб.; N ТИ-1605/06 от 16.05.2006 с ГУП "Управление перспективных застроек" на сумму 3 800.000,00 руб. (работы корректировке проекта планировки в части размещения офисно-жилищного комплекса), работы приняты по акту N 1-ТУ 1-2006 б/д на сумму 800.000,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 9 от 18.05.2006 на сумму 800.000,00 руб.; N 11/07 от 01.08.2007 с ООО архитектурная мастерская "АРТЭ+" на сумму 187.000,00 руб. (корректировка регламентной папки офисно-жилищного комплекса с ДОУ) работы приняты по акту N б/н б/д на сумму 187.000,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 40 от 30.08.2007 на сумму 187.000,00 руб.; N 272/ЭО-07 от 11.04.2007 г. с ООО "Геокон" на сумму 705.398,98 руб. (инженерно-экологические изыскания на участке) работы приняты по акту N б/н б/д на сумму 705.398,98 руб., оплата произведена платежным поручением N 22 от 26.07.2007 на сумму 352.699,98 руб. N 11 от 16.04.2007 на сумму 352.699,00 руб. на общую сумму 705.398,98 руб.; N 271/ГО-07 от 11.04.2007 г. с ООО "Геокон" на сумму 2.032.908,26 руб. (инженерно-геологические изыскания на площадке) работы приняты по акту N б/н б/д на сумму 2.032.908,26 руб. оплата произведена платежным поручением N 26 от 18.10.2007 на сумму 1.016.454,26 руб. N 10 от 16.04.2007 на сумму 1.016.454,00 руб. на общую сумму 2.032.908,26 руб.; N 2214 от 29.12.2006 г. с ООО "Санэксперт" на сумму 18.000,00 руб. (организация проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы), работы приняты по акту N 39 от 15.01.2007 на сумму 18.000,00 руб., оплата произведена платежным поручением N 1 от 09.01.2007 на сумму 18.000,00 руб.; от 11.10.2007 г. с ОАО "ГЛАВУКС" Управление капитального строительства N 2 на сумму 5.600.000,00 руб. (выполнение функций заказчика по проектированию и строительству офисно-жилищного комплекса сДОУ) работы приняты по акту N 1 от 29.11.2007 на сумму 1.600.000 руб. оплата произведена платежным поручением N 62 от 17.10.2007 на сумму 1.650.000 руб. N 75 от 28.11.2007 на сумму 1.120.000 руб. на общую сумму 2.770.000 руб.; N ПНЦ-704-39 от 26.04.2007 г. с ГУ НЦЗД РАМН на сумму 109.113,62 руб. (проведение работ по расчету светоклиматического режима) работы приняты по акту N б/н от 26.06.2007 на сумму 109.113,62 руб. оплата произведена платежным поручением N 15 от 04.05.2007 на сумму 54.556,81 руб.; N ПНЦ-711-93 от 06.11.2007 г. с ГУ НЦЗД РАМН на сумму 88.404,12 руб. (проведение работ по расчету светоклиматического режима) работы приняты по акту N б/н от 18.01.2007 на сумму 88.404,12 руб. оплата произведена платежным поручением N 68 от 12.11.2007 на сумму 88.404,12 руб.; N 1746-10 от 19.10.2007 г. с ГУП МЦПБ на сумму 9.795,18 руб. (подготовка экспертного заключения по градостроительному обоснованию) работы приняты по акту N 1746-10 от 12.10.2007 на сумму 9.795,18 руб., оплата произведена платежным поручением N 27 от 19.10.2007 на сумму 9.795,18 руб.; N 1809-12 от 12.12.2006 с ГУП МЦПБ на сумму 11.319,74 руб. (подготовка экспертного заключения по эскизу N 1), работы приняты по акту N 1809-12 от 22.01.2007 на сумму 11.319,74 руб., оплата произведена платежным поручением N 3 от 14.12.2006 на сумму 11 319,74 руб.; N 660-04 от 17.04.2007 с ГУП МЦПБ на сумму 9.795,18 руб. (подготовка экспертного заключения по эскизу N 1) работы приняты по акту N 660-04 от 15.05.2007 на сумму 9.795,18 руб. оплата произведена платежным поручением N 13 от 20.04.2007 на сумму 9.795,18 руб.; N 39 от 25.02.2009 с ГУП Управление вневедомственной охраны при УВД САО г. Москвы и ЧОП "Надежность" на сумму 55.000,00 руб. в месяц (охрана объекта) работы приняты по акту N 14 от 28.02.2009 на сумму 7.857,14 руб. оплата произведена платежным поручением N 4 от 26.02.2009 на сумму 62.857,14 руб.; N 683с от 20.12.2006 с ГУП "Мосгаз" на сумму 7.612,96 руб. (согласование проекта) работы приняты по акту N б/н от 29.12.2006 на сумму 7.612,96 руб. оплата произведена платежным поручением N 6 от 22.12.2006 на сумму 7.612,96 руб.; N 740/1048 от 14.05.2007 г. с ФГУП "Московская городская радиотрансляционная сеть" на сумму 5.310,00 руб. (выдача тех.условий) работы приняты по акту N 740/1048 от 09.07.2007 на сумму 5.310,00 руб., оплата произведена платежным поручением N 17 от 18.05.2007 на сумму 4.500,00 руб.; с ОАО "Мостелеком" (выдача тех. условий) работы приняты по акту б/н от 26.02.2008 на сумму 21.127,94 руб.; N 53 от 20.03.2008 с ООО "Гео-Сити" (установление границ земельного участка) на сумму 30.822,33 руб. работы приняты по акту б/н от 20.03.2008 на сумму 30.822,33 руб. оплата произведена платежным поручением N 29 от 28.03.2008 на сумму 30.822,33 руб.; N 040-ЛЕ-08 от 26.03.2008 с ЗАО "Институт "Геостройпроект" оплата произведена платежным поручением N 34 от 04.04.2008 на сумму 63.012,00 руб.; N 241-247-267/08 от 29.04.2008 с ОАО "Вторстройресурсы" на сумму 90.435,84 руб. (разработка Технологического регламента) работы приняты по акту N 514 от 30.09.2008 на сумму 90.435,84 руб. оплата произведена платежным поручением N 43 от 06.05.2008 на сумму 90 435,84 руб.; N 0080409-1/2006 с ОАО "МГТС" (изыскания и выдача тех.условий; выдача согласований) работы приняты по акту б/н от 15.02.2008 на сумму 8.024,00 руб. б/н от 22.04.2007 на сумму 855,50 руб. оплата произведена платежным поручением N 4 от 18.12.2006 на сумму 855,50 руб.; N 2008-016 от 15.01.2008 с ОАО "Арктел" на сумму 63.300,00 руб. (строительно-монтажные работы по адресу: ул. Щипок, д. 22, стр. 4) работы приняты по акту N 3116/1 от 02.04.2008 на сумму 60.300,00 руб. N 01-000000007498 от 04.04.2008 на сумму 2.754,39 руб. оплата произведена платежным поручением N 9 от 24.01.2008 на сумму 60.300,00 руб.; N 2008-ИНС-026 от 15.01.2008 с ОАО "Арктел" на сумму 29.500,00 руб. + абонентская плата 4.050,00 руб. (услуги доступа в сеть Интернет по адресу: ул. Щипок, д. 22, стр. 4) работы приняты по акту б/н от 14.03.2008 на сумму 34.810,00 руб. N 00-01-000023769 от 31.03.2008 на сумму 2.774,90 руб. N 00-01-000035685 от 30.04.2008 на сумму 4.619,70 руб. N 00-01-000048025 от 31.05.2008 на сумму 3.545,71 руб. N 00-01-000062828 от 30.06.2008 на сумму 4.699,75 руб. N 00-01-000078060 от 31.07.2008 на сумму 1.657,56 руб., оплата произведена платежным поручением N 7 от 24.01.2008 на сумму 34.810,00 руб. N 45 от 08.05.2008 на сумму 2.774,90 руб. N 69 от 04.08.2008 на сумму 4.699,75 руб. N 82 от 10.09.2008 на сумму 1 657,56 руб.; N 014/12-07 от 14.12.2007 с ООО "Промсервис" на сумму 5.680.639,00 руб. (ремонт нежилого помещения по адресу: ул. Щипок, д. 22, стр. 4) работы приняты по акту б/н б/д на сумму 5.680.639,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 89 от 19.12.2007 на сумму 2.187.000,00 руб. N 90 от 27.12.2007 на сумму 653.320,00 руб. N 10 от 28.01.2008 на сумму 2.840.305,16 руб.; N 41 от 06.03.2008 с ООО "Гео-Сити" на сумму 90.264,46 руб. (установление границ земельного участка), работы приняты по акту N 41 от 17.03.2008 на сумму 90.264,46 руб. оплата произведена платежным поручением N 24 от 11.03.2008 на сумму 90.264,46 руб. N 29 от 28.03.2008 на сумму 30.822,33 руб.; N 214/02-Т от 29.02.2008 с ГУП "Моссвет" на сумму 3.739,47 руб. (выдача тех. условий) работы приняты по акту N 1004 от 27.03.2008 на сумму 3.739,47 руб. оплата произведена платежным поручением N 22 от 03.03.2008 на сумму 3.739,47 руб.; N 19-д/07 от 21.11.2007 с ЗАО "Институт перерабатывающей промышленности" на общую сумму 12.941.170,00 руб. (аренда нежилого помещения по адресу: ул. Щипок, д. 22, стр. 4) оплата произведена платежным поручением N 85 от 06.12.2007 на сумму 1.176.470,00 руб. N 84 от 06.12.2007 на сумму 1.176.470,00 руб. N 1 от 10.01.2008 на сумму 1.176.470,00 руб. N 17 от 07.02.2008 на сумму 1.176.470,00 руб. N 28 от 11.03.2008 на сумму 1.176.470,00 руб. N 35 от 09.04.2008 на сумму 1.176.470,00 руб. N 58 от 27.06.2008 на сумму 1.334,89 руб. N 47 от 12.05.2008 на сумму 1.176.470,00 руб. N 56 от 27.06.2008 на сумму 1.176.470,00 руб. N 66 от 14.07.2008 на сумму 1.176.470,00 руб. N 71 от 13.08.2008 на сумму 1.176.470,00 руб. N 75 от 10.09.2008 на сумму 1.176.470,00 руб.; N 56-7101 от 09.11.2007 с ГУП МНИИТЭП на сумму 295.000,00 руб. (размножение технической документации) работы приняты по акту б/н б/д на сумму 295.000,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 74 от 28.11.2007 на сумму 295.000,00 руб.; N 007-871 от 11.04.2005 ГУП "Мосархинформ" на сумму 10.172,00 руб. (подготовка кадастровой справки) работы приняты по акту б/н от 28.04.2005 на сумму 10.172,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 2 от 11.04.2005 на сумму 10.172,00 руб.; N 1248 от 07.06.2005 ГУП "УПСП Москомархитектуры" на сумму 56.640,00 руб. (согласование документации) работы приняты по акту б/н от 27.09.2005 на сумму 56.640,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 4 от 14.06.2005 на сумму 56.640,00 руб.; TVS8100729 от 28.11.2008 ООО "Техноком" (копировальные работы) работы приняты по акту N TVN8200715 от 01.12.2008 на сумму 20.000,00 руб.; TVS8100720 от 25.11.2008 ООО "Техноком" (копировальные работы) работы приняты по акту N TVN8200707 от 27.11.2008 на сумму 10.160,00 руб.; N 179/05 от 09.04.2008 с ООО "Юнион" на сумму 178.600,00 руб. (поставка продукции), товар принят по акту б/н от 17.04.2008 на сумму 178.600,00 руб.; N 14 от 01.08.2007 с ООО "Управляющая компания "Глобал групп" на сумму 160.000,00 руб. в месяц (консультационно-управленческие услуги) доп. Соглашение N 1 от 29.12.2007 на сумму 200.000,00 руб. в месяц работы приняты по акту N 00000004 от 31.08.2007 на сумму 160.000,00 руб. N 00000005 от 30.09.2007 на сумму 160.000,00 руб. N 00000006 от 30.10.2007 на сумму 160.000,00 руб. N 00000007 от 30.11.2007 на сумму 160.000,00 руб. N 00000009 от 27.12.2007 на сумму 160.000,00 руб. N 00000001 от 31.01.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000002 от 29.02.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000003 от 31.03.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000006 от 30.04.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000007 от 31.05.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000008 от 30.06.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000009 от 31.07.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000010 от 31.08.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000011 от 30.09.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 00000001 от 08.07.2009 на сумму 14.160,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 15 от 04.02.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 21 от 03.03.2008 на сумму 200 000,00 руб. N 33 от 04.04.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 48 от 13.05.2008 на сумму 180.000,00 руб. N 57 От 27.06.2008 на сумму 190.000,00 руб. N 70 от 07.08.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 77 от 10.09.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 102 от 27.10.2008 на сумму 200.000,00 руб. N 120 от 22.12.2008 на сумму 230.000,00 руб. N 16 от 09.07.2009 на сумму 14.160,00 руб.; б/н от 22.08.2007 с ООО "ТехТорг" на сумму 279.255,00 руб. (информационно-консультационные услуги) работы приняты по акту б/н от 24.09.2007 на сумму 279.255,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 37 от 23.08.2007 на сумму 279.255,00 руб.; N 56 от 30.04.2009 с ООО "Мидас" (подготовка заключения о состоянии исходно-разрешительной и проектной документации) работы приняты по акту б/н от 30.06.2009 на сумму 1.100.000,00 руб.; N 280705-МИ от 28.07.2005 с ООО "Мибел инвест" на сумму 10.000,00 долл. США (оформление земельно-правовых отношений) работы приняты по акту б/н от 30.01.2006 на сумму 10.000,00 долл. США оплата произведена платежным поручением N 2 от 01.02.2006 на сумму 281.305,00 руб.; N 888 от 14.05.2007 ГУП "Мосводосток" на сумму 12.589,95 руб. (тех. условия), работы приняты по акту б/н от 18.05.2007 на сумму 12.589,95 руб. оплата произведена платежным поручением N 16 от 18.05.2007 на сумму 12.589,95 руб.; N 16/06-пр. от 21.03.2006 с ООО "АТЦ проект" на сумму 56.000,00 руб. (разработка предпроектных проработок) работы приняты по акту б/н от 01.09.2006 на сумму 56.000,00 руб., оплата произведена платежным поручением N 8 от 29.03.2006 на сумму 22.400,00 руб.; N 9/06 от 15.11.2006 с ООО архитектурная мастерская АРТЭ+" на сумму 1.068.000,00 руб. (предпроектные разработки) работы приняты по акту б/н от 22.02.2007 на сумму 801.000,00 руб. б/н от 25.04.2007 на сумму 100.000,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 8 от 03.04.2007 на сумму 500.000,00 руб. N 7 от 19.03.2007 на сумму 100.000,00 руб. N 12 от 19.04.2007 на сумму 201.000,00 руб. N 19 от 01.06.2007 на сумму 100.000,00 руб.; N 39 от 25.02.2009 с ГУП Управление вневедомственной охраны при УВД САО г. Москвы и ЧОП "Надежность" на сумму 55.000,00 руб. в месяц (охрана объекта) оплата произведена платежным поручением N 16 от 31.03.2009 на сумму 55.000,00 руб. N 22 от 30.04.2009 на сумму 55.000,00 руб. N 26 от 31.05.2009 на сумму 55.000,00 руб. N 46 от 31.07.2009 на сумму 55.000,00 руб. N 4 от 26.02.2009 на сумму 62.857,14 руб., N 9 от 17.04.2009 на сумму 55.000,00 руб. N 17 от 24.06.2009 на сумму 55.000,00 руб. N 22 от 08.09.2009 на сумму 55.000,00 руб. N 21 от 08.09.2009 на сумму 55.000,00 руб.; N 1692 от 05.07.2006 ГУП "УПСП Москомархитектуры" на сумму 65.726,00 руб. (предпроектные проработки) работы приняты по акту б/н от 28.07.2006 на сумму 65.726,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 12 от 07.07.2006 на сумму 65.726,00 руб.; N 2005 от 28.07.2006 ГУП "УПСП Москомархитектуры" на сумму 33.158,00 руб. (предпроектные проработки) работы приняты по акту б/н от 29.08.2006 на сумму 33.158,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 13 от 22.08.2006 на сумму 33.158,00 руб.; Мемориальные ордера: N 3 от 29.08.2007 на сумму 8,00 руб. (комиссия за обработку документов); N 41 от 29.08.2007 на сумму 60,00 руб. (комиссия за изготовление письма); N 7 от 20.03.2007 на сумму 10,00 руб. (комиссионное вознаграждение за перечисление денежных средств); N 10 от 30.08.2007 на сумму 3.000,00 руб. (единовременный платеж за установку электронно-цифровой подписи); N 11 от 30.08.2007 на сумму 1.000,00 руб. (комиссия за обслуживание системы "Клиент-Банк"); N 15 от 30.08.2007 на сумму 100,00 руб. (комиссия за обслуживание счета); N 7 от 30.08.2007 на сумму 8,00 руб. (комиссия за обработку документов); от 17.04.2007 на сумму 8,00 руб. (комиссионное вознаграждение за перечисление денежных средств); N 3 от 26.07.2007 на сумму 24,00 руб. (комиссия за обработку документов); N 2 от 20.04.2009 на сумму 30,00 руб. (комиссия за обработку документов); N 15 от 17.10.2007 на сумму 24,00 руб. (комиссия за обработку документов).

Расходы инвестора на оформление земельно-правовых отношений и арендную плату подтверждаются счетами: N 09/01/14330-1610а от 24.10.2005 Департамента земельных ресурсов города Москвы на сумму 30.594,41 руб. (оформление договора аренды земельного участка) работы приняты по акту б/н от 11.01.2006 оплата произведена платежным поручением N 9 от 24.10.2005 на сумму 30.594,41 руб.; N 09/05/05-К2034 от 13.12.2005 на сумму 8.864,00 руб. (подготовка заключения по землепользованию) работы приняты по акту б/н от 24.01.2007 на сумму 8.864,00 руб. оплата произведена платежным поручением N 2 от 13.12.2006 на сумму 8.864,00 руб.; N 09/03/03-295 от 21.02.2006 на сумму 15.393,75 руб. (оформление доп. соглашения и плана земельного участка) работы приняты по акту б/н от 27.04.2006 на сумму 15.393,75 руб., оплата произведена платежным поручением N 6 от 26.02.2006 на сумму 15 .93,75 руб.; договором N М-09-512897 от 28.12.2005 аренды земельного участка, оплата произведена платежными поручениями N 77 от 28.11.2007 на сумму 78.538,72 руб. N 9 от 03.04.2007 на сумму 71.095,97 руб. N 6 от 19.03.2007 на сумму 71.095,97 руб. N 5 от 15.02.2007 на сумму 91.840,86 руб. N 7 от 27.03.2006 на сумму 2.318,35 руб. N 11 от 04.07.2006 на сумму 71.398,84 руб. N 4 от 21.02.2006 на сумму 71.095,97 руб. N 3 от 13.02.2006 на сумму 71.095,97 руб. N 81 от 28.11.2007 на сумму 46.539,28 руб. N 80 от 28.11.2007 на сумму 78.538,72 руб. N 79 от 28.11.2007 на сумму 7.442,76 руб. N 78 от 28.11.2007 на сумму 7.442,76 руб.; договором N М-09-514216 от 12.11.2007 аренды земельного участка, оплата произведена платежным поручением N 74 от 28.08.2008 на сумму 1.349.685,58 руб. Всего затраты инвестора, подтвержденные первичными учетными документами и документами об оплате, согласно заключению ООО "Аудиторская служба "Партнеры", составили 52.528.934,82 руб.

Кроме того, инвестор привлек заемные денежные средства по договору от 18.08.2008 с компанией Алкиминис файенс Лтд в размере 4 млн. долларов США, средства поступили на валютный счет инвестора 08 сентября 2008 г., а затем были списаны и зачтены на рублевый счет всего в сумме 101.590.000,00 руб., из которых согласно аудиторскому заключению на реализацию инвестиционного проекта потрачено 29.697.138,80 руб., т.е. 29%, в т.ч. на рефинансирование заемных средств и оплату контрагентам. По условиям договора займа плата за пользование денежными средствами составляет 15% годовых, сумма процентов за период с 08.09.2008 по 31.03.2014 согласно расчету составляет 29.743.341 руб. 40 коп.

В связи с невозможностью оформления земельно-правовых отношений с инвестором распоряжением Правительства Москвы от 06.11.2009 N 2879-рп "О прекращении реализации инвестиционного проекта по адресу: 3-я Радиаторская ул., вл. 7", были признаны утратившими силу распоряжения Правительства Москвы от 17.12.2004 N 2525-РП "О строительстве офисно-жилого комплекса со встроенно-пристроенным дошкольным образовательным учреждением по адресу: 3-я Радиаторная ул., вл. 7 (Северный административный округ)" и от 18.07.2007 N 1508-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 17.12.2004 N 2525-РП" (п. 2). Префектуре Северного административного округа поставлена задача подготовить проект соглашения о расторжении инвестиционного контракта от 27.06.2005 N 13-027648-5101-0027-00001-05 и направить в согласующие органы исполнительной власти города Москвы, в случае отказа инвестора от заключения соглашения обеспечить расторжение инвестиционного контракта в судебном порядке (п. 3). Реализация инвестиционного контракта Правительством Москвы прекращена без применения к инвестору штрафных санкций (п. 1), инвестору предложено представить в Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы документы, подтверждающие размер прямых затрат, понесенных при реализации инвестиционного проекта, в целях последующей компенсации (п. 5). Однако, доказательств, что истец обратился в названный Департамент с требованиями о возмещении понесенных расходов, заявитель жалобы в материалы дела не представил.

Проект соглашения о расторжении инвестиционного контракта инвестору направлен не был. Распоряжением Правительства Москвы от 04.09.2012 N 505-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 06.11.2009 N 2879-РП" пункты 3 - 7 ранее изданного распоряжения, в т.ч. в части компенсации инвестору прямых затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, признаны утратившими силу. На обращение инвестора от 03.07.2013 в адрес Правительства Москвы с предложением расторгнуть контракт в связи с бездействием и возместить понесенные затраты был получен ответ Департамента экономической политики и развития города Москвы от 31.07.2013 N ДПР/11-4517, из которого следует, что инвестиционный контракт считается прекращенным в связи с истечением предельного срока реализации проекта - 28 февраля 2009 г.

Поскольку ответчиком не были возмещены понесенные расходы, то истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании прямых затрат на реализацию инвестиционного контракта в сумме 82.272.276,22 руб. и упущенной выгоды в размере процента по депозиту для нефинансовых организаций в сумме 7.753.846,44 руб. Данные требования были удовлетворены судом частично: с ответчика в пользу истца были взысканы лишь 85.642.499,51 руб. – убытков, а в остальной части иска было отказано.

При этом в обоснование принятия решения об удовлетворении иска суд указал на то, что срок исковой давности истцом пропущен не был, так как исчислять его надо с 31.07.2013 года, когда истец получил письмо ответчика за №ДПР/11-4517, где последний сообщил ему о прекращении действия инвестиционного контракта; кроме того, суд указал в решении и о том, что поскольку земельный участок для строительства предоставлен так и не был из-за действий Департамента земельных ресурсов города Москвы, входящего систему исполнительных органов города Москвы, а истец понес на проведение подготовительных работ и проектированию строительства денежные расходы, то они, по мнению истца, в виде понесенных убытков должны быть возмещены виновной стороной в полном объеме.

Однако судебная коллегия не может в настоящее время согласиться с указанными решением и постановлением по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Из ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вытекает, что в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых были основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения, в том числе мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, включая законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Из ст.ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Причем должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. При этом возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. В ст.ст. 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, при этом требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Причем исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Если законом не установлено иное, то течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, то исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства. В п. 4 ст. 18 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в редакции Федерального закона от 12.12.2011 года за №427-ФЗ предусмотрено, что в отношении обязательств, вытекающих из договора, заключенного до 1 января 2011 года с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающего строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и расположенном в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, в том числе при его расторжении, возмещение убытков, включая упущенную выгоду, сторонами данного договора не допускается, за исключением случая, указанного в пункте 5 настоящей статьи. При его расторжении органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием в одностороннем порядке другим сторонам данного договора компенсируются документально подтвержденные прямые затраты на исполнение обязательств по нему, на сумму которых начисляются проценты в порядке, установленном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит, что названные выше нормы права при принятии обжалуемых решения и постановления были соблюдены судом не в полном объеме. В подтверждение названного выше следует указать о следующем. Так, принимая решение об удовлетворении иска и ссылаясь при этом на положения, содержащиеся в ст. 18 ФЗ от 12.12.2011 года за №427-ФЗ, суд не в достаточной мере обсудил тот вопрос, а применимы  ли положения этого закона в данном случае, учитывая требования, содержащиеся в п. 3, 4 ст. 18 указанного закона, которые предусматривают обязанность компенсировать прямые затраты инвеститору только в случае, если инвестиционный контракт был расторгнут в одностороннем порядке Правительством Москвы. В данном случае суду следовало также выяснить и тот факт, а расторгался ли кем-либо из сторон по делу спорный инвестиционный контракт в одностороннем порядке или по обоюдному согласию, или же договор считается прекращенным в виду истечения срока его действия со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями.

Кроме того, поскольку в материалах дела имеется заявление Правительства Москвы об отказе в иске по мотивам пропуска истцом срока исковой давности, то суду необходимо более тщательно проверить период, с которого следует исчислять начало такого срока, а именно: с 28.02.2009 года, то есть со дня, установленного в контракте; с 31.07.2013 года, когда было получено письмо ответчика за №ДПР/11-4517, где указывалось о прекращении реализации контракта, или же с другой даты, вытекающей из материалов дела. При этом при обсуждении этого вопроса следует обсудить вопрос о том, а возможно ли в данном случае устанавливать в одностороннем порядке новый срок действия и прекращения договора, если к этому времени срок действия этого контракта, установленный в нем, уже как фактически два года назад истек.

И, наконец, суд, принимая решение об удовлетворении иска в части и утверждая при этом о том, что реализация контракта стала невозможна ввиду не предоставления ответчиком земельного участка под строительство, вместе с тем не обратил внимания на то обстоятельство, что ранее – 04.05.2010 года – истец обращался в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту земельных ресурсов гор. Москвы о признании незаконным бездействия по оформлению земельно-правовых отношений, однако производство по делу №А40-51546/10-144-223 было прекращено ввиду отказа по неизвестным причинам истца от иска со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями.

Таким образом, поскольку указанные вопросы не получили в принятых решении и постановлении надлежащего исследования и правовой оценки, хотя таковая была в силу статей 15, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходима, то судебная коллегия не может в настоящее время признать их законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене. При новом рассмотрении суду необходимо будет учесть изложенное выше и разрешить судьбу заявленных требований с учетом должной проверки в ходе судебного разбирательства всех собранных по делу доказательств.

А поэтому, руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 11 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 года по делу №А40-115186/14 отменить и дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд гор. Москвы.

Председательствующий-судья                                                 А.И.Стрельников

Судьи:                                                                                             З.А.Аталикова

В.В.Кобылянский