ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-33763/2020
город Москва
23.07.2020 | дело № А40-12306/20 |
резолютивная часть постановления оглашена 22.07.2020
постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2020
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Никифорова Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКП «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП «ГкНИПАС») на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2020
по делу № А40-12306/20
по заявлению ФКП «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» ФКП «ГкНИПАС» (ОГРН <***>)
к ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» (ОГРН <***>)
о признании незаконными пунктов предписания;
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2020;
от заинтересованного лица – не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2020 в удовлетворении заявленных ФКП «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП «ГкНИПАС») требований о признании незаконными п. п. 9, 12, 13, 14, 15 предписания ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» от 28.10.2019 № 212/1/1-72, отказано.
Не согласившись с выводами суда, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения ФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» от 24.09.2019 № 212, в соответствии со ст. ст. 6, 6.1, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уполномоченными ФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» проведена внеплановая выездная проверка выполнения ФКП «ГкНИПАС» ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 36/1/1-129 от 01.04.2019.
От юридического лица возражений относительно законности предписания не поступало, следовательно, на руководителя ФКП «ГкНИПАС» в соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» была возложена обязанность по выполнению указанного предписания в установленный срок.
По результатам проверки административным органом установлены факты невыполнения 72 пунктов ранее выданного предписания в установленный срок, о чем составлен акт проверки от 28.10.2019 № 212.
В связи, с чем ФКП «ГкНИПАС» выдано новое предписание от 28.10.2019 № 212/1/1-72, обязывающее устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Посчитав п. п. 9, 12, 13, 14, 15 предписания ФГКУ «Специальное управление ФПС №3 МЧС России» от 28.10.2019 № 212/1/1-72 не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы ФКП «ГкНИПАС» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствия нарушений прав и законных интересов предприятия.
Рассмотрев повторно материалов дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Относительно п. 9 предписания от 28.10.2019 № 212/1/1-72 следует отметить, что требования п. 8.5 СНиП 10-01-94, на которые ссылается предприятие утратили силу с 01.10.2003 и соответственно, не могут быть приняты во внимание.
Ограничения, вводимые ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, касаются положений настоящего Федерального закона и нормативных документов, принятых после вступления настоящего федерального закона в законную силу и не затрагивают других нормативных документов по пожарной безопасности.
Требования СНиП 21-01-97* на данное время не отменены, введены взамен ранее действующих нормативных документов, распространяются на помещения, здания и другие строительные сооружения не только на всех этапах их создания, но и эксплуатации, и, соответственно, не могут не распространяться на объекты защиты ФКП «ГкНИПАС».
Относительно п. п. 12, 13, 14, 15 предписания от 28.10.2019 № 212/1/1-72 следует отметить, что Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», обязательные для применения и исполнения в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 61 названных Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной зашиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Пункты 12, 13, 14, 15 предписания № 212/1/1-72 от 28.10.2019 не обязывают ФКП «ГкНИПАС» оборудовать существующие здания автоматическими установками пожаротушения, а указывают на неисправность уже смонтированных установок и на основании п. 61 Правил руководитель организации обязан обеспечивать исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организовывать проведение проверки их работоспособности.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность-состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению (ст. 37 Закона).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Закона).
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые п. п. 9, 12, 13, 14, 15 предписания соответствуют требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2020 по делу № А40-12306/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Т. Маркова
Судьи М.В. Кочешкова
Г.М. Никифорова