ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-117359/20 от 16.02.2021 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

19 февраля 2021 года Дело № А40-117359/20

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,

судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 09.07.2020;

от заинтересованных лиц: от Минпромторга России: ФИО2, доверенность от 22.12.2020; от Минэкономразвития Республики Коми: представитель не явился, извещен;

рассмотрев 16 февраля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу

заявителя - ООО «Азимут»

на решение от 25 сентября 2020 года

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 10 декабря 2020 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-117359/20

по заявлению ООО «Азимут»

об оспаривании приказов

к Минпрому Республики Коми, Минпромторгу России,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Азимут» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными приказа Минпрома Республики Коми от 13.04.2020 № 60 и приказа Минпромторга России от 13.05.2020 № 1563.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Азимут» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Заинтересованное лицо - Минэкономразвития Республики Коми, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

От Минэкономразвития Республики Коми поступило заявление о замене Минпрома Республики Коми на его правопреемника - Минэкономразвития Республики Коми.

Рассмотрев заявление Минэкономразвития Республики Коми о процессуальной замене Минпрома Республики Коми на Минэкономразвития Республики Коми, суд кассационной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель заинтересованного лица - Минпромторга России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации, инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 39-ФЗ, под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица; инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 4 Федерального закона № 39-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 39-ФЗ, под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Контроль над ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля являются обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных договором аренды лесного участка. Заинтересованный орган представляет данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта в Минпромторг России и Федеральное агентство лесного хозяйства.

Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 4 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение № 190), ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Минпромторгом России.

Подготовка и утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов регулируются Положением № 190.

Суды отметили, что до принятия Положения № 190 на момент подачи обществом заявки действовало Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (далее - Положение № 419).

Также Положением № 190 предусмотрен порядок предоставления отчетности и проведения контроля заинтересованными органами.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения № 190, заинтересованными органами в отношении инвестиционных проектов, реализуемых на лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «д» пункта 7 Положения № 190, заявка инвестора должна содержать поквартальный график реализации инвестиционного проекта, содержащий наименование создаваемых объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, сроки их создания и (или) модернизации, сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, сроки заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, объемы заготовки древесины.

Ранее подпункт «в» пункта 8 Положения № 419 предусматривал в составе заявки инвестора поэтапный план реализации инвестиционного проекта, подпункт «д» указанного пункта поквартальный график реализации инвестиционного проекта с указанием объема инвестиций, вида и срока работ.

Таким образом, соблюдение поквартального графика реализации инвестиционного проекта предусмотрено как Положением № 190, так и Положением № 419.

Такой график является обязательным документом при направлении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта.

Суды указали, что приведенные нормы обязывают общество при реализации инвестиционного проекта соблюдать утвержденный поэтапный план инвестирования, а отклонение от утвержденного поквартального графика - является нарушением, влекущим выдачу предписания на устранение нарушений.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество осуществляет деятельность по лесозаготовке. Обществом реализован инвестиционный проект «Создание лесоперерабатывающего производства по глубокой переработке древесины», который приказом Минпромторга России от 07.06.2012 № 747 включен в федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Согласно отчетным данным общества по состоянию на 01.01.2020, обществом инвестировано в проект 631,3 млн. руб. и обеспечено рабочими местами 256 человек.

Реализация проекта не завершена, так как произошла задержка в реализации строительства мини-ТЭЦ мощностью 7,5 МВт, вызванная банкротством основного поставщика оборудования генерирующих мощностей.

В рамках реализации проекта обществом осуществлен технический запуск лесопильного цеха, запущена линия по производству топливных брикетов из древесины.

В соответствии с концепцией реализации инвестиционного проекта обществом приняты обязательства по реализации инвестиционного проекта в период с 2011 года по 2016 год.

В соответствии с инвестиционным проектом общество обязалось осуществить инвестиции в основные производственные мощности, в том числе в строительство мини-ТЭЦ.

08.07.2019 Минэкономразвития Республики Коми направлено в адрес общества предписание об устранении нарушений по реализации приоритетного инвестиционного проекта в связи с нарушением срока завершения инвестиционного проекта. Срок устранения нарушений - 29.03.2020. Предписание согласовано с Минпромторгом России.

13.04.2020 Минпром Республики Коми приказом № 60 «Об исключении инвестиционного проекта ООО «Азимут» «Создание лесоперерабатывающего производства по глубокой переработке древесины» из перечня приоритетных инвестиционных проектов» исключен инвестиционный проект общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в связи с неисполнением предписания от 08.07.2019 в указанные сроки.

Минипромторгом России приказом от 13.05.2020 № 1563 принято решение об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Положения № 190, контроль за исполнением поквартального графика реализации инвестиционного проекта осуществляется заинтересованным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком (абзац 1 пункта 27 Положения № 190).

Контрольный орган осуществляет выездные проверки исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных не реже 1 раза в 6 месяцев с представлением в Минпромторг России акта проверки.

В случае выявления по результатам проведения выездных проверок нарушений реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений в соответствии с пунктом 32 Положения № 190, согласно которому в случае, если возникли основания для исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных, предусмотренные подпунктом «д» пункта 19 Положения № 190, в том числе нарушение инвестором исполнения поквартального графика более чем на 1 год, контрольный орган в течение 14 рабочих дней подготавливает предписание с указанием срока их устранения и после согласования с Минпромторгом России направляет его инвестору.

Согласно подпункту «д» пункта 19 Положения № 190, основаниями, при наличии одного из которых инвестиционный проект исключается из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя, являются нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год; нарушение инвестором (арендатором) более чем на 3 месяца, предусмотренного пунктом 26 Положения № 190 срока представления отчета об исполнении поквартального графика; отсутствие (по вине инвестора (арендатора) государственной регистрации договора аренды лесного участка в течение 90 рабочих дней со дня его подписания; нарушение инвестором (арендатором) сроков внесения арендной платы 2 и более раза подряд по истечении установленного договором аренды лесного участка срока платежа.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Минэкономразвития Республики Коми 15.05.2019 при участии представителей в рамках исполнения пункта 27 Положения № 190 проведена выездная проверка исполнения обществом поквартального графика и достоверности отчетных данных реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание лесоперерабатывающего производства по глубокой переработке древесины ООО «Азимут», в ходе которой установлено нарушение инвестором обществом исполнения поквартального графика реализации проекта более чем на 1 год, что в соответствии с Положением № 190 является основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя.

В связи с допущенным обществом нарушением Минэкономразвития Республики Коми письмом от 08.07.2019 № 05-05/3037 в адрес инвестора направило согласованное с Минпромторгом России предписание об устранении нарушений при реализации приоритетного инвестиционного проекта в срок до 29.03.2020.

По состоянию на дату проверки подтверждены инвестиции в проект в сумме 631,3 млн. руб. (при плановой - 526,6 млн. руб.) и ввод в эксплуатацию на промышленной площадке предприятия всех предусмотренных концепцией объектов и технологического оборудования, мероприятие графика строительство мини-ТЭЦ не выполнено в полном объеме, на момент проверки на объекте проводились монтажные работы. Степень технической готовности данного объекта оценивалась в 70 % от запланированного в рамках реализации проекта.

В связи с истечением срока для устранения нарушений, указанных в предписании от 08.07.2019, письмом от 30.03.2020 № 05-05/1974 Минэкономразвития Республики Коми предложило обществу представить информацию об устранении нарушений.

В связи с неполучением информации от общества об устранении нарушений, а также учитывая, что согласно информации общества, представленной письмом от 20.03.2020 № 269, исполнение мероприятия «Строительство мини-ТЭЦ» составило 70 %, что свидетельствует о не устранении обществом нарушений в установленный в предписании срок, Минпромом Республики Коми, руководствуясь пунктом 32 Положения № 190, приказом от 13.04.2020 № 60 принято решение об исключении инвестиционного проекта общества «Создание лесоперерабатывающего производства по глубокой переработке древесины ООО «Азимут» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Приказом Минпромторга России от 13.05.2020 № 1563 «Об исключении инвестиционных проектов из Перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» инвестиционный проект общества исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, о чем проинформировано Правительство Республики Коми письмом от 15.05.2020 № 33092/08.

Суды отметили, что в обоснование своей позиции общество указывало на то, что в настоящем случае подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 № 690 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 190» (далее - Постановление № 690).

Согласно Постановлению № 690, срок выполнения обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренный в период с 01.03.2020 по 01.03.2021 поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта и (или) предписанием о необходимости устранения нарушений, продлевается на 6 месяцев со дня его наступления.

Таким образом, суды обоснованно заключили, что срок устранения нарушений, указанный в предписании от 08.07.2019 мог бы быть продлен для общества на 6 месяцев в случае, если бы инвестиционный проект «Создание лесоперерабатывающего производства по глубокой переработке древесины ООО «Азимут» не был бы исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов до даты вступления в силу Постановления № 690.

Суды указали, что из пояснений общества следует, что реальный срок исполнения мероприятия «Строительство мини-ТЭЦ» в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта составляет 01.07.2022.

Вместе с тем, как отметили суды, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. К числу таких оснований отнесено нарушение исполнения поквартального графика реализации проекта более чем на 1 год, что в соответствии Положением № 190 является основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя.

В случае если в течение 30 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений в Минпромторг России не поступило заявление заинтересованного органа об исключении инвестиционного проекта из перечня, либо заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Минпромторг России направляет в адрес заинтересованного органа уведомление о намерении исключить инвестиционный проект из перечня.

В случае, если в течение 14 дней с момента направления Минпромторгом России уведомления заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Минпромторг России принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.

Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в связи с нарушением обществом срока реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, неисполнением предписания Минэкономразвития Республики Коми об устранении нарушений при реализации приоритетного инвестиционного проекта в срок до 29.03.2020, уполномоченным органом правомерно принято решение об исключении приоритетного инвестиционного проекта общества в области освоения лесов из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Заменить Минпром Республики Коми на Минэкономразвития Республики Коми.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2020 года по делу № А40-117359/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Азимут» - без удовлетворения.

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов

Судьи Р.Р. Латыпова

Е.Е. Шевченко