ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-120409/18 от 08.11.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ АП-53856/2018

город  Москва

08.11.2018

дело № А40-120409/18

резолютивная часть постановления оглашена 08.11.2018

постановление изготовлено в полном объеме  08.11.2018

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Ривьера»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2018

по делу № А40-120409/18, принятое судьей Паршуковой О.Ю.

по заявлению ООО «Ривьера» (ОГРН <***>)

к ИФНС России № 25 по г. Москве

о признании недействительным решения;

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.05.2018;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2018, ФИО3 по доверенности от 04.06.2018;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2018 в удовлетворении заявленных ООО «Ривьера» требований о признании недействительным решения ИФНС России № 25 по г. Москвы от 15.03.2018 № 527 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым по результатам проверки установлено исчисление суммы налога на имущество организаций, подлежащих к уплате в бюджет в заниженном размере, и заявителю доначислен налог на имущество организаций в сумме 72.388.790 руб., начислены пени в размере 4.006.116, 29 руб., отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мнению заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.

Представители общества и налогового органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Рассмотрев дело в порядке, предусмотрено ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.

имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (п. 1 ст. 56 НК РФ).

На основании п. 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-ФЗ) организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов энергетической эффективности.

Глава 30 Налогового кодекса не содержит определения понятия «класс энергетической эффективности», которое бы раскрывало состав объектов основных средств, в отношении которых оно употребимо для целей применения налоговой льготы, равно как не устанавливает условия, при соблюдении которых класс энергетической эффективности признается высоким.

В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при уяснении значения названного понятия для целей налогообложения следует применять положения соответствующей отрасли законодательства, в котором оно используется.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом об энергосбережении.

Из взаимосвязанных положений п. 5 ст. 2, п. 6 ст. 6, п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона об энергосбережении следует, что класс энергетической эффективности как особая характеристика, отражающая энергетическую эффективность продукции, определяется в отношении товаров (оборудования и иного движимого имущества), а также в отношении многоквартирных домов.

При этом Закон об энергосбережении, содержащий положения о соответствии зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности (ст. 11 Закона), не предусмотрел определение классов энергетической эффективности в отношении указанных объектов, и не содержит никаких отсылок к подзаконным нормативным правовым актам, которыми должны быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к нежилым объектам недвижимости.

Таким образом, предусмотренная п. 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации льгота имеет целевое назначение - стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, и не предназначена для объектов коммерческой недвижимости.

Само по себе упоминание в п. 3 требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18) о возможности установления класса энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, по решению застройщика или собственника, не означает, что на такие объекты может быть распространена налоговая льгота.

Установление классов энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы п. 4.5 раздела 4 ПриложенииД СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», введенного в действие с 01.10.2003 постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 113 (СНиП 23-02-2003).

Однако критерием для определения классов энергетической эффективности зданий в СНиП 23-02-2003 является величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии на отопление здания от нормативного.

В то время как энергетическая эффективность зданий, строений и сооружений определятся более широкой совокупностью показателей, отражающих удельные расходы энергетических ресурсов на отопление, освещение помещений, вентиляцию и охлаждение, включая кондиционирование (п. 7 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18).

Действующий в настоящее время Свод правил «Тепловая защита зданий» СП 50.13330.2012, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 265, и являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003, предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые также не эквивалентны классам энергетической эффективности.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основании представленной обществом налоговой декларации (расчет) по налогу на имущество организаций за полугодие 2017.

По итогам проведенной проверки налоговым органом принято решение № 527 от 15.03.2018 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершенное правонарушение, которым по результатам проверки установлено исчисление суммы налога на имущество организаций, подлежащих к уплате в бюджет в заниженном размере, и заявителю доначислен налог на имущество организаций в сумме     72.388.790 руб., начислены пени в размере 4.006.116, 29 руб.

Решением УФНС России по г. Москве от 10.05.2018 № 21-19/097659 решение налогового органа оставлено без изменения.

В обоснование своей позиции общество указывает на то, что основанием заявителю для принятия на учет объекта недвижимости: общественный комплекс с торгово-складским центром, расположенного по адресу: <...> послужило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 77-126000-007009-2015 от 25.12.2015, выданное Комитетом государственного строительного надзора            г. Москвы в установленном законом порядке. Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств БП00000225 (форма ОС-6) здание, расположенное по указанному адресу поставлено на бухгалтерский учет 31.08.2016.

Заявителем представлены энергетический паспорт № ЭП.4627/0051-04/2017, оформленный в марте 2017 по результатам обязательного энергетического обследования ООО «Энерготест» и зарегистрированный в Министерстве энергетики Российской Федерации и энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации от 2013.

В данном случае на момент ввода объекта в эксплуатацию, у заявителя утвержден обязательный для сдачи объекта в эксплуатацию энергетический паспорт проекта здания по СП 50.13330.2012 (приказ Министерства энергетики России от 30.06.2014 № 400), что допускается законодательством. Таким образом, по мнению общества, налоговая льгота по налогу на имущество (п. 21 ст. 381 НКРФ) может применяться в отношении вновь вводимых в эксплуатацию объектов недвижимого имущества (в том числе зданий, сооружений), при наличии на них энергетического паспорта, в котором будет указано на высокий класс энергетической эффективности.

Для целей получения льготы по налогу на имущество и в целях обоснования представления уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2017 ООО «Ривьера» представлены в инспекцию инвентарная карточка учета объектов основных средств по форме ОС-6, энергетический паспорт, регистрационный номер ЭП.4627/0051-04/2017, письмо Минэнерго России № 04-0682 от 18.05.2017 о регистрации энергетического паспорта с присвоением регистрационного номера Минэнерго № 12-827/Э-046/2017, отчет по энергетическому обследованию общественного комплекса с торгово-складским центром по адресу: <...>, разрешение на ввод в эксплуатацию от 25.12.2015 № 77-126000-0070009-2015, отчет от 2015 № 27-10/15-Т-01 (энергетический паспорт здания, составленный на основании проектной документации (объект капитального строительства: здание многофункционального центра, расположенного по адресу: <...>).

Таким образом, по мнению заявителя, обществом выполнены требования, необходимые для получения налоговой льготы, а инспекцией не доказано в чем состоит нарушение налогоплательщика.

По мнению налогового органа, применение обществом налоговой льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным и документально не подтвержденным, мотивируя тем, что на момент ввода спорного объекта в эксплуатацию выдача ЗОС осуществлялась в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 03.04.2007 № 211-ПП. Согласно п. 1.3 Регламента, подготовка и оформление ЗОС, выдаваемых Комитетом заявителям, осуществляются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», постановления Правительства г. Москвы от 02.05.2006            № 311-ПП «Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного  надзора г. Москвы».

Из материалов дела следует, энергетический паспорт 2015  составлен в 2015 году, то есть после ввода объекта в эксплуатацию, на основании проектной документации объекта, в орган государственного строительного надзора не представлен, на предмет соответствия использованных при его составлении сведений проектной документации и характеристикам построенного объекта не проверялся, при выдаче ЗОС не учтен.

Между тем, заявителем заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, не представлено.

Аналогичной позиции придерживается Комитет, который в письме от 02.08.2017 № 09-5596/17-1 указал, что установленный в энергетических паспортах, составленных на основании проектной документации, класс энергетической эффективности носит декларативный характер и не учитывается в ЗОСах.

Таким образом, инспекция полагает, что энергетический паспорт 2015, составленный на основании проектной документации после ввода объекта в эксплуатацию, не является документом, подтверждающим высокий класс энергетической эффективности объекта на момент его ввода в эксплуатацию, и соответственно, не является документом, подтверждающим право Заявителя на применение заявленной льготы.

Положения п. 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает две категории объектов, в отношении которых применяется льгота: вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации; вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 № 2518/09, обязанность обосновать право на применение льготы по налогу возложена на налогоплательщика. При этом право на льготу должно быть документально подтверждено налогоплательщиком до начала применения такой льготы, если иное прямо не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Первая категория: данная льгота применяется в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации.

Из положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» следует, что к таким объектам относятся объекты и технологии, являющиеся движимым имуществом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, с учетом указанных положений норм права, под данную категорию, предусмотренную п. 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик не подпадает.

Вторая категория: данная льгота применяется в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Определение классов энергетической эффективности предусмотрено Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом, как следует из указанного закона, определение классов энергетической эффективности возможно только в отношении товаров и многоквартирных домов.

Класс энергетической эффективности многоквартирных домов определяется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр  «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 09.08.2017 № 28242-ЕС/04 указано, что приказ № 399/пр принят в целях реализации положений п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

В свою очередь, постановление № 18 утверждено в соответствии с положениями ст. ст. 11, 12 Федерального закона № 261-ФЗ.

В связи с изложенными обстоятельствами, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.

Разъяснения относительно возможности определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, даны Министерством энергетики Российской Федерации в письмах от 17.04.2017 № ИА-4031/04, от 08.08.2017 № 04-1133 и от 18.10.2017 № 04-1496, из которых следует, что в настоящее время возможность определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством не предусмотрена. Принципы, порядок, правила определения энергетической эффективности для таких зданий, а также полномочия по их установлению нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не определены.

Законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности маркировка зданий, не являющихся многоквартирными домами, по классам энергетической эффективности не предусмотрена.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.04.2018 № 305-КГ18-501 (дело № А41-90181/2016), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 и Федеральным законом об энергосбережении № 261-ФЗ, установлено определение классов энергетической эффективности исключительно в отношении многоквартирных домов, определение классов в отношении иных зданий, строений и сооружений не предусмотрено.Кроме того, в названном Законе, отсутствуют какие-либо отсылки к подзаконным нормативным правовым актам, которыми могли бы быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к таким объектам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 установлено определение классов исключительно в отношении многоквартирных домов, определение классов в отношении иных зданий, строений и сооружений не предусмотрено.

Параметры энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не определены как в части присвоения класса энергетической эффективности, так и в части требований энергетической эффективности.

Таким образом, с учетом изложенного, установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, Законом не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что заявителю на праве собственности принадлежит именно нежилое помещение, расположенные по адресу: <...>, в связи с чем, под второе условие, предусмотренное п. 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимое для применения льготы по налогу на имущество организаций, налогоплательщик не подпадает.

Для применения льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, наряду с предусмотренным законодательством требованием об определении класса энергетической эффективности объекта, такой объект должен иметь подтверждение высокого класса энергетической эффективности на момент ввода его в эксплуатацию.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения налогоплательщиком льготы по налогу на имущество, установленной п. 21 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.

Оспариваемое решение налогового органа принято во исполнение обязанности общества и не может нарушать его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенные обстоятельства и сведения, полученные в рамках камеральной налоговой проверки, выводы налогового органа являются обоснованными.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.

  Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2018 по делу № А40-120409/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья                                                      Т.Т. Маркова

Судьи                                                                                               Д.Е. Лепихин

                                                                                                                      М.В. Кочешкова