ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-123365/13 от 03.03.2015 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

        Дело № А40-123365/13

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,

судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от истца - открытого акционерного общества «Оскольский электрометаллургический комбинат» - Мишин С.А. – дов. от 05.12.2014; Чередниченко Д.А. – дов. от 02.12.2014; Неделков А.В. – дов. от 02.12.2014; Ермаков И.А. – дов. от 02.12.2014

от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - не явился (извещен надлежаще)

от третьих лиц – 1) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – не явился (извещен надлежаще)

2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области – не явился (извещен надлежаще)

3) Правительства Белгородской области – Иванова Н.И. – дов. от 12.01.2015 № 1/13-5н

4) муниципального образования Белгородской области «Старооскольский городской округ» - Глухов А.В. – дов. от 21.01.2015 № 1-1-20/93 – до перерыва; не явился (извещен) – после перерыва

5) общества с ограниченной ответственностью «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» - не явился (извещен надлежаще)

6) общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «ГеоГис» - не явился (извещен надлежаще)

7) некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО» - не явился (извещен надлежаще)

рассмотрев 24 февраля 2015 года  - 03 марта 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы муниципального образования Белгородской области «Старооскольский городской округ» в лице администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ОГРН 1023102363008) и Правительства Белгородской области

на постановление от 05 сентября 2014 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Красновой С.В., Сумароковой Т.Я., Кораблевой М.С.,

по делу № А40-123365/13

по иску открытого акционерного общества «Оскольский электрометаллургический комбинат» (ОГРН 1023102358620)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной

третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области; Правительство Белгородской области; муниципальное образование Белгородской области «Старооскольский городской округ»; общество с ограниченной ответственностью «Институт оценки собственности и финансовой деятельности»; общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «ГеоГис»; некоммерческое партнерство «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО»

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Оскольский электрометаллургический комбинат» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата) с требованиями об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости 161 земельного участка, установив ее в размере, соответствующем рыночной стоимости данных участков, а также обязании ответчика внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости, признав рыночную стоимость земельных участков их кадастровой стоимостью, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты вступления в законную силу решения суда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области и общество с ограниченной ответственностью «Институт оценки собственности и финансовой деятельности».

Суд первой инстанции решением от 06.02.2014 удовлетворил требования Общества.

Апелляционный суд, сделав вывод о наличии безусловных оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отмены решения                  от 06.02.2014, а именно принятие судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, определением от 03.06.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Белгородской области (далее – Правительство), муниципальное образование Белгородской области «Старооскольский городской округ» (далее – Городской округ), общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «ГеоГис» и некоммерческое партнерство «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО».

В процессе рассмотрения спора по правилам суда первой инстанции, апелляционный суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял следующее уточнение требований Общества:

Установить кадастровую стоимость земельных участков в нижеуказанном размере, соответствующем рыночной стоимости данных земельных участков:

N п/п

Кадастровый номер

Кадастровая стоимость

1.

31:06:04 01 005:2

17 545 304,00

2.

31:06:04 01 005:3

6 927 088,00

3.

31:06:04 01 005:4

59 568 334,00

4.

31:06:04 01 005:5

7 330 694,00

5.

31:06:04 01 005:6

62 071 758,00

6.

31:06:04 01 005:7

6 937 756,00

7.

31:06:04 01 005:8

17 527 524,00

8.

31:06:04 01 005:9

17 625 314,00

9.

31:06:04 01 005:10

6 946 646,00

10.

31:06:04 01 005:11

17 470 628,00

11.

31:06:04 09 009:1

3 950 716,00

12.

31:06:04 09 009:2

1 884 680,00

13.

31:06:04 09 009:3

842 772,00

14.

31:06:04 09 009:4

31 595 060,00

15.

31:06:04 09 009:5

1 678 432,00

16.

31:06:04 09 009:6

4 553 458,00

17.

31:06:04 09 009:7

4 914 392,00

18.

31:06:04 09 009:8

5 881 624,00

19.

31:06:04 09 009:9

6 409 690,00

20.

31:06:04 09 009:10

31 113 222.00

21.

31:06:04 09 009:11

5 040 630,00

22.

31:06:04 09 009:12

12 730 480,00

23.

31:06:04 09 009:13

4 009 390,00

24.

31:06:04 09 009:14

263 144,00

25.

31:06:04 09 009:15

2 677 668,00

26.

31:06:04 09 009:16

45 443 902,00

27.

31:06:04 09 009:17

29 930 852,00

28.

31:06:04 09 009:18

392 938,00

29.

31:06:04 09 009:19

3 205 734,00

30.

31:06:04 09 009:20

416 052,00

31.

31:06:04 09 009:21

311 150,00

32.

31:06:04 09 009:22

776 986,00

33.

31:06:04 09 009:23

7 711 186,00

34.

31:06:04 09 009:24

369 824,00

35.

31:06:04 09 009:25

3 360 420,00

36.

31:06:04 09 009:26

2 165 604,00

37.

31:06:04 09 009:27

4 121 404,00

38.

31:06:04 09 009:28

3 623 564,00

39.

31:06:04 09 009:29

600 964,00

40.

31:06:04 09 009:30

1 671 320,00

41.

31:06:04 09 009:31

10 625 328,00

42.

31:06:04 09 009:32

1 673 098,00

43.

31:06:04 09 009:33

12 874 498,00

44.

31:06:04 09 009:34

1 888 236,00

45.

31:06:04 09 009:35

3 710 686,00

46.

31:06:04 09 009:36

880 110,00

47.

31:06:04 09 009:37

259 668 010,00

48.

31:06:04 09 009:38

240 143 792,00

49.

31:06:04 09 009:39

426 720,00

50.

31:06:04 09 009:40

47 972 218,00

51.

31:06:04 09 009:41

17 858 232,00

52.

31:06:04 09 009:42

1 715 770,00

53.

31:06:04 09 009:43

20 971 510,00

54.

31:06:04 09 009:44

1 033 018,00

55.

31:06:04 09 009:45

14 172 438,00

56.

31:06:04 09 009:46

3 835 146,00

57.

31:06:04 09 009:47

2 265 172,00

58.

31:06:04 09 009:48

2 508 758,00

59.

31:06:04 09 009:49

49 784,00

60.

31:06:04 09 009:50

2 174 867,00

61.

31:06:04 09 009:51

4 153 408,00

62.

31:06:04 09 009:52

54 556 152,00

63.

31:06:04 09 009:53

22 648 164,00

64.

31:06:04 09 009:54

33 934 908,00

65.

31:06:04 09 009:55

24 442 166,00

66.

31:06:04 09 009:56

40 605 964,00

67.

31:06:04 09 009:57

55 893 208,00

68.

31:06:04 09 009:58

1 482 357 716,00

69.

31:06:04 09 009:59

10 404 856,00

70.

31:06:04 09 009:60

1 228 598,00

71.

31:06:04 09 009:61

1 153 922,00

72.

31:06:04 09 009:69

3 573 780,00

73.

31:06:04 09 009:76

177 800,00

74.

31:06:04 09 009:77

7 917 434,00

75.

31:06:04 09 009:80

168 910,00

76.

31:06:04 09 009:81

168 910,00

77,

31:06:04 09 009:82

220 472,00

78.

31:06:04 09 009:88

233 442 510,00

79.

31:06:04 09 009:91

25 256 490,00

80.

31:06:04 09 009:92

528 066,00

81.

31:06:04 09 009:93

314 706,00

82.

31:06:04 09 009:94

4 267 200,00

83.

31:06:04 09 009:95

5 469 128,00

84.

31:06:04 09 009:96

188 468,00

85.

31:06:04 09 009:98

96 012,00

86.

31:06:04 09 009:99

707 644,00

87.

31:06:04 09 009:100

2 613 660,00

88.

31:06:04 09 009:101

7 583 170,00

89.

31:06:04 09 009:102

11 734 800,00

90.

31:06:04 09 009:103

11 201 400,00

91.

31:06:04 09 009:106

720 090.00

92.

31:06:04 09 009:107

12 045 950,00

93.

31:06:04 09 009:108

10 739 120,00

94

31:06:04 09 009:111

332 062 836,00

95.

31:06:04 09 009:112

261 757 160,00

96.

31:06:04 09 009:113

6 080 760,00

97.

31:06:04 09 009:115

2 382 520,00

98.

31:06:04 09 009:117

149 864 064,00

99.

31:06:04 09 009:119

56 371490,00

100.

31:06:04 09 009:121

29 484 574,00

101.

31:06:04 09 009:122

10 927 588,00

102.

31:06:04 09 009:123

278 562 816,00

103.

31:06:04 09 009:125

5 993 638,00

104.

31:06:04 09 009:129

396 305 532,00

105.

31:06:04 09 009:130

815 421 026,00

106.

31:06:04 09 009:131

10 065 258,00

107.

31:06:04 09 009:132

490 701 330,00

108.

31:06:04 09 009:133

23 784 306,00

109.

31:06:04 09 009:134

569 395 610,00

110.

31:06:04 09 009:135

368 430 048,00

111.

31:06:04 09 009:140

98 638 106,00

112.

31:06:04 09 009:141

935 366 684,00

113.

31:06:04 09 009:142

846 052 410,00

114.

31:06:04 09 009:144

1 074 105 802,00

115.

31:06:04 09 009:153

165 538 912,00

116.

31:06:04 09 009:157

876 546 888,00

117.

31:06:04 09 009:164

135 353 806,00

118.

31:06:04 09 009:1301 (31:06:04 09 009:109)

228 259 640,00

119.

31:06:04 09 009:1302 (31:06:04 09 009:109)

14 391 132,00

120.

31:06:04 09 015:1

147 826 476,00

121.

31:06:04 09 015:3

67 928 490,00

122.

31:06:04 09 015:5

22 669 500,00

123.

31:06:04 09 015:6

2 995 930,00

124.

31:06:04 09 015:8

104 469 946,00

125.

31:06:04 09 015:9

179 346 860,00

126.

31:06:04 09 016:1

711 200,00

127.

31:06:04 09 016:2

1 310 386,00

128.

31:06:04 09 016:3

524 510,00

129.

31:06:04 09 016:4

3 198 622,00

130.

31:06:04 09 016:7

61 989 970,00

131.

31:06:04 09 016:11

16 974 566,00

132.

31:06:04 09 016:12

14 248 892,00

133.

31:06:04 09 016:13

184 337 706,00

134.

31:06:04 09 016:14

43 104 054,00

135.

31:06:04 09 016:15

46 215 554,00

136.

31:06:04 09 016:16

45 518 578,00

137.

31:06:04 09 013:8

2 221 225 174,00

138.

31:06:04 13 005:3

31 344 362,00

139.

31:06:04 13 005:2

24 438 610,00

140.

31:06:04 13 005:1

4 480 560,00

141.

31:06:04 09 016:10

15 859 760,00

142.

31:06:04 09 015:4

35 986 720,00

143.

31:06:04 09 015:2

14 769 846,00

144.

31:05:17 03 002:26

1 998 472,00

145.

31:05:17 03 003:45

7 924 546,00

146.

31:05:17 03 003:46

14 940 534,00

147.

31:05:17 03 003:47

82 899 250,00

148.

31:05:17 03 003:36

129 794,00

149.

31:05:17 03 003:37

766 318,00

150.

31:05:17 03 003:38

190 246,00

151.

31:06:04 01 002:3

1 616 202,00

152.

31:06:04 01 005:1

2 250 948,00

153.

31:06:04 01 007:4

14 039 088,00

154.

31:06:04 01 006:14

37 350 446,00

155.

31:06:04 01 005:21

33 710 880,00

156.

31:06:04 01 002:12

14 597 380,00

157.

31:06:04 01 001:8

1 566 418,00

158.

31:06:04 01 005:24

392 600 180,00

159.

31:06:04 01 005:28

664 972,00

160

31:06:04 01 005:29

167 132,00

161.

31:06:04 09 015:7

31 664 402,00

- обязать Кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость названных земельных участков соответствующей их рыночной стоимости;

- признать рыночную стоимость указанных земельных участков их кадастровой стоимостью, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2013 года.

Апелляционный суд постановлением от 05.09.2014 отменил решение от 06.02.2014 и удовлетворил требования.

В кассационных жалобах Правительство и Городской округ, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить постановление от 05.09.2014 и передать дело на новое рассмотрение.

В отзыве на кассационные жалобы Общество, некоммерческое партнерство «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО» и общество с ограниченной ответственностью «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» просят оставить принятое по делу постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представители Правительства и Городского округа поддержали доводы жалоб, а представители Общества - доводы, приведенные в отзыве на них.

В судебном заседании 24.02.2015 был объявлен перерыв до 03.03.2015; после окончания перерыва от Городского округа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником 161 земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Белгородской области.

Постановлением правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области» (далее – Постановление № 448-пп) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области по состоянию на 01.01.2011.

Кадастровая стоимость 122 спорных земельных участков установлена Постановлением № 448-пп; кадастровая стоимость остальных 39 участков определена после утверждения результатов данной кадастровой оценки с применением удельного показателя кадастровой стоимости в зависимости от вида разрешенного использования для соответствующих кадастровых кварталов, утвержденного Постановлением № 448-пп, на основании приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Общая кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в размере 24 486 570 239 руб. 10 коп.

Обществом представлен отчет от 17.06.2013 № МИ-2/1 об определении рыночной стоимости земельных участков, составленный обществом с ограниченной ответственностью «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», согласно которому рыночная стоимость спорных участков по состоянию на 01.01.2011 составила 15 270 957 893 руб.

Согласно положительному экспертному заключению от 28.06.2013 № 13/07-093/ЭЗ/77/1, выполненному некоммерческим партнерством «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», отчет от 17.06.2013 № МИ-2/1 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями об обязании Кадастровой палаты указать кадастровую стоимость названных земельных участков соответствующей их рыночной стоимости и признании рыночной стоимости данных земельных участков их кадастровой стоимостью, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2013 года, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость.

Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования Общества, сделав вывод о том, что требование о непосредственном судебном принуждении органа кадастрового учета к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, а также требование о применении кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2013, предъявленное к органу кадастрового учета, соответствуют нормам законодательства.

Кассационная инстанция находит, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм права в истолковании, расходящемся с законодательством об оценочной деятельности. Поскольку все существенные для дела обстоятельства судами установлены, суд кассационной инстанции полномочен в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как указано в статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

Между тем, истец не обращался с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию в порядке, установленном статьей 24.19 названного Закона. Комиссией такой спор не рассматривался. Исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной к органу, осуществлявшему функции по кадастровой оценке, также не заявлены.

По действующему порядку основанием внесения изменений в государственный кадастр недвижимости является решение, принятое по спору о результатах кадастровой оценки.

Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что непосредственное судебное принуждение органа кадастрового учета к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости не соответствует нормам законодательства (статья 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности») и иным нормативным актам, определяющим разграничение компетенции государственных органов и учреждений в сфере кадастровой оценки и кадастрового учета.

Так как факт неправомерного уклонения учреждения кадастрового учета от внесения изменений сведений о земельном участке в государственный кадастр отсутствует, то оснований для удовлетворения иска о судебном принуждении Кадастровой палаты внести такие изменения в ГКН не имеется.

Кроме того, Общество требует признать рыночную стоимость указанных земельных участков их кадастровой стоимостью, подлежащей применению с 01.01.2013.

Данное требование основано на вступивших в силу изменениях статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которой, в частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).

Как следует из материалов дела, требования Общества основаны на восстановлении своих прав в сфере налогообложения, которые оно считает нарушенными неправильной кадастровой оценкой. Между тем в рассматриваемом споре требование о применении рыночной стоимости земельных участков с 01.01.2013 в целях налогообложения не может быть предъявлено к органу кадастрового учета, поскольку данные правоотношения регулируются актами налогового законодательства.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2014 года по делу № А40-123365/13 отменить.

В удовлетворении иска открытого акционерного общества «Оскольский электрометаллургический комбинат» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости 161 земельного участка в размере их рыночной стоимости, о возложении на федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанности внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости и признании рыночной стоимости данных земельных участков подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2013 года, отказать.

Председательствующий-судья

В.А. Долгашева

судья

                С.Н. Крекотнев 

судья

                Р.Р. Латыпова